План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Оценка 4.9

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
17.11.2017
План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цель: -познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг»,дать представление о том, что такое былички, в чём их отличие от сказок. Задачи: - охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые характеристики; - развивать способность искать нужные цитаты. Выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением; понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы; - воспитать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.
Бежин луг.docx
План­конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Предварительная подготовка к уроку. Внимательно прочитать рассказ И.С.Тургенева»Бежин луг» из цикла «Записки охотника», найти определение былички. Сравнить былички и сказки. Цель: ­познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг»,дать представление о том,  что такое былички, в чём их отличие от сказок. Задачи: ­ охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые  характеристики; ­ развивать способность искать нужные цитаты. Выделять из текста речевые и  портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением; понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы; ­ воспитать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.                                             Ход урока. 1.Повторение изученного. Учитель: ­ На прошлом уроке мы с вами говорили о писателе Иване Сергеевиче  Тургеневе.Сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством посредством одного из цикла»Записки охотника».Дома вы прочитали рассказ «Бежин луг»,  расскажите, о чём он. Ученик: ­В рассказе «Бежин луг» повествование ведётся от лица автора. Он  заблудился вечером после охоты и вышел к Бежину лугу. Там собрались  ребята. Пока табун пасётся, пятеро мальчиков­ Федя, Павлуша, Илюша,  Костя и Ваня­ рассказывают у костра разные истории. Притворившись  спящим. Автор слушает былички про нечистую силу, утопленников, о солнечном затмении. Дети спорят, правда ли то, на родительскую субботу на  паперти можно увидеть тех , кто умрёт в этом году. Илюша говорит о  Тришке, который явится перед концом света соблазнять народ христианский.  Ночь­ особое время для нечистой силы, и Павлу кажется, что у реки он  слышал голос утопленника Васи. Наутро автор уходит домой. Позже он  узнает. Что в том же году Павел умер , упав с лошади. 2.Работа над новым материалом. Учитель: ­ найдите в тексте, как автор описывает мальчиков. Каким былФедя? Ученик: «Всех мальчиков было пять: Федя,Павлуша,Илюша,Костя и Ваня.(Из их  разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними  читателя). Первому, старшему изо всех, Феде. Вы бы дали лет четырнадцать. Это был  стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица,  кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной,  полурассеянной улыбкой. Он принадлежал , по всем приметам, к богатой  семье и выехал­то в поле по нужде. А так, для забавы…» Учитель: ­ Каким, по­вашему, был этот мальчик? ­ Найдите описание Павлуши.(« У второго мальчика, Павлуши, волосы были  всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот  большой. Но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое,­ что и говорить!­ а всё­таки он мне понравился: глядел он  очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила .Одеждой своей он  щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи и портов…» ­ Как автор относится к этому герою? ­ Найдите описание Илюши.(«лицо третьего, ильюши, было довольно  незначительно: горбоносое, вытянутое, послеповатое, оно выражало какую­то  тупую болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые  брови не расходились­ он словно всё щурился от огня. Его жёлтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из­ под низенькой войлочной  шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём  были новые лапти и онучи; толстая верёвка. Три раза перевитая вокруг стана,  тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему, и Павлуше на  вид  было не более двенадцати лет».) ­ Что мы можем сказать об этом герое по описанию автора? ­Как выглядел Костя?(«Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал  моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было  невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было  можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные,  жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что­ то высказать,  для чего на языке,­ на его языке по крайней мере,­ не было слов. Он был  маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».) ­ Почему Костя показался рассказчику интересным? ­ Найдите описание младшего мальчика.(«Последнего, Ваню, я сперва было и  не заметил: он лежал на земле, смирёхонько приконув под угловатую рогожу,  И только изредка выставлял из­под неё свою русую кудрявую голову. Этому  мальчику было всего лет семь».) ­ Что можно сказать о Ване по его описанию? Учитель: ­Как ведут себя мальчики, боятся ли этих страшных историй, которые  слушают и рассказывают?( Они боятся их и в то же время относятся к ним как к чему­то привычному, житейскому.) ­ Как Павел реагирует на страшные истории?( Павел всегда находит им  правдоподобное объяснение, он уже имеет большой  житейский опыт.) ­ Что необычного произошло с самим Павлом?( Пока он ходил на реку за  водой, мальчики разговаривали об утопленниках и утонувшем Васе, мать  которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что слышал  у реки голос Васи, Илья говорит, что это дурная примета, но Павел отвечает,  что своей судьбы не минуешь.) Учитель: ­Давайте прочитаем, что такое былички, и объясним это понятие.(Быличка­  это небольшое по объёму произведение устного народного творчества,  имеющее мифологическую основу, традиционный набор сюжетов, установку  на достоверность и трагический исход сюжета. Это короткие истории  сказочного характера о встречах человека с домовыми. Эти явления  воспринимаются слушателем как реальные, невымышленные. Их обычно  рассказывает свидетель проишедшего.) ­ Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички, сказки­ всё это  произведения устного народного творчества, фольклор. Как вы считаете,  похожа ли быличка на сказку?( Сказка­ это всегда вымышленная история,  которая заканчивается хорошо, а быличка рассказывает о том, что было на  самом деле, с каким­ конкретным человеком, это страшная история, и  заканчивается она трагично..) Учитель: ­Атмосфера вокруг нагнетает тревожное ощущение , ситуация и личность  рассказчика тоже играют большую роль в том, как воспринимают былички  слушатели. Быличка сложилась за многие века из народных обрядов и  верований, в ней можно найти и подсказку, как вести себя в такой ситуации, и предостережение. Главная тема этого рассказа Тургенева­ человек и его  судьба. В происходящем немало мистики, даже смерть Павла кажется  предсказанной именно той ночью. 3.Подведение итогов. Мы познакомились с одним из рассказов охотничьего цикла И.С.Тургенева,  научились находить в тексте авторскую характеристику героев, сопоставили  жанр былички и сказки, нашли их отличия 4. Анализ и оценка итогов работы. 5.Домашнее задание Составьте для каждого мальчика краткие характеристики, подкрепляя их  цитатами( письменно) Обратите внимание, какими эпитетами описывает  героев автор.

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

План-конспект урока по литературе «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2017