План - конспект урока по литературному чтению, проведённый 
Кырма О. Г. В 3  классе. Программа : ПНШ.
Тема: К. Г. Паустовский « Заячьи лапы».
Цель : знакомство с произведением К. Г. Паустовского « Заячьи 
лапы»
Задачи :
1.Вспомнить сведения из биографии К. Г. Паустовского.
2. Обогатить словарный запас.
3. Понять смысл произведения.
4. Развить беглое, осознанное, выразительное чтение.
Этапы:
Деятельность учителя:
1.Мотиви
-рование 
к уч. 
деят.
Целепол
а-гание.
Эпиграфом  к  нашему уроку
будут слова американского 
философа Ральфа 
Эмерсона :
« Способность видеть в 
обыкновенном чудесное – 
признак мудрости. Как вы 
понимаете эти слова?
Скажите, что вы ждёте от 
урока?
На уроке чтения мы учимся 
не только правильно читать,
но и правильно говорить. 
Вот и сейчас с вами 
проведём речевую разминку.
Кто много читает, тот много 
знает.
 ( прочитайте пословицу про 
себя, тихо, громко, с 
восклицательной 
интонацией, с 
вопросительной 
интонацией.)
Ребята, давайте вспомним,  
какую главу мы с вами 
изучаем? ( Учимся любить)
ь
я:
Деятельност
обучающихс
Ответы детей 
на вопросы.
УУД:
Познават.
Личност.
Проговариван
ие пословицы.
(речевая 
разминка)
Ответы детей.
Познават.
Работа детей 
со словарём 
Ожегова.А  что значит любить? А кого
можно любить? 
А сейчас Аня,зачитает какое 
толкование даёт этому 
слову Ожегов.
Вот и мы с вами сегодня, 
ребята, будем знакомиться с
произведением, в котором 
автор тоже учит нас  с вами 
любить.
А с каким произведение, вы 
узнаете, отгадав загадку:
Чьи- то лапки на белом снегу
наследили, кто- то, робкий, 
лесною опушкой бежал, у 
берёзы кору обглодал. 
( заяц) А чем наследил 
зверёк? Значит точнее, как 
будет называться 
произведение.
А кто автор произведения вы
узнаете, если посмотрите на
портрет и скажите, кто на 
нём изображён.( К. Г. 
Паустовский) Значит чётко и
скажите, какая тема нашего
сегодняшнего урока.( анализ
произведения К. Г. 
Паустовского « Заячьи 
лапы» )
А какая тогда цель?
Чтобы добиться цели, надо 
решить задачи. На доске 
задачи расположены в 
разбивку. Ваша задача 
расставить в правильной 
последовательности.
А какие задачи?
Ребята, ещё раз скажите 
какая первая задача? 
Значит, сейчас мы будем её 
решать.
И сейчас Марьяна выйдет к 
доске и расскажет нам о 
творчестве К. Г. 
Паустовского.( слайд 3 - 12
)
Отгадывают 
загадку.
Познават.
Познават.
Ответы детей.
Работа с 
портретом 
писателя.
Выводят тему 
урока, цель и 
задачи.
Регулят.
Познават.
Регулят.
Познават.
Сообщение 
обучающейся,
рассказ по 
презентации.
Ответы детей.
Самооценка.
Ответы детей.
Работа с 
содержанием 
учебника.
Слушание 
2.Открыт
ие новых 
знаний.аудиозаписи 
произведения
.
Ответы детей.
Работа с 
текстом 
учебника.
Работа в 
группах со 
словарём.
Познават.
Коммун.
Самооценка.
Регулят.
Физминутка.
Ответы детей.
А ваша задача слушать её 
внимательно, и ответить на 
вопрос:
 « Что вам показалось из 
жизни автора наиболее 
интересным?
Ребята, а скажите,  решили  
мы первую задачу? Давайте 
оценим себя, как мы 
поработали. Саша, почему 
ты себя оценил на высокий 
уровень, а ты Матвей, 
почему на средний уровень.
Ребята, а какая вторая 
задача? Давайте будем её 
решать.
Открываем содержание 
учебника и ищем нужную 
страницу, на которой 
находится наше 
произведение.  И так какая 
страниц ?
А сейчас ребята, послушайте
аудиозапись этого 
произведения. Ваша задача: 
следить по учебнику и 
ответить на вопросы: « 
Понравилось ли вам это 
произведение? И чем именно
понравилось?
А какое настроение  у вас 
вызвало это произведение?
Ребята, вам значения всех 
слов понятны, которые 
встретились в тексте? ( нет) 
А какие не понятны? 
(оголец, прошамкала, 
янтарный камень, онучи, 
посох, в пенсне, кратер, 
коновал, порох.) 
Ребята, а  значения  этих 
слов в каком словаре мы 
можем найти? ( в Толковом 
словаре) ( показ словаря)
Вот и мы с вами сейчас 
поработаем с этим словарём 
в группах.3.Первич
ное 
закрепл.
Познават.
Личност.
Познават.
Регулят.
Познават.
Первая группа ищет в 
словаре значение слова 
оголец.  Вторая значение 
слова онучи, третья–  
пенсне, а четвёртая – 
коновал.
Когда будете готовы, 
покажите, домик.
А  значения остальных слов  
мы с вами  выясним вместе.(
слайд 13 )
Ребята, а скажите, решили 
мы с вами вторую задачу? А  
сейчас давайте оценим себя 
как мы поработали. Почему 
Кристина ты оценила себя 
на средний уровень, а 
Даниил на средний уровень?
А сейчас мы  с вами немного 
отдохнём. Марьяна выходи к
доске.
( физминутка)
Ребята, а скажите, какая 
третья задача. Вот сейчас 
мы с вами будем её решать.
Ребята, скажите, что 
случилось с зайцем?
 А почему Ваня пришёл к 
ветеринару?
 Какие чувства испытал 
мальчик, неся обожжённого 
зайца? Докажите это 
прочитав строчки из 
произведения. (стр. 164. Со 
слов Ваня вытер слёзы и 
пошёл лесами домой…)
А кто участвовал в спасении 
зайца? (Ваня, дедушка, 
аптекарь, детский врач Карл
Петрович) 
А кто не захотел прийти на 
помощь лесному жителю?
( ветеринар)
Найдите в тексте и 
зачитайте, что ответил  
ветеринар  на просьбу Вани?
Работа с 
текстом 
учебника.
Ответы детей.
Работа с 
текстом 
учебника.
Подбор 
прилагательн
ых.
Словесное 
рисование.
Ответы детей 
из 
жизненного 
опыта.
Работы над 
героями 
произведения
в группах.
Ответы детей.
Работа  с 
текстом 
учебника.стр.164. вверху.
 Значит, скажите,какой 
ветеринар?
( подберите нужные 
прилагательные)
А каким вы представляете 
зайца из этого рассказа, а 
каким Ваню? 
( Словесное рисование )
А вы как бы поступили на 
месте Вани, помогли ли бы 
зайцу или нет?
Может у вас даже в жизни 
случались подобные 
ситуации, расскажите.
Назовите действующих лиц 
рассказа?( Ваня, дедушка, 
аптекарь , детский врач 
Карл Петрович) 
А сейчас ребята, поработаем
над качествами героев  в 
группах.  Я вам сейчас 
выдам листочки,  на которых
слева написаны герои 
рассказа, а справа их 
качества. Ваша задача: 
соединить стрелкой героя с 
правильным качеством.
( слайд 14- 19)
Как только будете готовы, 
покажите домик.
А скажите, кто спас дедушку
от пожара? ( заяц)  А как 
спас?
А вот сможете ли вы 
доказать, что заяц, которого
с помощью доктора спас дед
– тот самый заяц, в которого 
он стрелял из ружья. 
Докажите, зачитав нужные 
слова из текста. (Стр.167 )
Ребята, а скажите, что хотел
сказать нам автор этим 
произведением?
Чему научить? ( нужно уметь
видеть и чувствовать боль 
другого, проявлять 
Ответы детей.
Познават.
Работа с 
эпиграфом.
Продолжают 
предложения.
Личност.
Самооценка.
Регулят.
Познават.
Ответы детей.
Работа с 
текстом 
учебника.
Слушают 
чтение 
отрывка.
Регулят.
Коммун.4.Рефлек
сия.
Регулят.
сострадание к братьям 
нашим меньшим, помогать 
друг другу.)
А теперь, ребята, давайте 
вернёмся к эпиграфу урока 
и ответим на вопрос: 
« Открыли ли мы с вами 
простые истины и  какиеэти 
истины »
Ребята,  у вас на столах  
лежат листочки. Ваша 
задача продолжить 
предложения, и пополнить  
корзину мыслей.
Быть добрым значит…
Быть добрым легко….
Быть добрым тяжело….
Ребята, надо научиться 
искренне дарить добро, не 
ожидая какой - либо выгоды.
И главное научиться видеть,
что кому- то нужна ваша 
помощь.
Ребята, скажите, решили ли 
мы третью задачу? А  сейчас
давайте оценим себя как мы 
поработали. Почему Саша  
ты оценил себя на средний 
уровень, а  Ксюша на 
средний уровень?
Ребята, а скажите какая 
четвёртая задача. Давайте
её с вами решать.
В этом рассказе описывается
страшное бедствие. А какое?
( лесной пожар)  
Ребята, а давайте найдём в 
тексте, на какой странице 
автор описывает пожар. Это 
описание мы с вами будет 
учиться  читать 
выразительно, а потом и на 
оценку у доски.
 Сейчас я вам покажу 
пример , как правильно надо
читать это произведение, а 
ваша задача слушать меня 
Работа с 
памяткой.
Работа с 
критериями 
оценки.
Работа в 
парах.  
Взаимооценка
.
Чтение 
отрывка на 
оценку у 
доски.
Взаимооценка
.
Самооценка.
Ответы детей.
Итоговая 
самооценка.
Записывают 
домашнее 
задание.внимательно и  следить по 
тексту.  
Посмотрите на слайд, на 
котором вы видите памятку, 
давайте вспомним, как 
правильно, выразительно 
читать произведение.
( слайд 20)
А сейчас прочитайте этот 
отрывок в парах и поставьте
друг другу оценки, а 
оценивать вы друг друга  
будете по критериям, 
которые вы видите на 
слайде. ( громко, 
выразительно, целыми 
словами) ( слайд 21)
А сейчас кто желает у доски 
прочитать, этот отрывок на 
оценку. 
( другие дети оценивают 
чтение) 
Ребята, скажите, решили ли 
мы четвёртую задачу? А  
сейчас давайте оценим себя 
как мы поработали. Почему 
Саша  ты оценил себя на 
высокий  уровень, а  Ксюша 
на средний уровень?
Ребята, посмотрите,сколько 
мы с вами решили задач, а 
добились ли мы  цели.
А какие открытия вы 
сделали для себя сегодня на
уроке?
Ребята, а сейчас давайте 
оценим себя, как вы 
поработали в течение всего 
урока. На столах у вас лежат
листочки, ваша задача 
поставить точку на нужной 
шкале.
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание на выбор
по степени сложности.