Урок 116
Приемы устных вычислений
(учебник,
с. 81–82; рабочая тетрадь, с. 59; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые задачи на нахождение целого по его доле, четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые составные задачи на нахождение целого по его доле, четвертого пропорционального, записывая условие в таблицу, арифметическим способом, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты
культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать
собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://ivch.ucoz.ru/load/3_klass/matematika/razrabotka_uroka_na_temu_quot_umnozhenie_i_delenie_trjokhznachnykh_chisel_okanchivajushhikhsja_nuljami_quot_s_prezentaciej_po_programme_m_moro/22-1-0-4
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: устные приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000, оканчивающихся нулями.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Ребята, какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (День космонавтики.)
– Вы знаете, кто первым полетел в космос? (Ю. А. Гагарин.)
– В каком году это было? (12 апреля 1961 года.)
– Полет первого в мире космонавта продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут? (1 ч 48 мин.)
– Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом? (Умным, сильным, ловким, мужественным и знающим.)
– Нужны ли космонавту математические знания? Как вы думаете, зачем? (Ответы учащихся.)
– Кто из вас мечтает полететь в космос? (Ответы учащихся.)
– Предлагаю этот урок посвятить подготовке к предстоящему космическому путешествию.
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке закрепим знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях, будем совершенствовать приемы устных вычислений в пределах 1 000, познакомимся с умножением и делением трехзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями.
III. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Логическая задача.
Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя и Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?
Варианты ответов:
а) 15; б) 21; в) 30; г) 33; д) 36.
В музее ребята увидели:
1) первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 года;
2) второй искусственный спутник Земли, который был запущен 3 ноября 1957 года. В специальном контейнере был первый космический путешественник – собака Лайка.
– Назовите четные числа от 30 до 50.
– Назовите нечетные числа от 30 до 45.
– В сумме 7 слагаемых. Каждое слагаемое равно 3. Чему равна сумма? (21.)
2. Блицтурнир.
а) Если на каждую рубашку для космонавта идет по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?
Решение: 3 · 9 = 27 (м) – в куске.
Ответ: в куске было 27 метров полотна.
б) На 2 костюма для космонавтов идет 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?
Решение: 8 : 2 = 4 (м) – на 1 костюм.
Ответ: 4 метра материи требуется на 1 костюм.
в) Космический нож стоит 200 р. Сколько заплатили за 3 таких ножа?
Решение: 200 · 3 = 600 (р.) – стоят 3 ножа.
Ответ: 600 рублей заплатили за 3 ножа.
3. Индивидуальная работа (во время устного счета).
Карточка 1.
Найдите значения выражений и сравните.
15 : 5 – 2 … 15 : (5 – 2)
3 · 8 – 20 : 4 … (3 · 8 – 20) : 4
48 + 36 + 14 … 48 + (36 + 14)
Карточка 2.
Найдите значения выражений и сравните.
12 : 6 – 2 … 12 : (6 – 2)
73 – 17 + 29 … 73 – (17 + 29)
36 : 9 + 3 – 2 … (36 : 9 + 3) – 2
Карточка 3 (3-й уровень).
Найдите значения выражений и сравните.
2 · 10 + 2 … 10 · 5 + 5
70 : 7 + 7 … 30 : 3 + 3
100 : 10 + 10 … 40 : 10 + 4
IV. Изучение нового материала.
1. Решение примеров.
60 · 4 80 : 2 540 : 9
6 дес. · 4 = 24 дес. 8 дес. : 2 = 4 дес. 54 дес. : 9 = 6 дес.
60 · 4 = 240 80 : 2 = 40 540 : 9 = 60
2. Чтение вывода в учебнике на с. 68.
– Умножение и деление трехзначных чисел, которые оканчиваются нулями, как сложение и вычитание, легко заменить действиями с сотнями и десятками.
Например:
180 · 4 = 720, потому что 18 дес. · 4 = 72 дес.
900 : 3 = 300, потому что 9 сот. : 3 = 3 сот.
3. Закрепление (работа по учебнику).
№ 1 (с комментированием).
– Сравните выражения в каждом столбике и вычислите их значения.
8 : 2 = 4 23 · 4 = 92
800 : 2 = 400 230 · 4 = 920
20 · 5 = 100 48 : 3 = 16
200 · 5 = 1 000 480 : 3 = 160
№ 2 (с комментированием).
– Вычислите с устным объяснением.
300 · 3 = 900 840 : 2 = 420
400 : 4 = 100 560 : 4 = 280
№ 3 (устно).
– Космический корабль пролетел 200 км. Это составило пятую часть расстояния. Чему равно расстояние?
Решение: 200 · 5 = 1 000 (км) – всего.
Ответ: 1 000 километров – все расстояние.
V. Закрепление изученного материала.
№ 4.
– Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый по 2 м. Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска, если расходовать по 4 м ткани на каждый?
– Записываем краткое условие в виде таблицы:
|
Расход на 1 вещь |
Кол-во вещей |
Общий расход |
Детский плащ |
2 м |
12 шт. |
? |
Взрослый плащ |
4 м |
? |
Одинаковый |
– Зная, что на 12 плащей идет по 2 м ткани, найдем общий расход:
1) 12 · 2 = 24 (м) – в куске.
– Теперь можем ответить на вопрос задачи:
2) 24 : 4 = 6 (п.) – для взрослых.
Ответ: из куска ткани выйдет 6 плащей для взрослых.
Задание на смекалку.
– Космонавту необходимо быстро и правильно принимать верное решение, иметь прочные математические знания.
– Сравните произведения и, не вычисляя, скажите, какое из них больше?
1) 7 · 8 · 9;
2) 9 · 8 · 6;
3) 8 · 9 · 10.
– А космонавты должны справляться с такими заданиями в невесомости. На слайде фотографии с тренировки.
VI. Самостоятельная работа.
– Как зовут человека, который первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов первым вышел в открытый космос из космического корабля.)
– Как зовут первую женщину-космонавта? (Первая женщина в космосе – Валентина Терешкова.)
– Впишите недостающие числа и вычислите произведение.
I вариант II вариант
c · 30 = 3 · c = c c · 20 = 90 · c = c
40 · c = c · c = 200 2 · c = c · 10 = 200
c · 40 = c · c = 280 4 · c = c · 5 = c
4 · c = c · 9 = c c · c = c · c = 150
Взаимопроверка.
I вариант II вариант
6 · 30 = 3 · 60 = 180 9 · 20 = 90 · 2 = 180
40 · 5 = 50 · 4 = 200 2 · 100 = 20 · 10 = 200
7 · 40 = 70 · 4 = 280 4 · 50 = 40 · 5 = 200
4 · 90 = 40 · 9 = 360 3 · 50 = 30 · 5 = 150
Дополнительные задания: рабочая тетрадь, № 1–3, с. 59.
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового узнали на уроке? (Мы познакомились с устным приемом умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями.)
– Что у вас получалось? Не получалось? Почему? (Ответы учащихся.)
– С каким настроением вы покидаете урок? (Ответы учащихся.)
Домашнее задание: учебник, с. 82, № 5–6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.