План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Сложноподчиненное предложение.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Сложноподчиненное предложение. Тема. Сложноподчинённое предложение. Цель: формирование умений находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема. Сложноподчинённое предложение. Цель: формирование   умений   находить   главное   и   придаточное предложения;   определять   место   придаточного,   его   связи   с   главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Ход урока. 1. Проверка домашнего задания (упражнение 76­ое). ИдеАлы,   прогрЕССивный, колОССальный,     интЕрнациональный, гиганТский, тружЕНики, прИвИлегированный,   чуВствовать,   чеСтвовать,   эшЕлоны,   прЕобразовать, колоННы, програММист,  кОмпьютер, пАрламентский.   мировоЗЗрение, совремЕННик,     (Гигантский   и   колоссальный   ­   слова­синонимы.   Значение   чего­то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)  ­   Ребята,   прочтите   мне   составленные   вами   словосочетания   со   СОВРЕМЕННИК,   КОЛОССАЛЬНЫЙ, словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ. (Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником),   колоссальный   улов   (впечатляющий   улов),   современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным),   персональный компьютер (личная электронно­вычислительная машина), парламентское решение   (решение   членов   парламента,   высшего   законодательного представительного органа многих государств)). 2. Слово учителя. ­   Хорошо,   ребята.   Мы   с   вами   изучили   уже   сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах   в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.   Сложноподчинённые Тема   урока   так   и   звучит: предложения. (Запись темы в тетрадях.) Но   прежде,   чем   приступить   к   изучению   новой   темы,   давайте вспомним, какие предложения называются сложными? (Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)           А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?  (Сложноподчинённые   предложения   –   это   такие   предложения,   в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или   союзными   словами,   например   :   1)   Сделано   всё,   ЧТОБЫ   я   мог работать   спокойно.   2)   Выехали   в   едва   зазеленевшие   поля,   НАДКОТОРЫМИ   в   солнечном   свете,   трепеща   крыльями,   жарко   пел жаворонок.)          Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения  входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся  должны расставить в нём знаки препинания.   «Слово   о   полку   Игореве»   уникальное   художественное   произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. («Слово   о   полку   Игореве»   ­   уникальное   художественное произведение,  повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.   В   предложении   одна   грамматическая   основа:   «Слово   о   полку Игореве»   ­   подлежащее,   произведение   –   сказуемое.   Есть   обособленно определение,   выраженное   причастным   оборотом   («повествующее   о воинских   подвигах»).   Значит   предложение   простое,   осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)               чтобы   оно   стало    Задание:   переделайте   предложение   так, сложноподчинённым.   Запишите,   подчеркните   грамматические   основы, начертите   его   схему. («Слово   о   полку   Игореве»   ­   уникальное художественное   произведение,   которое   повествует   о   воинских   подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово   о   полку   Игореве»   ­   подлежащее,   произведение   –   сказуемое; повествует – сказуемое.  Есть  союзное  слово  которое. Значит предложение сложноподчинённое.)                  Схема :      [    ] , (которое …). 4. Чтение материала, данного в учебнике.      Схема:           (      ), и (      ).                    5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку. 1)   Над   Русью   нависла   грозная   опасность   новых   разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.  (Над   Русью   нависла   грозная   опасность   новых   разрушительных вторжений,   и   автор   «Слова…»   призывает   к   сплочению   всех   русских князей.   В   предложении   две   грамматических   основы   :   1   ­   опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.) Задание : начертите схему предложения.автор   верил. сложноподчинённое.)                          Схема :         [        ],   (потому что…).           6. Обобщение.                 Замените   предложение   (устно)   сложноподчинённым   с    придаточным,   отвечающим   на   вопросы   ПОЧЕМУ?   ПО   КАКОЙ ПРИЧИНЕ? (Над  Русью нависла  грозная  опасность, поэтому  автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.)             Сравните  оба  предложения.  Что между   ними  общего и  чем   они отличаются? (Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)          2)   Несмотря   на   трагические   события,   описанные   в   «Слове…»,   оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.    Начертить схему.   Задание   :   доказать,   что   предложение   сложноподчинённое.       (В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2­   Значит   предложение   Есть   союз   ПОТОМУ   ЧТО.          ­ Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке. Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)          Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность?      (В   сложноподчинённом   предложении   выделяются   главное   и придаточное   предложения.   Придаточное   предложение   зависит   от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)           А   в   чём   различие   сложносочинённого   и   сложноподчинённого предложений?  (В   сложносочинённом   предложении   нет   и   не   может   быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав   сложносочинённого,   обладают   равноправностью,   например:   1) Налетает ветер, и через минуту­другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине   дупла   послышался   шорох,   и   мы   вдруг   увидели   там   толстуюзмею,   свернувшуюся   в   огромное   кольцо.   В   сложноподчинённом   же предложении   простые,   входящие   в   его   состав,   не   обладают равноправностью.  Придаточное предложение зависит от главного.)          С   помощью   чего   могут   быть   связаны   в   сложноподчинённом предложении простые?  (С помощью союзов и союзных слов.)                   Являются ли союзы членами придаточного предложения?      (Нет.) Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?      (Нет. Союзные слова являются членами предложения.)          Какие три группы выделяются среди союзных слов?  (1 ­ слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова,     слова, которые выступают то как которые всегда являются союзами; 3 ­    союз, то как союзное слово.)           Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.  (Что, когда, как). 7. Выставление оценок. 8. Домашнее задание   (запись его на доске): прочитать  § ;  особое внимание   обратить   на   таблицу,   помещённую   в   учебнике,   выполнить упражнение.