План-конспект урока по теме "Конус. Полная и боковая поверхность конуса."
Оценка 4.9

План-конспект урока по теме "Конус. Полная и боковая поверхность конуса."

Оценка 4.9
Контроль знаний +4
docx
математика
11 кл +1
13.02.2017
План-конспект урока по теме "Конус. Полная и боковая поверхность конуса."
Презентация по теме "Конус. Основные элементы и формулы для вычисления площадей поверхности конуса."
Урок_по_теме_Конус.docx

План урока по теме «Тела вращения. Конус»

Дисциплина:_математика (геометрия)

Преподаватель:__Дареева С. Н.      

Тип занятия:_урок изучения нового материала

Вид занятия:__комбинированный урок

Цели занятия:

1.       Образовательная (дидактическая):

·     ознакомить с понятиями: конус, образующая конуса, высота конуса, основание и боковая поверхность конуса; с формулами для нахождения площади боковой и полной поверхности конуса.

·     научить применять формулы площади боковой и полной поверхности конуса при решении задач.

2.       Развивающая: 

·        развивать внимание, вычислительную и графическую культуру,

3. Воспитательная:

·     воспитывать аккуратность, точность;

·     прививать интерес к математике.

Межпредметные связи:__алгебра, физика, биология, химия, черчение.

 

Оснащение занятия:

Наглядные пособия, раздаточный материал по теме урока, презентация по теме конус, тестовые задания по теме «Цилиндр», мультимедийная презентация

ТСО:_интерактивная доска Smart Board, программа Notebook, ПК, экран, проектор для показа презентаций.
 

Структура занятия:

1.   Организационный момент.

2.   Повторение  пройденного материала (письменное тестирование по теме «Цилиндр»).

3.   Изучение нового материала (Просмотр мультимедийной презентации).

4.   Закрепление материала - решение задач практического характера.

5.   Итог урока.

6.   Домашнее задание.

Оборудование: компьютер,  раздаточный материал по теме урока, буклеты.

Ход урока:

1.     Здравствуйте, ребята. Вокруг нас очень много геометрических  тел, которые приносят пользу нам в нашей жизни. Например, остовы для мостов делают в форме цилиндров,  так как  такая форма очень устойчива и долговечна под длительным и большим давлением.

2.     Сейчас проверим ваши знания по теме «Цилиндр». Проведем тестирование по вариантам. (Листы с тестовыми заданиями лежат на столах у ребят, они вписывают ответы прямо в лист.)

3.      Сегодня мы ознакомимся с новым понятием,  это также тело вращения - конус. Запишите тему нашего занятия: Конус. Площадь боковой и полной поверхности конуса. На этом занятии вы узнаете, что такое конус, ознакомитесь с видами конуса и формулами нахождения площадей поверхности конуса.

(Смотрим презентацию).

Итак, мы ознакомились с телом вращения - конус, узнали его основные элементы. Я буду показывать, а вы называйте элемент конуса. (слайд 24)

Элементы конуса: Боковая поверхность

(коническая поверхность)

Образующие (АР, ВР, РС )

Основание (круг)

Вершина (т. Р)

Ось – прямая ОР

Высота – отрезок ОР

                                           Радиус - АО

Задачи практического характера: (на слайдах  31-32)

Задача 1.  Какова площадь поверхности воронки, образовавшейся при взрыве 122-мм бомбы? 

Задача 2.  Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы?

Чтобы решить эти задачи, нам нужно знать формулы площади боковой и полной поверхности конуса.

Смотрим следующий слайд (слайд 33) и выпишем формулы в тетрадь:

Формулы для вычисления боковой поверхности и полной поверхности конуса: Sбок.= πRℓ, Sосн.= πR², Sп.п.к. =Sбок.+Sосн.= πR(R+ℓ)

4.     Теперь вернемся к задачам и решим их с помощью новых формул.

Задача 1 (слайд 34): Для решения задачи нада измерить длину окружности основания воронки: С= 12м  и глубину по склону: ℓ=1,5 м

     Найти: Sбок.=?     Решение: Sбок.= πRℓ,    С= 2πR ,   R=С/2π

Sбок.= πRℓ= πСℓ / 2π=С ℓ/ 2=12*1,5 / 2= 9 м²           Ответ: 9 м²

Задача 2 (слайд 36):  Дано: Н=4 м,  D=6 м  Найти: Sбок.=?

Решение:  Sбок.= πRℓ,     R=D:2 = 6:2 = 3(м),  ℓ= √ Н² +R² = √4² + 3² = 5 (м.)       Sбок.≈ 3,14* 3*5 ≈ 47,1(м²)                        Ответ: ≈ 47 м²

Задача 3(слайды 37-39): Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

Решение: S= πR²

_ FАО= 180° - 120°/2=30°

   FA=8•2=16 (катет, лежащий против угла в 30°)

  АО= √ FA²-FO² = √16²-8² = 8√3 (по теореме Пифагора)

  S = π (8√3)² =192π ≈602,88 м²

  Ответ: ≈603 м²

(Проверяем решение)

5.   Подведение итогов (на мультимедийной доске,  слайды 40-42):

Задание 1: Какое из изображенных тел является конусом? Выбрать эти тела:

конус006

 

Задание 2: Ответьте на вопрос и запишите первую букву напротив вопроса.  Как называется:

1. Фигура, полученная при поперечном сечении конуса?

2. Отрезок, соединяющий вершину с окружностью основания?

3. Имеет ли конус центр симметрии?

4. Тело, полученное при пересечении конуса плоскостью, параллельной основанию?

5. Фигура, являющаяся боковой поверхностью конуса?

Какое слово получилось из первых букв? (КОНУС)

Задание 3: Домашнее задание (на слайде 43).

6.   Заключение: Итак, сегодня вы узнали, что такое конус, ознакомились с формулами вычисления площадей (боковой и полной конуса). Применили эти формулы при решении задач. До свидания.

Литература:

1.       Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 10-11.Учебник для 10-11 классов средней школы. –М.:Просвещение, 2015.

2.       Pedsovet.ru

Приложение 1

 

Тестовая работа по теме «Цилиндр». Вариант 1.

 

задача

выбор ответа

1

Радиус основания цилиндра равен 2 см, высота – 5 см, тогда площадь боковой поверхности равна:

40p

10p

20p

4p

2

В цилиндре радиуса осевым сечением является квадрат, а площадь основания равна 16 p кв.дм. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

80p

96p

64p

32p

3

Радиус основания цилиндра в два раза меньше образующей, равной 4, тогда площадь боковой поверхности равна:

16p

32p

4p

8p

4

Площадь полной поверхности цилиндра, полученного вращением прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см вокруг его большей стороны, равна:

56p

72p

88p

48p

5

Если площадь боковой поверхности цилиндра равна 64 p кв.м, а высота – 4 м, тогда радиус равен:

16

8

26

8p

6

Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 10 и 16 см, то площадь основания цилиндра может быть равна: 

256p

100p

24p

64p

7

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту и радиус увеличить в три раза?

3

6

9

27

8

Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 12 и 8 см, то площадь боковой поверхности цилиндра может быть равна:

36p

64p

48p

96p

9

Во сколько раз уменьшится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту уменьшить в 4 раза а радиус увеличить в 2  раза?

не изменится

8

4

2

10

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту уменьшить в 3 раза а радиус увеличить в 12 раз?

4

6

не изменится

8

Продолжение приложения 1

 

Тестовая работа по теме «Цилиндр». Вариант 2.

 

задача

выбор ответа

1

Диаметр основания цилиндра равен 4 см, высота – 3 см, тогда площадь боковой поверхности равна:

40p

10p

12p

4p

2

В цилиндре радиуса осевым сечением является квадрат, а площадь основания равна 9p кв.дм. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

40p

54p

60p

32p

3

Радиус основания цилиндра в три раза меньше образующей, равной 6, тогда площадь боковой поверхности равна:

24p

32p

4p

8p

4

Площадь полной поверхности цилиндра, полученного вращением прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см вокруг его меньшей стороны, равна:

56p

105p

154p

48p

5

Если площадь боковой поверхности цилиндра равна 64 p кв.м, а радиус – 8м, тогда образующая равна:

16

4

26

8p

6

Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 10 и 16 см, то площадь основания цилиндра может быть равна: 

256p

100p

24p

25p

7

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его радиус увеличить в три раза?

9

3

6

27

8

Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 6 и 8 см, то площадь боковой поверхности цилиндра может быть равна:

9p

64p

36p

48p

9

Как изменится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту увеличить в 4 раза, а диаметр уменьшить в 2  раза?

Увеличится в 2 раза

Увеличится в 8 раз

Не изменится

Уменьшится в 2раза

10

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту уменьшить в 3 раза, а радиус увеличить в 6 раз?

2

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План урока по теме «Тела вращения

План урока по теме «Тела вращения

Изучение нового материала (Просмотр мультимедийной презентации)

Изучение нового материала (Просмотр мультимедийной презентации)

Радиус - АО Задачи практического характера: (на слайдах 31-32)

Радиус - АО Задачи практического характера: (на слайдах 31-32)

Задание 1: Какое из изображенных тел является конусом?

Задание 1: Какое из изображенных тел является конусом?

Приложение 1 Тестовая работа по теме «Цилиндр»

Приложение 1 Тестовая работа по теме «Цилиндр»

Продолжение приложения 1 Тестовая работа по теме «Цилиндр»

Продолжение приложения 1 Тестовая работа по теме «Цилиндр»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017