План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
24.10.2019
План урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1.Борьба за власть сыновей Владимира Красное Солнышко.
2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3.Управление государством при Ярославе.
4.Отношения Руси с другими государствами.
IV. Закрепление изученного материала
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Основные понятия и термины: междоусобица, лествичное право, «Русская Правда»-1016г.
Основные даты: 1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого в Киеве.
Домашнее задание: п.7, подготовить сообщение по теме «Мономах - история имени» к п.
План-конспект.docx
План конспект открытого урока в 6«Б» классе
Тема урока: Русское государство при Ярославе Мудром.
Цель: изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава
Мудрого.
Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира
Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава
Мудрого;
Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с
учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать
умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности;
Воспитательные задачи привитие уважения к историческому прошлому страны,
формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на
примере Ярослава Мудрого
Планируемые результаты урока:
Личностные: формулирование ценностных суждений по изучаемой проблеме; оценивание
человеческих качеств и поступков на основе осмысления деятельности Ярослава Мудрого.
Предметные: шестиклассники смогут: назвать основные направления внутренней и
внешней политики Ярослава Мудрого; сформулировать и аргументировать свое мнение по
вопросу общественных отношений при Ярославе; использовать сведения из исторической
карты как источника информации; правильно использовать исторические термины
(усобицы, закон, «Русская правда»).
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД: шестиклассники научатся: соотносить свои действия с
планируемыми результатами; самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности в
процессе учебной деятельности; оценивать правильность решения учебных задач;
Познавательные УУД: шестиклассники научатся: анализировать текстовую информацию;
формулировать и аргументировать свое мнение по проблеме, логически строить
рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
Коммуникативные УУД: шестиклассники смогут задуматься о важности для себя лично
ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе; выскажут собственное мнение о
личности Ярослава;
План урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1.Борьба за власть сыновей Владимира Красное Солнышко.
2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3.Управление государством при Ярославе.
4.Отношения Руси с другими государствами.
IV. Закрепление изученного материала
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Основные понятия и термины: междоусобица, лествичное право, «Русская Правда»
1016г. Основные даты: 10191054 гг. – правление Ярослава Мудрого в Киеве.
Домашнее задание: п.7, подготовить сообщение по теме «Мономах история имени» к п.
Ход урока.
I. Организационный момент (1 мин.)
Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня прекрасное солнечное утро и я рада
приветствовать Вас на уроке истории. Прошу занять свои места и посмотреть все ли у Вас
готово к уроку, обратите внимание на доске на слово "ТРУД" (тетради, ручки, учебники,
дневник). Если все на месте, поднимите руку и так, начинаем урок.
II. Проверка домашнего задания (5 мин.)
Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом занятии? (Правление Владимира
Красное Солнышко, крещение Руси).
Для того, чтобы вспомнить материал я предлагаю Вам ответить на вопросы на
выданных Вас листочках. Там 5 вопроса, касающихся домашнего задания.
(раздаются карточки учащимся)
Возьмите в руки карандаши и поменяйтесь листочками. проверьте работу
одноклассника.
III. Изучение нового материала (20 мин.)
Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные,
иногда обидные. Князю, о котором мы сегодня будем говорить, дали прозвище
«Мудрый».
«Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием
новых земель , но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия ; не
всегда побеждал , но всегда оказывал мужество; успокоил Отечество и любимый
народ свой….» Н.М.Карамзин (слайд 1)
Ребята, как Вы думаете о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Правильно о Ярославе
Мудром
Тема нашего урока: Русское государство при Ярославе Мудром. (записать в
тетради) – слайд 2
На уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3)
1.Борьба за власть сыновей Владимира Красное Солнышко.
2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3.Управление государством при Ярославе.
4.Отношения Руси с другими государствами.
Какие цели Вы поставите перед собой на этом уроке?(вспомнить правление
Владимира Красное Солнышко; познакомиться с внутренней политикой Ярослава
Мудрого; сделать ввод об управлении государством при Ярославе Мудром и т.д.)
В конце урока нам предстоит ответить с Вами на один вопрос: "Почему период
правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского
Государства?"(слайд 4)
У князя Владимира было 12 сыновей. Владимир разделил земли между сыновьями.
Следует заметить, что Владимир сделал сыновей не независимыми правителями областей,
а всего лишь своими наместниками. (слайд 5)
После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. провел
второе распределение городов. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав к древлянам, Всеволод во Владимир Волынский, Мстислав в
Тмутаракань (в Крыму). Полоцк же был оставлен за сыном умершего Изяслава.
Задание № 1. Работая с первым пунктом «Борьба за власть сыновей Владимира» § 7
учебника, ответьте на вопросы:(слайд 6)
С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси?
(управлять огромной территорией было не просто, Владимир отправил 12 своих сыновей в
разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя).
Кому Владимир желал передать киевский престол? (Борису)
Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья Святополк и Ярослав?
(это намерение им не нравилось).
Каким образом Святополк занял киевский престол? (Святополк дарами
расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем).
Почему Святополк получил прозвище Окаянный? (Святополк решил избавиться от
опасных соперников Бориса, Глеба и Святослава подослав к ним тайных убийц).
Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев?
(Ярослав собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил
против Святополка».
Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга?
(Святополк собрал войско призвав печенегов, а также заручился помощью своего тестя
польского короля Болеслава, чтобы убрать поляков, Святополк заручился помощью
киевлян).
Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у
городка Любеч? (Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр, и внезапным
ударом разбил киевлян. Святополк бежал к Болеславу. Ярослав занял престол в Киеве.
Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол? (в 1018 г.
Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править
там сам. Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. В городе
началось восстание. Поляки вынуждены были бежать. Киевским князем вновь стал
Святополк).
Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси? (усобицы не закончились.
Борьбу с Ярославом начал его младший брат Мстислав (из Тмутаракани). Мстислав
победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру).
В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси? (в 1036 г.,
после смерти Мстислава).
К какому выводу мы можем придти? Таким образом, мы пришли к выводу: власть
князя была прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на
престол. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами,
приведшими к гибели его братьев. Такая борьба за власть называется междоусобица . Давайте запишем это определение в
тетрадь. (слайд 7)
Междоусобица – вооруженная борьба между князьями – родственниками.
Правление Ярослава Мудрого 10191054гг.
Физминутка (2мин.)
«Игра данетка» (Я предлагаю вам термин и его значение, а вы, если соглашаетесь со
мной, хлопаете в ладоши, а если нет, топаете ногами).
1) Летописьзапись событий по годам (Да)
2) Первая русская княгиня, принявшая христианство Ольга (Да)
3) Уроки место для сбора дани (Нет)
4) Крещение Руси произошло в 988г. (Да)
5) Язычество религиозные верования до принятия христианства (Да)
6) Бояре — это старшие дружинники при князе (Да)
7) Бортничествосбор диких ягод, грибов (Нет)
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого
Став единоличным правителем государства в 1036 г. Ярослав Мудрый занялся
укреплением государства. (слайд 8)
Просмотр фильма о Ярославе Мудром (слайд 9)
1) Что сделал Ярослав Мудрый для распространения христианства?
Киеве?
2) Что сделал Ярослав Мудрый для установления порядка на Руси?
3) В честь какой победы Ярослав Мудрый воздвиг Собор св. Софии в
Стремясь навести порядок в своем государстве, киевский князь создал в 1016г.
первый письменный свод законов «Правда Ярослава» (первая часть «Русской
Правды»). (слайд 10)
Что же предусматривал закон? Давайте познакомимся с отрывками из (слайд 11)
"Правды Ярослава" Обратимся к стр. 62 учебника.
Наказание за убийство свободного человека, кражу, оскорбление.
Какие законы вам представляются справедливыми?
Какие из них вам кажутся несправедливыми?
Вывод: «Русская Правда» защищала интересы князя и близких ему людей.
3.Управление государством при Ярославе.(слайд 12)
Высшая власть в государстве принадлежала князю. Киевский князь издавал законы,
был главным судьей и защитником Русской земли. Изменилось право наследования
киевского престола. 4. «Отношения Руси с другими государствами»
Свои взаимоотношения с различными государствами Ярослав Мудрый выстраивал
следующим образом. Он продолжил политику своего отца и деда по укреплению южных
границ, строя новые крепости. Сражался с печенегами в 1036 г. После чего, они больше не
совершали набеги на Русь.
Князь расширял границы государства и укреплял безопасность на северозападе. В 1030 г.
он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город
Юрьев. (показ на карте) После неудачного похода на Византию в 1043 г., он смог заключить
мирный договор в 1046 г., скрепив его браком своего сына с дочерью византийского
императора Константина Мономаха. Своих дочерей и сыновей он женил и отдавал замуж за
принцев и принцесс западных государств: Швеции, Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и
Дании, Англии. (показ на карте)
Слайд 13
Итак, мы возвращаемся к проблемному вопросу
Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского
Государства?"(слайд 14)
Ваши ответы.
"Почему период правления
IV
. Закрепление учебного материала
Назовите итоги правления Ярослава Мудрого:
укрепление международного авторитета Киевской Руси;
укрепление княжеской власти;
развитие торговли, ремесел;
распространение просвещения;
издание единого сборника законов.
V. Домашнее задание (слайд 15)
1) п.7 (пересказ); найти определение понятиям "Общерусские святые", "Закон"
2) Р.т. Стр. 30 №4 3) По желанию подготовить сообщение по теме «Мономах история имени»
Вы сегодня отлично поработали на уроке! Сегодня получают дополнительные
оценки_____________________
VI. Рефлексия
Учащимся раздаются листочки с рефлексией
План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
План-конспект урока "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс Истории России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.