План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
29.10.2018
Объяснение цели и задач.
Разучивание упражнений на развитие артикуляционного аппарата(артикуляционная гимнастика, скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»)
Знакомство с попевками, развивающими вокальный слух и певческий голос (на «легато» «Родина, Родина моя», по полутонам вверх и вниз)
Пение упражнений на формирование чистого унисонного пения (на примере песни «Во поле береза стояла»)Объяснение цели и задач.
Разучивание упражнений на развитие артикуляционного аппарата(артикуляционная гимнастика, скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»)
Знакомство с попевками, развивающими вокальный слух и певческий голос (на «легато» «Родина, Родина моя», по полутонам вверх и вниз)
Пение упражнений на формирование чистого унисонного пения (на примере песни «Во поле береза стояла»)
план-конспект хорового кружка.doc
Планконспект занятия
хорового кружка
1. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
Цель: Знакомство со строением голосового аппарата.
Задачи: Воспитание вокального навыка.
Развитие музыкального слуха.
2. Распевание учебнотренировочного материала.
Показ и работа над вокальнохоровыми упражнениями.
Объяснение цели и задач.
Разучивание упражнений на развитие артикуляционного аппарата(артикуляционная
гимнастика, скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была
тупа», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»)
Знакомство с попевками, развивающими вокальный слух и певческий голос (на «легато»
«Родина, Родина моя», по полутонам вверх и вниз)
Пение упражнений на формирование чистого унисонного пения (на примере песни «Во
поле береза стояла»)
3. Объяснение нового материала: Тема «Роль диафрагмы в пении».
Пение упражнений на укрепление дыхания. «Цепное» дыхание»
Разучивание песенного материала. Песня «Моя Россия»
Краткая беседа о жанре песни, об идее произведения.
Показисполнение. Анализ музыкальной структуры.
Характеристика динамического рисунка, темпоритма.
4. Работа по расширению кругозора воспитанников:
Прослушивание музыкального материала (Симфония «Богатырская» И. Бородина.
Обсуждение. Рассказ о творчестве русского композитора).
5. Перерыв (проведение игры «Кто главный?» – на примере автомобиля).
6. Повторение музыкального материала из репертуара коллектива.
7. Закрепление изученного материала.
8. Подведение итогов занятия, формулировка вывода.
Планконспект урока
Обучающие
обеспечить формирование у студента
Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью
Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением
Цель урока:
артикуляционного аппарата.
Задачи урока:
1.
артикуляционного аппарата;
обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
2. Развивающие – создать условия для развития у студента
дикционных навыков в разнообразных темпах;
активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
эмоционально образной сферы психологических процессов (воображения,
мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными
произведениями;
знаний об особенностях работы
умения пользоваться нижнеребернодиафрагматическим дыханием. 3. Воспитательные создать условия для
воспитания сознательного подхода к обучению;
повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой
самореализации;
стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
п о источнику знаний:
наглядные – наглядно иллюстративный, слайдшоу, показ, ТСО;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности:
репродуктивный, частичнопоисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения,
методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
объяснительноиллюстративный,
Технологии:
личностноориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы
проблемного обучения, имитационно игрового моделирования профессиональной
деятельности, информационной, арттехнологии;
исполнительские технологии: формирования певческой культуры,
ассоциативнообразного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений,
аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика
Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало
становления
Используемая нотная литература:
1. Ф. Абт. Школа пения. М.,1985. .
2. Хрестоматия вокальнопедагогического репертуара: для меццо сопрано. Музыкальное
училище III курсы./ Сост. П. Понтрягин. М.: Музыка, 1970.
3. Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и
Джульетта»./ Ноты с сайта www
. notarhiv
. ru
4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3 5 лет).
Пособие для муз. руководителей дет. сада. /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. –
М.: Просвещение, 1986.
Ход урока.
I.Объявление темы, цели и задач урока.
II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
2.Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый
ответ студента).
Использование упражнений: интонационнофонопедические, способствующие
развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных
навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В.
Емельянов); упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных
навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и
улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления
студента, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки…» с разным
эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.
Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных действий и
самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для
выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный
самоконтроль.
3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10 ).
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью
голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и
мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной
фразировки.
4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из
музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта». Задача работы над данным
произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое
внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата
студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова
(Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более
ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.
В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела
«Строение голосового аппарата» «Артикуляционный аппарат» слайды №12 –
15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция»,
«артикуляция».
Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать
такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному
исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время
будет работать над исправлением его вокальнотехнических недостатков. В
результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность
прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие
вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения,
проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление,
самостоятельность и творчество обучающегося пению.
5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки Песня Ильиничны
«Ходит ветер у ворот» из музыки к трагедии А.Кукольника. Данное
произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним
– анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести
студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному
исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного
слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения
дикционной активности голоса при разных нюансах.
Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации
артикуляционного аппарата студента.
Для этого используется метод
мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного
пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального
произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно
пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную
мускулатуру.
6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент
(М.Иорданский «Голубые санки» ). Задача работы – отработка навыков плавного
голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое
внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с
учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования
имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в
своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может
проходить в одном из двух вариантов: 1 с воображаемыми детьми, 2 – педагог
выступает в роли ребенка (по выбору студента).
III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что
— нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).
IY. Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами
романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского,
сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песня Ильиничны
из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки,
выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать
несколько исполнительных планов этого произведения.
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогомвокалистом Александрой
Николаевной Стрельниковой
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и
голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
улучшают дренажную функцию бронхов,
положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
улучшают нервно психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская
сотня” 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов работы на уроке, то
количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.
Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса»,
готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч
кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу
друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг
другу, а не крестнакрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение
всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит
вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не
выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем,
выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте»
легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение:
встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются
ниже них) вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в
пояснице), обнимая себя за плечи, тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами
движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице –
встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик так, вдох с пола вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не
напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Приложение №2.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 48 раз, пока не почувствуете, что акти
визировалась работа слюнных желез.
"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы
стали покусывать середину языка. Повторите 48 раз.
Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком
верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите
несколько раз.
Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как
бы чистим языком зубы.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем
верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо
обрадованное лицо.
После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстновисочные
суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами
костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "впередвниз", т.е.
круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости вперед, дальше
вертикальной вниз.
Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "впередвниз" с
открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием
нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите
несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед
вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна
быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на
более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту
артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3е изд.,
испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3е
изд. – М., 2008: http://strelnikova.ru
План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
План-конспект занятия хорового кружка. Тема: «Физиология певческого звукообразования».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.