Свято́й — мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между Богом и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи.
Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно. Но в православной русской традиции наиболее чтимыми святыми являются Иоанн Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим Саровский,Александр Невский, князь Владимир, а также местночтимые святые.На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н. Рериха, В. Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службыДокумент Microsoft Office Word 97 - 2003 (.doc)
Святые зели русской.doc
Гимназия № 12.
Открытый урок музыки в 4 классе
«Святые земли русской»
Учитель музыки,
педагог высшей категории
Водопьянова Т.М.
2011 2
Образовательные области: литература, искусство, история религии.
Класс: 4
Тема: «О России петь, что стремиться в храм»
( Святые земли русской).
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных
связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской
поэзии, музыки, живописи.
Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей,
приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры
Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.
Задачи:
1. Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального
наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви.
2. Развивающая – продолжить развитие вокальнохоровых навыков, творческих
способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в
ходе анализа музыкальных и художественных произведений.
3. Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке,
воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского
народа, его духовным святыням.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся:
Коллективные
Содержание урока:
Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и
светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные
теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки
православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания
учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный
центр. .
Предполагаемые результаты урока:
3
Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди,
совершившие воинский или духовный подвиг во имя России.
Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:
1. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый
том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых
двенадцати.)
2. История русской литературы XXVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред.
академика Д. С. Лихачева.
3. Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье СвятоТроицкой
Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с.
4. Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978.
5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.
6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня»,
1915. – 40 с.
7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. –
8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО
Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.
9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с.
10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»:
Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
384 с.
11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. /
сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за
2001 год. М., 2002. С. 8394.
12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.пед. учеб.
заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с.
112 с.
13.Федотов Г.П. Святые древней Руси .992— (Клуб любителей истории Отечества).
14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. –
350 с.
15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
17.Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ 4
”.
№ Музыкальный
материал,
частные задачи
Конспект урока
Содержание урока
Организационный
момент. Распевка.
Вход в класс под музыку песни «
Золотые купола». В качестве распевки
использованы фрагмент песни.
1
2
Оборудование,
дополнительная
литература
Слайд № 1
Постановка задач
урока – создание
эмоционального
настроя, рабочей
установки на урок
Сегодняшний урок мы посвятим русской
духовной музыке, связанной с именами
святых русской православной церкви.
Слайд №2
Обратите внимание на эпиграфы к уроку.
Мы вернемся к ним позже. Давайте
прочтем: «Клянусь честью, что ни за
что на свете я не хотел бы переменить
Отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков».( А.
Пушкин)
« О России петь, что стремиться в
храм…»
3.
Основная часть.
Беседа –
актуализация ранее
полученных
знаний; –
сообщение
(Звучит хор их канаты « Александр
Невский» С..Прокофьева « Вставайте,
люди русские!» 5
информации из
истории
становления жанра
“духовная музыка
”; – развитие
логического
мышления, умения
сравнивать,
сопоставлять,
выражать свое
отношение к
произведению
искусства.
Вспомните, пожалуйста, кому была
посвящена эта музыка С. Прокофьева.
Давайте попробуем повторить основную
музыкальную тему (исполнение по нотной
записи, беседа о характере звучания
музыки).
Как вы уже сказали, это музыка кантаты
« Александр Невский». Что вы о нем
знаете? А как вы думаете, почему именно
этого князя причислили к лику святых?
4.
Введение в тему.
интеграция
жизненного опыта
и научных знаний;
– развитие
мышления; –
обогащение
словарного запаса;
– развитие навыков
элементарного
анализа
произведений
Проверка адресного поискового задания
учащихся:
Слайды №5, 6
— мифическая или историческая
Свят йоо
личность, особенно чтимая в различных
религиях за благочестие, праведность,
богоугодность, стойкое исповедание веры,
посредничество между Богом и людьми. изобразительного
искусства; –
формирование
умения обобщать,
делать выводы.
6
Основными критериями канонизации
общецерковных и местночтимых
подвижников веры в Русской Православной
Церкви являются праведное житие,
безукоризненная православная вера,
народное почитание, чудотворения, и если
таковые есть, нетленные мощи.
Выделить более «авторитетных» и менее
«авторитетных» святых невозможно. Но в
православной русской традиции наиболее
чтимыми святыми являются Иоанн
Креститель, Николай Чудотворец (Николай
Угодник), Сергий Радонежский, Серафим
Саровский,Александр Невский, князь
Владимир, а также местночтимые святые).
Расширение и
углубление общей
эрудиции
учащихся.
Отчет о
выполнении
поискового
адресного
задания.
Формирование
навыков
составления
сообщений по
конкретной
исследовательской
теме.
5
6
7.
Каких еще русских святых вы знаете?
(Слайды №7 – 12)
Слайды № 5,6
( Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга,
князь Владимир, Кирилл и Мефодий,
Сергий Радонежский). Кем они были?
Кого называли Святым?
Ученик (адресное задание):
Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю
превосходство.
Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.
Выразительное чтение
стихотворения,
эмоциональный оклик
на просмотр картин М.
Нестерова и Н.Рериха.
Вы видите, что в честь них писались иконы, у
которых верующие просили о заступничестве
и помощи. На иконах и на картинах великих
русских художников М. Нестерова,
Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон,
особые правила в изображении святых. Вы
видите светящийся нимб, как чистый свет
Слайды № 7 12 (Слайды № 13 – 19)
Беседа с
учащимисяо
традициях русской
иконописи и
живописи русских
художников.
Использование
межпредметных
связей, повторение
сведений ,
изученных на
уроках
« Окружающего
мира».
8.
7
святого духа. Мы уже говорили о том, как
иконой святого князя Александра Невского
благославляют призывников перед началом
службы в армии. Существует также музыку в
честь этих святых. Это может быть
концертное, светское произведение, как,
например, кантата « Александр Невский».
Ученик (адресное задание):
С именем святого равноапостольного
великого князя Владимира связано одно из
самых значительных событий в истории
славян во времена княжения Владимира
Русь приняла святое крещение. Святой князь,
любовно прозванный народом Владимир
Красное Солнышко, был сыном князя
Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга
(память 24/11 июля), была первой из
княжеского рода, кто принял веру Христову.
И хотя Владимир был воспитан в язычестве,
пример бабки, великой княгини Ольги, имел
для него несомненное
значение. До своего обращения в
христианство Владимир, ставший киевским
князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но
князь испытывал неудовлетворение
языческой верой и в поисках духовного
опыта обратился к другим религиям. В Киев
прибыли представители католицизма,
ислама, иудаизма и православия. Наибольшее
впечатление на Владимира произвела беседа
с греческим проповедникомфилософом.
Князь отправил пословбояр в
Константинополь. По возвращении бояре
поведали
Владимиру о красоте православного
богослужения и о том великом чувстве,
которое они пережили в Царьградском храме
Святой Софии. Их слова определили 8
решение князя: он принял крещение вблизи
города Корсунь в Крыму от православного
епископа. Пришедшим из Византии
духовенством были крещены и киевляне.
Приняв православие, кн. Владимир духовно
преобразился и своим милосердием удивлял
даже священников. Князь скончался в 1015
году. Память равноапостольному князю
Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь
святого князя во многих городах России
были возведены храмы. Самый знаменитый из
них находится в Киеве, где состоялось
Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и
в нашей липецкой области
Гимн, тропарь и Величание князю
Владимиру
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Слайд №
(исполнение, работа 9.
Разучивание по
нотной записи.
Вокально –
хоровая работа.
Слуховые
впечатления от
стилистических
особенностей
мелодии,
гармонического
сопровождения,
имитирующего
многоголосие.
10. Изучение нового
материала. Беседа
о личных
впечатлениях
учащихся от
посещения
церковных
богослужений,
обстановки,
убранства храма.
9
Веют святые хоругви, светла Православья
обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли
просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
над чистотой и
выразительностью
интонации, обратить
внимание учащихся на
традицию а,капельного
исполнения
песнопений в
православной музыке).
Духовная музыка – это музыка, связанная с
текстами религиозного содержания, и
предназначена для исполнения во время
богослужения и в быту. Попробуем
разобраться в этих понятиях и прикоснуться
к величайшему художественному наследию
русского народа: церковной музыке, а также
живописи и архитектуры.
Духовная музыка является не только
достоянием верующих людей, к ней тянутся
люди разных возрастов и профессий не
только потому, что это красивая музыка, в
ней скрыты глубокие национальные корни,
это живой родник духовности, родник
нравственности.
Созданные этими композиторами
произведения предназначены либо для
церковного богослужения, либо для
концертного исполнения. Есть в церковной
музыке и другая сфера – обиходная, более
скромная, доступная исполнению не только 10
небольшому церковному хору, но даже
прихожанам
Слайд № 24
Вопрос учителя:
Как вы понимаете слова: духовность,
духовный человек, духовная музыка?
Учащиеся:
Это музыка, которая звучит во время
богослужения.
Давайте вместе вспомним ваши ощущения,
которые вы испытываете от присутствия в
храме, когда поет церковный хор, тихо
мерцают свечи, освещая лики святых.
11. Формирование
музыкально –
образного
впечатления о
звучании
церковного
колокола.
Звучит запись звонов
Троице – Сергиевой
лавры.
Просмотр картины
И.Левитана«Вечерний
звон».
Православное богослужение называется
литургия. Перед началом службы звучит
особый музыкальный инструмент –
церковный колокол
Храмы украшают, облагораживают наше
суетное бытие, радуют глаз,
умиротворяют душу и внешней зримой
красотой, и гармоничным звоном
колоколов. Святые старцы говорят:
“Пока стоит на земле хоть один
православный храм, есть у человека
надежда на спасение”.
Свое впечатление от звучания колокола,
услышанного на закате осеннего дня,
воплотил русский художник И.Левитан в
картине
« Вечерний звон».
12.
Православное богослужение состоит из
многих эпизодов. В состав литургии входят
Слайды № 28,29 11
Ознакомление с
основными видами
церковных
песнопений и их
особенностями.
различные виды песнопений, которые
исполняют по очереди священники, хор, все
прихожане. Вот наиболее важные виды
церковных песнопений:
Стих раио
песнопение, поётся на стих псалма.
— вид тропаря — краткое
Жития святых — это жанр агиографической
литературы, литературноисторические
памятники, основным содержанием которых
является описание жизни подвижников,
причисленных Православной Церковью к
лику святых. Для этого жанра характерны
строгие содержательные и структурные
ограничения. В этом принципиальное
отличие житий от жизнеописаний и светских
биографий.
Акафист одно из самых популярных
гимнографических произведений.
Тропарь — краткое песнопение, в котором
раскрывается сущность праздника или
прославляется святой. Так же называются
отдельные, содержащие законченную мысль,
молитвенные воззвания, из которых состоит
канон, и, в некоторых случаях, другие
краткие молитвословия.
Псал моо
текст христианской религиозной поэзии или
молитвы (из Ветхого Завета).
Конд као
жанр церковной византийской гимнографии.
искала гимн... Замечательное исполнение
хор поёт с силой (не в смысле громкости).
«хвалебная песнь») гимн на
—
Духовная музыка – это музыка, написанная
на канонический текст (молитва). К
религиознодуховной музыке в последнее
время сильно возрос интерес. Она стала
звучать в концертах, по радио и телевидению,
сделано много записей на дисках. Как вы
думаете, почему?
В области духовной музыки создано много 12
уникальных произведений, истинных
шедевров. Их авторами являются известные
композиторы: Д.Бортнянский,
М.Березовский, П.Чайковский,
С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и
есть произведения, написанные безымянными
авторами. Их произведения стали
достоянием высокого искусства, в них
выражен глубокий философский смысл: о
человеческой жизни, о страдании и терпении,
познании радости, о жизни земной и вечной.
Слайд №30
Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В.
Рахманинов. Прошу вас письменно ответить
на несколько вопросов, а затем вы зачитаете
ответы на них:
1. Какие голоса исполняют это
произведение?
2. Есть ли инструментальное
сопровождение?
3. Какое впечатление производит
музыка?
Существует также жанр духовной песни. На
сегодняшнем уроке мы разучим одну из них.
Песня называется «Золотые купола».
Слайды № 32 –40
Использование
минусовки.
13.
14
Рефлексия
Анализ
музыкального
произведения –
развитие навыков
анализа
музыкального
произведения, его
характера,
выразительных
средств музыки
– знакомство с
историей создания
музыкального
произведения
Работа над
текстом,
построчное
разучивание
мелодии,
определение
характера и
исполнительского
плана песни.
Сообщение
домашнего
задания 13
15..
вариативного
типа.
Домашнее задание:
«Впечатление от православной службы»
описать в небольшом сочинении,
стихотворении или в виде рисунка.
Запись в дневник,
тетрадь.
16. Итоговая часть.
Обобщение
полученных
знаний.
Музыкальное
« послесловие».
Слайд № 41
Выход из класса:
« Херувимская» П.
Чеснокова.
Итак, что нового вы узнали на уроке? Что
вам особенно 16.понравилось? О чем вы
расскажите своим друзьям и родителям?
Больше тысячи лет прошло со времени
крещения Руси. Свое отношение к великим
праведникам наш народ выражал, причисляя
к лику святых самых лучших, самых верных
своих сыновей и дочерей.
1. Какую музыку называют духовной?
2. Какие виды духовной музыки вы
знаете?
3. Чем отличается церковная музыка от
музыки концертной?
Каких русских святых вы помните?
Ход урока:
Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы
фрагмент песни. Учитель:
14
Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами
святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы
вернемся к ним позже. Давайте прочтем:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить
Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
А. Пушкин
« О России петь, что стремиться в храм…»
С. Есенин ( Слайд № 2)
Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4).
Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева.
Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной
записи, беседа о характере звучания музыки).
Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А
как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых?
Ответы учащихся по результатам домашнего задания: 15
Свят йоо
— мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных
религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры,
посредничество между Богом и людьми. Основными критериями канонизации
общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви
являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание,
чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи.
Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно. Но в
православной русской традиции наиболее чтимыми святыми являются Иоанн
Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим
Саровский,Александр Невский, князь Владимир, а также местночтимые святые).
(Слайды № 5,6)
Учитель:
Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12)
( Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий
Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым?
Ученик (адресное задание):
Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю превосходство.
Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.
Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве
и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха,
В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите
светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой
святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в
армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное,
светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо
духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн
Святому князю Владимиру.
.
Ученик (адресное задание): 16
Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру
С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых
значительных событий в истории славян во времена княжения Владимира Русь приняла
святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом Владимир Красное
Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11
июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был
воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное
значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980
году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в
поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители
католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира
произвела беседа с греческим проповедникомфилософом. Князь отправил пословбояр в
Константинополь. По возвращении бояре поведали
Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они
пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он
принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим
из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир
духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в
1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь
святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них
находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей
липецкой области. (Слайды № 13 – 19).
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Веют святые хоругви, светла Православья обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
(исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание
учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке). 17
Учитель:
Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и
предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в
этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского
народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры.
Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди
разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты
глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного
богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера
– обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному
хору, но даже прихожанам
Вопрос учителя:
Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?
Учащиеся:
Это музыка, которая звучит во время богослужения.
Учитель:
Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в
храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых.
(Рассказы учащихся –(Слайд № 24)
Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый
музыкальный инструмент – церковный колокол. ( Звучит запись звонов Троице – Сергиевой
лавры).
Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют
душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы
говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда
на спасение”.
Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил
русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон».
( Слайд № 28).
Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят
различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все
прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: ( Слайды № 28,29)
Стих раио
— вид тропаря — краткое песнопение, поётся на стих псалма.
Жития святых — это жанр агиографической литературы, литературноисторические 18
памятники, основным содержанием которых является описание жизни подвижников,
причисленных Православной Церковью к лику святых. Для этого жанра характерны
строгие содержательные и структурные ограничения. В этом принципиальное отличие
житий от жизнеописаний и светских биографий.
Акафист одно из самых популярных гимнографических произведений.
Тропарь — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или
прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль,
молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие
молитвословия.
Псал моо
молитвы (из Ветхого Завета).
Конд као
искала гимн... Замечательное исполнение хор поёт с силой (не в смысле громкости).
«хвалебная песнь») гимн на текст христианской религиозной поэзии или
— жанр церковной византийской гимнографии.
Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К
религиознодуховной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в
концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете,
почему?
В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров.
Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский,
П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные
безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них
выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении,
познании радости, о жизни земной и вечной.
Учитель:
Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов.
Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:
4. Какие голоса исполняют это произведение?
5. Есть ли инструментальное сопровождение?
6. Какое впечатление производит музыка? ( Слайд №30)
Вопрос учителя:
Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?
Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные
пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви».
Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой
стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода. 19
Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского
сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался
молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке.
Неторопливо, подетски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу
хранителю.
Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них.
Песня называется «Золотые купола».( Слайды № 32 –40)
( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии,
определение характера и исполнительского плана произведения).
Итоговые вопросы учителя:
Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим
праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных
своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской
воссиявшим».В конце урока давайте вспомним:
4. Какую музыку называют духовной?
5. Какие виды духовной музыки вы знаете?
6. Чем отличается церковная музыка от музыки концертной?
7. Каких русских святых вы помните? ( Слайд № 41).
Домашнее задание:
«Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении
или в виде рисунка.
Выход из класса:
« Херувимская» П. Чеснокова. Литература
20
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.
Ссылки:
http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/10/23/011.jpg А.Невский
http://protown.ru/pic/ruk_alexandr_mevsky_14.jpg А.Невский
http://s017.radikal.ru/i405/1110/db/a794c19c3cff.jpg
http://img11.nnm.ru/3/5/5/4/b/56cb5f6063a20511080d4461921.jpg
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Разработка урока «Святые земли русской»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.