Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)
Оценка 4.9

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
музыка
4 кл
03.02.2019
Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)
Программа по музыке для 1-4 классов составлена на основе Закона об образовании (ст.9,14,29), Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 39», а также в соответствии с авторской программой «Программа общеобразовательных учреждений. «Музыка 1-4 кл.» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: «Просвещение», 2014 год. Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, выпускаемым издательством «Просвещение».
РП и КТП Музыка 4 класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №39» Согласовано: Председатель методического совета __________Ж. А. Ковалева                                                         _____________ М. Н. Титова «___» __________  2018 г.                       Утверждаю:                     Директор МБОУ «СШ № 39»         «___» ____________ 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ  (уровень начального общего образования, базовый) Класс: 4  «А» Срок реализации данной программы: 2015­2019 уч. год Программа:   «Программа   общеобразовательных   учреждений.   «Музыка   1­4   кл.»   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. ­ М.: «Просвещение», 2014. Учитель: Клюянова Инна Владимировна 1 г. Норильск 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по музыке для 1­4 классов составлена на основе Закона об образовании (ст.9,14,29),   Фундаментального   ядра   содержания   общего   образования,   Требований   к результатам   начального   общего   образования,   представленных   в   Федеральном государственном   образовательном   стандарте   общего   образования   второго   поколения, Основной  образовательной  программы начального общего образования МБОУ «СШ № 39», а также в соответствии с авторской программой «Программа общеобразовательных учреждений.   «Музыка   1­4   кл.»   Е.Д.Критской,   Г.П.Сергеевой,   Т.С.   Шмагиной.   ­   М.: «Просвещение», 2014 год. Данная   программа   обеспечивается   учебно­методическим   комплектом   по   музыке для   1­4   классов   под   редакцией   Е.Д.   Критской,   выпускаемым   издательством «Просвещение». Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с учебным планом начального общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1 ­ 4 классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 ­ 4 классах). Планируемые результаты  освоения учебного предмета «Музыка» Личностные  результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,   которые   они   должны   приобрести   в   процессе   освоения   учебного   предмета «Музыка»:  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности   на   основе   изучения   лучших образцов   фольклора,   шедевров   музыкального   наследия   русских   композиторов, музыки   Русской   православной   церкви,   различных   направлений   современного музыкального искусства России;  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии   природы,   культур,   народов   и   религий   на   основе   сопоставления произведений   русской   музыки   и   музыки   других   стран,   народов,   национальных стилей;  умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной   деятельности,   их   понимание   и   оценка   –   умение   ориентироваться   в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;  уважительное отношение к культуре других народов;   сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;  развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;   овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; 2  ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;  формирование   этических   чувств   доброжелательности   и   эмоционально ­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  развитие  музыкально­эстетического  чувства, проявляющего  себя в  эмоционально ­ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные  результаты  характеризуют   уровень   сформированности универсальных   учебных   действий   учащихся,   проявляющихся   в   познавательной   и практической деятельности:  овладение способностями   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности,   поиска   средств   ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;  освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового   характера   в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания   музыкальных   образов;   определять   наиболее   эффективные   способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;  продуктивное   сотрудничество   (общение,   взаимодействие)   со   сверстниками   при решении   различных   музыкально­творческих   задач   на   уроках   музыки,   во   внеурочной   и внешкольной музыкально­эстетической деятельности;  освоение   начальных   форм   познавательной   и   личностной   рефлексии;   позитивная самооценка своих музыкально­творческих возможностей;  овладение   навыками   смыслового   прочтения   содержания   «текстов»   различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;  приобретение   умения   осознанного   построения   речевого   высказывания   о содержании,   характере,   особенностях   языка   музыкальных   произведений   разных   эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;  формирование   у   младших   школьников   умения   составлять   тексты,   связанные   с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;  овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, установления   аналогий   в   процессе   интонационно­образного   и   жанрового,   стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально­творческой деятельности;  умение   осуществлять   информационную,   познавательную   и   практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия   на   электронных   носителях,   обучающие   музыкальные   программы,   цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально­ творческой деятельности:  формирование   представления   о   роли   музыки   в   жизни   человека,   в   его   духовно­ нравственном развитии;  формирование общего представления о музыкальной картине мира; 3  знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;  формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры   родного   края,   развитие   художественного   вкуса   и   интереса   к   музыкальному искусству и музыкальной деятельности;  формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому­либо виду) музыкально­творческой деятельности;  умение   воспринимать   музыку   и   выражать   свое   отношение   к   музыкальным произведениям;  умение  эмоционально   и осознанно  относиться  к  музыке  различных  направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;   понимать содержание, интонационно­образный смысл произведений разных жанров и стилей;  умение   воплощать   музыкальные   образы   при   создании   театрализованных   и музыкально­пластических   композиций,   исполнении   вокально­хоровых   произведений,   в импровизациях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1: «Музыка вокруг нас» (16 ч) 1 класс (34ч) «И муза вечная со мной!». «Хоровод муз». «Повсюду музыка слышна». Музы водят хоровод. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор ­ исполнитель ­ слушатель.   Песни,   танцы   и   марши   ­   основа   многообразных   жизненно­музыкальных впечатлений детей. «Душа музыки ­ мелодия». «Музыка осени». Образы осенней природы в  музыке.  «Сочини  мелодию».  «Азбука,  азбука  каждому  нужна».  Музыкальная  азбука. «Садко».   Из   русского   былинного   сказа».   «Звучащие   картины».   «Разыграй   песню». «Пришло Рождество, начинается торжество». Музыка в праздновании Рождества Христова Родной обычай старины». «Добрый праздник среди зимы». Музыкальный театр: балет. Музыка в жизни человека.  Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное  проявление человеческой натуры. Звучание окружающей  жизни, природы, настроений,   чувств   и   характера   человека.   Обобщённое   представление   об   основных образно­эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Балет. Отечественные   народные   музыкальные   традиции.   Народное   творчество   России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Основные закономерности музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние,   выражение  эмоций   и  мыслей   человека.  Интонации   музыкальные   и  речевые. Сходство   и   различия.   Интонация   ­   источник   музыкальной   речи.   Основные   средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   её   эмоциональное воздействие. Композитор ­ исполнитель ­ слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. 4 Развитие музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: одно­, двух­ и трёхчастные, вариации, рондо и др.  Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Музыкальные   театры.   Различные   виды   музыки:   вокальная,   инструментальная,   сольная, хоровая,   оркестровая.   Певческие   голоса:   детские,   женские,   мужские.   Хоры:   детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных   стран   мира.   Региональные   музыкально­поэтические   традиции:   содержание,   об­ разная сфера и музыкальный язык. Раздел 2: «Музыка и ты» (17 ч) «Край, в котором ты живёшь». Музыка в жизни ребёнка. Образы  родного края. «Поэт,   художник,   композитор».   Роль   поэта,   художника,   композитора   в   изображении картин природы (слова ­ краски ­ звуки). «Музыка утра». «Музыка вечера». «Музыкальные портреты». «Разыграй  сказку». «У каждого свой музыкальный  инструмент». «Музы не молчали». Образы защитников Отечества в музыке. «Мамин праздник». Музыкальные по­ здравления.   «Музыкальные   инструменты».   Лютня,   клавесин,   фортепиано,   гитара.   «Чу­ десная лютня» (по алжирской сказке). «Звучащие картины». «Музыка в цирке». «Дом, который звучит». Музыкальный театр. «Опера ­ сказка». «Ничего на свете лучше нету...». Музыка   в   кино.   Афиша   музыкального   спектакля,   программа   концерта   для   родителей. Музыкальный словарик. Заключительный урок­концерт. Музыка   в   жизни   человека.  Рождение   музыки   как   естественное   проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, мюзикл. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отече­ ственных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация   ­   источник   музыкальной   речи.   Основные   средства   музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Нотная   запись   как   способ   фиксации музыкальной   речи.   Элементы   нотной   грамоты.   Развитие   музыки   ­   сопоставление   и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщённое  выражение  художественно­образного содержания произведений. Форма рондо и др.  Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыка для детей: радио­ и теле­ передачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Музыкальные   инструменты.   Оркестры:   симфонический,   духовой,   народных инструментов. Народное   и   профессиональное   музыкальное   творчество   разных   стран   мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. 2 класс (34ч) 5 Раздел 1 «Россия­Родина моя!» (3ч) «Мелодия». Музыкальный пейзаж. Образы Родины в музыке русских композиторов. «Здравствуй, Родина моя!». «Моя Россия». Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. «Гимн   России».   Государственные   символы   России   (гимн,   герб,   флаг). Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.  Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров.   Песенность, танцевальностъ, маршевость. Опера. Профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационнно­образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основ­ ные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы   построения   музыки   как   обобщённое   выражение   художественно­образного   со­ держания произведений (вариации и др.). Музыкальная картина мира.  Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские   хоровые   коллективы.   Выдающиеся   исполнительские   коллективы   (хоровые, симфонические). Музыка   вокальная,   инструментальная;   сольная,   хоровая,   оркестровая.   Хоры: детский, смешанный. Симфонический оркестр. Раздел 2 «День, полный событий» (6 ч) «Музыкальные инструменты». Фортепиано, его выразительные возможности. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. «Природа и музыка». «Прогулка». «Танцы, танцы, танцы...». «Эти разные марши».   «Звучащие   картины».   Песенность,   танцевальность,   маршевость   в   передаче содержания   и   эмоционального   строя   музыкальных   сочинений.   «Расскажи   сказку». «Колыбельные». «Мама». Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов. Сходство и различия. Музыка   в   жизни   человека.   Рождение   музыки   как   естественное   проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера   человека.   Обобщённое   представление   об   основных   образно­эмоциональных сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей.   Песенность, танцевальность, маршевость. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей  человека. Интонации  музыкальные  и  речевые.  Сходство и различия.  Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   её   эмоциональное воздействие. Композитор ­ исполнитель ­ слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Формы построения музыки.  6 Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Инструментальная   музыка.   Музыка   для   детей:   радио­   и   телепередачи,   видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD) Раздел 3 «О России петь ­ что стремиться в храм» (5 ч) «Великий   колокольный   звон».   Колокольные   звоны   России:   набат,   трезвон, благовест. «Звучащие картины». Музыкальный пейзаж. «Святые земли Русской». Князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. «С Рождеством Христовым!».   Праздники   Русской   православной   церкви.   Рождественские   песнопения   и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Музыка   в   жизни   человека.  Звучание   окружающей   жизни,   природы,   настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей.   Отечественные   народные   музыкальные традиции.   Народное   творчество   России.   Музыкальный   и   поэтический   фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Особенности   музыкальной   речи   в   сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Опера, кантата. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Народное и профессиональное  музыкальное творчество. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально­поэтические традиции: со­ держание, образная сфера и музыкальный язык. Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) «Русские народные инструменты». Фольклор ­ народная мудрость. Оркестр русских народных   инструментов.   «Плясовые   наигрыши».   Мотив,   напев,   наигрыш.   Вариации   в русской   народной   музыке.   «Разыграй   песню».   Ритмическая   партитура.   «Музыка   в народном стиле». «Сочини песенку».  Обряды и праздники русского народа. «Проводы зимы» (Масленица). «Встреча весны». Традиции народного музицирования. Разыгрывание народных песен: песня­игра, песня­диалог, песня­хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты   народных   песенок,   закличек,   потешек.   Интонационно   осмысленное   исполнение русских   народных   песен,   танцев,   инструментальных   наигрышей   разных   жанров. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка в жизни человека.  Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Песни, танцы, действа, обряды, игры­драматиза­ ции. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность в музыке. Интонация ­ источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Элементы   нотной   грамоты.   Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Вариации, рондо и др. Музыкальная   картина   мира. Музыкальные   инструменты.  Интонационное   богатство   музыкального   мира.   Многообразие   Оркестр   народных   инструментов. 7 этнокультурных   традиций.   Региональные   музыкально­поэтические   традиции:   образная сфера и музыкальный язык. Раздел 5 «В музыкальном театре» (5 ч) «Сказка будет впереди». Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. «Детский   музыкальный   театр».   Опера   и   балет.   «Театр   оперы   и   балета».   Песенность, танцевальность,   маршевость   в   опере   и   балете.   «Волшебная   палочка».   Симфонический оркестр.   Роль   дирижёра,   режиссёра,   художника   в   создании   музыкального   спектакля. Ролевая игра в дирижёра. «Опера «Руслан и Людмила». Элементы оперного и балетного спектаклей. «Какое чудное мгновенье!». Музыкальные  темы ­  характеристики  главных действующих лиц. «Увертюра. Финал». Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов   музыкального   спектакля.   Выразительное,   интонационно   осмысленное исполнение тем ­ характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей. Песенность,   танцевальность,   маршевость.   Опера,   балет.   Историческое   прошлое   в музыкальных образах. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность   в   музыке.   Интонация   как   выражение   эмоций   и   мыслей   человека. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад   и   др.).   Композитор   ­  исполнитель   ­  слушатель.   Элементы   нотной   грамоты.   Сопо­ ставление   и   столкновение   чувств   и   мыслей   человека,   музыкальных   интонаций,   тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: одно­, двух­ и трёхчастные, рондо и др. Музыкальная картина мира.  Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные   театры.   Музыка   для   детей:   радио­   и   телепередачи,   видеофильмы, звукозаписи   (CD,  DVD).   Музыка   сольная,   хоровая,   оркестровая.   Певческие   голоса: детские, женские, мужские. Симфонический оркестр. Раздел 6 «В концертном зале» (5 ч)   Жанровое   многообразие   инструментальной   и   симфонической   музыки. «Симфоническая   сказка».   «Петя   и   волк»   С.   Прокофьева:   тембры   инструментов   и различных групп инструментов симфонического оркестра.   Жанры   симфонической   музыки: «Картинки   с   выставки».   Музыкальная   живопись.   «Музыкальное   впечатление». «Звучит   нестареющий   Моцарт!».   «Симфония   №   40».   «Увертюра».   Опера   «Свадьба Фигаро».   Партитура. Взаимодействие   тем­   образов:   повтор,   контраст.   Выразительность   и   изобразительность образов музыки В.­А. Моцарта, М. Мусоргского. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей. Песенность, танцевальность, маршевость.    увертюра,   симфония. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад   и   др.).   Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в 8 сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Развитие музыки. Формы построения музыки.  Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления   о   музыкальной   жизни   страны.   Различные   виды   музыки:   вокальная, инструментальная, оркестровая. Симфонический оркестр. Многообразие исторически сло­ жившихся традиций. Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч) «Волшебный   цветик­семицветик».   Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. «Музыкальные инструменты».   Орган.   «И   всё   это   ­   Бах!».   «Всё   в   движении».   Выразительность   и изобразительность музыки. «Попутная песня». Жанры музыки. Сочинения И.­С. Баха, М. Глинки, В.­А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. «Музыка учит людей понимать друг друга». «Два лада». «Легенда». Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия ­ рисунок, лад ­ цвет). «Природа и музыка». «Печаль моя светла».   «Первый».   Международный   конкурс   исполнителей   им.   П.   И.   Чайковского   в Москве.   «Мир   композитора».   Темы,   сюжеты   и   образы   музыки   С.   Прокофьева,   П. Чайковского. «Могут ли иссякнуть мелодии?». Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Заключительный урок­концерт Основные   закономерности   музыкального   искусства. Музыка   в   жизни   человека.  Основные   образно­эмоциональные   сферы   музыки   и многообразие   музыкальных  жанров  и стилей.  Песня,  танец,  марш  и  их  разновидности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор ­ исполнитель ­   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в   сочинениях   композиторов.   Элементы нотной грамоты. Развитие музыки. Повтор и контраст. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно­образного содержания произведений. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские певческие и инструментальные кол­ лективы   (хоровые,   симфонические).   Музыкальные   театры.   Конкурсы   и   фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио­ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Многообразие исторически сложившихся традиций. Региональные традиции. 3 класс (34ч) Раздел 1 «Россия­Родина моя» (5ч) «Мелодия ­ душа музыки». Песенность музыки русских композиторов. «Природа и музыка».   Образы   родной   природы   в   романсах   русских   композиторов.   «Звучащие картины».   Лирические   образы   вокальной   музыки.   «Виват,   Россия!».   Образы   Родины, 9 защитников Отечества в различных жанрах музыки: канте, народной песне, кантате, опере. «Наша   слава   ­   Русская   держава».   «Кантата   «Александр   Невский».   «Опера   «Иван Сусанин».   Форма­композиция,   приёмы   развития   и   особенности   музыкального   языка. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих   заданий   из   рабочей   тетради.   «Утро».   «Портрет   в   музыке».   «В   каждой интонации спрятан человек». «В детской». «Игры и игрушки». «На прогулке». «Вечер». Жизненно­музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной   и   инструментальной   музыке.   Выразительность   и   изобразительность   музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.   Григ).   Сценическое   воплощение   отдельных   сочинений   программного   характера. Выразительное,   интонационно   осмысленное   исполнение   сочинений   разных   жанров   и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в  жизни  человека.  Рождение   музыки   как   естественное   проявление человеческого   состояния.   Основные   образно­эмоциональные   сферы   музыки   и многообразие   музыкальных  жанров  и стилей.  Песня,  танец,  марш  и их  разновидности. Песенность,   танцевальность,   маршевость.   Опера,   симфония,   кантата.   Историческое прошлое   в   музыкальных   образах.   Народная   и   профессиональная   музыка.   Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад   и   др.).   Развитие   музыки.   Основные   приёмы   музыкального   развития.   Формы построения.  Музыкальная картина мира.  Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры. Музыкальные инструменты. Оркестры. Региональные исторически сложившиеся традиции  Раздел 2 «День­полный событий» (4ч) «Утро». «Портрет в музыке». «В каждой интонации спрятан человек». «В детской». «Игры и игрушки». «На прогулке». «Вечер». Жизненно­музыкальные впечатления ребёнка с   утра  до   вечера.  Образы  природы,   портрет   в  вокальной  и  инструментальной   музыке. Выразительность  и изобразительность  музыки  разных жанров (инструментальная  пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.   Чайковский,   С.   Прокофьев,   М.   Мусоргский,   Э.   Григ).   Сценическое   воплощение отдельных   сочинений   программного   характера.   Выразительное,   интонационно   осмыс­ ленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Рождение   музыки   как   естественное   проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Балет, сюита. Песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, игры­ драматизации. Сочинения отечественных композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые.   Сходство   и   различия.   Интонация   —   источник   музыкальной   речи.   Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. 10 Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы.   Вокальная   и   симфоническая   музыка.   Певческие   голоса.   Музыкальные инструменты.   Симфонический   оркестр.   Профессиональное   музыкальное   творчество разных стран мира. Раздел 3: «О России петь, что стремиться в храм» (4ч) «Богородице   Дево,   радуйся!».   «Древнейшая   песнь   материнства».   «Тихая   моя, нежная моя, добрая моя мама!». Образы Богородицы, Девы Марии в музыке, поэзии, изо­ бразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской ­ величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви. «Вербное воскресенье». «Вербочки». «Святые земли Русской». Крещение Руси (988 г.). Княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов,   воспевающие   красоту   материнства,   любовь,   добро.   Интонационно осмысленное   исполнение   сочинений   разных   жанров   и   стилей.   Выполнение   творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Истоки   возникновения   музыки.   Обобщённое представление   об   основных   образно­эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии музыкальных жанров и стилей. Отечественные народные музыкальные традиции. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад   и   др.).   Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   её   эмоциональное воздействие. Композитор ­ исполнитель ­ слушатель. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Хоры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) «Настрою   гусли   на   старинный   лад...».   Жанр   былины   в   русском   музыкальном фольклоре.  Особенности  повествования (мелодика  и ритмика былин). «Певцы русской старины».   Певцы­   гусляры.   Образы   былинных   сказителей   (Садко,   Баян),   певцов­ музыкантов (Лель). «Былина о Садко и Морском царе». «Лель, мой Лель...». Народные традиции   и   обряды   в   музыке   русских   композиторов.   Мелодии   в   народном   стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. «Звучащие картины». «Прощание с Масленицей». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отечественные народные музыкальные традиции.  Народное  творчество  России.  Музыкальный   и поэтический  фольклор.  Исто­ рическое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Основные закономерности музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые.   Сходство   и   различия.   Интонация   ­   источник   музыкальной   речи.   Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное  воздействие. Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Развитие   музыки.   Повтор   и   контраст.   Формы построения музыки, вариации и др. 11 Музыкальная   картина   мира.  Музыкальные   театры.   Различные   виды   музыки: сольная,   хоровая,   оркестровая.   Певческие   голоса:   детские,   женские,   мужские.   Музы­ кальные   инструменты.   Оркестры:   симфонический,   духовой,   народных   инструментов. Народное   и   профессиональное   музыкальное   творчество.   Региональные   музыкально   ­ поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Раздел 5 «В музыкальном театре» (6ч) Путешествие   в   музыкальный   театр.   Обобщение   жизненно­музыкальных   представлений школьников   об   особенностях   оперного   и   балетного   спектакля.   Сравнительный   анализ музыкальных тем ­ характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.­В. Глюк, Н. Римский­Корсаков, П Чайковский). «Опера «Руслан   и   Людмила»:   «Я   славил   лирою   преданья»,   «Фарлаф»,   «Увертюра».   «Опера «Орфей и Эвридика». «Опера «Снегурочка»: «Волшебное дитя природы», «Полна чудес могучая   природа...»,   «В   заповедном   лесу»,   «Океан   —   море   синее».   «Балет   «Спящая красавица»: «Две феи», «Сцена на балу». «В современных ритмах». Мюзикл ­ жанр лёгкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников).  Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Опера, балет,   мюзикл.   Отечественные   народные   музыкальные   традиции.   Народное   творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,   темп,   динамика,   тембр,   лад   и   др.).   Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Музыкальные   театры.  Различные   виды   музыки.  Певческие  голоса.  Хоры.   Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Региональные традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Раздел 6 «В концертном зале» (6ч) «Музыкальное   состязание».   Жанр   инструментального   концерта.   Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая   жизнь»   народной   песни   в   инструментальном   концерте   (П.   Чайковский). «Музыкальные   инструменты»:   флейта,   скрипка,   их   выразительные   возможности   (И.­С. Бах,   К.­В.   Глюк,   Н.   Паганини,   П.   Чайковский).   Выдающиеся   скрипичные   мастера   и исполнители. «Звучащие картины». Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности   драматургии.   Музыкальная   форма   (двух­,   трёхчастная,   вариационная). «Сюита «Пер Понт»: «Странствия Пера Гюнта», «Севера песня родная». Темы, сюжеты и образы   музыки   Бетховена.   «Героическая»:   «Призыв   к   мужеству»,   «Вторая   часть симфонии», «Финал симфонии». «Мир Бетховена». Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей. Песенность,  танцевальность,  маршевость.  Симфония,  концерт,  сюита,  кантата,  мюзикл. Народная и профессиональная музыка. 12 Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность в музыке. Интонация ­ источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной   выразительности   (мелодия,   ритм,   темп,   динамика,   тембр,   лад   и   др.). Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в   сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки ­ сопоставление   и   столкновение   музыкальных   тем,   художественных   образов.   Повтор   и контраст.   Формы   построения   музыки   как   обобщённое   выражение   художественно­ образного содержания произведений. Форма двух­, трёхчастная, вариационная.  Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального искусства. Различные   виды   музыки.   Музыкальные   инструменты.   Оркестры.   Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира Раздел 6 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч) «Чудо­музыка». Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство   и   различия   музыкальной   речи   разных   композиторов.   «Острый   ритм   ­   джаза звуки».   Джаз   ­   искусство   XX   столетия.   Особенности   мелодики,   ритма,   тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж.   Гершвин   и   симфоджаз.   Известные   джазовые   музыканты­исполнители.   «Люблю   я грусть   твоих   просторов».   Образы   природы   в   музыке   Г.   Свиридова.   Музыкальные иллюстрации. «Мир Прокофьева». «Певцы родной природы»: гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Музыка   в   жизни   человека.  Рождение   музыки   как   естественное   проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Симфония, сюита, кантата, мюзикл. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад   и   др.).   Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в сочинениях   композиторов,   её   выразительный   смысл.   Нотная   запись.   Элементы   нотной грамоты. Развитие   музыки.   Основные   приёмы   музыкального   развития.   Формы   построения музыки. Формы одно­, двух­ и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио­ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,  DVD). Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры. Музыкальные инструменты. Оркестры. П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. «Прославим радость на земле». «Радость к солнцу нас зовёт». Жанровая общность оды, канта Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. 4 класс (34ч) 13 Раздел 1 «Россия ­ Родина моя» (3 ч) Красота   родной   земли,   человека   в   народной   музыке   и   сочинениях   русских композиторов.   Общность   интонаций   народного   и   композиторского   музыкального творчества. «Мелодия». «Ты запой мне ту песню...». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...». Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ). «Как сложили песню». Тайна рождения песни. «Звучащие картины». «Ты откуда, русская,   зародилась,   музыка?».   Многообразие   жанров   народных   песен:   колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного построения, манеры исполнения. «Я пойду по полю белому...». «На   великий   праздник   собралася   Русь!».   Патриотическая   тема   в   музыке   М.   Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное   проявление   человеческого   состояния.   Звучание   окружающей   жизни, природы,   настроений,   чувств   и   характера   человека.   Песенность,   танцевальность, маршевость. Опера, концерт, кантата. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное   творчество   России.   Музыкальный   и   поэтический   фольклор.   Историческое прошлое   в   музыкальных   образах.   Народная   и   профессиональная   музыка.   Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация ­ источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад   и   др.).   Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки.  Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Народное   и   профессиональное   музыкальное   творчество.   Региональные   музыкально­ поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Раздел 2 «О России петь ­ что стремиться в храм» (4ч) «Святые земли Русской». Нравственные подвиги русских святых (княгиня Ольга, князь  Владимир, князь  Александр  Невский,  преподобные  Сергий  Радонежский  и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий ­ создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви.   «Праздников   праздник,   торжество   из   торжеств».   «Ангел   вопияше».   «Родной обычай старины». «Светлый праздник». Церковные и народные традиции праздника Пасхи. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Интонационно осмысленное   исполнение   сочинений   разных   жанров   и   стилей.   Выполнение   творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Отечественные   народные   музыкальные   традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов. 14 Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонация   ­   источник музыкальной   речи.   Основные   средства   музыкальной   выразительности   (мелодия,   ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор ­ исполнитель ­ слушатель. Симфония, сюита.  Музыкальная   картина   мира.   вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся   традиций.   Региональные   музыкально­поэтические   традиции:   содержание, образная сфера и музыкальный язык. Раздел 3: «День полный событий» (6ч)  Различные   виды   музыки: «В краю великих вдохновений...». «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...». Один   день   с   А.   Пушкиным.   Михайловское:   музыкально­поэтические   образы   природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский­ Корсаков,   Г.   Свиридов   и   др.).   «Зимнее   утро».   «Зимний   вечер».   «Что   за   прелесть   эти сказки!». «Три чуда». Многообразие  жанров народной  музыки. «Ярмарочное гулянье». «Святогорский   монастырь».   Колокольные   звоны.   «Приют,   сияньем   муз   одетый...». Тригорское, музыкально­литературные вечера: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Музыка в жизни человека.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о многообразии  музыкальных жанров  и стилей. Песня, танец,  марш и их  разновидности. Песенность,   танцевальность,   маршевость.   Опера,   балет,   симфония,   концерт,   сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Выразительность   и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация ­ источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор ­ исполнитель ­ слушатель. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки. Музыкальная   картина   мира.   вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Хоры. Музыкальные инструменты.   Многообразие   исторически   сложившихся   традиций. Региональные   музыкально­поэтические   традиции:   содержание,   образная   сфера   и музыкальный язык. Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3 ч)  Различные   виды   музыки:   Оркестры. «Композитор ­ имя ему народ». Народная песня ­ летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Художественные приёмы: повтор, контраст, вариационность, импровизационность.   Единство   слова,   напева,   инструментального   наигрыша,   движений, среды   бытования   в   образцах   народного   творчества.   Устная   и   письменная   традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. «Музыкальные инструменты России»: балалайка, гармонь, баян и др. «Оркестр русских народных инструментов». «Музыкант­ 15 чародей». Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. «Народные праздники». «Троица». Икона «Троица» А. Рублёва. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное   проявление   человеческого   состояния.   Звучание   окружающей   жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные   народные   музыкальные   традиции.   Народное   творчество   России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.  Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Интонации   музыкальные   и   речевые.   Сходство   и различия.   Основные   средства   музыкальной   выразительности   (мелодия,   ритм,   темп, динамика,   тембр,   лад   и   др.).   Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми. Композитор — исполнитель — слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Ос­ новные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр народных   инструментов.   Народное   музыкальное   творчество   разных   стран   мира. Многообразие   этнокультурных   традиций.   Региональные   музыкально­поэтические   тра­ диции: содержание, образная сфера и музыкальный язык Раздел 5 «В концертном зале» (5ч) Музыкальные   инструменты»:   виолончель,   скрипка.   «Вариации   на   тему   рококо». «Старый   замок».   «Счастье   в   сирени   живёт...».   Различные   жанры   и   образные   сферы вокальной   (песня,   вокализ,   романс,   баркарола),   камерной,   инструментальной   (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности   музыкальной   драматургии   (сочинения   А.   Бородина,   П.   Чайковского,   С. Рахманинова,   Л.   Бетховена).   «Не   молкнет   сердце   чуткое   Шопена...».   «Танцы,   танцы, танцы...».   Интонации   народной   музыки   в   творчестве   Ф.   Шопена   (полонезы,   мазурки, вальсы,   «Патетическая   соната».   Л.   Бетховен.   «Годы   странствий».   М.   Глинка.   «Царит гармония оркестра». Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров   и   стилей. Сочинения отечественных композиторов.  Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор   ­   исполнитель   ­   слушатель.   Особенности   музыкальной   речи   в   сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, ху­ 16 дожественных   образов.   Основные   приёмы   музыкального   развития.   Формы   построения музыки. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные   виды   музыки:   вокальная,   инструментальная,   сольная,   хоровая,   оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество. Раздел 6 «В музыкальном театре» (6ч) «Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля» (II действие), «За Русь мы все   стеной   стоим...»   (Ill  действие),   «Сцена   в   лесу»   (IV   действие).   «Исходила младёшенька». События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского. Музыкальная тема в опере — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец   и   др.   Линии   драматургического   развития   действия   в   опере.   Основные   приёмы драматургии:   контраст,   сопоставление,   повтор,   вариантность.   «Русский   Восток». Восточные   мотивы   в   операх   «Руслан   и   Людмила»   М.   Глинки   и   «Хованщина»   М. Мусоргского.   Орнаментальная   мелодика.   Балет   «Гаянэ»   А.   Хачатуряна.   «Балет «Петрушка».   Особенности   развития   музыкальных   образов   в   балетах   И.   Стравинского. Народные   мотивы   и   своеобразие   музыкального   языка.   «Театр   музыкальной   комедии». Жанры   лёгкой   музыки:   оперетта,   мюзикл.   Особенности   мелодики,   ритмики,   манеры исполнения.   Сценическое   воплощение   учащимися   отдельных   фрагментов   музыкальных спектаклей.   Выразительное,   интонационно   осмысленное   исполнение   сочинений   разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка в жизни человека.  Представление об основных образно  эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.   Песенность,   танцевальность,   маршевость.   Опера,   балет,   мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях   композиторов,   её   выразительный   смысл.   Элементы   нотной   грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки. Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Музыкальные   театры.   Народное   и профессиональное   музыкальное   творчество   разных   стран   мира.   Многообразие этнокультурных   исторически   сложившихся   традиций.   Региональные   музыкально­ поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7ч)   Музыкальные   инструменты.   Оркестры. «Прелюдия».   «Исповедь   души».   Произведения композиторов­классиков (С. Рахманинов, Ф. Шопен). «Мастерство исполнителя». Творче­ ство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.).   Сходство   и   различия   музыкального   языка   разных   эпох,   композиторов,   народов. Музыкальные   образы   и   их   развитие   в   разных   жанрах   (прелюдия,   этюд,   соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). «В интонации спрятан человек». Интонаци­   «Революционный   этюд». 17 онная   выразительность   музыкальной   речи.   «Музыкальные   инструменты»:   гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики,   джазовая   импровизация,   авторская   песня).   Обработка.   Переложение. Импровизация. «Музыкальный сказочник». Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского­Корсакова. «Рассвет на Москве­реке». Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. Музыка   в   жизни   человека.  Обобщённое   представление   об   основных   образно­ эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные   закономерности   музыкального   искусства.  Интонационно­образная природа   музыкального   искусства.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор ­ исполни­ тель  ­ слушатель. Особенности  музыкальной  речи в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки Музыкальная   картина   мира.  Интонационное   богатство   музыкального   мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса.   Музыкальные   инструменты.   Оркестры.   Народное   и   профессиональное музыкальное   творчество   разных   стран   мира.   Многообразие   этнокультурных   традиций. Региональные   музыкально­поэтические   традиции:   содержание,   образная   сфера   и музыкальный язык. Формы организации учебной деятельности Используемые приемы, формы, технологии организации учебного процесса:  элементы личностно­ориентированной технологии;  уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  метод проектов;  информационно­коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии. № п\п Тема (раздел) программы Тематическое планирование  1 класс Количе ство часов Контрольных/ проверочных работ В том числе  Лабораторн ых, практическ их работ   Проекты 1. Музыка вокруг нас  8 1 четверть 18 2. 3. 4. 5. Музыка вокруг нас  Музыка и ты Музыка и ты Музыка и ты                              Итого № п\п Тема (раздел) программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Россия – Родина моя День, полный событий День, полный событий О   России   петь   –   что стремиться в храм Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы  не погасло! В музыкальном театре В концертном зале Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...                                Итого № п\п Тема (раздел) программы 2  четверть 3  четверть 8 1 7 4  четверть 1 1 9 33 2 класс Количе ство часов Контрольных/ проверочных работ В том числе  Лабораторн ых, практическ их работ   Проекты 1 четверть 1 2  четверть 1 3  четверть 1 4  четверть 1 3 5 1 5 3 1 4 4 9 34 4 3 класс Количе ство часов Контрольных/ проверочных работ В том числе  Лабораторн ых, практическ их работ   Проекты 1. 2. Россия ­ Родина моя  День, полный событий  5 4 1 четверть 1 2 четверть 19 3. 4. 5. 6. 7. 8. О России петь ­ что  стремиться в храм  Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  В музыкальном театре  В концертном зале  В концертном зале  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...                                Итого № п\п Тема (раздел) программы 1. Россия ­ Родина моя  2. О России петь ­ что  стремиться в храм… 3. День, полный событий 4. «День, полный  событий»  5. Гори,   гори   ясно, чтобы не погасло!   6. В концертном зале  7. В концертном зале  8. В музыкальном  театре  9. Чтоб музыкантом  быть, так надобно  уменье...  10. Чтоб   музыкантом 4 4 6 3 3 5 1 3 четверть 1 4 четверть 34 Количе ство часов 1 4 4 класс Контрольных/ проверочных работ В том числе  Лабораторн ых, практическ их работ   Проекты 3 1 5 1 3 3 2 6 2 1 1 четверть 1 2  четверть 1 3  четверть 1 4  четверть 20 1 1 быть,   так   надобно уменье...  11. О   России   петь   ­   что стремиться в храм...  12. Чтоб музыкантом  быть, так надобно  уменье...                               Итого 3 4 34 1 4 1 3 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 4 КЛАСС 2018­2019 уч.год Название раздела и темы урока Формы неурочной деятельности Кол­во часов Дата проведе ния Дата реализа ции а к о р у №   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Урок­ путешествие «Россия ­ Родина моя» (3часа) Мелодия. Ты запой мне ту  песню… Ты откуда, русская  зародилась музыка? На великий праздник  собралася Русь! «О России петь ­ что стремиться в храм» (1час) Святые земли русской. Илья Муромец. «День, полный событий» (6 часов) Пушкин и музыка. Образы  осени в музыке. Сказочные образы А.  Пушкина в музыке. Ярмарочное гуляние.  Святогорский монастырь. Светская музыка  пушкинской поры. Урок – игра Видео­урок 10. Обобщающий урок «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) Урок­ дискуссия 11. Композитор – имя ему  народ.  21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 12. Музыкант ­ чародей  13. Народные праздники Урок –   сказка «В концертном зале» (5 часов) 14. Музыкальные инструменты  Урок –  концерт. 15. Урок­тренинг 16. Не молкнет сердце чуткое  Старый замок.  Шопена 17. Танцы, танцы, танцы. 18. Обобщающий урок.  «В музыкальном театре» (6 часов) 1 1 1 1 1 1 1 19. Опера «Иван Сусанин».  20. 21. 22. 23. 24.  «Сцена в лесу». «Исходила младешенька»  Русский Восток.  Балет  «Петрушка». Театр музыкальной комедии «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 часа) Видео­урок 1 1 1 1 1 1 25. Прелюдия. «Исповедь  1 души». «Революционный  этюд». «Мастерство исполнителя». 26. 27. Обобщающий урок. Урок­КВН 1 1 «О России петь ­ что стремиться в храм» (3 часа) «Праздников праздник,  1 торжество из торжеств» Родной обычай старины  Светлый праздник «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 часа) В интонации спрятан  человек Урок­игра 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. Музыкальный сказочник 33. Рассвет на Москве ­ реке 34. Обобщающий урок Итого  Урок­ соревнование 1 1 1       34 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 27.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 23.05 Формы организации учебной деятельности Используемые приемы, формы, технологии организации учебного процесса: 22  элементы личностно­ориентированной технологии;  уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  проектная деятельность;  информационно­коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии;  игровые технологии;  информационно­коммуникативные технологии Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Литература для учителя: 1. Авторская   программа:   «Музыка.   1   –   4   классы»,   авторы:   Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. ­ М.: Просвещение, 2014. 2. «Методика работы с учебниками «Музыка 1­4 классы», методическое пособие для учителя – М.: Просвещение, 2014. 3. Критская   Е.Д.   Музыка:   1   –   4   кл.   Методическое   пособие   /   Е.Д.   Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. Литература для ученика: 1. Музыка.  1  класс:  Учебник  для  общеобразовательных  учреждений,  Е.Д.Критская, П.Сергеева Т.С. Шмагина; под ред. Е.Д. Критской – М.: Просвещение, 2015. 2. Музыка.  2  класс:  Учебник  для  общеобразовательных  учреждений,  Е.Д.Критская, П.Сергеева Т.С. Шмагина; под ред. Е.Д. Критской – М.: Просвещение, 2015. 3. Музыка.  3  класс:  Учебник  для  общеобразовательных  учреждений,  Е.Д.Критская, П.Сергеева Т.С. Шмагина; под ред. Е.Д. Критской – М.: Просвещение, 2015. 4. Музыка.  4  класс:  Учебник  для  общеобразовательных  учреждений,  Е.Д.Критская, П.Сергеева Т.С. Шмагина; под ред. Е.Д. Критской – М.: Просвещение, 2015. 23

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)

Рабочая программа и КТП по музыке для 4 класса (автор Критская Е.Д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019