Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.
Оценка 4.7

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка
4 кл
13.05.2018
Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса. Составлена в соответствии с авторской программой по музыке Г.П. Сергеевой. Изучение музыки направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.
рабочая программа по музыке 4 класс.doc
Дорошенко Светлана Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  п.Хурмули Солнечного муниципального района Хабаровского края Согласовано:                                                                                                                                Утверждаю: заместитель директора  по УВР                                                                                                 директор   МБОУ СОШ п.Хурмули                                                                                                             МБОУ СОШ п.Хурмули от  “____”  августа  2017 г                                                                                                          приказ от “____”  августа 2017 г. ________________/ Татанова С.А./                                                                                             ________________/ Зырянова Н.М./  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» для учащихся 1­4 классов на 2017/ 2018 учебный год разработала учитель Дорошенко Светлана Александровна Рассмотрено на заседании ШМО учителей  Протокол от “____”  августа 2017 г. № ____ п.Хурмули,  2017 Дорошенко Светлана Александровна Пояснительная записка Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1­ 4­го   класса составлена в соответствии с федеральным компонентом   государственного   стандарта   второго  поколения    начального     общего  образования   2011  года,  примерной программой начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской   (Музыка.  1­4   классы.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   Г.П.  Сергеевой,  Е.Д.   Критской:   пособие  для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2012 год) Предметная область – «Искусство». В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по  музыке. Изучение музыки направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры  через знакомство с  музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально­ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории,  духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и  воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной  деятельности; Дорошенко Светлана Александровна обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно­творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на  элементарных музыкальных инструментах, музыкально­пластическое движение и импровизация). Задачи:  развитие эмоционально­осознанного отношения к музыкальным произведениям; понимание их жизненного и духовно­нравственного содержания; освоение   музыкальных   жанров   –   простых   (песня,   танец,   марш)   и   более   сложных   (опера,   балет,   симфония,   музыка   из кинофильмов); освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке; изучение особенностей музыкального языка; формирование музыкально­практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:    Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;    Метод интонационно – стилевого постижения музыки; Дорошенко Светлана Александровна    Метод эмоциональной драматургии;    Метод концентричности музыкального материала;    Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;    Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)    Метод игры;    Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).    Метод моделирования художественно – творческого процесса. В авторскую программу изменения не внесены.  Общая характеристика учебного предмета      Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально­образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально­творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую   значимость   для   духовно­нравственного   воспитания   школьников,   последовательного   расширения   и   укрепления   их ценностно­смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Дорошенко Светлана Александровна Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда   русской   и   зарубежной   классики,   образцов   музыкального   фольклора,   духовной   музыки,   современного   музыкального творчества.   Изучение   музыкального   искусства   в   начальной   школе   направлено   на   развитие   эмоционально­нравственной   сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие   способности     эмоционально­целостного   восприятия   и   понимания   музыкальных   произведений;   развитие   образного мышления   и   творческой   индивидуальности;   освоение   знаний   о   музыкальном   искусстве   и   его   связях   с   другими   видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально­творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного   вкуса,   нравственно­эстетических   чувств:   любви   к   родной   природе,   своему   народу,   Родине,   уважения   к   ее традициям   и   героическому   прошлому,   к   ее   многонациональному   искусству,   профессиональному   и   народному   музыкальному творчеству. Отличительная особенность программы ­ охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает  постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений  литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально­эстетического  фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.  Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность  индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные,  например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию  ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Дорошенко Светлана Александровна В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и  музыкально­ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок,  музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.  Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной,  ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового  концерта. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и  творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает: формирование опыта эмоционально­образного восприятия; начальное овладение различными видами музыкально­творческой деятельности; приобретение знаний и умений; овладение УУД. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании,  формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально­эстетический  отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека,  его духовно­нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, Дорошенко Светлана Александровна участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и  взрослыми. Межпредметные связи. Слушание музыкальных произведений с последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых на уроках литературного чтения.  При изучении русского народного музыкального творчества используются знания учащихся по изобразительному искусству.  Введение   в   уроки   музыки   движений   под   музыку   предполагает   использование   умений,   навыков,   получаемых   на   уроках физкультуры и ритмики. Для   более   полного   формирования   прочных   представлений   о   жизненном   содержании,   стилях,   жанрах,   художественных направлениях   прошлого   и   настоящего   разных   стран   широко   используются   межпредметные   связи   с   историей   (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений). Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.1 класс»: Учебник для учащихся 1 класса – М., Просвещение, 2014.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 1 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2014­2017. Дорошенко Светлана Александровна Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина.­ М., Просвещение, 2004; Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» ­ (CD mp3,М., Просвещение, 2009) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 2 класс»: Учебник  для учащихся 2 класса,М., Просвещение, 2014. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 2 класса начальной школы», М.,Просвещение, 1014­2017. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.­ М., Просвещение, 2004; Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс» ­ (CD mp3,М.,Просвещение, 2009) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 3 класс»: Учебник  для учащихся 3 класса,М., Просвещение, 2009, 2014. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2014­2017. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.­ М., Просвещение, 2004; Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» ­ (CD mp3,М.,Просвещение, 2009) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса,М., Просвещение, 2008, 2014. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2014­2017. Дорошенко Светлана Александровна Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.­ М., Просвещение, 2004; Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» ­ (CD mp3,М., Просвещение, 2009) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М., Просвещение, 2012. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы/ Е.Д.Критская, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М., Просвещение, 2014. В соответствии с   Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс­ 33 часа, во 2­4 классах по 34 часа. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы в форме контрольных работ 4 раза в год: в конце каждой четверти. Таблица тематического распределения количества часов: Количество часов № Разделы, темы Рабочая программа Рабочая программа по классам 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1 Музыка в жизни человека. 35 ч. 14 ч. 13 ч. 4 ч. 4 ч. 2   Основные   закономерности 66 ч. 2 ч. 17 ч. 24 ч. 23 ч.  п/ п . Дорошенко Светлана Александровна . музыкального искусства 3 Музыкальная картина мира. 34 ч. 17 ч. 4 ч. 6 ч. 7 ч. . ИТОГО: 135 ч 33 ч 34 ч 34 ч 34 ч Формы организации учебного процесса:  ­ урок­сказка, урок­концерт, урок­путешествие, урок ­ «Счастливый случай» и т.д.  ­  групповые, коллективные, классные и внеклассные.   Виды организации учебной деятельности:  ­ урок, экскурсия, путешествие   Виды контроля:  ­ вводный, текущий, итоговый  ­ фронтальный, комбинированный, устный   Формы (приемы) контроля:  ­ наблюдение, беседа, проверочная работа, работа по карточке, тест.  Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного  опроса, самостоятельной работы, тестирования, игр «Музыкальный ринг», «Угадай мелодию», уроков­викторин, кроссвордов по  тематическим материалам и т.д. контрольных Средства: Дорошенко Светлана Александровна ­ технические средства обучения, средства массовой информации, домашняя фонотека, музыкальные и шумовые инструменты, самодельные музыкальные инструменты, ИКТ. Методы:  ­ словесные, наглядные, наглядно­слуховые, практические, метод «забегания вперед и возвращения к пройденному  материалу», метод обобщения, проблемно­поисковый метод, метод эмоционального воздействия, метод стимулирования, метод  сравнения. Содержание программы учебного предмета «Музыка» Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени. «Музыка в жизни человека». 35 ч. Истоки   возникновения   музыки.   Рождение   музыки   как   естественное   проявление   человеческого   состояния.   Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно­ эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Дорошенко Светлана Александровна Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,   действа,   обряды,   скороговорки,   загадки,   игры   –   драматизации.   Народная   и   профессиональная   музыка.   Сочинение отечественных композиторов о Родине.  «Основные закономерности музыкального искусства». 66ч. Выразительность и изобразительность в музыке.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации   музыкальные   и   речевые.   Сходство   и   различие.   Интонация   –  источник   музыкальной   речи.   Основные   средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)  Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. «Музыкальная картина мира». 34 ч.  Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD). Различные   виды   музыки:   вокальная,  инструментальная,  сольная,  хоровая,  оркестровая.   Певчие   голоса:   детские,  женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Дорошенко Светлана Александровна Содержание программного материала 4 класс I  четверть   (9 часов) Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.) Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и  профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о  России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства  музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная  песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ  (С.В.Рахманинов «Вокализ»).  Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный   и   поэтический   фольклор   России:   песни.   Рассказ   М.Горького   «Как   сложили   песню».   Выразительность   и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова­Водкина   «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно­образные особенности. Урок   3.   «Я   пойду   по   полю   белому…»   На   великий   праздник   собралася   Русь!   Народная   и   профессиональная   музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества. Дорошенко Светлана Александровна Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч.) Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.  Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Гимн, величание. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).  Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.) Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и   отражение   мыслей.   Музыкально­поэтические   образы.   Лирика   в   поэзии   А.С.Пушкина,   в   музыке   русских   композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).  Урок   6.   Зимнее   утро.   Зимний   вечер.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке.   Музыкально­поэтические   образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). Урок 7.   «Что за прелесть эти сказки!». Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально­поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».  Урок 8. Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально­поэтические  образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч.) Дорошенко Светлана Александровна Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.                                                               II  четверть  (7 часов) Тема раздела: «День, полный событий»  Урок   10.   Ярмарочное   гулянье.   Святогорский   монастырь.   Народная   и   профессиональная   музыка.   Выразительность   и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин»   П.Чайковского   ­     «Девицы,   красавицы»,   «Уж   как   по   мосту,   мосточку»;     «Детский   альбом»   П.Чайковского   ­ «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).  Урок 11. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.    Музыкально­поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) Урок 12. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное   творчество   разных  стран  мира.    Музыкальные  инструменты   России,  история  их  возникновения   и  бытования,  их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Дорошенко Светлана Александровна Урок   13.   Оркестр   русских   народных   инструментов.   «Музыкант   –   чародей»   (белорусская   народная   сказка).   Народные праздники.   «Троица».   Музыкальный   фольклор   народов   России.     Народные   музыкальные   традиции   родного   края.   Праздники русского народа. Троицын день. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.   Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.) Урок 14. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения   музыки   как   обобщенное   выражение   художественно­образного   содержания   произведений.   Вариации.   Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). Урок 15. «Старый замок». Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Выразительность и изобразительность в музыке.    Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально­слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.  Тема раздела: «В концертном зале» Дорошенко Светлана Александровна Урок   17.   «Не   молкнет   сердце   чуткое   Шопена…»Танцы,   танцы,   танцы…   Различные   виды   музыки:   вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно­образного содержания произведений Формы: одночастные, двух­и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). Урок 18. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно­ образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Урок   19.   Царит   гармония   оркестра.   Различные   виды   музыки:   вокальная,   инструментальная,   оркестровая.   Накопление   и обобщение   музыкально­слуховых   впечатлений.   Исполнение   разученных   произведений,   участие   в   коллективном   пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.  III  четверть   (10 часов) Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.) Урок 20. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка ­ интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Урок 21. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в Дорошенко Светлана Александровна опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Урок   22.     «Исходила   младешенька».   (Опера   М.Мусоргского   «Хованщина»).   Народная   и   профессиональная   музыка. Интонационно­образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно­вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве­реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).  Урок 23. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.  Урок 24. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.   Народные   музыкальные   традиции   Отечества.   Народная   и   профессиональная   музыка.   Балет.   (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.  Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.) Урок 25. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций   и  отражение   мыслей.   Различные   жанры   фортепианной   музыки. («Прелюдия»  С.В.Рахманинов, «Революционный   этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.  Урок   26.   Мастерство   исполнителя.   Музыкальные   инструменты   (гитара).   Музыкальные   инструменты.   Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения Дорошенко Светлана Александровна композиторов­классиков   («Шутка»   И.Бах,   «Патетическая   соната»   Л.Бетховен,     «Утро»   Э.Григ)   и   мастерство   известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»  Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный   фольклор   России.   Народные   музыкальные   традиции   Отечества.   Духовная   музыка   в   творчестве   композиторов. («Богородице   Дево,   радуйся!»     С.В.   Рахманинов).   Церковные   песнопения:   тропарь,   молитва,   величание.   («Ангел   вопияше» П.Чесноков – молитва). Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции   родного   края.   Духовная   музыка   в   творчестве   композиторов.   (Сюита   для   двух   фортепиано   «Светлый   праздник» С.Рахманинов). Тема раздела: «В музыкальном театре» Урок 29. Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. IV  четверть   (8 часов) Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»  Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Дорошенко Светлана Александровна Урок   31.   В   интонации   спрятан   человек.   Музыкальные   инструменты.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Интонация   как   внутреннее   озвученное   состояние,   выражение   эмоций   и   отражение   мыслей.   Интонационное   богатство   мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в  произведениях Н.Римского­Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). Урок  33. «Рассвет  на  Москве­реке». Выразительность  и изобразительность  в музыке. Многозначность  музыкальной  речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве­реке» ­ вступление к опере «Хованщина»). Урок   34.   Обобщающий     урок   4   четверти.   Заключительный     урок   –   концерт.   Обобщение   музыкальных   впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен всего учебного  года.    Учебно­тематический план предмета «Музыка» 4 класс. №Раздел Кол­ во  Конт роль ы и  Дорошенко Светлана Александровна Характеристика деятельности учащихся УУД темы часов 1 Россия 3 ­ Родина моя. ­ знать название изученного произведения и  автора, жанры народных песен, названия изученных ­ организация самостоятельной работы; ­ соблюдение норм поведения в окружающей  жанров, певческие голоса,    ­ понимать выразительность и изобразительность  среде; ­ воспринимать  информацию; музыкальной интонации,  ­ демонстрировать личностно­окрашенное  эмоционально­образное восприятие музыки, ­ эмоционально откликаться на музыкальное  ­ оценивать  и  осмыслять резуль­таты своей  деятельности; ­ умение понятно, точно, корректно излагать свои  мысли; произведение и выражать свое впечатление в пении, ­ подбирать ассоциативные ряды к  ­ умение отвечать на вопросы; ­ работать с рисунками; художественным произведениям различных  видов  искусства,  ­составлять рассказ по рисунку; ­ определять общие свойств и  признаки предметов ­ узнавать образцы народного музыкально­ поэтического творчества и музыкального  (по результатам наблю­дения, объяснений  учителя); фольклора России, ­ подбирать  ассоциативные  ряды к  ­ выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки, художественным произведениями различных видов искусства; ­ исполнять народные песни, участвовать в  ­ владение умениями совместной деятельности:  коллективных играх­драматизациях, ­ согласование и координация ­ уметь  участвовать в коллективной творческой  деятельности с другими ее участниками; деятельности при воплощении различных   ­ объективное оценивание своего вклада в Дорошенко Светлана Александровна Результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты: чувство   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности  и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и  сверстниками. развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты:  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Дорошенко Светлана Александровна  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса  расширение жизненно­музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных народов, стилей, композиторов;   выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других  народов и стран;  воспитание навыков эмоционально­осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму,  музыкальный язык на интонационно­образной основе;   расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство,  кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно­образного мышления учащихся и творческих способностей; Дорошенко Светлана Александровна  развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального  искусства.  совершенствование умений и навыков музыкально­творческой деятельности.  Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь: ­   продемонстрировать   личностно­окрашенное   эмоционально­образное   восприятие   музыки,   увлеченность   музыкальными занятиями и музыкально­творческой деятельностью;  ­ воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; ­ проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; ­ высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; ­ продемонстрировать понимание интонационно­образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; ­ эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; ­ показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Дорошенко Светлана Александровна ­   выражать   художественно­образное   содержание   произведений   в   каком­либо   виде   исполнительской   деятельности   (пение, музицирование);  ­   передавать   собственные   музыкальные   впечатления   с   помощью   различных   видов   музыкально­творческой   деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;   ­ охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; ­продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; ­   определять,   оценивать,   соотносить   содержание,   образную   сферу   и   музыкальный   язык   народного   и   профессионального музыкального творчества разных стран мира; ­ использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий; ­ узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;  ­ исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально­пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). Предметные результаты  В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: Дорошенко Светлана Александровна основы   музыкальной   культуры   через   эмоциональное   активное   восприятие,   развитый   художественный   вкус,   интерес   к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;  воспитаны нравственные  и эстетические  чувства:  любовь  к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;  начнут   развиваться   образное   и   ассоциативное   мышление   и   воображение,   музыкальная   память   и   слух,   певческий   голос, учебно­творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся: воспринимать   музыку   и   размышлять   о   ней,  открыто   и   эмоционально   выражать   своё   отношение   к   искусству,  проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать   музыкальные   образы   при   создании   театрализованных   и   музыкально­пластических   композиций,   разучивании   и исполнении вокально­хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;  реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно­ практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. 1. Музыка в жизни человека Дорошенко Светлана Александровна Выпускник научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально­ творческой деятельности; ориентироваться   в   музыкально­поэтическом   творчестве,   в   многообразии   музыкального   фольклора   России,   в   том   числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно­образное содержание и интонационно­мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Выпускник получит возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально­исполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать   культурный   досуг,  самостоятельную   музыкально­творческую   деятельность,  музицировать   и   использовать ИКТ в музыкальных играх.  2. Основные закономерности музыкального искусства Выпускник научится: Дорошенко Светлана Александровна соотносить   выразительные   и   изобразительные   интонации,   узнавать   характерные   черты   музыкальной   речи   разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   ансамблевого,   коллективного   (хорового   и   инструментального)   воплощения различных художественных образов. Выпускник получит возможность научиться: реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально­пластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть   певческим   голосом   как   инструментом   духовного   самовыражения   и   участвовать   в   коллективной   творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. 3. Музыкальная картина мира Выпускник научится: исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально­пластическое  движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Дорошенко Светлана Александровна определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит возможность научиться: адекватно   оценивать   явления   музыкальной   культуры   и   проявлять   инициативу   в   выборе   образцов   профессионального   и музыкально­поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно­массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты   собственной   музыкально­творческой   деятельности   (пение,   инструментальное   музицирование,   драматизация   и   др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). № уро ка Дата  план Дата факт Тема урока Тип урока Календарно­тематическое планирование 4 класс. Элемент содержания «Россия­Родина моя» ­ 3ч. Вид, форма контроля ИКТ входн устны Видео­ ой й опрос презент ация  Дорошенко Светлана Александровна 1 06.09 Мелодия. «Ты  запой мне ту  Основные   средства   музыкальной   выразительности (мелодия).   Общность   интонаций   народной   музыки.   Роль песню…»«Что  не выразишь  исполнителя   в   донесении   музыкального   произведения   до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого словами, звуком на душу навей». самовыражения   в   искусстве.   Особенности   тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские Урок изучения и  первичного  закрепления  новых знаний.        возможности. Народная  и  профессиональная  музыка.  Сочинения  отечественных композиторов   о   Родине   (С.Рахманинов   «Концерт   №3»,   В.Локтев «Песня   о   России»).     Интонация   как   внутреннее   озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя   реченька»,   русская   народная   песня)   и   музыки   русских композиторов   (С.Рахманинова,   М.Мусоргского,   П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).   Концерт   №   3   для   фортепиано   с   оркестром.  Главная мелодия 1­й части. С. Рахманинов  «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня   «Песня о России» В.Локтев  «Вокализ» С.Рахманинов. теку щий устны презент й опрос ация  «Русск ие  народн ые  песни» Дорошенко Светлана Александровна 2 13.09 Как сложили  песню. Звучащие картины. «Ты  откуда русская,  Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).  Способность музыки в образной форме передать настроения, зародилась,  музыка?» чувства,   характер   человека,   его   отношение   к   природе,   к жизни.   Интонация   –   источник   элементов   музыкальной Комбинированны й урок.  речи.   Жанры   народных   песен,   их   интонационно­образные особенности. Наблюдение   народного   творчества.   Музыкальный   и   поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность   и   изобразительность   в   музыке.   Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова­ Водкина  «Полдень». Многообразие  жанров  народных песен  «Ты, река ль, моя – реченька»    Солдатушки, бравы ребятушки»  «Милый мой хоровод»  «А мы просо сеяли» Дорошенко Светлана Александровна 3 20.09 «Я пойду по  полю белому…  Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. На великий  праздник  собралася   Русь!» Урок обобщения  и систематизации  знаний. Интонация   как   внутреннее   озвученное   состояние,   выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая   тема   в   русской   классике.     Образы   защитников Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных   образах.   Общность   интонаций   народной   музыки   и музыки русских композиторов.  Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф­ты  Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка «О России петь – что стремиться в храм» ­ 4ч. итого фронт Видео вый альны й  опрос фрагме нты  из опер темат устны През  ическ ий й опрос «Илья  Мурое ц» Дорошенко Светлана Александровна 4 27.09 Святые земли  Русской. Илья  Музыкальный   фольклор   народов   России   и   мира,   народные музыкальные традиции родного края. Муромец Урок обобщения  и систематизации  знаний. Святые   земли   Русской.   Народная   и   профессиональная   музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.  Земле Русская, стихира.  Былина об Илье Муромце,  былинный напев сказителе Рябининых.  Симфония № 2 («Богатырская)   1 ­я часть (фрагмент) А. Бородин.  Богатырские ворота.  Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.  Не шум шумит, русская народная песня. теку щий устны й опрос Дорошенко Светлана Александровна 5 04.10 Народные музыкальные традиции Отечества. Кирилл и  Мефодий.. Урок изучения и  закрепления  новых знаний Обобщенное   представление   исторического   прошлого   в музыкальных   образах.   Гимн,   величание.   Святые   земли   Русской. Народная   и   профессиональная   музыка.   Духовная   музыка   в творчестве композиторов.  Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.  Величание князю Владимиру и княгине Ольге.  Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев  Гимн   Кириллу   и   Мефодию.  П.  Пипков,   слова   С. Михайловский. Дорошенко Светлана Александровна 6 11.10 Праздников  праздник,  Музыка   в   народных   обрядах   и   обычаях.   Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.  торжество из  торжеств.  Урок изучения и  закрепления  новых знаний. Праздники   Русской   православной   церкви.   Пасха.   Музыкальный фольклор   России.   Народные   музыкальные   традиции   Отечества. Духовная   музыка   в   творчестве   композиторов.   Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.   «Христос воскресе! (тропарь)  Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.  Богородице   Дево,   радуйся  (№   6).   Из   «Всенощного   бде­ ния». С. Рахманинов. теку щий устны й опрос Дорошенко Светлана Александровна 7 18.10 Родной обычай  старины.  Музыка   в   народных   обрядах   и   обычаях. музыкальные традиции родного края. 8 25.10 Светлый  праздник. Урок обобщения  и систематизации  знаний. Обобщающий  урок по темам 1  четверти. Урок  контроля,  оценки  и  коррекции знаний  учащихся Праздники   Русской   православной   церкви.   Пасха.   Народные музыкальные   традиции   родного   края.   Духовная   музыка   в творчестве композиторов.   «Не шум шумит» ­ пасхальная народная песня.   Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.  Светлый праздник.  Финал Сюиты­фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. Проверочная работа. День, полный событий. – 4 ч.   Народные темат устны През  ическ й ий опрос «Народ ные  праздн ики» итого вый пров.  работа; индиви дуальн ый. теку щий индив идуаль ный Дорошенко Светлана Александровна 9 08.11 «Приют  спокойствия,  Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая   его   от   других   искусств.   Общее   и   особенное   в трудов и  вдохновенья…» музыкальной   и   речевой   интонациях,   их   эмоционально­ образном строе.   Интонация   как   внутреннее   озвученное   состояние,   выражение эмоций   и   отражение   мыслей.   Музыкально­поэтические   образы. Лирика   в   поэзии   А.С.Пушкина,   в   музыке   русских   композиторов (Г.Свиридов,   П.Чайковский)   и   в   изобразительном   искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).   «Осенняя песня» П.Чайковский;  «Пастораль» Г.Свиридов;  «Осень» Г.Свиридов. 10 15.11 «Что за  Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность прелесть эти  сказки!!!». Три  и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных чуда. Урок изучения и  первичного     Музыкально­поэтические   образы   в   сказке инструментов. А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».  Выразительность и изобразительность в музыке.    закрепления   Три чуда.  Вступление ко  II  действию оперы «Сказка о теку щий устны й опрос Фрагме нт из  фильма «сказка о царе  Салтан е» Дорошенко Светлана Александровна 11 22.11 новых знаний. Ярмарочное  гулянье.    Святогорский  монастырь. Урок изучения и  первичного  закрепления  новых знаний. царе Салтане». Н. Римский­Корсаков Композитор   как   создатель   музыки.   Выразительность   и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и теку щий обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. устны Видео  й опрос фрагме нты их  Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.     Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.   «Девицы, красавицы».  «Уж как по мосту, мосточку»,  «Детский альбом» П.Чайковского.  «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский  Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.  Вступление;   Великий   колокольный   звон.  Из   оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. опер.  Ф­т  мультф ильма  «Детск ий  альбом » тест темат ическ ий Дорошенко Светлана Александровна 12 29.11 «Приют,  сияньем  муз  Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и  особенное в музыкальной и речевой интонациях, их  одетый…».  эмоционально­образном строе. Урок обобщения  и систематизации  Музыкально­поэтические   образы.   Обобщение   музыкальных впечатлений   четверти.   Исполнение   разученных   произведений, знаний. участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.   Романс  «Венецианская ночь» М.Глинка.  Исполнение разученных произведений, участие в  коллективном пени.,   передача музыкальных впечатлений учащихся. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ­ 2ч. теку самост диск щий оятель «Музы ная кальн работа ые инстру менты » Дорошенко Светлана Александровна 13 06.12 Композитор –  имя ему народ.  Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки   безымянного   автора,   хранящейся   в   коллективной Музыкальные  инструменты  памяти   народа,   и   музыки,   созданной   композиторами. Тембровая   окраска   наиболее   популярных   в   России России. Комбинированны й урок. музыкальных   инструментов   и   их   выразительные возможности.  Народная   и   профессиональная   музыка.   Народное   музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история   их   возникновения   и   бытования,   их   звучание   в   руках современных  исполнителей. Музыка в народном стиле.  Народная песня   –   летопись   жизни   народа   и   источник   вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о   характерных   национальных   особенностях,   отличающих музыкальный язык одной песни от другой.  Ой ты, речка, реченька; Бульба,  белорусские народные песни.  Солнце, в дом войди; Светлячок,  грузинские  народные песни.  Аисты, узбекская народная песня.  Колыбельная, английская народная песня. Дорошенко Светлана Александровна 14 13.12 Оркестр русских народных  Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и инструментов.   «Музыкант­ музыкальные   традиции,   придающие   самобытность   его музыкальной культуре. чародей».  Комбинированны й урок.   Музыкальный   фольклор   народов   России   и   мира,   народные музыкальные традиции родного края. Музыкальные   инструменты.   Оркестр   русских   народных инструментов.   Мифы,   легенды,   предания,   сказки   о   музыке   и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Светит месяц, русская народная песня­пляска.  Пляска   скоморохов.  Из   оперы   «Снегурочка».   Н.   Рим­ ский­Корсаков. «В концертном зале» ­ 2ч. темат устны През ическ й «Русск ий опрос ие народн ые инстру менты » Дорошенко Светлана Александровна 15 20.12 Музыкальные   инструменты  Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно­образного содержания (скрипка,  виолончель).  Вариации на  тему рококо. Урок изучения и  закрепления  новых знаний. произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением   музыки   таких   композиторов,   как   А.Бородин   и П.Чайковский.  Ноктюрн (3­я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.  Вариации   на   тему   рококо  для   виолончели   с   оркестром (фрагменты) П. Чайковский.  (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский 16 27.12 Обобщающий  Проверочная работа по темам 2 полугодия. урок по темам 2 полугодия. Урок  контроля,  оценки  и  коррекции знаний  учащихся Раздел 3. «День, полный событий» ­ 1ч. темат устны през ическ й ий опрос «Музы кальны е инстру менты» итого вый пров.  работа; индиви дуальн ый. теку группо Видео­ щий вая презент ация «У камель ка» Дорошенко Светлана Александровна 17 17.01 Зимнее утро,  зимний вечер. Выразительность   и   изобразительность   в   музыке.   Общее   и особенное   в   музыкальной   и   речевой   интонациях,   их Урок закрепления нового материала. эмоционально­образном строе. Способность   музыки   в   образной   форме   передать   настроения, чувства,   характер   человека,   его   отношение   к   природе,   к   жизни. Музыкально­поэтические   образы. стихотворения   (стихи   А.Пушкина,     Музыкальное   прочтение   русская   народная   песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).  Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.  У   камелька   (Январь).  Из   цикла   «Времена   года».   П. Чайковский.  Сквозь   волнистые   туманы;   Зимний   вечер,  русские   на родные песни. «В концертном зале» ­ 5ч. Дорошенко Светлана Александровна 18 Старый замок. 24.01 Счастье в  сирени живет… Урок  обобщения  и систематизации  знаний. Различные   виды   музыки:     инструментальная,   вокальная, сольная.   Выразительность   и   изобразительность   в   музыке. Музыкальное   исполнение   как   способ   творческого самовыражения в искусстве.   Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).    Старый   замок.  Из   сюиты   «Картинки   с   выставки».   М. Myсоргский.  Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.   Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. теку щий устны Видео­ й опрос през «Сирен ь» Дорошенко Светлана Александровна 19 31.01 «Не смолкнет  сердце чуткое  Знакомство   с   творчеством   зарубежных   композиторов­ классиков:   Ф.   Шопен.   Различные   виды   музыки:   вокальная, Шопена…» Танцы, танцы,  танцы… Комбинированны й урок.   Формы   построения   музыки   как инструментальная. обобщенное выражение художественно­образного содержания произведений   Формы:   одночастные,   двух­и   трехчастные, куплетные.  Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.  Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си­бемоль мажор. Ф. Шопен.  Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. теку щий устны й опрос темат устны ическ й ий опрос Дорошенко Светлана Александровна 20 07.02 Патетическая  соната. Годы  Знакомство   с   творчеством   зарубежных   композиторов­ классиков:   Л.   Бетховен.   Формы   построения   музыки   как странствий.  Царит  обобщенное выражение художественно­образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная и гармония  оркестра. оркестровая. оркестров:  симфонического.    Особенности   звучания   различных   видов Урок изучения и  Музыкальная   драматургия   сонаты   Л.Бетховена.   Накопление   и закрепления  новых знаний. обобщение   музыкально­слуховых   впечатлений.   Исполнение разученных   произведений,   участие   в   коллективном   пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.  Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.  Соната   №   8   («Патетическая»)  для   фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.  Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.  Арагонская хота. М. Глинка.   Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра Дорошенко Светлана Александровна «В музыкальном театре» ­ 7ч. 21 14.02 Опера «Иван    Песенность,   танцевальность,   маршевость   как   основа Сусанин»  М.И.Глинки.  Бал в замке  польского  короля. становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное   развитие   в   сопоставлении   и   столкновении человеческих   чувств,   художественных   образов.   тем, Драматургическое развитие в опере. Контраст.   Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.  Урок изучения и  Опера «Иван Сусанин» М.Глинка: теку щий Видео­ фрагме нты   из оперы устны й опрос группо вая 22 21.02 закрепления  новых знаний. Опера «Иван  Сусанин»  М.И.Глинки.  Сцена в лесу. Комбинированны й урок  интродукция  танцы из 2 действия  хор из 3 действия Основные   средства   музыкальной   выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, теку щий отличающая его от других искусств. Линии   драматургического   развитие   в   опере   «Иван   Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и   отражений   мыслей.   Музыкальное   развитие   в   сопоставлении   и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. устны Видео­ й фрагм опрос енты  из  оперы Дорошенко Светлана Александровна Драматургическое развитие в опере. опера «Иван Сусанин». М.Глинка.  сцена из 4 действия 23 28.02 Опера «Хованщина» Народная   и   профессиональная   музыка.   Знакомство   с творчеством отечественных композиторов. теку щий М.П.Мусоргског о.  младешенька» «Исходила Урок изучения и  закрепления  новых знаний. Русский Восток. Сезам,  откройся!  Восточные  мотивы. Интонационно­образная   природа   музыкального   искусства. Обобщенное   представление   исторического   прошлого   в музыкальных   образах.   Песня   –   ария.   Куплетно­вариационная форма. Вариационность  Рассвет на Москве­реке.  Вступление к опере «Хованщи­ на». М. Мусоргский. Песня Марфы («Исходила младешенька»); Народная и профессиональная музыка.  Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка,  М.Мусоргский).     Пляска   персидок.  Из   оперы   «Хованщина».   М. Мусоргский. 24 07.03 устны Видео­ й фрагм опрос енты из оперы темат устны Видео­ ическ й фрагм ий опрос енты из оперы группо вая Дорошенко Светлана Александровна Комбинированны  Персидский   хор.  Из   оперы   «Руслан   и   Людмила».   М. й урок. Глинка  Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. 25 14.03 Балет  Песенность,   танцевальность,   маршевость   как   основа «Петрушка» становления более сложных жанров –  балета. Комбинированны й урок. Народные   музыкальные   традиции   Отечества.   Народная   и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.  Первая   картина.  Из   балета   «Петрушка».   И. 26 21.03 27 04.04 Обобщающий  урок. Урок   контроля, оценки  и коррекции  знаний учащихся Театр  музыкальной  Стравинский Проверочная работа. Песенность, становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.   маршевость   как   основа   танцевальность, теку щий устны Фрагме й нты  из опрос балета  «Петру шка» итого пров.  вый работа; индиви дуальн ый. темат устны Фрагме ическ ий й нт из  оперет Дорошенко Светлана Александровна комедии. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.  Комбинированны й урок.  Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.  Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.  Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.  Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ­ 1ч 28 11.04 Народные  праздники.  Троица. Музыка   в   народных   обрядах   и   обычаях.   Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.  Комбинированны Музыкальный   фольклор   народов   России.   Праздники   русского й урок. народа. Троицын день.   Троицкие песни. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» ­ 5ч. опрос ты  группо вая «Летуч ая  мышь» теку щий устны й опрос през о  нар  празди ках 29 18.04 Прелюдия.  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение Исповедь души.  Революционный  эмоций   и   отражение   мыслей. фортепианной музыки.    Различные   жанры этюд. Урок изучения и  Развитие музыкального образа.   Прелюдия   до­диез   минор  для   фортепиано.   С. теку щий устны й опрос Видео  фрагме нт из  фильма о  Шопен Дорошенко Светлана Александровна закрепления  новых знаний. Рахманинов.  е.  Прелюдии  №   7  и  №  20  для   фортепиано.   Ф.   Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.  Ф.Шопен.  Исходила младешенька; Тонкая рябина,  русские народ­ ные песни.  Пастушка, французская народная песня  Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, сло­ ва Ю. Мориц. 30 25.04 Мастерство  исполнителя.  Музыкальные  инструменты  Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого темат устны ическ й самовыражения   в   искусстве.   Тембровая   окраска   наиболее популярных   в   России   музыкальных   инструментов   и   их ий опрос (гитара). выразительные возможности.  Урок закрепления знаний. Музыкальные   инструменты.   Выразительные   возможности   гитары. Композитор   –   исполнитель   –   слушатель.   Многообразие   жанров музыки. Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей.  Пожелания         друзьям;         Музыкант.        Слова         и Дорошенко Светлана Александровна музыкаБ. Окуджавы. 31 02.05 В каждой  интонации  спрятан  человек. Комбинированны й урок. устны Видео­ й опрос презент ация  «Песня   Сольвей г»  Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. «Зерно»­   интонация   как   возможная   основа   музыкального развития.   и   изобразительность   Выразительность теку щий музыкальной интонации. Выразительность   и   изобразительность   в   музыке.   Интонация   как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение   Интонационное   богатство   мира. мыслей.   Интонационная выразительность   музыкальной   речи   композиторов:   Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила   младешенька».   Размышления   на   тему   «Могут   ли иссякнуть мелодии?»    Песня Сольвейг;  Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ. Дорошенко Светлана Александровна 32 09.05 Музыкальный  сказочник.  Выразительность   и   изобразительность   музыкальной интонации.   вокальная,   Различные   виды   музыки: 33 16.05 инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита.  Музыкальные образы в произведениях Н.Римского­Корсакова  (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). темат Фронт Фрагме ическ ий альны й  опрос нты из  балета   «Шахер езада» 34 23.05 Обобщающий  урок по темам 2 полугодия. 35 30.05 Рассвет на  Москве­реке.  Шехеразада.  1­я   часть   симфонической   сюиты (фрагменты). Н. Римский­Корсаков. Обобщение   музыкальных   впечатлений   четвероклассников   за   4 итого пров.  четверть   и   год.   Составление   афиши   и   программы   концерта. Исполнение   выученных и полюбившихся   песен   всего учебного вый контр года.  оль Выразительность и изобразительность в музыке.  Многозначность   музыкальной   речи,   выразительность   и   смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.    Рассвет на Москве­реке.  Вступление к опере «Хованщи­ на». М. Мусоргский. работа; индиви дуальн ый. през  «Рассве т на  Москве­ реке» Дорошенко Светлана Александровна Список научно­методического обеспечения. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса: М., Просвещение, 2014. Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П.,   Шмагина   Т.С.   «Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Музыка»   для   учащихся   4   класса»:   М., Просвещение, 2014­2017. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» ­ (CD mp3) Музыка.   1­4   классы.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   Г.П.   Сергеевой,   Е.Д.   Критской:   пособие   для   учителей общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2012 год MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий» 3. Караоке по­русски для компьютера. 2003 3. Единая коллекция ­ http://collection.cross­edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7­f1f4­5b76­f453­552f31d9b164 4. Российский общеобразовательный портал ­ http://music.edu.ru/ 5. Детские электронные книги и презентации ­ http://viki.rdf.ru/ 6. Сайт караоке – http://www.karaoke.ru/catalog/ Дорошенко Светлана Александровна Материально­техническое обеспечение: 1. Комплект портретов композиторов. 2. Комплект таблиц «Музыкальные инструменты».

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 4 класса.

Рабочая учебная программа по  предмету «Музыка» для 4 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018