План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"
Оценка 4.7

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература
9 кл—10 кл
15.08.2018
План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"
Данная программа позволяет познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. Реализуются такие задачи как: возможность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка), формирование у обучающихся творческого мышления; и другие.План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"
план кружка в мире поэзии.doc
План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ" Пояснительная записка С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к  творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические  произведения, познать основы художественного слова создана программа  кружка по  литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной  форме, познакомить учащихся с теорией литературы.   Занятия проводятся из расчёта 34  часа в год (1 раз в неделю).                Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать  перо, но из­за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного  текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют  неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может  породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть  свои творческие способности.            Актуальность программы: Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении  личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого  воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают  способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Важно не  пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие  способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать  возможность проявить себя.  Цель: через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов  развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать  компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся. Задачи: 1. Обучающие:       ­освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного  творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);        ­формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов,  фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные  ситуации;         ­развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;         ­развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии  произведения. 2. Воспитательные:         ­воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;         ­формирование трудолюбия и требовательности к себе;         ­преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении  литературной деятельности;         ­формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков,  культуры общения со сверстниками. Педагогические условия реализации программы:      В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.   Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы,  являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;  • доброжелательный психологический климат на занятиях;  • личностно­деятельный подход к организации учебно­воспитательного процесса;  • оптимальное сочетание форм деятельности;  • доступность.      Обучение осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.  Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о  прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами,  конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы,  выступления, праздники.  Ожидаемый результат: Рост познавательной  и творческой активности у ребят;  Увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой. Формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов; Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.  Повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы,  культурологи, эстетики. Календарно­тематический план № 1 Содержание  занятий Вводное занятие.  Что такое поэзия?  Кол­ во  часов 1 3 2 3 2,3,4 Поэтические  жанры. 5,6 «Я знаю силу  слов…»  Назначение поэта и поэзии. 7,8,9 Изобразительно­ выразительные  средства  поэтического  языка. Дата Теоретические сведения Цель, задачи,  содержание программы  обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с  лирическими  жанрами:  гимн, ода, послание,  сатира, псалом, сонет,  песня, стихотворение,  лиро­эпическими:  баллада, поэма, роман в  стихах. Беседа о назначении  поэта и  поэзии. Знакомство с  литературной критикой. Троп. Эпитеты.  Сравнение.  Олицетворение.  Метафора. Метонимия.  Перифраз. Синекдоха.  Практическая  работа. Развитие  речи. Выразительное  чтение и анализ  поэтических  текстов. Анализ  поэтических  текстов с целью  определения их  жанровой  принадлежности. Викторины по  творчеству русских поэтов. Решение  проблемы: как  понимать –  «Поэтом можешь  ты не быть, а  гражданином быть  обязан» (Н.А.  Некрасов). Чтение и анализ  стихотворений на  предмет  определения в них  изобразительно­ 10 11,12 Конкурс  стихотворений. Системы  стихосложения. 13 14,15, 16 17 Литературный  вечер Размер стиха. Конкурс на  написание  четверостиший,  написанных  двусложными и  трёхсложными  размерами. 18,19,20 Рифма. 21 Конкурс стихов,  посвящённый  временам года 22,23,24 Стили речи. 25,26,27 Поэзия и  живопись. 1 2 1 3 1 3 1 3 3 выразительных  поэтических  средств. Игра  «Подбери тропы». Игра «Угадай». Гипербола.  Виды систем  стихосложения  (античная, песенно­ тоническая, силлабо­ тоническая,  декламационно­ тоническая). Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей,  дактиль, анапест,  амфибрахий). Анализ  поэтических  произведений  русских классиков. Игра «Найди  рифму».  Рифма. Виды рифмовки  (парная или смежная,  перекрёстная,  опоясывающая или  кольцевая). Точная и  неточная рифмы. Связная речь.  Стилистические  особенности языка. Типы текстов. Композиция  художественного  произведения.  Типы  речевых ошибок и  способы их исправления. Роль живописи в  поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное  созерцанием. Игра «Составь  рассказ». Рассматривание  различных  репродукций.  Переложение на 28 Литературный  вечер 29,30,31 Музыка в поэзии. 32 33 34 Моё поэтическое  творчество. Ярмарка талантов. Итоговое занятие. 1 3 1 1 1 Итого 34 стихотворный  текст. Прослушивание  музыки. Наложение стихов на музыку. Роль музыкальных  произведений в  стихосложении.  Настроение.  Обобщение знаний и  подведение итогов. Разборы  поэтических  текстов.    Ожидаемые результаты к концу обучения 1. Учащиеся должны знать: ­ основы теории литературы; ­ композицию литературного произведения; ­ жанровое разнообразие литературы; ­изобразительно­выразительные средства поэтического языка; ­ систему стихосложения; ­ размер стиха. 2. Учащиеся должны уметь: ­ отличать прозаическое произведение от поэтического; ­ подбирать рифму; ­ рифмовать строфы в разных размерах; ­ декламировать литературные произведения. 3. Учащиеся должны приобрести навыки: ­ аккуратности и трудолюбия; ­ основные навыки работы в группе. Список литературы Литература для педагога: Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3­е изд., испр. – М.:  Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний); Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьни  ков. – Л., 1974. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль,  вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. –  605 с. Литература для обучающихся: Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа,  2002. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч­ся. М. : Просвещение, 1979. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова,  2008. Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989. Дидактические игры: Подбери эпитет и обоснуй свой выбор: И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над … прудом Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите  собственные: Где … серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – просто везде, –  Лишь паутины … волос Блестит на … борозде. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение. Пригрело землю весёлое апрельское солнышко. Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва, Как будто …, и пробились сквозь неё, Словно …, упругие стебельки. На тонких веточках берёзы, как …, Заблестели на солнце молодые листочки: Лес наполнился радостными голосами, как будто … . Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает  – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт. Продолжите строки с рифмами: Рак \ мак \ …; Багаж \ гараж \ …; Белка \ грелка \ …; Карандаш \ пейзаж \ … Викторины Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под  своим именем? Где оно было напечатано? Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»? Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова  были положены на музыку? На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов? М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт­художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной  природы. Назовите известные вам картины поэта.  При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие  портреты вам известны? Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова? Литературные игры Английские шарады Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения.  Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному  слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в  ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим. Прогулка со словами Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино.  (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"

План кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018