План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
23.05.2018
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.
Школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
самообразование.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ № 1
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ТОМСКА
План
по
самообразованию
воспитателя
Беляевой Ирины Ивановны
Тема:
«Духовнонравственное воспитание
в подростковом возрасте детей с ОВЗ» Томск2017
План работы по самообразованию
Приоритетное направление: «Системный подход к решению задач социализации
учащихся школыинтерната»
Тема: «Духовнонравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
Вопросы нравственного развития,
Актуальность темы.
воспитания,
совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.
Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема
нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог,
имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой
проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем
школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям,
необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.
Школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда
закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и
трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в
котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления
деятельности педагогов:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
патриотическое воспитание;
формирование духовности школьников через отношение к литературе и
средствам массовой информации;
эстетическое развитие детей;
Цель: нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние
стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально
значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность,
милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое.
Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется
в окружающей жизни.
Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к
личностным результатам и предусматривают:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в
воспитательном процессе.
ПЛАН
работы по самообразованию воспитателя
Беляевой Ирины Ивановны
на 20172018 учебный год
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
1 этап
Установочно
подготовительный
1. Определение темы.
2. Определение целей и задач.
3. Подбор источников самообразования.
4. Сбор библиографии по выбранной
Сентябрь
2017г.
проблеме.
2 этап
1. Поиск материалов в Интернете.
2. Сбор библиографии по выбранной
теоретический
проблеме
3.Знакомство с передовым
педагогическим опытом, наработанным
коллегами в городе, регионе, стране
4.Изучение методической литературы
по данной проблеме:
«Азбука нравственного взросления»
Сентябрьдекабрь
2017 г.
Постоянно,
в течение года. В.И. Петрова.
5. Подбор видов деятельности
в рамках работы над методической
темой.
6. Выступление по теме
самообразования на МО.
3 этап
Практический
1. Проведение мониторинговых
исследований (проведение начальной
диагностики)
Анкетирование
Январьапрель
2018г.
2. Проведение коррекционных,
практических (открытых) занятий:
3. Беседы.
4.Проведение открытых мероприятий
5.Проведение
диагностики
промежуточной
4 этап
Оценочный
1. Анализ работы по теме
самообразования за 20172018 учебный
год
Май
2018 г.
Основные принципы воспитания
Первый принцип: (принцип природосообразности) гармония человека с
природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные
свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не
бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть,
выращивать то, чего пока нет.
Второй принцип гармония человека с культурой. Культурологический фактор
требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах,
законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа,
на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми.
Необходимо воспитывать активного,
самостоятельного,
толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.
Четвертый принцип – гармония в самом себе, самосоздание личности или
отношение личности к самой себе.
инициативного, Пятый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через
включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой,
трудовой, досуговой, творческой.
Шестой принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен
опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в
деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает
новые возможности.
Седьмой принцип
дифференциация воспитания. Предполагает отбор
содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых,
учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий,
признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Восьмой принцип – целостный подход. Воспитание и обучение являются
равноправными и взаимодействующими компонентами.
Основные направления воспитательной работы
Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной,
вариативной. Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся строится на
основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству;
ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в
многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная
форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как
принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших
и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность
таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость,
трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу
жизни. Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально
психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность
природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность
человека за окружающую среду, экологическое сознание.
6. Воспитание
отношения
ценностного
прекрасному,
формированиепредставлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание).
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота,
гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как
условия достижения мастерства, ценность творчества.
к
Коррекционная работа
Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с
ОВЗ.
Задачи:
1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм
морали и права.
2. Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а
также индивидуальных психологических особенностей личности у
выявленных воспитанников.
3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении
причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
4. Изменение условий семейного воспитания.
Предполагаемый результат:
Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном
обществе.
Коррекционная работа строится по направлениям:
Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних
установок, системы нравственно – правовых ценностей.
Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение
навыков речевого общения и коммуникативности
Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к
нравственному выбору и достойному месту в жизни. Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм работы.
Основные результаты духовнонравственного развития и воспитания детей
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими
методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие анализировать (не
оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты,
созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
самооценочные суждения детей.
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.