"Использование блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера для развития логико-математического мышления у детей с ЗПР".
План разработан на 5 лет,где представляется методика работы с блоками Дьенеша и Кюизенера.
Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании логико-математических представлений у дошкольников с ЗПР.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
новый план мой на 2017 год самообразование.docx
НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
«Использование блоков Дьенеша
и цветных палочек Кюизенера для развития
логикоматематического мышления у детей с ЗПР»
Работа над темой начата в 2017 году
Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.
Актуальность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем
современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал,
более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены
к школе.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является
активное использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Основные особенности этих дидактических материалов абстрактность,
универсальность, высокая эффективность.
Основные особенности этих дидактических материалов абстрактность,
универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является
средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения
анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом
развивается творческое воображение и пространственное мышление.
1
Цель:
Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления
к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через
логикоматематические игры; повышение своего теоретического уровня,
профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать
практический материал по данной проблеме в соответствии с ГОСО.РК. и типовой
учебной программе РК. В системе дошкольного образования.
Задачи: 1. Используя логические блоки Дьенеша развивать у детей интерес к решению
познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
2. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать,
сравнивать, обобщать, классифицировать.
3. Изучить психологопедагогическую литературу по данной теме самообразования,
изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
4. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
5. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и
воспитательные программы с применением ИКТ.
6. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
Методика работы с логическими блоками Э. Дьенеша Одна из важнейших задач
воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных
умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи
должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к
школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
2
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями,
дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и
самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических
представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда
педагога и инструментами учебнопознавательной деятельности ребенка. Кроме того,
палочки Кюизенера помогают в решении образовательных воспитательных развивающих
задачах.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и
особенностям элементарных математических представлений, формируемых у
дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского
мышления, в основном нагляднодейственного и нагляднообразного. В мышлении ребенка
отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с
конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние
действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно
обобщенное представление о понятии.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Проанализировать психологопедагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания «формирование элементарных
математических представлений с блоками Дьенеша» и цветных
палочек Кюизенера 3. Использовать эффективностей игровых приемов в процессе формирования
элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать картотеку игр с блоками Дьенеша» и цветных палочек
Кюизенера
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные
направления
Профессионально
е
Действия и мероприятия
с
Продолжать изучать новые
1.
программы и требования.
2.Знакомиться
новыми
педагогическими технологиями через
предметные издания и Интернет по
обучению дошкольников по ФЭМП.
3.Изучать журналы по «Дефектологии».
4. Повышать квалификацию на курсах
для учителейдефектологов.
Психолого
педагогическое
Методическое
1.Совершенствовать свои знания в
области психологии и педагогики.
1.Совершенствовать
знания
современного содержания образования
детей дошкольного возраста с ЗПР по
ФЭМП через игры с блоками Дьенеша
и цветных палочек Кюизенера .
2. Знакомиться с новыми формами,
методами и применения компьютерных
технологий в работе с детьми д\дома с
ЗПР..
3. Принимать активное участие в работе
МО учителей
дефектологов и
специалистов д\ дома..
4. Изучать опыт работы лучших
педагогов республики через Интернет.
5.
участвовать в обмене опытом.
6.Проводитьсамоанализ
профессиональной деятельности.
7. Создать собственную картотеку игр
по ФЭМП с блоками Дьенеша
и цветных палочек Кюизенера .
Посещать занятия коллег и
3
Сроки
реализации
Регулярно
Регулярно
мере
По
издания
журналов
Систематически
Регулярно
По плану МО
Регулярно
Регулярно
По плану
Ежеквартально
По плану
2017 правовые
8. Проводить открытые занятия для
коллег по работе.
9. Выступать с докладами по теме
самообразования.
10.Выступить с творческим отчётом на
МО.
1.Изучать нормативно
документы
2.Дефектологическую работу строить с
учетом нормативных документов РК.
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный
процесс.
2. Обзор в Интернете информации по
внедрению компьютерных технологий в
работу с детьми детского дома с ЗПР.
3. Создать электронное портфолио по
самообразованию.
1. Внедрять в образовательный процесс
здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
2018уч.год
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Правовое
Информационно
технологические
технологии
Охрана здоровья
4
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 5 ЛЕТ
(20172022гг.)
Содержание работы
сроки
выполнения
Форма представления
результатов
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТЫ 20172018
1. Анализ затруднений
Возникал в том что дети были разно
возрастные при обучении дети были со
средним и низким уровнем развития.
2. Постановка проблемы
Недостаточная сформированность у
учащихся математической
компетентности.
3. Изучение литературы по проблеме и
имеющегося опыта.
Список литературы:
Леушина,А.М. Формирование
элементарных математических
представлений у детей дошкольного
возраста.М.,1994.
4. Чтение педагогических периодических
изданий («Математика», приложение
«Дефектолог», «Математика в ДОУ».
5. Обзор информации в Интернете.
2. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТЫ
1. Определение целей и задач работы над
темой
20172019
5
Цель проекта:
Активное изучение и внедрение
инновационных методик в практику
подготовки детей к школе.
Задачи проекта:
1.1.Изучить и проанализировать
психологопедагогическую и
методическую литературу по теме
самообразования.
2. Разработать систему использования
игр, конспектов мероприятий с блоками
Дьенеша и цветных
палочек Кюизенера
3. Провести анализ эффективности
проделанной работы
4. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование
элементарных математических
представлений с блоками Дьенеша»
и цветных палочек Кюизенера
2.Разработка системы мер, направленных
на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТЫ
20172019
1. Внедрение системы мер, направленных
на решение проблемы
Разработка новых форм, методов и
приемов обучения.
Разработать картотеку игр по ФЭМП.
(блоки Дьенеша и
цветных палочек Кюизенера )
2. Формирование методического
комплекса
Разработка компьютерных заданий,
игр.
Подготовка и проведение открытых
занятий .
3. Отслеживание процесса текущих, и
промежуточных результатов.
(Диагностика, продвижение,
мониторинг).
4. Корректировка работы
4. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП РАБОТЫ
20172018г.г
1. Подведение итогов
(Публикации, статьи в сборниках)
2. Оформление результатов работы по
теме самообразования (Электронный
портфолии, фото видеоматериалы,
текстовый отчет)
3. Представление материалов
(Презентации, практические наработки,
обмен опытом, итоговые занятия)
5. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТЫ
1.Использование опыта самим педагогом
в процессе дальнейшей работы
В ходе
дальнейшей
6 2. Распространение:
1)Создание учебнометодических
пособий, картотеки игр, фото
видеоматериалов;
2)распространение в Интернете.
педагогической
деятельности
7
Теоретическая часть.
1. Изучение литературы по теме
: Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам
Цель
деятельности, формирования элементарных математических представлений и связанных с
ними логических операций. Задачи:
Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать
их отсутствие;
Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
Развивать пространственные представления;
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Название Автор
Издательство год выпуска.
1. Игры и упражнения по
развитию умственных
способностей у детей
дошкольного возраста. – М.:
Просвещение, 1989.
2. Воспитателю о детской игре.:
Пособие для воспитателей
детского сада.
3. Козлова В.Г. « Дошкольная
педагогика».
4. Формирование умения решать
логические задачи в
дошкольном возрасте.
Совершенствование процесса
формирования элементарных
математических представлений
в детском саду
5. Методические замечания к
педагогическим исследованиям
игры..
Венгер Л.А., Дьяченко
О.М
– М.: Просвещение,
1989.
8
Под ред. Т.А. Марковой
М.: просвещение,
1982
Логинова В.И.
Щедровицкий Г.П
М.: Академа, 1998
Л.: 1990.
Психология и
педагогика игры
дошкольников. –
М.:2003.
Мероприятие Тема мероприятия Дата 1. Заседание МО
На 20172018учебный
«Приобщение ребенка к
В течении учебного
года.
истокам казахской
народной культуры
через обучение
элементарному
общению на казахском
языке»
год.
Регулярно.
По плану.
Регулярно.
9
2. Выступление на МО
3. Педагогический совет
4.Взаимопосещения занятий
с позиции внедрения в
практическую деятельность
педагогов современных
педагогических
технологий .Инноваационных
форм обучения,
информационно
коммуникативных
технологий 10 11
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
План по самообразованию. Учителя-дефектолога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.