План работы "Школы дошкольных наук" (с молодыми педагогами)

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Именно поэтому необходима углубленная работа в дошкольных учреждениях с молодыми педагогами.
Иконка файла материала ШКОЛА дошкольных наук 17.doc
Утверждаю Заведующий МАДОУ «Детский сад  № 81»  ____________/Суфьянова Л.Б./ «____»________________2017г. План работы "Школы дошкольных наук" (с молодыми педагогами) 1Оглавление 1. Целевой раздел……………………………………………………………….3  1.1.Пояснительная записка………………………………………………..3 1.1.1.Цели и  задачи Программы………………………………………..…3 1.1.2.Принципы сотрудничества………………………………………………..3 1.1.3. Подходы к формированию и реализации Программы………………….4 1.1.4. Этапы реализации программы……………………………………………4 1.1.5. Планируемые результаты……………………………………….………...5 2. Содержательный раздел…………………………………………………….5 2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами……………………5 2.2. Организация наставничества……………………………………………….6 2.3.План работы «Школы дошкольных наук» на 2017­2018 уч. год.(1 год)....6 3.Организационный раздел:……………………………………………….…..8 3.1. Режим работы «Школы дошкольных наук»….......…………………….….8 3.2. Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей ..…8                           3.3 Список  литературы ………………………………………………………...10  21. Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка Происходящие   сегодня   в   нашем   обществе   кардинальные   перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения   к   человеку.   Особая   роль   в   решении   проблемы   человека   на современном   переходном   этапе   и   на   более   длительную   историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных   педагогических   ситуаций   и   задач.   Молодые   специалисты   не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ,   к   образованию   ребенка   предъявляются   определенные   требования. Поэтому целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и   технологии   воспитания   и   обучения   детей   дошкольного   возраста.   Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной   деятельности.   Что   нужно   изменить   в   работе   каждому ДОУ, чтобы ни один выпускник педагогических колледжей не разочаровался, не   потерял   интерес   к   профессии?   В   связи   с   этим   для   совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в МАДОУ  «Детский сад № 81» городского округа г.Стерлитамак РБ разработан план работы «Школы дошкольных наук» для молодых педагогов. 1.1.1.Цели  1) оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности, 32) обеспечение профессионального и творческого роста молодых педагогов в условиях ФГОС ДО. Задачи : 1) обеспечить наиболее лѐгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе , 2)   формировать   профессионально   значимые   качества   молодых   педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, 3)   совершенствовать   качество   воспитательно­образовательного   процесса путѐм повышения профессионального мастерства молодых специалистов . 1.1.2.Принципы сотрудничества Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы: Принцип   сотрудничества   и   диалога позволяет   создать   в   ходе   занятий атмосферу   доброжелательности,   эмоциональной   раскрепощенности   среди начинающих педагогов и опытных специалистов Принцип системности ­ непрерывности образования, накопления опыта; Принцип   многоуровневой   дифференциации   ­ организация   подгрупп   для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе. 1.1.3. Подходы к формированию и реализации плана. Профессиональная   адаптация   начинающего   воспитателя   в   процессе   его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: ­ трудовая   мотивация,   педагогическая   направленность   являются   важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ; ­ профессиональная   адаптация   воспитателя   осуществляется   в   неразрывной связи   с   процессом   его   личностного   и   профессионального   развития   и определена в методической работе ДОУ; ­ в   организации   педагогического   труда   имеют   место   максимальный   учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя; ­ материально­техническое   обеспечение   образовательного   процесса соответствует   современным   требованиям   и   помогает   педагогу   реализовать инновационные подходы 1.1.4. Этапы реализации:  Задача руководителя, старшего воспитателя  – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в   выбранном   пути.   Решать   эту   задачу   нужно   с   учетом   того,   что   в   своем профессиональном   становлении   молодой   специалист   проходит   несколько этапов: 4І этап – 1­й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег; ІІ   этап –   2­ой   год   работы:   процесс   развития   профессиональных   умений, накопления   опыта,   поиска   лучших   методов   и   приемов   работы   с   детьми, формирования   своего   стиля   в   работе,   снискание   авторитета   среди   детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других   ДОУ,   повышает   свое   профессиональное   мастерство,   посещая открытые   методические   мероприятия:   методические   объединения воспитателей, отчеты и т. д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;  ІІІ   этап –   3­й   год   работы:   складывается   система   работы,   имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят   совершенствование,   саморазвитие,   обобщение   своего   опыта работы.   Хочется   отметить,   что   прохождение   определенного   этапа   для каждого   педагога   очень   индивидуально.   Профессиональные   качества   во многом   зависят   от   характера,   темперамента.   Поэтому   администрации детского   сада   к   каждому   педагогу   надо   подходить   дифференцированно. Разнообразные   формы   работы   с   молодым   специалистом   способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов   работы   с   детьми   и   их   родителями,   оказывают   положительное влияние на рост его профессиональной значимости. 1.1.5. Планируемые результаты По   итогам   данной   работы   воспитатели   приобретут   ряд   профессиональных умений:  ­   аналитические   умения,   позволяющие   проводить   анализ   выполняемых   в педагогическом   взаимодействии   с   ребенком   требований,   оценивать   данные требования;  ­   умения   применять   психолого­педагогические   знания   в   воспитательно­ образовательной работе с ребенком;  ­   умение   планировать, воспитательно­ образовательной работы с ребенком; ­ умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста   осуществлять   педагогическую   диагностику,   психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого­ педагогическую поддержку развития ребенка; ­   прогностические   умения, индивидуальности ребенка в воспитательно­образовательном процессе; ­ умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении   и   создавать   эстетически   грамотно   организованную   и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;   подготавливать   и   осуществлять   процесс   позволяющие   учитывать   специфику 5­   умение   использовать   современные   инновационные   технологии   в образовательно­воспитательном взаимодействии с ребенком и др. Воспитатель приобретёт и самое главное умение ­ умение общаться с детьми с учетом   их   индивидуально­личностных   особенностей.   К   концу   второго учебного   года,   педагоги   должны   подняться   с   низкого   профессионального уровня   на   средний.   В   процессе   освоения   материала   предусмотрено наблюдение   за   профессиональной   компетентностью   педагогов,   которое позволяет   проследить   за   уровнем   роста   педагогической   деятельности молодого и вновь прибывшего педагогов. 2. Содержательный раздел 2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами Для   того   чтобы   повысить   профессиональное   мастерство   педагогов, используются разные формы работы. Процесс повышения профессионализма молодых   специалистов   предполагается   строить   с   учётом   следующих факторов: ­ уровень базового образования, теоретическая подготовленность;  ­ индивидуальных особенностей.  ­   уровень   профессиональных   потребностей   педагога   (каких   результатов   в своей деятельности хотят добиться) ­ имеют ли практический опыт с детьми; Формы и методы работы с молодыми специалистами Консультирование ­ индивидуальное ­групповое Активные методы ­семинары ­практические занятия ­ педагогические советы 2.2. Организация наставничества. В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие   сроки   адаптироваться   в   новых   для   него   условиях   практической деятельности.   Сегодня   наставничество   заслуживает   самого   пристального внимания,  в   нем   отражена   жизненная   необходимость   выпускника   учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить   практическую   и   теоретическую   помощь   на   рабочем   месте. Процесс   наставничества   затрагивает   интересы   трёх   субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации­работодателя. Проведение   на   протяжении   учебного   года   систематической   работы   по формированию традиций наставничества позволяет: ∙ отработать   усвоенные   в   период   обучения   в   вузе   содержание   и   методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике; 6∙ освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому Наставники молодых специалистов «Школы дошкольных наук» в 2017­ 2018учебном году №п/ п Ф.И.О. молодого специалиста Наставник 1. 2. 3. Тимофеева Галина Николаевна Каяшева Любовь Алексеевна Александрова Татьяна Михайловна Рысаева Илюзя  Римовна воспитатель , высшая квалификационная категория Доброва Галина Лукьяновна воспитатель , высшая квалификационная категория Кононова Вера Ивановна воспитатель , первая квалификационная категория 2.3.План работы «Школы дошкольных наук» на 2017­2018 уч. год. месяц (1 год) Тема Ответственные Заведующий ДОУ, старший воспитатель сентябрь Индивидуальное собеседование с заведующей ДОУ и  старшим воспитателем Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов. Консультирование педагогов по теме: ­ "Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". ­ Работаем по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство»  ­ Адаптация детей дошкольного возраста в ДОУ. ­ Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. Октябрь Консультирование педагогов по теме: ­ «Взаимодействие с родителями». ­ Памятка молодым педагогам по взаимодействию с  родителями старший воспитатель 7Ноябрь Консультирование педагогов по теме: ­ «Оформление развивающей предметно­ пространственной среды детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»». Оказание помощи в подготовке к смотру­конкурсу  книжных уголков. Декабрь Консультирование педагогов по теме: ­ «Особенности организации сюжетно­ролевой игры с  детьми». ­ «Организация и руководство игрой­драматизацией». ­ «Детский сад и семья – партнеры и друзья» (формы взаимодействия с родителями, подготовка к новогодним праздникам) Январь Консультирование педагогов по теме: ­ «Создание ледовых построек». ­ «Организация образовательной деятельности в ДОУ» Февраль Консультирование педагогов по теме: Март ­ Просмотр открытых мероприятий ДОУ. ­ «Я­ педагог». ­«Использование ИКТ в ДОУ». Консультирование педагогов по теме: ­ «Организация двигательной активности детей в ДОУ». ­ «Физическое развитие дошкольников в контексте  ФГОС  ДО» ­ Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. Апрель Консультирование педагогов по теме: ­ «Что такое проектная деятельность» ­ Разработка и составление проектов по работе с дошкольниками (тема на выбор). ­ «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» Памятка для молодого специалиста (заповеди  воспитателя) ­ Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. старший воспитатель старший воспитатель, педагоги­ наставники старший воспитатель, педагоги­ наставники старший воспитатель, педагоги­ наставники старший воспитатель, педагоги­ наставники старший воспитатель, педагоги­ наставники Май Консультирование педагогов по теме: ­ «Планирование воспитательно­образовательной работы в летний оздоровительной период , оборудование для прогулок». ­ Оказание помощи в оформлении центров ПДД в старший воспитатель, педагоги­ наставники 8группах (методические рекомендации». ­ Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. *План на следующий год составляется с учётом аналитических материалов 3.Организационный раздел 3.1. Режим работы «Школы дошкольных наук» Занятия планируются ежегодно по 1–2 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед   составлением   плана   работы   проводится   анкетирование   среди начинающих педагогов, чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем.   К   проведению   теоретического   блока   привлекаются   специалисты образования,   практического   блока   –   высококвалифицированные   педагоги, имеющие успешный профессиональный опыт работы Роль практических занятий особенно значима в связи с тем, что воспитатели будут подготовлены к работе с ребенком в дошкольном учреждении с учетом современных   требований   образовательно­воспитательного   процесса.   По окончании   реализации   программы   с   воспитателями   планируется собеседование по следующим вопросам:  ­планирование; ­использование педагогических технологий при организации работы с детьми; ­ особенности работы с семьями, имеющими различный социальный статус. С учетом возникающих затруднений – вносится в план работы необходимые коррективы.   Данная   план   является,   во­первых,   важнейшим   фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития   начинающих   педагогов,   во­вторых,   способствует   повышению качества дошкольного образования в ДОУ 3.2. Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей. № Вопросы педагогической деятельности молодого Форма изучения и Сроки изучения анализа Ответственный специалиста Планирование воспитательно­ образовательного процесса 1 раз в квартал Рекомендации по планированию Ст.воспитатель Францева С.В. Посещение НОД В течение 1 2 3 4 Наставничество (взаимопосещения, индивидуальное консультирование) Работа с родителями года В течение года Карта изучения Ст.воспитатель Францева С.В. деятельности педагога Беседа с наставником Ст.воспитатель Францева С.В. 1 раз в год Анализ документации Ст.воспитатель  9Францева С.В. по взаимодействию с родителями, анализ родительского уголка, посещение родительского собрания В течение Анализ документации Ст.воспитатель  Педагогическая документация года 5 6 Профессиональная В течение активность года Посещение РМО, участие педагога в конкурсах,выставках. Францева С.В. Ст.воспитатель  Францева С.В. Карта изучения и сопровождения деятельности молодого специалиста ФИО специалиста_________________________________ группа_________________________________________ дат а Педагогическая деятельность анализ вывод рекомендации Подпись Кто изучал Молодой специалист 3.3 Список  литературы 1.   Аралова   М.А.   Формирование   коллектива   ДОУ.   Психологическое сопровождение. М.2007. 2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004. 3.   Васильева   А.И.,   Бахтурина   Л.А.,   Кобитина   И.И.   Старший   воспитатель детского сада. М.1990 4.Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами   ДОУ   [Текст]/   Т.Б.   Веселова   –   СПб.:   ООО   «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 5.Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Виноградова – М.: Айрис­пресс. – 2009. 6.Волобуева,   Л.М.   Работа   старшего   воспитателя   ДОУ   с   педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009. 107. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8­2007. № 2,3,4­2004. . 11