План работы творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План работы творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования» Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи: • Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы; • Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии между воспитанниками детского сада и учениками; • Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Иконка файла материала attachment_1478832246.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка» Нерчинский район, Забайкальский край План работы творческой группы  «Преемственность дошкольного  и начального образования»   Руководитель группы: учитель начальных классов Хаустова Татьяна  Александровна               2013 ­ 2014 уч. год«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л. С. Выготский Цель:  обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно­ методической работы  между дошкольным и начальным звеном образования.  Задачи:  Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;  Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии между  воспитанниками детского сада и учениками;  Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.Преемственность в работе ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур  Преемственность по содержанию образования также самый сложный вопрос. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно­воспитательной работе школы   и   любого   дошкольного   учреждения,   обеспечивающего   необходимую   подготовку   детей   к   обучению   в   школе, должна существовать преемственность. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается   на   более   высоком   уровне.   Организация   работы   в   школе   должна   происходить   с  учётом   дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Под   преемственностью   понимается   последовательный   переход   от   одной   ступени   образования   к   другой, Что же такое преемственность? выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.(Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008) Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию   узкопредметных   знаний   и   умений.   В   этом   случае   преемственность   между   дошкольным   и   младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.  Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Несмотря на то, что общее образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно­урочной системы ­ преемственность по предметам.  На  этапе  дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому языку и литературе", "по музыке" и т.п. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка ­ формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры).     Поступление   в   школу   является   переломным   моментом   в   жизни   ребенка,   в   формировании   его   личности.   Если   в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная  Для   обеспечения   преемственности   необходимо   также   учитывать   сложные   переживания   ребенка, деятельность.возникающие у него на пороге школы в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Поэтому одной из главных задач   является обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.   Это   позволит   ему   успешно   овладеть   разными   видами   деятельности   и   областями   знаний   на   других   ступенях образования. Вместе   с   тем   следует   выделить   основания   преемственности,   которые   обеспечивают   общую   (психологическую) готовность   детей   к   освоению   программы   I   ступени,   являются   ориентирами   образовательного   процесса   на   этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования. Основаниями преемственности являются: 1.   Развитие  любознательности  у   дошкольника   как   основы   познавательной   активности   будущего   ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребенка. 2. Развитие способности ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и   других   задач,   как   средств,   позволяющих   быть   успешным   в   разных   видах   деятельности,   в   том   числе   учебной. Формирование способностей ­ обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов­заместителей.3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается   широким   использованием   сюжетно­ролевых   игр,   игр­драматизаций,   конструирования,   разных   видов художественной деятельности, детского экспериментирования. 4. Развитие коммуникативности ­ умения общаться со взрослыми и сверстниками ­ является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время ­ важнейшим направлением   социально­личностного   развития.   Развитие   коммуникативности   обеспечивается   созданием   условий   для совместной   деятельности   детей   и   взрослых;   партнерских   способов   взаимодействия   взрослого   с   детьми   как   образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом. Средствами   обеспечения   преемственности   являются   педагогические   технологии   непрерывного   (дошкольного   ­ начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного   возраста   строится   на   основе   специфичных   для   этого   возраста   видов   деятельности   (игра,   лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6­7 годам. Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:•   методическая   работа   с   педагогами   (ознакомление   с   требованиями   ФГОС   к   выпускнику,   обсуждение   критериев “портрета   выпускника”,   поиск   путей   их   разрешения,   изучение   и   обмен   образовательных   технологий,   используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ; • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); •   работа   с   родителями   (получение   информации,   необходимой   для   подготовки   детей   к   школе,   консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). Формы осуществления преемственности: 1. Работа с детьми: • экскурсии в школу; • посещение школьного музея, библиотеки; • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; • выставки рисунков и поделок; • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ; • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; • участие в театрализованной деятельности;•   посещение   дошкольниками   адаптационного   курса   занятий,   организованных   при   школе   (занятия   с   психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) . 2. Взаимодействие педагогов: • совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ; • семинары, мастер­ классы; • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; • проведение диагностики по определению готовности детей к школе; • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; • педагогические и психологические наблюдения. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: 3. Сотрудничество с родителями: • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; • родительские конференции, вечера вопросов и ответов; • консультации с педагогами ДОУ и школы; • встречи родителей с будущими учителями;• дни открытых дверей; • творческие мастерские; • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; •   образовательно­игровые   тренинги   и   практикумы   для   родителей   детей   предшкольного   возраста,   деловые   игры, практикумы; • семейные вечера, тематические досуги; • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско­родительских пар). ПЛАН РАБОТЫ Мероприятия  Цель мероприятия  Сроки  Ответственны е  Примечания  «Преемственность в  работе ДЕТСКОГО  САДА И ШКОЛЫ как  взаимосвязь в диалоге  двух образовательных  структур» Согласование и  утверждение плана по  реализации  Раскрыть вопросы: ­Что такое преемственность? ­Основания преемственности. ­Направления преемственности. ­Формы осуществления преемственности. Скорректировать   план   совместной   работы школы и ДОУ Сентябрь  Руководитель группы,   зав. д/с № п/ п 12 3 4 преемственности в  работе детского сада и  школы  Взаимопосещение воспитателями д/с уроков   в   1­м   классе начальной   школы   и учителя   выпускного   4   – го   класса   занятий   в детских садах.     Совместное заседание по теме:  «Общие требования готовности   ребенка   к школе» Семинар   «Изучение   и анализ программ дошкольного   звена   и начальной школы»    1. Познакомить воспитателей д/с с методами и   приёмами,   применяемыми   на   различных уроках   учителями   начальной   школы.  2.   Познакомить   учителей   с   методами   и приёмами,   применяемыми   на   занятиях   в детских садах. 3.   Определить   возможное   адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду Разработать   совместные   требования   к готовности ребенка к школе. Вопросы   диагностики   готовности   к   школе детей подготовительной группы   В   течение года  Воспитатели, учителя Октябрь  Рук.   группы, учителя,  воспитатели Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы. Ноябрь  Воспитатели, учителя 5 Праздник   “Мы   теперь   – ученики” 1.Выявить возможность участия выпускников подготовительных групп в празднике. 2.   Создать   для   будущего   выпускника   д/с условия   возникновения   желания   учиться   в школе. 3. Создать для учащихся 1­го класса условия Декабрь  Учитель 1 кл.,  воспитатель  подготовитель ной группы6 Совместное   заседание “Преемственность в речевом   развитии   детей дошкольного и младшего школьного возраста»   возникновения гордости быть учеником. 1.   Выявить   особенности   программ   по речевому развитию  2.   Подготовить   к   школе   воспитанников   д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.   Январь  8 7 Математическое   развитие как предпосылка   изучения предмета «Математика» «Всестороннее   развитие ребёнка   в   игровой деятельности»  Диагностика   готовности к детей подготовительной группы 10 Родительское   собрание «Задачи   детского   сада  и семьи в подготовке детей к школе»   школе 9   11 “День открытых дверей”  по 1. Экскурсия   школе 2. Участие празднике   в Выявить   особенности   программ   по математике в д/с и начальной школе Февраль  Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп  Март  Зав. д/с Заведующий ДОУ, руководитель группы Учитель 1 кл.,  рук. группы Апрель  Май  Сформулировать   задачи   детского   сада   и семьи   в   подготовке   детей   к   школе. Обозначить   требования   учителей   к   уровню подготовки   выпускников   детских   садов   к обучению в школе. Создать   для   будущего   выпускника   д/с условия   возникновения   желания   учиться   в школе, читать.  Создать   для   учащихся   1­го   класса   условия возникновения гордости быть учеником.  уметь«Прощай, 1 класс!» 12 Круглый   стол   “Вопросы преемственности   ДОУ   и школы 1.   Составить   примерный   план   совместной работы   школы   и   д/с   на   будущий   учебный год.  2. Подвести итоги совместной работы школы и   д/с   по   решению   проблемы преемственности.  Июнь  Педагоги  Воспитатели  Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ: физически развитый, овладевший основными культурно­гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый… овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. способный управлять своим поведением и планировать свои действия… способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У   ребенка   сформированы   умения   и   навыки,   необходимые   для осуществления различных видов детской деятельности.  «Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Источники: http://rodnichok.garden.caduk.ru/p16aa1.html http://journal.preemstvennost.ru/novyj-nomer/460-problema-preemstvennosti-mezhdu-detskim-sadom-i-shkoloj http://festival.1september.ru/articles/642509/