План работы творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
• Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
• Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии между воспитанниками детского сада и учениками;
• Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
План работы творческой группы
«Преемственность дошкольного
и начального образования»
Руководитель группы: учитель начальных классов Хаустова Татьяна Александровна
2013 2014 уч. год«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком»
Л. С. Выготский
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно
методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии между
воспитанниками детского сада и учениками;
Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.Преемственность в работе ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ как взаимосвязь в диалоге двух образовательных
структур
Преемственность по содержанию образования также самый сложный вопрос.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как
здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебновоспитательной работе
школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе,
должна существовать преемственность.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное
осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного
понятийного и операционного уровня развития ребёнка. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация
на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в
школе.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой,
Что же такое преемственность?
выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.(Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной
школе», М, 2008)
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к
формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим
школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления
новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет
успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Несмотря на то, что общее образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные
связи на основе классноурочной системы преемственность по предметам.
На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Не
может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому языку и литературе", "по музыке" и т.п.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка формирование базовой
культуры его личности (базиса личностной культуры).
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в
дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная
Для обеспечения преемственности необходимо также учитывать сложные переживания ребенка,
деятельность.возникающие у него на пороге школы в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и
печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое.
Поэтому одной из главных задач является обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода
детей от игровой к учебной деятельности.
Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях
образования.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую)
готовность детей к освоению программы I ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе
дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования.
Основаниями преемственности являются:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его
интерес к учебе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребенка.
2. Развитие способности ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных)
и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
Формирование способностей обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков,
символов, предметовзаместителей.3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это
обеспечивается широким использованием сюжетноролевых игр, игрдраматизаций, конструирования, разных видов
художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности умения общаться со взрослыми и сверстниками является одним из необходимых
условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время важнейшим
направлением социальноличностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для
совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца
взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать
конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного
начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности
(развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей
дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка,
конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 67
годам.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным
направлениям:• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев
“портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых
педагогами ДОУ и школы и др.) ;
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование
родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные
соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом,
логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в
период адаптации к школе;
• образовательноигровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры,
практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детскородительских пар).
ПЛАН РАБОТЫ
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственны
е
Примечания
«Преемственность в
работе ДЕТСКОГО
САДА И ШКОЛЫ как
взаимосвязь в диалоге
двух образовательных
структур»
Согласование и
утверждение плана по
реализации
Раскрыть вопросы:
Что такое преемственность?
Основания преемственности.
Направления преемственности.
Формы осуществления преемственности.
Скорректировать план совместной работы
школы и ДОУ
Сентябрь
Руководитель
группы,
зав.
д/с
№
п/
п
12
3
4
преемственности в
работе детского сада и
школы
Взаимопосещение
воспитателями
д/с
уроков в 1м классе
начальной школы и
учителя выпускного 4 –
го класса занятий в
детских садах.
Совместное заседание по
теме:
«Общие
требования
готовности ребенка к
школе»
Семинар «Изучение и
анализ
программ
дошкольного звена и
начальной школы»
1. Познакомить воспитателей д/с с методами
и приёмами, применяемыми на различных
уроках учителями начальной школы.
2. Познакомить учителей с методами и
приёмами, применяемыми на занятиях в
детских
садах.
3. Определить возможное адаптированное
применение “школьных методов” и приёмов
на занятиях в детском саду
Разработать совместные требования к
готовности ребенка к школе.
Вопросы диагностики готовности к школе
детей подготовительной группы
В течение
года
Воспитатели,
учителя
Октябрь
Рук. группы,
учителя,
воспитатели
Повысить уровень подготовки к обучению в
школе, базируясь на программах школы.
Ноябрь
Воспитатели,
учителя
5 Праздник “Мы теперь –
ученики”
1.Выявить возможность участия выпускников
подготовительных групп в празднике.
2. Создать для будущего выпускника д/с
условия возникновения желания учиться в
школе.
3. Создать для учащихся 1го класса условия
Декабрь
Учитель 1 кл.,
воспитатель
подготовитель
ной группы6
Совместное
заседание
“Преемственность
в
речевом развитии детей
дошкольного и младшего
школьного возраста»
возникновения гордости быть учеником.
1. Выявить особенности программ по
речевому
развитию
2. Подготовить к школе воспитанников д/с
согласно программным требованиям ДОУ и
школы.
Январь
8
7 Математическое
развитие
как
предпосылка изучения
предмета «Математика»
«Всестороннее развитие
ребёнка в игровой
деятельности»
Диагностика готовности
к
детей
подготовительной группы
10 Родительское собрание
«Задачи детского сада и
семьи в подготовке детей
к школе»
школе
9
11 “День открытых дверей”
по
1. Экскурсия
школе
2. Участие
празднике
в
Выявить особенности программ по
математике в д/с и начальной школе
Февраль
Защита творческих тем по воспитанию детей
воспитателями дошкольных групп
Март
Зав. д/с
Заведующий
ДОУ,
руководитель
группы
Учитель 1 кл.,
рук. группы
Апрель
Май
Сформулировать задачи детского сада и
семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню
подготовки выпускников детских садов к
обучению в школе.
Создать для будущего выпускника д/с
условия возникновения желания учиться в
школе,
читать.
Создать для учащихся 1го класса условия
возникновения гордости быть учеником.
уметь«Прощай, 1 класс!»
12 Круглый стол “Вопросы
преемственности ДОУ и
школы
1. Составить примерный план совместной
работы школы и д/с на будущий учебный
год.
2. Подвести итоги совместной работы школы
и д/с
по решению проблемы
преемственности.
Июнь
Педагоги
Воспитатели
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные
физические качества… ;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
эмоционально отзывчивый…
овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции.овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для
осуществления различных видов детской деятельности.
«Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Источники:
http://rodnichok.garden.caduk.ru/p16aa1.html
http://journal.preemstvennost.ru/novyj-nomer/460-problema-preemstvennosti-mezhdu-detskim-sadom-i-shkoloj
http://festival.1september.ru/articles/642509/