План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
Оценка 4.7

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология
Детсад
26.02.2019
План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста
Программа дополнительного образования «Юный эколог» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами: Федерального уровня: • Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года. • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях(Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13») Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность). План кружка «Юные экологи» рассчитан на детей 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Особенностью кружка «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента. Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Программа Кружка Юный эколог 1.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка» Центральный мкр., дом 1, пгт. Талинка,  Октябрьский  район,  ХМАО ­ Югра, Тюменская обл., 628195 (МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка»)  .  ru, тел/факс. 8 (34672)4­90­83; 4­97­89,  e­mail: Forestskazka  ОКПО 52057274; ОГРН 1028601501114; ИНН/КПП 8610011030/861401001  ­  ds   @   oktregion                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ «ДСОВ                    «Лесная сказка»                          _________О.А.Гребенникова      План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста в ходе реализации ООП МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка»   (срок реализации 2018­2020 учебный год)                                                                                                Воспитатель: Кузнецова О.В.   гп.Талинка Октябрьский район ХМАО­Югра Содержание 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..................3 1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...................4 1.3 Принципы, лежащие в основе кружковой деятельности …………………...........5 1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников …...5 1.5.Планируемые результаты освоения Программы……………….............................6 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности кружка  «Маленькие волшебники»…..........................................................................................6 2.2.Перспективный план занятий…………………………………………..................10 2.3.Формы и методы обучения……………………………………………….........….21 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………................22 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Организация режима занятий…………………………………………..................22 3.2.Описание материально ­ технического обеспечения…………………................22 3.3. Особенности организации развивающей предметно­пространственной среды  ..............................................................................................................................23 3.4. Методическое обеспечение ...................................................................................23 3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Программа   дополнительного   образования   «Юный   эколог»   составлена   в соответствии нормативно ­ правовыми документами: Федерального уровня: •  Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273­фз,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года. •   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г •   «Санитарно­эпидемиологическими   требованиями   к   устройству,   содержанию   и организации режима работы дошкольных организациях(Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049­13») Природа и человек  …. Когда­то эти понятия в сознании  людей  были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого   человека,   так   как   Земля   наш   общий   дом.   Их   решение   зависит   в   первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование   у   ребенка   культуры   сознания,   культуры   мышления, «экологической   совести»   является   в   наши   дни   насущной   задачей   экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о  взаимосвязях  в  ней,  научить  видеть  ее  красоту  и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как   и   с   какого   возраста   нужно   начинать   экологическое   воспитание   и образование? Любовь   к   матери,   к   родному   дому   зарождается   в   раннем   возрасте   ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей  огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький  человек начинает делать  свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг,   наблюдая   за   тем   или   иным   явлением   или   животным.   У   него   возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В   это   время   очень   важно   обратить   внимание   детей   на   жизнь   природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает  формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы  научиться  жить  в гармонии  с ней. Непосредственно  в соприкосновении  с 4 природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Знания,   полученные   в   дошкольном   возрасте   помогут   детям   в   дальнейшем   освоить предметы   экологической   направленности   и   обеспечат   преемственность   между сферами   социального   становления   личности   (семья   детский   сад   –   школа   ­   ВУЗ   ­ профессиональная деятельность). План  кружка   «Юные   экологи»   рассчитан   на   детей   5­7   лет.   До   7   лет   дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Особенностью   кружка   «Юный   эколог»   является   планирование   занятий, направленных на   реализацию регионального компонента. Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной   деятельности,   с   помощью   которой   дети   смогут   познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт. Актуальность   особой     экологического   актуальностью   Кружок   «Юный   эколог»   имеет   экологическую   направленность,   которая определена в современных условиях.   С   началом   третьего   тысячелетия   экологические   проблемы, возникшие ранее,   не   только   не   исчезли,   а   продолжают   углубляться.   В   ХХI   веке   их решение приобретает   характер   фактора   выживания   человечества.   Так   как   проблемы экологии   в   последние   годы   выдвигаются   на   первый   план,   то необходимо   углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить   любить   и   охранять   природу.   Дети учатся   наблюдать   за   изменениями, происходящими в природе и делать выводы. образования Занимаясь   в   кружке,   дети   обогащают   свой   запас   знаний   новыми   знаниями   о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе,   желание   знать   больше.   При   изучении   тем,   предусмотренных кружком, развивается   мышление   образное   и   конкретное;   зрительная   и   слуховая память;   речь, внимание, восприятие. 1.2.Цели, задачи реализации Программы Цель:  Формирование   целостных   представлений     старших   дошкольников   о   системе взаимосвязей   живой   и   неживой   природы     с   включением   регионального   компонента (Ханты­Мансийский автономный округ)  Задачи:  Формировать   активную   позицию,   желание   изменить,   что­   либо   вокруг   себя   в лучшую сторону;  Воспитывать защитников природы, дать экологические знания. 5  Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.  Развивать экологическую культуру. 1.3 Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных в ФГОС): ­принцип   сознательности,   активности,   самостоятельности   при   руководящей   роли воспитателя; ­принцип систематичности и последовательности; ­принцип наглядности; ­принцип доступности и посильности; ­принцип учета возрастных особенностей детей; 1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников В  старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны   не   только   решить   задачу   в   наглядном   плане,   но   и   совершить преобразования   объекта, указать,   в   какой   последовательности   объекты   вступят   во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае,   если   дети   будут   применять адекватные   мыслительные   средства.   Среди   них можно   выделить   схематизированные представления,   которые   возникают   в   процессе наглядного   моделирования;   комплексные представления,   отражающие   представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.   Кроме   того,   продолжают   совершенствоваться   обобщения,   что является   основой словесно   логического   мышления.   В   дошкольном   возрасте   у   детей   еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут  изменяться, однако начинают формироваться операции  логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут    учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как   показали   исследования   отечественных   психологов,   дети   старшего дошкольного возраста   способны   рассуждать   и   давать   адекватные   причинные объяснения,   если анализируемые   отношения   не   выходят   за   пределы   их   наглядного опыта.   Развитие   воображения   в   этом   возрасте   позволяет   детям   сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно   развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.   Наблюдается   переход   от   непроизвольного   к   произвольному   вниманию.    Восприятие   в   этом   возрасте   характеризуется анализом   сложных   форм   объектов; развитие сопровождается   освоением   мыслительных средств (схематизированные   представления,   комплексные   представления,   представления   о цикличности   изменений);   развиваются   умение   обобщать,   причинное   мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.   мышления 6 Таким   образом,   эколого­педагогическая   работа,   с   детьми   старшей   группы базируясь   на   материале предыдущего   возраста,   развивает,   усложняет   его,   то   есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней 1.5.Планируемые результаты освоения Программы Дети будут знать: Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов. О природно­климатических зонах Земли и Тамбовской области. Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга). О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера. О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе. Дети будут иметь представления: О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере). О возникновении жизни на Земле. Дети будут уметь: С   помощью   моделей   устанавливать   взаимосвязи   растений   и   животных   с   условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно­следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности кружка «Юный эколог» Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста Дети   шестого   года   жизни   овладевают   главными   движениями,   их   отношение   с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные   целенаправленным   и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.   устойчивым,   способности:   более Эколого­педагогическая  работа  с  детьми   возраста  имеет  сходства   с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют   компоненты   умственного   и   нравственного   воспитания:   дети   сенсорно   – чувственным   путем   приобретают   конкретные   знания,   которые   обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным   стержнем   экологической   работы   являются   произведения   В.   Бианки, 7 познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения   его   детьми.   Воспитателю   старшей   группы   следует   обратить   внимание   на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности. В  старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети   способны   не   только   решить   задачу   в   наглядном   плане,   но   и   совершить преобразования   объекта,   указать,   в   какой   последовательности   объекты   вступят   во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае,   если   дети   будут   применять   адекватные   мыслительные   средства.   Среди   них можно   выделить   схематизированные   представления,   которые   возникают   в   процессе наглядного моделирования;  комплексные  представления, отражающие  представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.   Кроме   того,   продолжают   совершенствоваться   обобщения,   что   является   основой словесно   логического   мышления.   В   дошкольном   возрасте   у   детей   еще   отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут   учитывать   два   признака:   цвет   и   форму   (материал)   и   т.д.             Как   показали исследования   отечественных   психологов,   дети   старшего   дошкольного   возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.           Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения   специальной   работы   по   его   активизации.   Продолжают   развиваться устойчивость,   распределение,   переключаемость   внимания.   Наблюдается   переход   от непроизвольного   к   произвольному   вниманию.           Восприятие   в   этом   возрасте характеризуется   анализом   сложных   форм   объектов;   развитие   мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные   представления,   представления   о   цикличности   изменений);   развиваются умение   обобщать,   причинное  мышление,   воображение,  произвольное   внимание,   речь, образ Я. Таким   образом,   эколого­педагогическая   работа   с   детьми   старшей   группы, базируясь   на   материале   предыдущего   возраста,   развивает,   усложняет   его,   то   есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней. Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы Образовательные: ­   дать   обобщенные   представления   о   жизни   животных   и   растений   в   сообществах   ­ экосистемы;   о   целостности   и   уникальности   каждого   сообщества   о   разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о   сезонных   изменениях   в   неживой   природе,   растительном   и   животном   мире,   их взаимосвязях; 8 ­ учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; ­ организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним; ­ научить детей простейшим правилам поведения в природе; Развивающие: ­   развивать   психические   процессы   (внимание,   память) и   мыслительные   операции (сравнение, обобщение); ­   развивать   познавательные   и   творческие   способности   детей,   коммуникативное общение; ­ развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению; Воспитательные: ­ сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; ­ сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой; ­ научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок; ­ формировать в детях  доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др. Задачи оздоровительной направленности ­ Учить взаимодействовать с природой. ­ Приобщать к ценностям здорового образа жизни. ­ Знакомить с правилами личной безопасности. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой ­ дежурного в зоне природы. ­ Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию. Задачи природоохранного направления ­ Формировать представление об экологических проблемах села, города. ­ Закрепить умение правильно вести себя в природе. ­  Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности ­ Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных  видах деятельность. ­ Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру  природы.  Закреплять   умения   самостоятельно   и   ответственно   выполнять   обязанности Возрастные особенности усвоения программного материала Подготовительная группа К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира,   в   котором   он   живет,   отражающий   основные   его   закономерности.   Основные 9 изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в следующем:   появляется   произвольность   психических   процессов­   способность целенаправленно  управлять  своим поведением  и своими  психическими  процессами.   Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях   о   себе,   его   образе   Я.   Дальнейшее   развитие   и   усложнение   этих образований   создает   к   6   годам   благоприятные   условия   для   развития   рефлексии­ способности осознавать  и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях ,чувствах; для морального развития, и именно для последнего, возраста шести­семи лет является  сенситивным, т.е.чувствительным периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Детям седьмого   года   жизни   вполне   доступно   полноценное   моральное   поведение,   т.е. соблюдение   норм   при   отсутствии   внешнего   контроля   и   принуждения   и   вопреки собственным желаниям и интересам. У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности. В этом возрасте развиваются тонкие эмоциональные реакции ребенка на красоту окружающего мира, увиденное в детстве и запечатленное   в   сознании   человека,   создают   эмоциональное,   теплое   переживание чувства Родины. Задачи развития экологических представлений у детей           подготовительной группы Образовательные ­Формировать   систему   элементарных   научных   экологических   знаний,   доступных пониманию   ребёнка,   прежде   всего   как   средства   становления   осознанно   правильного отношения к природе. ­Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. ­Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных   явлений,   об   особенностях   существования   животных   и   растений   в сообществе  (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии  человека и природы. ­Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. ­Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. ­Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. Развивающие ­Развивать   познавательный   интерес   детей   к   природе,   желание   активно   изучать природный   мир:   искать   ответы   на   вопросы,   высказывать   догадки   и   предположения, эвристические суждения. 10 ­Развивать самостоятельность детей в познавательно­исследовательской деятельности, способность замечать противоречия. ­формулировать   познавательную   задачу,   использовать   разные   способы   проверки предположений. ­Применять результаты исследования в разных видах деятельности. Воспитательные ­  Воспитывать   нравственные   чувства,   выражающиеся   в   сопереживании   природе,   и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. ­Воспитывать   основы   гуманно­ценностного   отношения   детей   к   природе,   через понимание   ценности   природы,   ориентацию   на   оказание   помощи   живым   существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. Задачи оздоровительной направленности ­ Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды. ­ Формировать ответственное отношение к своему здоровью. ­ Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим. ­ Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой ­ Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города. ­ Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными. ­ Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой. Задачи природоохранного направления ­ Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов. ­ Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе. ­ Побуждать активно применять на практике знания по охране природы. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности ­ Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. ­   Учить   передавать   свои   эмоции,   настроение   по   отношению   к   природе   через изобразительную деятельность и художественный труд. 2.2. Перспективный  план кружковой работы:     Первый год обучения Старшая группа   Сентябрь. «Неживая природа осенью» Тема недели Задачи Формировать представления о  Предварительная работа Беседа экспериментальной 11 «Я и  природа» «Наш – дом  природа» неразрывной связи человека с  природой (человек – часть  природы )  Воспитывать бережное  отношение к окружающей природе. Формировать у детей представление о том, что в при роде все  взаимосвязано, создание у детей  радостного настроения , воспитание  любви к природе. Октябрь. «Земля – кормилица наша». Тема недели Задачи «Хлеб – всему голова» «Зерновые  культуры» «Почему зерно в землю  сеют?» «Злаки  родного края» Углубить представления детей о  процессе выращивания хлеба, о том,  как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого  общения, активизировать словарь  однокоренных слов. Воспитывать  бережное отношение к хлебу. Познакомить детей с зерновыми  культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту  питания людей. Закрепить и обогатить знания детей о  росте растений в разных          условиях и почвах. Учить пользоваться речью­ доказательством, для обоснования  своих суждений, развивать умение  анализировать, ввести в словарь детей  новые слова: перегной, удобрение.  Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки  исследовательской деятельности. Углубить знания детей о злаках  родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам  сельского хозяйства,  целеустремленность, умение  выполнять правила конкурсов. зоны (камни, песок, глина ) «Что такое природа» .   «Природа  ­ не природа»,  «Угадай ,что в мешочке». «Дом  ­ жилище человека» и  «Дом – природа». Игра  «Мой  дом» Предварительная работа Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение  рассказов и стихотворений,  рассматривание  иллюстраций, моделирование  последовательности полевых  работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто  больше назовет». Рассматривание иллюстраций с  зерновыми культурами нашего  региона Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения Рассматривание зерен, д/у  «Достань и назови», «Горшочек  каши». Ноябрь. «Таинственное лесное царство» Тема недели Задачи Предварительная работа «Что мы  сажаем, сажая  леса?» «Удивительный лес. Кора  дерева» «Что было бы,  если…» «Растения и  животные леса» 12 Обогатить представления детей о  значении леса в жизни человека,  объяснить причину исчезновения  леса, систематизировать  представления о лесе как об  экосистеме. Совершенствовать монологическую  речь, ввести в словарь: сообщества,  многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически  грамотное поведение в лесу. Уточнить с детьми понятие «кора»,  для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный  интерес к жизни леса и его  обитателям; упражнять в  составлении рассказов с подбором  эпитетов. Воспитывать эстетический вкус,  бережное отношение к лесу. Расширить представления детей о  лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели,  хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к  лесу. Уточнить знания детей о растениях  (травах, кустарниках, деревьях),  грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение  рассказывать об особенностях  растений. Воспитывать уважительное  отношение к живой природе. Отгадывание загадок о  деревьях, чтение пословиц о  лесе Рассматривание иллюстраций,  сравнение кусочков коры,  проведение опыта, экспозиция  «Дары леса». Чтение и обсуждение рассказов  и стихов о лесе, проведение  экологических Рассматривание репродукций  картин русских художников,  посвященных Декабрь. «В царстве комнатных растений» Тема недели Задачи «Комнатные  растения в  уголке  природы» Расширить знания детей о  комнатных растениях и об уходе за  ними. Познакомить детей с  правилами поливки. Развивать связную монологическую  речь через умение рассказывать об  Предварительная работа Наблюдения за развитием и  ростом растений в уголке  природы, беседа «О чем  рассказывают растения (о  потребностях растений), игра  «Угадай растение». «Изучаем  строение  цветка» «Что будет,  если…» «Посадка  комнатных  растений» 13 особенностях строения растений,  составление загадок­описаний. Воспитывать у детей  эмоциональную отзывчивость. Учить детей определять части  цветка. Учить описывать растения,  опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать представления детей  об отношениях       различных  комнатных растений к воде, теплу и  свету. Развивать понимание того,  как важен правильный уход за  комнатными растениями.  Воспитывать желание ухаживать за  комнатными растениями. Учить правильной посадке  комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения,  развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих  действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с  ними. Воспитывать желание  самостоятельно выращивать  растения Рассматривание растений в  уголке природы. Знакомство с моделями  «Потребности растений»,  установление правил ухода  согласно «паспорту  растения». Моделирование трудового  процесса. Январь «Загадочные  явления в природе» Тема недели Задачи «Что такое  снег?» «Тайна  Расширить представления детей о  снеге, помочь понять, почему при  изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям  неживой природы, грамотно  формулировать свой ответ;  активизировать речь словами: тает,  замерзает. Воспитывать чувство прекрасного,  вызвать радость от открытий. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Предварительная работа Наблюдение за снегом,  рассматривание снежинок, игры  со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Определение направления ветра воздушного  пузырька» «Рисунок на  бархатной  бумаге» (мукой, ватой) 14 Познакомить   детей   с   природным явлением «ветер», с причинами  его возникновения. Формировать интерес  к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость,  умение работать в коллективе. Вызвать у детей желание заниматься  творчеством. Развивать творческое воображение,  эстетический вкус; активизировать  речь словами: «снежная крупа»,  «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться  зимней природой (ветреной рукав), игры с  вертушками, игра «Откуда  прилетел ветер?» Наблюдения в природе. Февраль. «Экология родного края» Тема недели Задачи «Красная книга  нашего  региона» «По  заповедным  местам  природы Тамбовской  области» «Город, в  котором хотел  бы я жить» Выявить какие растения и животные  являются редкими в нашем регионе.  Составить Красную книгу своего  региона. Формировать представления  о Красной книге Тамбовской области. Воспитывать гуманное, экологически  целесообразное отношение детей к  природе. Формировать представления об  охранных природных территориях  (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность  детей, экологическое мышление на  основе представлений о заповеднике,  коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к  природе. П.З. Формировать представления  детей о городе, как о доме с  экологически полноценной средой, где все гармонично. Р.З. Развивать творческие  способности, мышление. В.З. Воспитывать ценностное  отношение к природе родного города. Предварительная работа Знакомство с Красной книгой  Тамбовской области Мастерская по изготовлению  атрибутов к игре: эмблемы  заповедника, карты­маршрута. Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. «Твой город –  твое здоровье» 15 Расширить представления детей о  городе, как о доме с экологически  полноценной окружающей человека  средой. Развивать творческое  воображение, любознательность,  эстетическое отношение к природе,  коммуникативность. Воспитывать любовь к родному  городу, ценностное отношение к  своему здоровью. Март. «Царица – водица» Задачи Тема недели «Путешествие по глобусу» «Свойства  воды» «В гостях у  жителей  подводного  царства» «Источники  загрязнения  воды. Меры  охраны»     правильно     мышление, формировать строить Расширить   знания   детей   о   глобусе   – модели   Земного   шара,   о   формах   и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать   экологическую   культуру; диалогическую   речь,   развернуто   и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.   Воспитывать   бережное   отношение   к воде,   как   основному   природному ресурсу. Расширить   знания   детей   о   воде   и   ее свойствах. Развивать любознательность; умение предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение  к воде. Углубить представления детей  об   обитателях   морей   и   океанов. Развивать   любознательность,   умение видеть   новое   в   знакомом   мире «подводного царства». Развивать   монологическую   речь, способности выражать свое отношение  к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. Дать   представление   об   основных источниках   загрязнения   воды   в природе, последствиях, мероприятиях   по   предотвращению загрязнения. ее     Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. Предварительная работа Рассматривание иллюстраций  (использование воды  человеком); игры «Ручеек»,  «Мы – капельки». Отгадывание загадок, чтение  стихов о воде, инее, льде, росе,  дожде и т. п. Рассматривание иллюстраций,  предметных картинок,  разучивание слов. Беседа «Что было бы, если бы  не было воды?»; чтение  природоведческой литературы,  рассматривание иллюстраций. 16   Способствовать   развитию   речи, словарь: активизировать водоочиститель, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру.   завод,     Апрель. «Защитим природу!» Тема недели «Человек  –   верный   сын природы» «Разработка экологически х  знаков» «Юные спасатели» «Сказа   ложь, да   в   ней намек» Задачи Предварительная работа Формировать у  детей способность выявлять  и моделировать отношения человека  к природе  на основе представлений  об ответственности за окружающее,  согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие  способности.  Воспитывать бережное отношение  к родной природе. Продолжать знакомство детей с  природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические  знаки, при помощи которых  взрослые и дети научатся правильно  себя вести себя в окружающей  природе.Развивать у детей  творческое мышление. Воспитывать   любовь   и   бережное отношение к природе. Закрепить правила поведения людей в   природе   на   примере   опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать   развитию   основ экологического сознания детей. Формировать   навыки   правильного поведения в природе через игру.   культуру. Воспитывать   экологическую     с детей Познакомить   экологическими сказками. Развивать   у   детей   познавательную активность, экологическое мышление.  Воспитывать любовь к природе.   Беседа   о  правилах  поведения людей   на   природе;чтение произведений литературы. Экскурсия   –путешествие   по территории ДОУ, игра  «Угадай знак».   Чтение познавательных рассказов   о   лесе   и   его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. Чтение литературы, иллюстраций.   природоведческой   рассматривание Май. «В царстве лекарственных растений» 17 Тема недели «Лекарственн ые растения –  средства  оздоровления  организма  человека» «Удивительно е рядом» «Лесная  аптека на  страже  человека»  Задачи Предварительная работа Изготовление атрибутов к игре  (набор пакетиков с  лекарственными травами). Заучивание стихов об объектах  природы, изготовление  атрибутов. Беседа о лекарственных травах. Формирование представлений о  лекарственных растениях, о правилах  их сбора, хранения и  применения.Развивать познавательную  активность, интерес к  исследовательской деятельности и  связную речь детей.  Воспитывать желание вести здоровый  образ жизни. Продолжать учить детей называть  лекарственные растения. Формировать навыки поведения в  природе. Развивать мышление, интонационную  выразительность, умение связно  высказывать свои мысли.  Воспитывать бережное отношение к  природе. Формировать умение узнавать и  правильно называть лекарственные  травы.  Развивать связную образную речь,  пополнить словарный запас (отвар,  настой)  Воспитывать бережное отношение к  природе. Тема «Как вести себя в природе» «Что нас окружает?» Тема Подарки осени. Второй год обучения Подготовительная  группа Сентябрь Цели Закреплять у детей знания о культуре  поведения в природе .Верно оценивать свои  поступки и поступки окружающих. Воспитывать бережное отношение к природе,  различать объекты созданные НОД природой и человеком. Октябрь Цели Закрепить знания о явлениях осенней природы;  обратить внимание на красоту этого времени Природа­чудесница. Мой край родной. Путешествие в кладовую родного края. Лес Красная книга Тамбовской области. Тема Хлеб. Домашние и дикие птицы. 18 года; воспитывать экологическую культуру,  любовь к природе и доброе отношение друг к  другу; развивать любознательность, творческое  воображение, связную речь, логическое  мышление. Показать детям многообразие растительного и животного   мира,   научить   их   наблюдать   за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту   и   многообразие   природы;   развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых   имитаций   дать   почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.  «Край родной ­ заповедные места Тамбовской  области».Познакомить детей с заповедниками,  памятниками природы своей местности;  показать, какие ценные, охраняемые виды  растений и животных произрастают и живут в  нашем крае; воспитывать чувство гордости и  сопричастности к природным  достопримечательностям Тамбовской области,  пробуждать желание побывать в этих местах. Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие   любви   к   природе   родного   края   и воспитание   бережного   отношения   к   ней, расширение   кругозора,   развитие   памяти, внимания, речи детей. Дать   детям   представление   о   Красной   книге Тамбовской   области,   раскрыть   ее   сущность. Способствовать   формированию   у   детей навыков разумного поведения в лесу. Ноябрь. Цели «Кто трудиться рад, тот хлебом будет  богат!»Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать  любовь и уважение к людям труда, бережное  отношение к хлебу как к результату  деятельности многих людей. «Пернатые друзья».Уточнить представления  детей о знакомых птицах. О птицах, которые  проживают в нашей республике, об  условиях  их жизни, роли человека в жизни зимующих и  домашних птиц; учить узнавать птицу по  повадкам, внешнему виду, песням; дать детям Поздняя осень. Перелётные птицы. Домашние и дикие животные. Тема Зима. Зимующие птицы.   Север. «Солнце – источник тепла и света» Тема «Экологические цепочки» 19 элементарные знания о том, чем кормят птиц  зимой. «Итоговая беседа об осени».Обобщить и  систематизировать знания детей об осени;  учить устанавливать связи между  продолжительностью дня, температурой  воздуха и состоянием растений, наличием  пищи для животных и приспособлением их к  зиме; воспитывать бережное отношение к  растениям и животным. «Сравнение диких и домашних  животных».Рассказать детям о диких  животных, живущих в лесах нашей  республики; уточнить с детьми признаки  домашних животных; показать, что они  отличаются от диких; упражнять умственные  способности детей; развивать воображение и  творчество. Декабрь. Цели «Покормите птиц зимой…»Обобщить знания  детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и  питанием птиц; отметить взаимоотношения  птиц во время зимовки; вызвать желание  помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю  бескормицу. «Царство Снежной Королевы».Формировать  представления детей о климатических  условиях Крайнего Севера и тундры; учить  устанавливать связи между изменениями в  живой и неживой природе; закрепить  представление о приспособлении растений и  животных к условиям северного климата;  развивать умственную операцию сравнения и  доказательную речь. Дать детям представление о том, что Солнце  является источником тепла и света; развивать  умения мыслить рассуждать, доказывать;  воспитывать бережное отношение к природе. Январь. Цели «Экологические цепочки».Формировать у  детей представление о взаимосвязи обитателей «Человек. Кто это?» Здоровье. Тема Водный мир и его жители. «Кормилица­ Земля!» Жители жарких стран. 20 леса – растений и животных, их пищевой  зависимости друг от друга. Уточнить знания детей о человеке в сравнении  с животным и растительным миром, выделяя  их существенные признаки; показать, что  человек ближе всего относиться к группе  зверей; рассказать о том, как человек  использует богатства природы и как он их  охраняет; воспитывать отношение к человеку  как к естественному объекту природы. «Я живу без докторов…»Закрепить  представления детей о приспособляемости  человека к зимнимусловиям жизни;  познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья  человека. Февраль. Цели «Обитатели водоемов».Закрепить знания детей о представителях водного мира Тамбовской  области, их особенностях, приспособленности  к жизни именно в водной среде; разъяснить  необходимость охраны этих животных и среды  их обитания; учить изображать животных ,  имитировать их движения. Познакомить детей с компонентами, которые  входят в состав почвы, при помощи опытов;  воспитывать познавательный интерес и  развивать навыки мыслительной деятельности. «Корабль пустыни».Углубить представления  детей о многообразии живых существ,  населяющих нашу планету, познакомить с  жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни;  воспитывать бережное отношение к живой  природе. Март. Цели Тема Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Раскрыть понятие «воздух»: свойства воздуха;  роль воздуха в жизни человека. Сформировать  бережное отношение к «легким» планеты  Земля – растениям. Составить у детей представление о  ветре(движение воздуха); закреплять знания о  Мы – ветры Что мы знаем о воде? Жизнь воды. Основные свойства  воды. 21 воздухе; показать роль ветра в жизни человека,  животных. Сформировать бережное отношение к воде.  Рассказать о состояниях воды(жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость  состояния воды от температуры воздуха;  назвать явления природы, связанные с  различными состояниями воды: ливень, роса,  туман, снегопад, лед. Выявить: свойства воды (прозрачная,  бесцветная жидкость, без запаха; некоторые  вещества в ней растворяются, а некоторые нет,  без вкуса, без формы; очищает предметы); где встречается вода. Апрель. Тема Цели Экскурсия   на   участок.   Весенние изменения в природе. Что за чудо – кладовая есть  у матушки­ земли: знакомство  с почвой. Обитатели почвы. Знакомство  с кротом, дождевым червяком. Понаблюдать   за   весенними   изменениями   в природе:   ярко   светит   солнце,   у   деревьев начинается   Научить соковыделение. наблюдать, замечать, сравнивать.   Рассказать   об   образовании   почвы;   о   роли животных   и   растений   в   этих   процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина,   песок;   о   значении   почвы   в   жизни животных, растений, человека. Раскрыть   понятие   «обитатели   почвы».   Об условиях   жизни   животных   под   землей. Раскрыть   роль   дождевого   червя   в формировании почвы. Взаимосвязи в природе. Дать   детям   представление   о   взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.                                                                       Май. Тема Десять заповедей друзей природы. Цели Познакомить детей с десятью заповедями  поведения в природе, понимать их значение и  применять эти правила в жизни по отношению  к объектам природы. Нужны все на свете  ( Обобщение знаний ) 22 Обобщение знаний, полученных в процессе  обучения  по предыдущим блокам.  Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в  быту. 2.3. Формы и методы обучения Организованная   образовательная   деятельность   по   данной   программе   важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по­своему,   во   всем   многообразии   цвета,   запахов,   звуков,   их   сердца   открыты   к восприятию   красоты.   И   это   первое   знакомство   с   миром   природы,   ее   лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Организованная   образовательная   деятельность,   проводимые   на   природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти   занятия   развивают   их   физические   возможности,   выносливость,   учат   умению преодолевать препятствия. При   общении   с   природой   дети   становятся   добрее,   гармоничнее,   в   них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во   время   экологических   занятий   они   учатся   наблюдать   за   явлениями   природы,   их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется   и   проводится   сбор   природного   материала   для   дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка  от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей   чувства   ответственности   за   сохранность   окружающей   природы,   бережного отношения к ней. Формы   проведения   организованной   образовательной   деятельности:  экскурсии, игровые,   сюжетные     занятия   с   использованием   опытно   –   экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: ­объяснительно­иллюстративный   (беседы   и   рассматривание,   чтение   и   любование природой). ­ репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ­ частично­поисковый (участие в коллективном поиске). ­исследовательский   (опыты,   эксперименты,   изучение   природы,   анализ,   сравнение, самостоятельная творческая работа). Для решения образовательных задач используются: Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного). 23   трудовая   продуктивная   деятельность, Наглядные:   показ   видеофильмов,   наблюдения,   рассматривание,   экскурсии,   целевые прогулки). Практические   методы:   эксперименты, деятельность. Индивидуальная работа Находить   свободное   время   для   индивидуальных   разговоров   с   детьми   о   то,   что   их волнует:   о   мире   человеческих   взаимоотношений,   об   их   домашних   питомцах,   об   их представлении , о том , кем и какими они станут , когда вырастут , что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды. 2.4.Сотрудничество с семьями воспитанников и с социальными партнёрами. Взаимодействие с родителями: ­ проведение родительских собраний, консультаций, бесед; ­ совместные праздники; ­ участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах; ­ оформление наглядной информации. Взаимодействие с социальными партнёрами: ­ взаимодействие с краеведческим музеем; ­ взаимодействие с  библиотекой. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Организация занятий кружка Кружковая деятельность «Юный эколог» рассчитана на 2 года обучения. Занятия по данной программе проводятся два раза в месяц во второй половине дня. (четверг, 16.10 час.) Продолжительность занятия в старшей  группе (5­6 лет) ­ до 25 мин., в  подготовительной группе (6­7 лет) ­30 мин., год – 17 занятий. 3.2.Материально ­ техническое обеспечение ­Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых; ­Фигурки с домашними и дикими животными; ­Муляжи и натуральные овощи и фрукты; ­Групповой уголок природы, в котором комнатные растения; ­Гербарий растений; ­Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада; ­Кормушка для птиц; ­Оборудование   для   проведения   опытнической   деятельности   (палочки   для   рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.) 3.3.Особенности организации развивающей предметно­пространственной среды 24  Трансформируемость В организации развивающей предметно­пространственной среды учитываю принципы, указанные   в   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155). 1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.  Организация   образовательного   пространства   и  разнообразие   материалов обеспечивает: игровую,   познавательную,   исследовательскую   и   творческую   активность   всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (разные виды бумаги);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии   с   предметно­пространственным   окружением;   возможность самовыражения детей.  пространства   ­   возможность   изменений   предметно­ 2) пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3)  Полифункциональность  материалов   ­   наличие   в   группе   полифункциональных   (не обладающих   жестко   закрепленным   способом   употребления)  предметов,   в   том   числе природных   материалов,   пригодных   для   использования   в   разных   видах   детской активности (в том числе в качестве предметов­заместителей в детской игре). 4)  Вариативность   среды  ­   наличие   в   группе   различных   пространств   (для   игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,   обеспечивающих   свободный   выбор   детей;периодическую   сменяемость игрового   материала,   появление   новых   предметов,   стимулирующих   игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5)  Доступность среды­ свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все   основные   виды   детской   активности;   исправность   и   сохранность   материалов   и оборудования. 6) Безопасность предметно­пространственной среды­ соответствие всех ее элементов  требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 3.4. Методическое обеспечение:                           1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧПЛакоценин С. С., 2008.  2. Коломина   Н.В.   Воспитание   основ   экологической   культуры   в   детском   саду. Сценарии занятий. М., 2005. 3. Неизведанное   рядом:   Опыты   и   эксперименты   для   дошкольников   /   Под   ред. Дыбиной О. В. – 2­е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. 4. В.Н.Волчкова,   Н.В.Степанова   Конспекты   занятий   в   старшей   группе   детского сада. Познавательное развитие. 5. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников 25 6. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5­6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.­ Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 7. О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство­Пресс», 2003. 8. С.Н.Николаева,   И.А.Комарова.   Сюжетные   игры   в   экологическом   воспитании дошкольников.­ М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 9. Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок.­ СПб: «Детство­ пресс», 2003. 10. Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство­Пресс», 2002. 11. Л.С.Журавлёва Солнечная  тропинка. Занятия по экологии   и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика­Синтез, 2006. 12. С.Н.Николаева   Юный   эколог.   Система   работы   в   подготовительной     к   школе группе детского сада.­М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ. 2010. 13. Л.А.Владимировская.  От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.   14. Шишкина В.А., М.Н Дедулевич  Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста

План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста

План реализации кружковой  деятельности по познавательному развитию  « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  с детьми старшего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019