План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология
Детсад
26.02.2019
Программа дополнительного образования «Юный эколог» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
Федерального уровня:
• Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года.
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях(Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13»)
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
План кружка «Юные экологи» рассчитан на детей 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью кружка «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.
Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Программа Кружка Юный эколог 1.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»
Центральный мкр., дом 1, пгт. Талинка, Октябрьский район, ХМАО Югра, Тюменская обл., 628195
(МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка»)
. ru,
тел/факс. 8 (34672)49083; 49789, email: Forestskazka
ОКПО 52057274; ОГРН 1028601501114; ИНН/КПП 8610011030/861401001
ds @ oktregion
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ «ДСОВ
«Лесная сказка»
_________О.А.Гребенникова
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию
« ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
с детьми старшего возраста
в ходе реализации ООП МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка»
(срок реализации 20182020 учебный год)
Воспитатель: Кузнецова О.В.
гп.Талинка
Октябрьский район
ХМАОЮгра
Содержание 2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..................3
1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...................4
1.3 Принципы, лежащие в основе кружковой деятельности …………………...........5
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников …...5
1.5.Планируемые результаты освоения Программы……………….............................6
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности кружка
«Маленькие волшебники»…..........................................................................................6
2.2.Перспективный план занятий…………………………………………..................10
2.3.Формы и методы обучения……………………………………………….........….21
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………................22
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация режима занятий…………………………………………..................22
3.2.Описание материально технического обеспечения…………………................22
3.3. Особенности организации развивающей предметнопространственной
среды ..............................................................................................................................23
3.4. Методическое обеспечение ...................................................................................23 3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Юный эколог» составлена в
соответствии нормативно правовыми документами:
Федерального уровня:
• Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273фз,Федеральным законом
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года.
•
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования № 1155 от 17 октября 2013г
• «Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организациях(Постановление от 01 августа
2013 г. «Об утверждении СанПиН2.4.1.304913»)
Природа и человек …. Когдато эти понятия в сознании людей были слиты
воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы
каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую
очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность
за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания,
культуры мышления,
«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического
воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о
природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью,
относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и
образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка.
Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира,
научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии
с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном
детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия,
жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует
природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает
восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает
множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для
него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы,
взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий,
на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на
сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы
природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с 4
природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие
нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь
нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить
предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между
сферами социального становления личности (семья детский сад – школа ВУЗ
профессиональная деятельность).
План кружка «Юные экологи» рассчитан на детей 57 лет. До 7 лет дети
особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь,
во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью кружка «Юный эколог» является планирование занятий,
направленных на реализацию регионального компонента.
Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия
экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать
окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный
опыт.
Актуальность
особой
экологического
актуальностью
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая
определена
в
современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы,
возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их
решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы
экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять
знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо
начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе,
научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями,
происходящими в природе и делать выводы.
образования
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о
природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к
природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком,
развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь,
внимание, восприятие.
1.2.Цели, задачи реализации Программы
Цель: Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе
взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента
(ХантыМансийский автономный округ)
Задачи:
Формировать активную позицию, желание изменить, что либо вокруг себя в
лучшую сторону;
Воспитывать защитников природы, дать экологические знания. 5
Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно
распоряжаться ее богатствами.
Развивать экологическую культуру.
1.3 Программа строится на принципах дошкольного образования
(предусмотренных в ФГОС):
принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли
воспитателя;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностей детей;
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления
детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о
цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении
и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и
т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые
могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения
и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов
могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие
сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
мышления 6
Таким образом, экологопедагогическая работа, с детьми старшей группы
базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть
является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников –
формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
1.5.Планируемые результаты освоения Программы
Дети будут знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
О трёх стадиях развития живых организмов.
О природноклиматических зонах Земли и Тамбовской области.
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания
(лес, тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях
Крайнего Севера.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
О Солнечной системе и её планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных
зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
О возникновении жизни на Земле.
Дети будут уметь:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями
жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать
выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинноследственные связи между состоянием окружающей среды и
жизнью живых организмов.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности кружка «Юный эколог»
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с
взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются
умственные
целенаправленным и
дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все
это позволяет усложнить содержание экологического образования.
устойчивым,
способности:
более
Экологопедагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой
среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений
объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно –
чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают
становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, 7
познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям
усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на
комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления
детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о
цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении
и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и
т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые
могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и
умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов
могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали
исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста
способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые
отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в
этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии
проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться
устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются
умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь,
образ Я.
Таким образом, экологопедагогическая работа с детьми старшей группы,
базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть
является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников –
формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы
Образовательные:
дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах
экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии
животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их
взаимосвязях; 8
учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе
уточнения представлений;
организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
научить детей простейшим правилам поведения в природе;
Развивающие:
развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции
(сравнение, обобщение);
развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное
общение;
развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные
решения по ее улучшению;
Воспитательные:
сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и
растений;
сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу
действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении
многообразии форм и красок;
формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Задачи оздоровительной направленности
Учить взаимодействовать с природой.
Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой
дежурного в зоне природы.
Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.
Задачи природоохранного направления
Формировать представление об экологических проблемах села, города.
Закрепить умение правильно вести себя в природе.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в
продуктивных видах деятельности
Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных
видах деятельность.
Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру
природы.
Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности
Возрастные особенности усвоения программного материала
Подготовительная группа
К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ
мира, в котором он живет, отражающий основные его закономерности. Основные 9
изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в
следующем: появляется произвольность психических процессов способность
целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его
представлениях о себе, его образе Я. Дальнейшее развитие и усложнение этих
образований создает к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии
способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах,
способах их достижения, переживаниях ,чувствах; для морального развития, и именно
для последнего, возраста шестисеми лет является сенситивным, т.е.чувствительным
периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека
и в тоже время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Детям
седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т.е.
соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки
собственным желаниям и интересам. У ребенка формируется способность адекватно
оценивать результат собственной деятельности. В этом возрасте развиваются тонкие
эмоциональные реакции ребенка на красоту окружающего мира, увиденное в детстве и
запечатленное в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание
чувства Родины.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной
группы
Образовательные
Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных
пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного
отношения к природе.
Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий
по отношению к окружающей среде.
Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон
(пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах
природных явлений, об особенностях существования животных и растений в
сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и
природы.
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах,
эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными
растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.
Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную
природоохранную деятельность.
Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Развивающие
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать
природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения,
эвристические суждения. 10
Развивать самостоятельность детей в познавательноисследовательской деятельности,
способность замечать противоречия.
формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки
предположений.
Применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Воспитывать основы гуманноценностного отношения детей к природе, через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности
за свои поступки.
Задачи оздоровительной направленности
Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим.
Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют
другие.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой
Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города.
Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и
животными.
Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять
обязанности между собой.
Задачи природоохранного направления
Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для
себя и для всех живых организмов.
Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.
Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в
продуктивных видах деятельности
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через
изобразительную деятельность и художественный труд.
2.2. Перспективный план кружковой работы:
Первый год обучения
Старшая группа
Сентябрь. «Неживая природа осенью»
Тема недели
Задачи
Формировать представления о
Предварительная работа
Беседа экспериментальной 11
«Я и
природа»
«Наш – дом
природа»
неразрывной связи человека с
природой (человек – часть
природы ) Воспитывать бережное
отношение к окружающей природе.
Формировать у детей представление
о том, что в при роде все
взаимосвязано, создание у детей
радостного настроения , воспитание
любви к природе.
Октябрь. «Земля – кормилица наша».
Тема недели
Задачи
«Хлеб – всему
голова»
«Зерновые
культуры»
«Почему зерно
в землю
сеют?»
«Злаки
родного края»
Углубить представления детей о
процессе выращивания хлеба, о том,
как хлеб пришел к нам на стол.
Формировать навыки речевого
общения, активизировать словарь
однокоренных слов. Воспитывать
бережное отношение к хлебу.
Познакомить детей с зерновыми
культурами.
Воспитывать уважительное отношение
к хлебу, как главному продукту
питания людей.
Закрепить и обогатить знания детей о
росте растений в разных
условиях и почвах.
Учить пользоваться речью
доказательством, для обоснования
своих суждений, развивать умение
анализировать, ввести в словарь детей
новые слова: перегной, удобрение.
Воспитывать чувство ответственности
за порученное дело, навыки
исследовательской деятельности.
Углубить знания детей о злаках
родного края.
Развивать память, мышление.
Воспитывать уважение к труженикам
сельского хозяйства,
целеустремленность, умение
выполнять правила конкурсов.
зоны (камни, песок, глина )
«Что такое природа» .
«Природа не природа»,
«Угадай ,что в мешочке».
«Дом жилище человека» и
«Дом – природа». Игра «Мой
дом»
Предварительная работа
Беседа «Как выращивают хлеб»,
отгадывание загадок, чтение
рассказов и стихотворений,
рассматривание
иллюстраций, моделирование
последовательности полевых
работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто
больше назовет».
Рассматривание иллюстраций с
зерновыми культурами нашего
региона
Посев семян в емкости с разным
грунтовым составом.
Работа с дневником наблюдения
Рассматривание зерен, д/у
«Достань и назови», «Горшочек
каши».
Ноябрь. «Таинственное лесное царство»
Тема недели
Задачи
Предварительная работа «Что мы
сажаем, сажая
леса?»
«Удивительный
лес. Кора
дерева»
«Что было бы,
если…»
«Растения и
животные леса»
12
Обогатить представления детей о
значении леса в жизни человека,
объяснить причину исчезновения
леса, систематизировать
представления о лесе как об
экосистеме.
Совершенствовать монологическую
речь, ввести в словарь: сообщества,
многоярусность, исчезновение.
Воспитывать экологически
грамотное поведение в лесу.
Уточнить с детьми понятие «кора»,
для чего она служит дереву.
Развивать у детей познавательный
интерес к жизни леса и его
обитателям; упражнять в
составлении рассказов с подбором
эпитетов.
Воспитывать эстетический вкус,
бережное отношение к лесу.
Расширить представления детей о
лесе, как об экосистеме.
Ввести в словарь слова: обитатели,
хищники, травоядные, цепи питания.
Воспитывать бережное отношение к
лесу.
Уточнить знания детей о растениях
(травах, кустарниках, деревьях),
грибах и животных леса нашего края.
Развивать память, быстроту реакции;
связную речь через умение
рассказывать об особенностях
растений.
Воспитывать уважительное
отношение к живой природе.
Отгадывание загадок о
деревьях, чтение пословиц о
лесе
Рассматривание иллюстраций,
сравнение кусочков коры,
проведение опыта, экспозиция
«Дары леса».
Чтение и обсуждение рассказов
и стихов о лесе, проведение
экологических
Рассматривание репродукций
картин русских художников,
посвященных
Декабрь. «В царстве комнатных растений»
Тема недели
Задачи
«Комнатные
растения в
уголке
природы»
Расширить знания детей о
комнатных растениях и об уходе за
ними. Познакомить детей с
правилами поливки.
Развивать связную монологическую
речь через
умение рассказывать об
Предварительная работа
Наблюдения за развитием и
ростом растений в уголке
природы, беседа «О чем
рассказывают растения (о
потребностях растений), игра
«Угадай растение». «Изучаем
строение
цветка»
«Что будет,
если…»
«Посадка
комнатных
растений»
13
особенностях строения растений,
составление загадокописаний.
Воспитывать у детей
эмоциональную отзывчивость.
Учить детей определять части
цветка.
Учить описывать растения,
опираясь на модели.
Воспитывать бережное отношение к
растениям.
Формировать представления детей
об отношениях различных
комнатных растений к воде, теплу и
свету. Развивать понимание того,
как важен правильный уход за
комнатными растениями.
Воспитывать желание ухаживать за
комнатными растениями.
Учить правильной посадке
комнатных растений.
Развивать у детей трудовые умения,
развивать связную речь через умение
рассказывать о выполнении своих
действий, составлять предложения о
предметах труда и действиях с
ними.
Воспитывать желание
самостоятельно выращивать
растения
Рассматривание растений в
уголке природы.
Знакомство с моделями
«Потребности растений»,
установление правил ухода
согласно «паспорту
растения».
Моделирование трудового
процесса.
Январь «Загадочные явления в природе»
Тема недели
Задачи
«Что такое
снег?»
«Тайна
Расширить представления детей о
снеге, помочь понять, почему при
изменении температуры снег изменяет
свои свойства.
Развивать интерес к зимним явлениям
неживой природы, грамотно
формулировать свой ответ;
активизировать речь словами: тает,
замерзает.
Воспитывать чувство прекрасного,
вызвать радость от открытий.
Расширить знания детей о воздухе, его
свойствах.
Предварительная работа
Наблюдение за снегом,
рассматривание снежинок, игры
со снегом, опыты, чтение стихов
и рассказов.
Определение направления ветра воздушного
пузырька»
«Рисунок на
бархатной
бумаге» (мукой,
ватой)
14
Познакомить детей с природным
явлением «ветер», с причинами
его возникновения.
Формировать интерес
к экспериментальной работе.
Воспитывать усидчивость,
умение работать в коллективе.
Вызвать у детей желание заниматься
творчеством.
Развивать творческое воображение,
эстетический вкус; активизировать
речь словами: «снежная крупа»,
«снежные хлопья», «снегопад».
Воспитывать желание любоваться
зимней природой
(ветреной рукав), игры с
вертушками, игра «Откуда
прилетел ветер?»
Наблюдения в природе.
Февраль. «Экология родного края»
Тема недели
Задачи
«Красная книга
нашего
региона»
«По
заповедным
местам
природы
Тамбовской
области»
«Город, в
котором хотел
бы я жить»
Выявить какие растения и животные
являются редкими в нашем регионе.
Составить Красную книгу своего
региона. Формировать представления
о Красной книге Тамбовской области.
Воспитывать гуманное, экологически
целесообразное отношение детей к
природе.
Формировать представления об
охранных природных территориях
(местах) – заповедниках.
Развивать познавательную активность
детей, экологическое мышление на
основе представлений о заповеднике,
коммуникативное общение.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
П.З. Формировать представления
детей о городе, как о доме с
экологически полноценной средой, где
все гармонично.
Р.З. Развивать творческие
способности, мышление.
В.З. Воспитывать ценностное
отношение к природе родного города.
Предварительная работа
Знакомство с Красной книгой
Тамбовской области
Мастерская по изготовлению
атрибутов к игре: эмблемы
заповедника, картымаршрута.
Экскурсия в город, беседа «Мой
город», различные строительные
игры. «Твой город –
твое здоровье»
15
Расширить представления детей о
городе, как о доме с экологически
полноценной окружающей человека
средой. Развивать творческое
воображение, любознательность,
эстетическое отношение к природе,
коммуникативность.
Воспитывать любовь к родному
городу, ценностное отношение к
своему здоровью.
Март. «Царица – водица»
Задачи
Тема недели
«Путешествие
по глобусу»
«Свойства
воды»
«В гостях у
жителей
подводного
царства»
«Источники
загрязнения
воды. Меры
охраны»
правильно
мышление,
формировать
строить
Расширить знания детей о глобусе –
модели Земного шара, о формах и
видах воды (родники, реки, моря, озера,
океаны…).
Развивать экологическую культуру;
диалогическую речь, развернуто и
точно отвечать на поставленный вопрос,
обогатить словарь: круговорот.
Воспитывать бережное отношение к
воде,
как основному природному
ресурсу.
Расширить знания детей о воде и ее
свойствах.
Развивать
любознательность;
умение
предложения, делать умозаключения.
Воспитывать экономное отношение
к воде.
Углубить представления детей
об обитателях морей и океанов.
Развивать любознательность, умение
видеть новое в знакомом мире
«подводного царства».
Развивать монологическую речь,
способности выражать свое отношение
к роли.
Воспитывать доброту, отзывчивость.
Дать представление об основных
источниках загрязнения воды в
природе,
последствиях,
мероприятиях по предотвращению
загрязнения.
ее
Экскурсия в парк, беседа о роли
воздуха в жизни человека.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций
(использование воды
человеком); игры «Ручеек»,
«Мы – капельки».
Отгадывание загадок, чтение
стихов о воде, инее, льде, росе,
дожде и т. п.
Рассматривание иллюстраций,
предметных картинок,
разучивание слов.
Беседа «Что было бы, если бы
не было воды?»; чтение
природоведческой литературы,
рассматривание иллюстраций. 16
Способствовать развитию речи,
словарь:
активизировать
водоочиститель,
нефть,
нефтепродукты.
Воспитывать экологическую культуру.
завод,
Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели
«Человек
– верный сын
природы»
«Разработка
экологически
х
знаков»
«Юные
спасатели»
«Сказа ложь,
да в ней
намек»
Задачи
Предварительная работа
Формировать у
детей способность выявлять
и моделировать отношения человека
к природе
на основе представлений
об ответственности за окружающее,
согласно принципу «не навреди»
Развивать у детей творческие
способности.
Воспитывать бережное отношение
к родной природе.
Продолжать знакомство детей с
природоохранительными знаками.
Создать с детьми экологические
знаки, при помощи которых
взрослые и дети научатся правильно
себя вести себя в окружающей
природе.Развивать у детей
творческое мышление.
Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе.
Закрепить правила поведения людей
в природе на примере опасной,
критической для леса и его жителей
ситуации.
Способствовать развитию основ
экологического сознания детей.
Формировать навыки правильного
поведения в природе через игру.
культуру.
Воспитывать экологическую
с
детей
Познакомить
экологическими сказками.
Развивать у детей познавательную
активность,
экологическое
мышление.
Воспитывать любовь к природе.
Беседа о правилах поведения
людей на природе;чтение
произведений литературы.
Экскурсия –путешествие по
территории ДОУ, игра
«Угадай знак».
Чтение
познавательных
рассказов о лесе и его
обитателях, беседа о правилах
поведения людей в природе.
Чтение
литературы,
иллюстраций.
природоведческой
рассматривание Май. «В царстве лекарственных растений»
17
Тема недели
«Лекарственн
ые растения –
средства
оздоровления
организма
человека»
«Удивительно
е рядом»
«Лесная
аптека на
страже
человека»
Задачи
Предварительная работа
Изготовление атрибутов к игре
(набор пакетиков с
лекарственными травами).
Заучивание стихов об объектах
природы, изготовление
атрибутов.
Беседа о лекарственных травах.
Формирование представлений о
лекарственных растениях, о правилах
их сбора, хранения и
применения.Развивать познавательную
активность, интерес к
исследовательской деятельности и
связную речь детей.
Воспитывать желание вести здоровый
образ жизни.
Продолжать учить детей называть
лекарственные растения.
Формировать навыки поведения в
природе.
Развивать мышление, интонационную
выразительность, умение связно
высказывать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
Формировать умение узнавать и
правильно называть лекарственные
травы.
Развивать связную образную речь,
пополнить словарный запас (отвар,
настой)
Воспитывать бережное отношение к
природе.
Тема
«Как вести себя в природе»
«Что нас окружает?»
Тема
Подарки осени.
Второй год обучения
Подготовительная группа
Сентябрь
Цели
Закреплять у детей знания о культуре
поведения в природе .Верно оценивать свои
поступки и поступки окружающих.
Воспитывать бережное отношение к природе,
различать объекты созданные НОД природой и
человеком.
Октябрь
Цели
Закрепить знания о явлениях осенней природы;
обратить внимание на красоту этого времени Природачудесница.
Мой край родной.
Путешествие в кладовую родного края.
Лес
Красная книга Тамбовской области.
Тема
Хлеб.
Домашние и дикие птицы.
18
года; воспитывать экологическую культуру,
любовь к природе и доброе отношение друг к
другу; развивать любознательность, творческое
воображение, связную речь, логическое
мышление.
Показать детям многообразие растительного и
животного мира, научить их наблюдать за
жизнью природы; помочь детям почувствовать
красоту и многообразие природы; развивать
творческое воображение, фантазию; с помощью
игровых имитаций дать почувствовать
сопричастность всему живому и прекрасному.
«Край родной заповедные места Тамбовской
области».Познакомить детей с заповедниками,
памятниками природы своей местности;
показать, какие ценные, охраняемые виды
растений и животных произрастают и живут в
нашем крае; воспитывать чувство гордости и
сопричастности к природным
достопримечательностям Тамбовской области,
пробуждать желание побывать в этих местах.
Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу;
привитие любви к природе родного края и
воспитание бережного отношения к ней,
расширение кругозора,
развитие памяти,
внимания, речи детей.
Дать детям представление о Красной книге
Тамбовской области, раскрыть ее сущность.
Способствовать формированию у детей
навыков разумного поведения в лесу.
Ноябрь.
Цели
«Кто трудиться рад, тот хлебом будет
богат!»Закрепить представление о содержании
и значении труда взрослых; воспитывать
любовь и уважение к людям труда, бережное
отношение к хлебу как к результату
деятельности многих людей.
«Пернатые друзья».Уточнить представления
детей о знакомых птицах. О птицах, которые
проживают в нашей республике, об условиях
их жизни, роли человека в жизни зимующих и
домашних птиц; учить узнавать птицу по
повадкам, внешнему виду, песням; дать детям Поздняя осень. Перелётные птицы.
Домашние и дикие животные.
Тема
Зима. Зимующие птицы.
Север.
«Солнце – источник тепла и света»
Тема
«Экологические цепочки»
19
элементарные знания о том, чем кормят птиц
зимой.
«Итоговая беседа об осени».Обобщить и
систематизировать знания детей об осени;
учить устанавливать связи между
продолжительностью дня, температурой
воздуха и состоянием растений, наличием
пищи для животных и приспособлением их к
зиме; воспитывать бережное отношение к
растениям и животным.
«Сравнение диких и домашних
животных».Рассказать детям о диких
животных, живущих в лесах нашей
республики; уточнить с детьми признаки
домашних животных; показать, что они
отличаются от диких; упражнять умственные
способности детей; развивать воображение и
творчество.
Декабрь.
Цели
«Покормите птиц зимой…»Обобщить знания
детей, полученные при наблюдении за птицами;
установить связи между формой клюва и
питанием птиц; отметить взаимоотношения
птиц во время зимовки; вызвать желание
помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю
бескормицу.
«Царство Снежной Королевы».Формировать
представления детей о климатических
условиях Крайнего Севера и тундры; учить
устанавливать связи между изменениями в
живой и неживой природе; закрепить
представление о приспособлении растений и
животных к условиям северного климата;
развивать умственную операцию сравнения и
доказательную речь.
Дать детям представление о том, что Солнце
является источником тепла и света; развивать
умения мыслить рассуждать, доказывать;
воспитывать бережное отношение к природе.
Январь.
Цели
«Экологические цепочки».Формировать у
детей представление о взаимосвязи обитателей «Человек. Кто это?»
Здоровье.
Тема
Водный мир и его жители.
«Кормилица Земля!»
Жители жарких стран.
20
леса – растений и животных, их пищевой
зависимости друг от друга.
Уточнить знания детей о человеке в сравнении
с животным и растительным миром, выделяя
их существенные признаки; показать, что
человек ближе всего относиться к группе
зверей; рассказать о том, как человек
использует богатства природы и как он их
охраняет; воспитывать отношение к человеку
как к естественному объекту природы.
«Я живу без докторов…»Закрепить
представления детей о приспособляемости
человека к зимнимусловиям жизни;
познакомить детей с использованием факторов
природной среды для укрепления здоровья
человека.
Февраль.
Цели
«Обитатели водоемов».Закрепить знания детей
о представителях водного мира Тамбовской
области, их особенностях, приспособленности
к жизни именно в водной среде; разъяснить
необходимость охраны этих животных и среды
их обитания; учить изображать животных ,
имитировать их движения.
Познакомить детей с компонентами, которые
входят в состав почвы, при помощи опытов;
воспитывать познавательный интерес и
развивать навыки мыслительной деятельности.
«Корабль пустыни».Углубить представления
детей о многообразии живых существ,
населяющих нашу планету, познакомить с
жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как
он приспособился к условиям жизни;
воспитывать бережное отношение к живой
природе.
Март.
Цели
Тема
Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Раскрыть понятие «воздух»: свойства воздуха;
роль воздуха в жизни человека. Сформировать
бережное отношение к «легким» планеты
Земля – растениям.
Составить у детей представление о
ветре(движение воздуха); закреплять знания о
Мы – ветры Что мы знаем о воде?
Жизнь воды. Основные свойства
воды.
21
воздухе; показать роль ветра в жизни человека,
животных.
Сформировать бережное отношение к воде.
Рассказать о состояниях воды(жидкое, твердое,
парообразное). Установить зависимость
состояния воды от температуры воздуха;
назвать явления природы, связанные с
различными состояниями воды: ливень, роса,
туман, снегопад, лед.
Выявить: свойства воды (прозрачная,
бесцветная жидкость, без запаха; некоторые
вещества в ней растворяются, а некоторые нет,
без вкуса, без формы; очищает предметы);
где встречается вода.
Апрель.
Тема
Цели
Экскурсия на участок. Весенние
изменения в природе.
Что за чудо – кладовая есть
у матушки земли: знакомство
с почвой.
Обитатели почвы. Знакомство
с кротом, дождевым червяком.
Понаблюдать за весенними изменениями в
природе: ярко светит солнце, у деревьев
начинается
Научить
соковыделение.
наблюдать, замечать, сравнивать.
Рассказать об образовании почвы; о роли
животных и растений в этих процессах;
составе почвы: вода, воздух, останки умерших
животных и растений (питательные вещества),
глина, песок; о значении почвы в жизни
животных, растений, человека.
Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об
условиях жизни животных под землей.
Раскрыть роль дождевого червя в
формировании почвы.
Взаимосвязи в природе.
Дать детям представление о взаимосвязях,
существующих в природе, научить составлять
пищевые цепочки, обосновывать их.
Май.
Тема
Десять заповедей друзей природы.
Цели
Познакомить детей с десятью заповедями
поведения в природе, понимать их значение и
применять эти правила в жизни по отношению
к объектам природы. Нужны все на свете
( Обобщение знаний )
22
Обобщение знаний, полученных в процессе
обучения по предыдущим блокам.
Закрепление и обобщение правил экологически
грамотного поведения человека в природе и в
быту.
2.3. Формы и методы обучения
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно
проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир
посвоему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к
восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными
обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок,
викторин.
Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе
(экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота
окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей.
Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению
преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них
воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их
изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение.
Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не
навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей
творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи,
такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у
детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного
отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии,
игровые, сюжетные
занятия с использованием опытно – экспериментальной
деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительноиллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование
природой).
репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
частичнопоисковый (участие в коллективном поиске).
исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение,
самостоятельная творческая работа).
Для решения образовательных задач используются:
Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций,
осуждение увиденного). 23
трудовая
продуктивная деятельность,
Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые
прогулки).
Практические методы: эксперименты,
деятельность.
Индивидуальная работа
Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их
волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их
представлении , о том , кем и какими они станут , когда вырастут , что их волнует в
окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого.
Уточнять их позицию и взгляды.
2.4.Сотрудничество с семьями воспитанников и с социальными партнёрами.
Взаимодействие с родителями:
проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
совместные праздники;
участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;
оформление наглядной информации.
Взаимодействие с социальными партнёрами:
взаимодействие с краеведческим музеем;
взаимодействие с библиотекой.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация занятий кружка
Кружковая деятельность «Юный эколог» рассчитана на 2 года
обучения. Занятия по данной программе проводятся два раза в месяц во
второй половине дня. (четверг, 16.10 час.)
Продолжительность занятия в старшей группе (56 лет) до 25 мин., в
подготовительной группе (67 лет) 30 мин., год – 17 занятий.
3.2.Материально техническое обеспечение
Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
Фигурки с домашними и дикими животными;
Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
Гербарий растений;
Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
Кормушка для птиц;
Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления
почвы, лупы, колбы и т. д.)
3.3.Особенности организации развивающей предметнопространственной среды 24
Трансформируемость
В организации развивающей предметнопространственной среды учитываю принципы,
указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155).
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию
Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов
обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (разные виды
бумаги);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметнопространственным окружением;
возможность
самовыражения детей.
пространства возможность изменений предметно
2)
пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов наличие в группе полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды наличие в группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
6) Безопасность предметнопространственной среды соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.4. Методическое обеспечение:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –
Воронеж: ЧПЛакоценин С. С., 2008.
2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
Сценарии занятий. М., 2005.
3. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред.
Дыбиной О. В. – 2е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Познавательное развитие.
5. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников 25
6. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 56 лет: Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
7. О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
– СПб: «ДетствоПресс», 2003.
8. С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании
дошкольников. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
9. Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок. СПб: «Детство
пресс», 2003.
10. Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб:
«ДетствоПресс», 2002.
11. Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с
окружающим миром. – М.: МозаикаСинтез, 2006.
12. С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе
группе детского сада.М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ. 2010.
13. Л.А.Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.
14. Шишкина В.А., М.Н Дедулевич Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
План реализации кружковой деятельности по познавательному развитию « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» с детьми старшего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.