Личный перспективный план самообразования учителя начальных классов. В нём содержится личная карта учителя, пояснительная записка к индивидуальному плану самообразования, цели,задачи , планируемые результаты, срок работы, этапы самообразования, участие в мероприятиях, план формирования опыта по теме, тематический план работы и проекция на будущее.
План самообразования учителя.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Абзелиловского муниципального района Республики Башкортостан
«Гимназия им.Т.Кусимова»
перспективный план
посамообразованию
учителя начальных классов
ТухватуллинойЗайнапСабирьяно
Личный
вны 20152019гг
Личная карта учителя начальных классов
ТухватуллинойЗайнапСабирьяновны
1.Место работы:МБОУ «Гимназия им. Т. Кусимова»
2.Занимая должность:учитель начальных классов
3. Образование:высшее, Башкирский государственный
педагогический институт, 1984 год;
среднеспециальное, Сибайскийпедколледж, 2000 год.
4. Специальность по диплому: учитель математики и физики;
преподавание в начальных классах
5. Педагогический стаж:32 года
6. Стаж работы в должности классного руководителя: 32 года
:высшая квалификационная категория
7. Категория
8. Дата рождения: 18.10.1961 г.
9. Педагогическое кредо
других, совершенствую себя»
10. Методическая тема: «Изучение родного края».
: «Если не умею, учусь сама. Если умею, учу
11. Прохождение курсов:
«Реализация требований федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования средствами системы
«Перспективная начальная школа» с 10 ноября по20 ноября2014 г, г. Уфа,
108 часов;
ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования», «Индивидуализация обучения
математике школьников в условиях адаптивной технологии при реализации
ФГОС ОО», 24 часа;
11.
Учебная нагрузка: 18 часов + 3 часа обучение на дому 12. Программа, по которой работает учитель
начальная школа»
: УМК «Перспективная
13. Технология, по которой работает учитель: технология системно
деятельностного метода обучения.
14. Общественнопедагогическая деятельность: учитель– наставник
Индивидуальный план самообразования учителя
«Учительживётдотехпор, покаучится, кактолькоонперестаетучиться,
внёмумираетучитель»
Пояснительная записка.
К.Д.Ушинский
Существенные изменения в социальноэкономическом устройстве России
затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы
удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее,
предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности
за судьбу страны». Воспитание нового человека, формирование его личности
краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе
формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается
фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в
ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От
духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического
мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность
мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя
работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое
педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образова
ние педагога, систематическое повышение его квалификации становятся
важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой. Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель
методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим
элементом методической работы является самообразование учителя.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной
активности, растущей потребности педагога в самореализации путем
непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении
техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы,
самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и
профессиональным.
Устойчивая потребность
Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его
профессиональной компетентности.
в
самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном
приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности —
важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных
условиях. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление
учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности,
его возможности для профессионального роста,
саморазвития,
самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на
результаты педагогической деятельности в целом.
Главными задачами современной школы являются раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение
выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни. Школа работает над проблемой: «Воспитание достойного гражданина
Республики Башкортостан».
Тема самообразования: «Изучение родного края»
Изучение края важный элемент обучения и воспитания подрастающего
поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и
сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего
своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования
нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль
о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в
жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места,
близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его
прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции,
природу. Все это относится и к нашим родным местам, Калининградской
области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и
методические разработки,
отвечающие давно назревшей потребности
воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам
школьного музея и исследовательских работ учащихся, она позволяет больше
узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины;
содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим
на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и
творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого
не только
села Аскарово, но и Абзелиловского района, Республики
Башкортостан; формирование умений не только самостоятельно добывать
краеведческий материал, но и умений грамотно их обработать, а затем
применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, на
мероприятиях школьного музея. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного
интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются
условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в
уже привычном, знакомом открывает все новые стороны.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Абзелиловского
района, растительным и животным миром, водными ресурсами региона. Узнают
так же о полезных ископаемых, экологическом здоровье края, о памятниках
истории и культуры, а так же совершат заочные путешествия по деревням,
рекам, озёрам, горам района.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе
родного края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание
патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком
причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор
активной жизненной позиции,
через осознание своей значимости,
неповторимости.
Цель:
«Изучение родного края» формирование гармонически развитой и духовно
богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие
познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко
географических представлений о своѐм крае, воспитание чувства любви и
гордости за своѐ родное село, родной край ,расширить знания о культурных
традициях и образе жизни коренных народов Башкортостана; формировать
позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его
жителям;раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал школьников на
основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи:
охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир
нашего края,
познакомить учащихся с историей города,
познакомить учащихся с историкокультурными памятниками города,
охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную
деятельность и творчество,
развивать творческие способности учащихся.
сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном
окружении.
дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии
страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и
значением для жизни поселка.
создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному
наследию родного края. развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и
музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными
промыслами.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
лекции,
творческие задания,
практические работы,
самостоятельный поиск,
экскурсии и др.
Формы
и методы должны быть такими, чтобы он давал возможность
обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем,
повышать интерес к изучению истории своего народа , к своей родине. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно
они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении,
хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой
родине, к естественным наукам.
Планируемый результат:
более высокий уровень знаний, умений, навыков,
участие в различных творческих конкурсах,
создание целостного образа родного села, района.
повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,
осуществление ненавязчивого патриотического,
экологического воспитания.
осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к
жителям Башкортостана и бережного отношения к природе родного края;
расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре,
формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и
личностного отношения к действительности;
расширение связей МБОУ с социумом;
улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса школьников.
эстетического и
Потребности и мотивы:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения,
которые существенно влияют на содержание труда учителя,
его
профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует
более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам
постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость
непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в
практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и
воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не
столько знаний и умений, сколько способности поновому решать уже известные
задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования:
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в
том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты,
энциклопедии и другие материалы на компактдисках, рассказы взрослых,
экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим
детям, но и беседы, интервью со специалистами в какойто сфере деятельности,
в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов
с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие
предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель
констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости
поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и
мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Методическая литература, журналы, семинары и конференции,
курсы
повышения квалификации, мастерклассы, уроки коллег, Интернет, общения с
коллегами.
Срок работы над темой: 4 года.
Представление материала:
педагогические советы, семинары, заседания
районной творческой группы, открытые уроки, выступления из опыта работы на
педагогических чтениях, на ШМО, РМО.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты работы:
для педагога:
обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в
начальной школе,
конкретизирует требования к результатам начального общего
образования,
обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности
начального и среднего общего образования.
сформирует совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
Организует поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход от
выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной
форме и от совместного выполнения действий (с учителем и
сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
повышение качества преподаваемых предметов; дляобучающихся – результаты развития УУД:
адекватная школьная мотивация;
развитие основ гражданской идентичности;
функциональноструктурная сформированность учебной деятельности;
развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
формирование внутреннего плана действия;
понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения
планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное
мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск
необходимой информации;
развитие рефлексии — осознания учащимся содержания,
последовательности и основания действий.
Перечень вопросов по самообразованию:
Изучить:
Технологию развития универсальных учебных действий на ступени
начального общего образования.
Программы формирования универсальных учебных действий на ступени
начального общего образования.
Содержательные и организационные компоненты формирования
универсальных учебных действий.
Характеристику результатов формирования УУД на разных этапах
обучения.
Связь регионального компонента с учебными предметами.
Алгоритм внедрения регионального компонента по изучению родного края
в календарно тематическом планировании.
Форма самообразования:
индивидуальная– через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и районного
методических объединений учителей начальных классов, а также через
участие в жизни школы.
Источники самообразования:
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, предметной литературы; обзор в Интернете информации по изучению родного края;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
посещение предметных выставок и тематические экскурсий;
общение с коллегами в школе, районе и в Интернете и т.д.
медиаинформация на различных носителях
Методы процесса самообразования:
1 Изучение ФГОС начального общего образования.
2 Изучение проектирования универсальных учебных действий.
3 Практическое применение подготовленных исследований по изучению
родного края на уроках, выступление на научнопрактических
конференциях, утренниках.
4 Участие в Интернет форумах, по заявленной проблеме.
5 Сбор и селекционирование информационного материала по изучению
родного края.
Актуальность изучения родного края деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
регионального компонента, методов проектноисследовательской
деятельности,как одно из условий реализации основной образовательной
программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность и
региональный компонент в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности.
Актуальность также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации изучения родного края , как
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью работы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом происходит реализация
следующих принципов: • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебновоспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Этапы самообразования
1 Подбор и
изучение
методической
литературы
Методические рекомендации по
работе с комплектом плакатов к
урокам по «Культура
Башкортостана»
Китап /2013г.
Сентябрь –
май
каждого
учебного
года
Сборники: «По дорогам Абзелила»,
«Знаменитые люди Абзелиловского
района» Тухватуллина З.С.;
Книги:«ТворчествонародовБашкорт
остан»,сказки
«Жили,говорят,батыры…»
Башкирский
«Китап»;
издательский дом
Ахметкужин А.«Сказки и стихи».
Интернет
2 Участие в
мероприятия
Выступление по теме на пед.советах,
семинарах, в конкурсах
В течении
каждого х
посвященных
теме
самообразова
ния
3 Формировани
е опыта по
теме.
Внедрение в
практику.
декоративноприкладного
искусства, праздниках
учебного
года
Разработка и работа по проекту
«Край, в котором я живу»
Сентябрь –
май
каждого
учебного
года 1.Участие в мероприятиях посвященных теме
самообразования
Участие в конкурсах педагогического мастерства («Мастер
– класс» «Я помню! Я горжусь!» (1 место);
публикация материала и презентации «Моя малая родина»;
совместное развлечение с музыкальным работником «Песни
башкирского народа»;
реализация проекта и продукт деятельности (оформление
уголка краеведения, фотоальбома «Моя родословная»,
оформление выставки творческих семейных работ «Моя
семья»;
участие в научно практической конференции по теме «Мой
прадедушка – снайпер» ( 2 место)
участие в акции «Добрые дела» (помощь хоспису)
участие в школьной олимпиаде на Кубок им. Гагарина
( победители и призёры)
участие в научно практической конференции по теме «Тур
по Абзелилу»
участие в научно практической конференции по теме
«Путешествие по Южному Уралу» 2. Формирование опыта по теме.
Внедрение в практику плана «Изучение родного края»
2.1 План работы год
месяц
2015
2019 г.
сентябрь
мероприятие
Примечание
Сбор информации о семьях учащихся;
опрос родителей
подготовка к собранию «Значение духовно
нравственного воспитания для детей
младшего школьного возраста»;
анкетирование по проблеме
(фамилии, имена,
отчества,
возраст, место
проживания,
место работы,
профессия)
с учащимися во
время кругов
общения, на
уроках, во время
классных часов, в
повседневной
деятельности
с учащимися во
время кругов
общения, на
уроках , на
утренниках, в
повседневной
деятельности;
октябрь
Беседы с детьми на тему «Моё село»
Работа над лексической темой «Что в
лесу растет, кто в лесу живет».
Экскурсия «По поселку мы пройдем»
(знакомство социально значимыми
объектами села, названиями улиц)
ноябрь
декабрь
Выявление у детей знаний о членах своей
семьи:
Беседы с детьми на тему «Где и кем
работают наши родные», «Моя семья»
Музыкальное развлечение «Любим в
лесу мы бывать»
Участие в смотре – конкурсе
краеведческих исследований
Участие в НПК (школьных, районных,
межрегиональных, республиканских,
всероссийских)
январь
Беседа с детьми «Одежда народов
Башкортостана».
Работа над лексическими темами
«Одежда», «Орудия труда», «Легенды в
названиях гор, рек, озёр родного края»
с учащимися во
время кругов
общения, на
уроках, в
повседневной
деятельности, на Примечание.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение
детей младшего школьного возраста к культуре родного края», составленный
на основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко.
3. Тематический план работы
Разделы работы
Основное содержание, сроки
Познавательноречевое развитие
«Я и вся моя семья»
Обычаи и традиции семьи, составление
родословной и герба семьи (сентябрь 2015
2017гг)
«Наше село Аскарово»
Обзорные экскурсии по поселку, целевые
прогулки к социально значимым объектам:
школьный музей, АЦРБ, музыкальная школа,
(октябрь 2014 2019гг) «Мой поселок славный
для меня ты главный»
«Природа нашего края»
«Развитие связной
речи детей младшего
школьного возраста»
Рассматривание фото села; беседы о гербе
поселка, района.
Посещение детьми с родителями краеведческого
музея с.Аскарово и составление рассказов об
увиденном или представление видео.
Чтение произведений и стихов местных авторов
(ноябрь, декабрь 2014 – 2019 гг).
Циклические наблюдения за природой, погодой
(октябрь – март каждого года)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая
иголочка» (декабрь каждого года)
«Помоги птицам зимой» (декабрьмарт каждого
года)
Чтение детям произведений и стихов местных
авторов
Досуговые мероприятия: « День птиц» (апрель
каждого года).
Знакомство детей с произведениями местных
авторов, журналистов, поэтов, используя газеты
«Оскон», «Абзелил», «Яншишма».
Драматизация с детьми башкирской сказки
«Абзелил» (АсхальАхмекужин). Изготовление
родителями атрибутов, декораций для сказки,
участие в постановке сказки. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами об Урале,
озёрах, реках, горах Абзелиловского района.
Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями
загадок об явлениях природы, животных,
растениях.
Посещение библиотеки, составление рассказов по
впечатлениям.
Художественноэстетическое развитие «Культура и искусство Башкирского народа»
«Особенности
культуры
башкирского народа»
Физическая культура
«Игры башкирского
народа»
Знакомство с творчеством художников А.Ф
Лутфуллина, Ю.Г.Атауллина, Р.Ю. Атауллина.
Посещение родителями с детьми выставки
местных художников.
Ознакомление с народными инструментами.
Ознакомление с песнями о родном крае.
Изготовление родителями атрибутов для
подвижных игр.
Разучивание с детьми игр.
Народный праздник «Сабантуй»
4. Представление опыта работы по теме.
Презентация проекта:
родительское собрание «Значение духовнонравственного
воспитания для детей младшего школьного возраста»;
классные научнопрактические конференции «Что я знаю о родном
крае».
Предполагаемый результат:
осознание родителями важности привития детям уважительного
отношения к башкирскому народу и бережного отношения к природе
родного края;
расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях,
культуре, формирование на этой основе духовного, экологического,
нравственного и личностного отношения к действительности; расширение связей МБОУ с социумом;
улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса гимназии.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
Принцип природосообразности предусматривает организацию
педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее
ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для
постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры
через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы
ребенка в их решении.
Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса,
народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической
связи игры с другими специфически детскими видами деятельности
(изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.),
которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого
и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность
саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания
эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в
образовательный процесс культуры Башкортостана.
Принцип культурологичности и интегративности реализуется во
взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер
искусства.
Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет
рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем
возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком
уровне. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на
формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю,
его жителям, труду.
Проекция на будущее:
Разработать программу факультатива по краеведению для учащихся
младшего школьного возраста на 2015 – 2019 гг.
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
План самообразования учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.