План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)
Оценка 4.7

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
12.11.2018
План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)
Подробный план учебного занятия по роману Льва Николаевича Толстого "Война и мир"(10 класс, 1 курс). Во время учебного занятия ""Противопоставление образов Кутузова и Наполеона " учащиеся могут примерить на себя роль великих полководцев, увидеть их , т.к. используется методический прием "Оживление героя".
конспект урока_ готовый !.docx
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине «Русская литература» Дата проведения учебного занятия: 01.02.2018 Преподаватель: Носковская Вероника Олеговна Учебная группа: 05­17 РУБ Специальность: 2­25 01 33 «Розничные услуги в банке» Курс I Тема учебной программы: Л.Н.Толстой (12 уч. часов) Тема   учебного   занятия:   «Противопоставление   образов   Кутузова   и Наполеона» (5 учеб. занятие) Тип урока: урок систематизации и обобщения Цели: обучающая:  совершенствовать   речевые   навыки   в   построении   портретных характеристик   М.И.   Кутузова   и   Наполеона   Бонапарта,   опираясь   на   текст произведения; в аргументировании своего отношения к героям; воспитательная – создать условия:   для   формирования   духовных,   патриотических   и   нравственных ценностей   молодежи   на   основе   исследования   исторических   событий   и личностей; уважения к памяти прошлого своего и других народов. развивающая – обеспечить условия:  для   развития   аналитических,   литературно­творческих   способностей; умения   решать   поставленные   задачи   в   условиях   межличностного взаимодействия; методическая:   приблизить читателей к авторской мысли, сделать восприятие образов героев   романа   ярче   на   основе   использования   на   учебном   занятии   приема «оживление литературного героя». В результате учебного занятия учащиеся должны1: Знать: ­ особенности художественного стиля Л.Н.Толстого; ­ фрагменты произведения. Уметь: 1 из тематического планирования (РИПО, 2017) ­   аргументировать   свое   отношение   к   героям   романа,   опираясь   на   тест произведения; ­   анализировать   отношение   писателя   к   разным   сферам   жизни,   героям романа. Материально­техническое обеспечение: Учебное   пособие   для   10   класса   общеобразовательных   учреждений   с белорусским и русским языками  обучения / С.Н. Захарова. – Минск : НИО, 2010; текст романа «Война и мир»; портреты Л.Н. Толстого, М.И. Кутузова, Наполеона Бонапарта; ноутбук, экран; текстовый материал (таблица «Противопоставление образов Кутузова и Наполеона»); видеоматериал (фрагменты фильма «Война и мир»; реж. С. Бондарчук). Внутридисциплинарные связи: Учебная дисциплина «Русская литература» (темы: «Роман­эпопея “Война и мир”»; «Мировое значение творчества Л.Н. Толстого») Междисциплинарные связи: Учебная   дисциплина   «Всемирная   история»   (тема:  «Первая   мировая война») ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ I   этап. Организационный (1 минута) Задача: выяснить степень готовности учащихся к учебному занятию; установить эмоционально положительное взаимодействие с ними ­  Добрый   день!   Я   рада   видеть   всех   вас.   Мое   хорошее   настроение, оптимизм, уверенность пусть передадутся и вам на этом учебном занятии. А со мной поделитесь на сегодня… (энергией, активностью, задором….). Отлично, желаю всем успешной работы. II    этап. Мотивация деятельности на учебном занятии. Целеполагание (7 минут) Задача:   способствовать   возникновению   познавательного   интереса   к предстоящей деятельности в ходе учебного занятия; создать условия для принятия учащимися задач предстоящей деятельности ­ Мы с вами продолжаем работать над романом­эпопеей Л.Н. Толстого. Давайте   вспомним,   какой   прием   положен   в   основу   этого   произведения? (антитеза   стержень   произведения,   который пронизывает   весь   роман;   противопоставлены   философские   понятия   в (противопоставление)  ­ заглавии романа, события двух войн (войны 1805­1807 гг. и войны 1812 года), сражений (Аустерлиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство,  жизнь людей в мирное время и на войне),  большинство   героев,   даже   второстепенных,   имеют   своего антагониста, т.е. противопоставлены друг другу по внешним и внутренним характеристикам).  ­ Назовите примеры таких парных героев. (Наташа и Элен, граф Ростов и   князь   Василий   Курагин,   московские   барыни   и   общество   Анны   Павловны Шерер). ­ Обратите внимание на нашу портретную галерею. На ней также герои романа. Вы их узнали? (М.И. Кутузов и Наполеон Бонапарт) ­   Конечно,   вы   правы.   Кутузов   и   Наполеон   ­   одни   из   главных   героев произведения и сегодня мы познакомимся с ними поближе. И как только что вы отметили, в романе много противопоставлений. Попробуйте предположить тему нашего разговора (учебного занятия)? Если я размещу портреты героев вот так (напротив друг друга)? (Учащиеся высказывают свои предположения) ­ Вы совершенно правы. Сегодня мы рассмотрим одних из главных героев романа,   великих   исторических   личностей,   полководцев   –   М.И.   Кутузова   и Наполеона   Бонапарта,   рассмотрим   их   как   личностей,   а   с   другой   –   как военачальников. Запишите тему и дату в тетрадь. (Учащиеся выполняют запись в тетрадь) ­ Работать мы будем непосредственно с текстом романа и на основе своих наблюдений   составим   таблицу­противопоставление   образов   Кутузова   и Наполеона. На своих столах найдите заготовку таблицы и вклейте ее в тетрадь. На первом учебном занятии мы начнем ее заполнять, а на втором продолжим.  ­  Образы   двух   великих   полководцев   противопоставлены   друг   другу   и представляют собой психологические и нравственные полюсы произведения.  ­А   какие   разные   позиции   они   занимали   в   романе,   если   говорить   об исторических   событиях?   (они   были   противниками   в   войне   1812   года,   один возглавлял русскую армию, а другой – французскую).  ­А вот как о военных событиях тех лет говорится в киноленте по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», режиссером которого выступил С. Бондарчук (фрагмент из кинофильма). ­ Кутузов и Наполеон ­ противники на войне. Но только ли Л.Н.Толстой, нам читателям, противопоставляет их как военных деятелей? (нет, они разные и как люди, личности)   этап. Изучение нового материала (25 минут) III  Задача:  способствовать   восприятию   персонажей   романа, сформировать   портретное   представление   о   М.И.   Кутузове   и   Наполеоне Бонапарте, как об исторических личностях и великих военачальниках А. Обсуждение романа ­ Анализ любого героя начинается с портретной характеристики. Найдите описание внешности М.И. Кутузова. На какие детали обращает наше внимание Толстой?  («пухлое,  изуродованное  раной лицо»,  «умное,  доброе  и  вместе  с тем   тонко­насмешливое   выражение   светилось   на   пухлом   лице»,   «сидел, понурив седую голову», «физические силы оставляли старика», «несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал», …). ­ Уже исходя из тех черт, которые подчеркивает Толстой в своем герое, мы   можем   сделать   вывод   о   том,   как   писатель   относится   к   Кутузову?   (да; Кутузов   предстает   каким­то   дряхлым,   но   чрезвычайно   мудрым,   почти полумифическим старцем; его сонное состояние вызвано тем, что он будто бы все знает и видит наперед; для себя он решил и исход сражения, и исход всей   войны,   поэтому   даже   во   время   военного   совета   он   дремлет;   он прекрасно   знает,   что   сражение   всегда   идет   своим   чередом   и   детально прописанная диспозиция вовсе не решает его судьбу).  ­   Согласитесь,   очень   яркое   описание,   точное.   В   изображении   Толстого Кутузов ­ живой человек, которого легко можно увидеть. Входит Кутузов: ­Хотели видеть? Вот он я! Мне стало так интересно, что вы обо мне думаете, что я хочу задержаться у вас ненадолго, надолго не могу, ждут великие дела (садится и принимает образ Кутузова) ­ Как нам повезло, на нашем учебном занятии сам Михаил Илларионович!  Работа   с   таблицей:   выберите   из   представленных   в   таблице   два прилагательных, касающихся внешности М.И.Кутузова и впишите их.   Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске. ­Мы отметили детали портрета Кутузова. А сам М.И. помогает создать портрет ярче. ­ А как автор описывает Наполеона  («он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою   камердинер   растирал   его   тело.   …   Короткие   волосы   Наполеона были   мокры   и   спутаны   на   лоб.   Но   лицо   его,   хоть   опухшее   и   желтое, выражало физическое удовольствие»). ­   Из   зачитанного   материала,   можно   сделать   вывод,   что   мнение   о Наполеоне   Толстого   какое?   (Толстой   презирает   «маленького,   ничтожного человека», во всех эпизодах; где он дает описание героя, видно, насколько жалок   «великий   Буанапарте»;   этот   человек   не   достоин   быть   чьим­либо кумиром; он приземленный, живет только своими мелочными интересами). Работа   с   таблицей:   выберите   из   представленных   в   таблице   два прилагательных, касающихся внешности Наполеона Бонапарта и впишите их. Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске. ­ Помимо портрета ­ героя характеризует его речь. Сравните, как и что говорит   Кутузов,   а   как   и   что   –   Наполеон   (Кутузов   немногословен,   его замечания предельно кратки; обращаясь к войску, он говорит с народом как равный,   не   умаляя   роли   всей   армии;   его   речь   ласкова,   эмоциональна,   он может   и   пошутить,   и   сурово   выказать   свое   недовольство,   но   во   всем проявляется   его   добродушие   и   природная   миролюбивость;   Наполеон обращается   к   армии   с   красноречивой   прокламацией,   но   Толстой подчеркивает   насколько   то,   что   говорит   император   далеко   от   его собственных целей). Работа с таблицей: выберите четыре существительных, касающихся речевой характеристики Кутузова и Наполеона, заполните ими таблицу. Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске. ­   Согласитесь,   Толстой   также   ярко   и   выразительно   описывает французского императора, которого легко можно представить. Стук в дверь. Входит Наполеон, выражая свое недовольство.  Я­Наполеон I Бонапарт, император Франции. Если бы я родился со склонностью   к   точным   наукам,   то   обязательно   изобрел   бы   вечный двигатель. Но мне суждено было родиться великим политиком, стратегом, поэтому   и   не   мог   не   покорять   мир.   Нельзя   судить   человека   за неординарность,   способности   и   гениальность.   Ведь   именно   гении   движут цивилизацию и прогресс. Без нас человечество было бы одноликим и серым. Принимает образ Наполеона. ­ Лев Николаевич показывает великих полководцев и во время сражений. ­ Обратимся к Бородинскому сражению. К чему призывают свою армию оба  военачальника? (Кутузов   призывает   к   защите   Отечества,   а   Наполеон обещает денег, почестей, славы, т. е. всего того, чему ему саму надо от этой войны). ­ Какое значение имеют слова обоих полководцев для армии? (Кутузову удается вселить в свой народ веру в победу, в жизненную необходимость этой   победы   любой   ценой,   благодаря   ему   Россия   одерживает   «победу нравственную,   ту,   которая   убеждает   своего   противника   в   нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии»; слова Наполеона – пустота, и не он ведет армию, а армия идет сама, гонимая голодом, долгим походом и   изможденностью; «ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо»). Работа с таблицей: выберите три глагола, касающихся     отношения полководцев к солдатам, заполните ими таблицу. Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске. ­   То   есть   и   сама   армия   Наполеона   живет   низменными,   животными инстинктами и потребностями, как и ее предводитель. Могла ли такая армия, по мысли  Толстого, победить   народ,  ведомый  чувством  всеобщего  патриотизма, который   огнем   разгорается   в   каждой   груди?   (конечно,   не   могла;   Толстой говорит   об   абсолютном   нравственном   превосходстве   русской   армии, которая «с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью»). ­   Однако,   Толстой   не   умаляет   качеств   Наполеона   как   блистательного стратега, ведь так? (да, Наполеон детально продумал план и ход операции, его беда   была   только   в   том,   что   «не   Наполеон   распоряжался   ходом сражения»; «Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения», но «Наполеону казалось только, что все дело происходит по его воле»). Работа с  таблицей:  Какими качествами  полководца  обладали  наши герои? Выберите три глагола и заполните ими таблицу. Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске. ­ В чем самая большая ошибка Наполеона? (он не был со своим народом). ­ Наполеон уходит со словами:  Еще не отлита пуля, способная меня сразить! (фрагмент из кинофильма) ­ А Кутузов? (он ни на минуту не покидал своей армии, он был частью народа в эти решающие для России минуты). ­   Кутузов   уходит   со   словами:  Все   приходит   вовремя   для   того,   кто умеет ждать. (фрагмент из кинофильма) Работа   с   таблицей:   выберите   два   прилагательных,   касающихся самооценки М.И.Кутузова и Наполеона Бонапарта, заполните ими таблицу. Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске ­ Отношение высшего света, пожалуй, то немногое, что роднит Кутузова и Наполеона.   Но   все   же   они   абсолютные   противоположности:   внешность   –   у одного   приятная,   естественная,   у   другого   –   почти   омерзительная,   речь, поведение во время сражения и перед ним, отношение к своему народу…  Как относится Л.Н. Толстой к своим персонажам?  Работа   с   таблицей:   выберите   существительное,   касающееся отношения автора к военачальникам, заполните таблицу. Преподаватель заполняет цитатами таблицу на доске IV  Задача:   выполнить   анализ   достижения   целей   учебного   занятия;   этап. Этап подведения итогов и рефлексии (3 минуты) организовать работу учащихся для рефлексии своей деятельности  В)   Работа   над   цитатами   Кутузова   и   Наполеона  (учащимся   розданы высказывания полководцев).  Какое из высказываний вы хотели бы «взять» сегодня с собой? Это и будет пожеланием   вам   от   наших   героев   на   будущее!   (учащиеся   зачитывают высказывания полководцев и аргументируют свой выбор).  В своем романе Л.Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек.   Только   в   народе   –   главная   сила,   только   в   связи   с   народом   может проявиться настоящая, сильная личность.  Ваша профессиональная деятельность связана непосредственно с людьми. Помните, каким необходимо быть специалистом, чтобы вас ждал успех, а какие черты характера приведут к разочарованию и ошибкам!

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)

План учебного занятия "Противопоставление образов Кутузова и Наполеона" (10класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018