ПЛАН УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
Иконка файла материала 51.docx
П Л А Н   У Р О К А   Х И М И И   В   8   К Л А С С Е ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   электролитическая   диссоциация   кислот, щелочей и солей в водных растворах; ионы, анионы и катионы. Т р е б о в а н и я :   знать   понятия   «электролитическая   диссоциация»,   «ион»; уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей. О б о р у д о в а н и е :   таблица   по   теме:   «Теория   электролитической диссоциации», динамические магнитные модели «Диссоциация NaCl», растворы уксусной и соляной кислоты. Х о д   у р о к а I. Фронтальный опрос. – Что такое растворение; раствор? – От чего зависит растворимость? – Как доказать, что растворение – физико­химический процесс? –   Какие   растворы   называют   насыщенными,   ненасыщенными   и пересыщенными? –   Какие   вещества   называют   хорошо   растворимыми,   малорастворимыми, практически нерастворимыми? По таблице растворимости приведите примеры таких веществ. – Что такое электролиты? – Какие классы веществ к ним относятся? – Что такое неэлектролиты? Приведите примеры неэлектролитов. II. Объяснение нового материала. – Рассмотрим, как в растворах электролитов появляются ионы. Например,   возьмем   NaCl.   (Учитель   показывает   плакат   или   динамичную модель, в учебнике с. 195, рис. 127). Полярные   молекулы   воды   –  диполи,   своими   отрицательными   полюсами притягиваются   к   положительным   ионам   кристаллической   решетки   NaCl   – катионам, а положительными – к анионам. Окруженные диполями воды ионы под действием теплового движения отрываются от кристалла и переходят в раствор. Процесс   распада   кристалла   электролита   на   ионы   называется электролитической диссоциацией.Этот процесс в 1887 г. открыл известный ученый Сванте Арретиус. Вещества   ионного   строения  (соли,  щелочи)   диссоциируют   на  ионы   в  одну стадию.   Это   записывают   с   помощью   уравнений   (используем   таблицу растворимости). Вещества с ковалентной полярной связью (кислоты) под действием диполей воды ионизируются. Вещества с ковалентной связью диссоциируют ступенчато: Диссоциация – обратимый процесс. Сравним электропроводность раствора соляной и уксусной кислот. Соляная кислота лучше проводит ток. Почему? Она в большей степени распадается на ионы.   Степень   распада   на   ионы   –   степень   диссоциации   определяет  силу электролита. Сильные электролиты  диссоциируют почти полностью (к ним относятся щелочи, растворимые соли, кислоты: HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4). Слабые электролиты  диссоциируют менее чем на 10 %, к ним относится аммиак (NH4OH), слабые кислоты: H2CO3, H2S, HNO2. Степень   диссоциации  (α)   –   это   отношение   числа   продиссоциировавших частиц (nд) к общему числу растворенных частиц (np).Положения  теории электролитической диссоциации 1.   При   растворении   в   воде   электролиты   диссоциируют   на   положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы). 2.   Под   действием   электрического   тока   катионы   движутся   к   катоду (отрицательному полюсу), анионы – к аноду (положительному полюсу). 3. Диссоциация – обратимый процесс. 4. Не все электролиты диссоциируют в равной мере. 5. Химические свойства электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 35, 36 (до с. 201), упр. 4, 5.