Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ
РЕАКЦИИ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : окислительновосстановительные реакции;
окислитель и восстановитель.
Т р е б о в а н и я :
знать понятия «окислитель» и «восстановитель»,
«окисление» и «восстановление»; уметь составлять уравнения окислительно
восстановительных реакций.
О б о р у д о в а н и е : Na, кристаллизатор с водой, спиртовка, спички, ложка
для сжигания веществ, сера, колба, щипцы, магниевая стружка, растворы HCl,
CuSO4.
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала.
В реакциях ионного обмена составные части веществ переходили в состав
других веществ без изменений, степени окисления элементов и заряды ионов не
менялись.
Однако существует огромное множество реакций, в ходе которых меняются
степени окисления элементов. Такие реакции называются окислительно
восстановительными.
Например, взаимодействие простых веществ между собой:
Степень окисления железа изменялась с 0 до +2, значит, атом железа отдал 2
электрона; атом серы принял 2 электрона, поэтому его степень окисления
изменилась с 0 до –2.
Элемент,
отдающий электроны,
а
принимающий электроны – окислителем. Процесс отдачи электронов
называется окислением, а принятия – восстановлением.
называется
восстановителем,
В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе
восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой, число принятых окислителем
электронов должно быть равно числу отданных восстановителем электронов. На
этом основании составляется электронный баланс и расставляются
коэффициенты.Среди изученных нами реакций к окислительновосстановительным
относятся:1. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Учитель демонстрирует горение магния, записывает уравнение и электронный
баланс.
2. Взаимодействие неметаллов между собой.
3. Взаимодействие металлов с водой.
4. Взаимодействие металлов с кислотой.
5. Взаимодействие металлов с солью.6. Горение и окисление сложных веществ.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 43, упр. 1, 3, 7, выписать типичные окислители и
восстановители (с. 234–235).