ПЛАН УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ РАСТВОРЕНИЕ, РАСТВОРЫ, ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
Иконка файла материала 50.docx
П Л А Н   У Р О К А   Х И М И И   В   8   К Л А С С Е РАСТВОРЕНИЕ, РАСТВОРЫ, ЭЛЕКТРОЛИТЫ  И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я : электролиты и неэлектролиты. Т р е б о в а н и я : знать понятия «электролит» и «неэлектролит». О б о р у д о в а н и е :  стаканчики с дистиллированной водой, кристаллические вещества:   сахар,   NaCl,   NaOH,   CaCO3,   CuSO4  (безводн.),   Ca(OH)2;   растворы кислот, фенолфталеина, прибор для изучения электропроводности растворов. Х о д   у р о к а Объяснение нового материала. – Растворение – переход вещества в мелкодисперсное состояние (состояние ионов, атомов, молекул) под действием растворителя. Растворение включает в себя химический процесс – взаимодействие частиц растворителя   и   растворенного   вещества   (сольватация,   в   случае   воды   – гидратация) и физический процесс – диффузию частиц растворенного вещества, равномерное   распределение   растворенного   вещества   во   всем   объеме растворителя. Следовательно, растворение – физико­химический процесс. То, что растворение – химический процесс, доказывают следующие явления, наблюдаемые при растворении: а) выделение тепла (демонстрация растворения NaOH или H2SO4); б) изменение цвета (демонстрация растворения безводного CuSO4). Раствор  – однородная система, состоящая из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. По растворимости вещества делятся: •  на растворимые (в 100 г воды может раствориться более 1 кг вещества); •     малорастворимые   (в   100   г   воды   может   раствориться   от   0,01 г   до   1   г вещества); •     практически   нерастворимые   (в   100   г   воды   растворяется   менее   0,01   г вещества). Учитель   демонстрирует   растворение   NaCl,   CaCO3,   Ca(OH)2,   сахара, KCa(OH)2, добавляет фенолфталеин, чтобы доказать растворимость. Растворимость зависит: 1) от природы вещества; 2) природы растворителя;3) температуры; 4) для газов – от давления. Например,   поваренная   соль   хорошо   растворяется   в   воде,   почти   не растворяется в бензине. А растительное масло хорошо растворяется в бензине, но не растворяется в воде. Полярные   вещества   хорошо   растворяются   в   полярных   растворителях,   а неполярные – в неполярных. Есть такое правило: «Подобное растворяется в подобном». При повышении температуры растворимость большинства твердых и жидких веществ возрастает, газов – уменьшается. При повышении давления растворимость газов возрастает. Для   многих   веществ   определена   растворимость   при   определенной температуре. Эта величина называется  коэффициент растворимости (КР) и показывает,   сколько   граммов   вещества   при   данной   температуре   может раствориться в 100 г воды (см. рис. 123 на с. 189). В   зависимости   от   того,   сколько   растворенного   вещества   содержится   в растворе, выделяют: •  насыщенные; •  ненасыщенные; •  пересыщенные растворы. Перед   нами   растворы   сахара,   солей,   кислот,   щелочей.   Проверим   их   на электропроводность. Дистиллированная   вода,   раствор   сахара,   взвесь   CaCO3  не   проводят   ток. Остальные растворы – проводят. Почему? Ток проводят заряженные частицы – ионы.   Вода   и   сахар   не   имеют   ионного   строения,   соли,   щелочи   –   ионного строения. CaCO3 не дает ионов, так как это нерастворимая соль. Кислоты   –   молекулярные   вещества   с   ковалентной   связью,   но   при взаимодействии с водой они образуют ионы. Все вещества можно разделить на 2 группы: •  Электролиты – вещества, растворы которых проводят ток. •  Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 34.