Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
РАСТВОРЕНИЕ, РАСТВОРЫ, ЭЛЕКТРОЛИТЫ
И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : электролиты и неэлектролиты.
Т р е б о в а н и я : знать понятия «электролит» и «неэлектролит».
О б о р у д о в а н и е : стаканчики с дистиллированной водой, кристаллические
вещества: сахар, NaCl, NaOH, CaCO3, CuSO4 (безводн.), Ca(OH)2; растворы
кислот, фенолфталеина, прибор для изучения электропроводности растворов.
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала.
– Растворение – переход вещества в мелкодисперсное состояние (состояние
ионов, атомов, молекул) под действием растворителя.
Растворение включает в себя химический процесс – взаимодействие частиц
растворителя и растворенного вещества (сольватация, в случае воды –
гидратация) и физический процесс – диффузию частиц растворенного вещества,
равномерное распределение растворенного вещества во всем объеме
растворителя. Следовательно, растворение – физикохимический процесс.
То, что растворение – химический процесс, доказывают следующие явления,
наблюдаемые при растворении:
а) выделение тепла (демонстрация растворения NaOH или H2SO4);
б) изменение цвета (демонстрация растворения безводного CuSO4).
Раствор – однородная система, состоящая из растворителя, растворенного
вещества и продуктов их взаимодействия.
По растворимости вещества делятся:
• на растворимые (в 100 г воды может раствориться более 1 кг вещества);
• малорастворимые (в 100 г воды может раствориться от 0,01 г до 1 г
вещества);
• практически нерастворимые (в 100 г воды растворяется менее 0,01 г
вещества).
Учитель демонстрирует растворение NaCl, CaCO3, Ca(OH)2, сахара,
KCa(OH)2, добавляет фенолфталеин, чтобы доказать растворимость.
Растворимость зависит:
1) от природы вещества;
2) природы растворителя;3) температуры;
4) для газов – от давления.
Например, поваренная соль хорошо растворяется в воде, почти не
растворяется в бензине. А растительное масло хорошо растворяется в бензине,
но не растворяется в воде.
Полярные вещества хорошо растворяются в полярных растворителях, а
неполярные – в неполярных.
Есть такое правило: «Подобное растворяется в подобном». При повышении
температуры растворимость большинства твердых и жидких веществ возрастает,
газов – уменьшается. При повышении давления растворимость газов возрастает.
Для многих веществ определена растворимость при определенной
температуре. Эта величина называется коэффициент растворимости (КР) и
показывает, сколько граммов вещества при данной температуре может
раствориться в 100 г воды (см. рис. 123 на с. 189).
В зависимости от того, сколько растворенного вещества содержится в
растворе, выделяют:
• насыщенные;
• ненасыщенные;
• пересыщенные растворы.
Перед нами растворы сахара, солей, кислот, щелочей. Проверим их на
электропроводность.
Дистиллированная вода, раствор сахара, взвесь CaCO3 не проводят ток.
Остальные растворы – проводят. Почему? Ток проводят заряженные частицы –
ионы. Вода и сахар не имеют ионного строения, соли, щелочи – ионного
строения. CaCO3 не дает ионов, так как это нерастворимая соль.
Кислоты – молекулярные вещества с ковалентной связью, но при
взаимодействии с водой они образуют ионы.
Все вещества можно разделить на 2 группы:
• Электролиты – вещества, растворы которых проводят ток.
• Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический
ток.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 34.