План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
07.11.2018
В ходе урока у учащихся знать предметы прикладного искусства; описать их особенности; знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации. Воспитать ценности на основе национальной идеи «Мәңгілік ел»; общность истории, культуры и языка; формировать эстетических взглядов; воспитание уважения к культурному наследию тюрков.
КСП Каковы особенности жилища кочевников (2).docx
Краткосрочный план урока по истории Казахстан
Раздел: Жизнь древних кочевников школа:
Дата: четверть: 2 учитель:
Класс: 5 участвовали: ___ не участвовали: ___
Тема: Материальная культура древних кочевников
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на
учебный план): 5.2.2.3 – описать особенности
прикладного искусства древних племен;
5.2.2.6 – знать о вкладе кочевников в развитие мировой
цивилизации.
Цельуро
ка
Критери
иоценива
ния
знать предметы прикладного искусства;
описать их особенности; знать о вкладе
кочевников в развитие мировой цивилизации;
установить связь между кочевой культурой
и современностью;
доказать, что жилище кочевника является
образцом мировой культуры.
знают особенности культуры кочевника;
структуру строения жилища древних
кочевников;
умеют связывать кочевую культуру с
современностью;
оценят вклад кочевников в развитие
мировой цивилизации
В течение урока
определить
каковы
особенности
жилища
кочевников?
(исследовательс
кий вопрос).
Мыслительные
навыки:
понимание
применение
анализ
Исторические
концепты:
сходства и
различия
изменения и
преемственност
ь
значимость
доказательство
интерпретация
причины и
следствие
Языковы
езадачи
Воспитан
ие
свободно оперировать понятиями «кочевник», «культура»,
«материальная культура», «переносной дом», «жилище
кочевника». «прикладное искусство», «убранство юрты»,
«юрта», «кереге», «шанырак», «уыки», «есык».
Воспитание ценностей на основе национальной идеи «Мәңгілік
ел»; общность истории, культуры и языка; формирование ценносте
й
Межпред
метная
связь
Предыду
щие
знания
Этапы
урока
Началоу
рока
10 мин.
эстетических взглядов; воспитание уважения к культурному
наследию тюрков.
Литература, этнография, ИЗО, всемирная история, казахский
язык, трудовое обучение.
Знают, кто такие кочевники; кочевой образ жизни; культура;
могут перечислить предметы материальной культуры.
Ход занятия
Ход урока
Оргмомент.
I.Вступительное слово учителя. Памятники эпохи
кочевников представлены нам в виде
могильников, курганов и множества предметов,
найденных в ходе археологических раскопок,
которые дают нам богатейшие сведения о
культуре кочевых племен.
ПСМ «Разминка». Вопрос классу: А что такое
культура? (ответ: культура – это достижения
людей в разных областях человеческой жизни.
Культура бывает материальной и духовной).
Что такое материальная культура?
Обратить внимание детей на афоризмы.
Учитель: отгадайте загадки.
«В этом доме нет угла
Вот уж рай для неслуха
И такое вот жилище
Ты в степи всегда отыщешь». (Юрта).
«Посреди степи
Как большая юбка,
Домиком стоит
Красочная… (юрта)».
II. ВНИМАНИЕ ВОПРОС: «Общественная
идеология, сформированная в 20х годах ХХ
века, считает, что у кочевников не было никакой
культуры, а уж тем более цивилизации». Ребята,
Ресурсы,
оценивание
(ФО)
1.Интеракти
вная доска
2.Глоссарий
в конце
учебника.
3.Афоризмы.
Цивилизация
– это власть
над миром;
культура –
любовь к
миру
(А.Кэмпинск
ий).
Народ таков,
какова его
культура
(Г.Агацарск
ий). согласны ли вы с этим утверждением? В конце
урока вы должны согласиться или опровергнуть
это утверждение.
Учащиеся смогут сформулировать тему урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока –
«Материальная культура древних кочевников».
4.Дифферен
цированный
подход
Середин
аурока
20 мин.
III. «Мозговой штурм».
1.Что же это такое? (используются иллюстрации)
2. Как вы думаете, почему я показываю вам эти
предметы?
3.Почему кочевники использовали их?
4. Как вы считаете, о чем будет идти речь?
1.Форматив
ное
оценивание
– фишки.
Итак, мы начинаем изучение культуры древних
кочевников со знакомства с их жилищем.
Подумайте, из каких материалов мог построить
свое жилище кочевник. Кочевники занимались
скотоводством, пасли стада, переезжали с места
на место. Поэтому жилище должно быть легким,
быстро разбирающимся и собирающимся, теплым,
большим, надежно защищенным от суровых
климатических условий степи. Жилище древнего
кочевника похоже на маленькие округлые холмы,
обтекаемые степными ветрами.
Учитель: сейчас вам предстоит за 20 минут
определитьособенности прикладного искусства
древних племен на основе жилища кочевников.
Класс разделен на 5 групп стратегия «Радуга» (в
начале урока). Группам даны задания. Метод
«Сам себе режиссер».
1 группа – Распознайте, из предложенных
вариантов, жилище древних кочевников.
Отметьте отличительные особенности
материальной культуры.
2.Раздаточн
ый материал
1.Бумага А
3
2. Маркеры
3.Иллюстра
ции жилища
(юрта).
4.Иллюстра
ции
предметов
ремесла. 5.Текст о
возникновен
ии первой
юрты.
6.
«Голубая
юрта»
БоДзю И
Стих
3.
Взаимооцен
ивание.Каж
дая группа
оценивает
работу
соседней
группы по
часовой
стрелке по
оценочному
листу.
критерии
Доказали свои версии
«Умеешь самнаучи другого»
Оригинальность кластера
Исследовательский характер
Словарная работа
Выполнение дескриптора
4.
Индивидуал
ьное.
Оценивание
работы
каждого
внутри
группы по
оценочному
листу
5.Развитие
исторически х
концептов:
сходства и
различия
изменения
и
преемственн
ость
значимость
доказательс
тво
интерпретац
ия
причины и
следствие
Дескрипторы:
составить кластер
назвать не менее 4х примеров
отстаивать свою точку зрения
обсуждения в группе
представляет работу спикер каждой группы
использовать не менее 5 новых терминов,
связанных с новой темой. Дать им определение.
использовать предложенный иллюстрационный
материал.
2 группа – Показать, что жилище кочевника
является одним из видов прикладного искусства,
используя исторические источники.
Первая юрта. О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует
такое поверье:
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил
и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было
ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а
сверху закрывался шкурами животных. Както, проснувшись, он
подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь
день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал,
ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать
так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет
меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце. Нашел он
дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола
свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился
купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и
улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот
прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в
наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим
детям…». Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это
солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту,
поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и
лучи, которые создают дом и берегут его покой. И до сегодняшних
дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый
старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет
удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят,
держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
«Голубая юрта» автор Бо –Дзю –И.
Дескрипторы:
составить кластер
назвать не менее 4х примеров
верно перечислить изделия ремесла
уметь отстаивать свою точку зрения
совещаются в группе
представляет работу спикер каждой группы
использовать не менее 5 новых терминов,
связанных с новой темой. Дать им определение.
использовать предложенный иллюстрационный
материал.
3 группа – Показать, какие развивались ремесла,
используя убранство юрты и исторические
источники. Дескрипторы:
составить кластер
верно перечисляют виды ремесел
уметь отстаивать свою точку зрения
совещаются в группе
представляет работу спикер каждой группы
использовать не менее 5 новых терминов,
связанных с заданием. Дать им определение.
использовать предложенный иллюстрационный
материал.
Первая юрта.
О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует
такое поверье:
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил
и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было
ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а
сверху закрывался шкурами животных. Както, проснувшись, он
подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь
день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал,
ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать
так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет
меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце. Нашел он
дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола
свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился
купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и
улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот
прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в
наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим
детям…». Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это
солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту,
поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и
лучи, которые создают дом и берегут его покой. И до сегодняшних
дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый
старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет
удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
«Голубая юрта» автор Бо –Дзю –И.
4 группа – Доказать, что материальная культура
тесно связана с природно климатическими
условиями проживания.
Дескрипторы:
составить кластер
назвать не менее 4х примеров
пояснитьприродно –климатические условия
проживания
уметь отстаивать свою точку зрения
совещаются в группе
представляет работу спикер каждой группы
использовать иллюстрационный материал
параграфа.
5 группа – Как достижения кочевников в
материальной культуре отразились на развитии
национальной и общечеловеческой культуры.
Дескрипторы:
составить кластер
называть не менее 4х примеров
уметь отстаивать свою точку зрения
совещаются в группе
представляет работу спикер каждой группы 1.Форматив
ное
оценивание
используя
прием
«Светофор»
Конец
урока
7 мин.
использовать предложенный иллюстрационный
материал.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, на протяжении урока вы
представили самые различные доказательства о
материальной культуре древних кочевников.
Ответьте на поставленный в начале урока вопрос:
«Общественная идеология, сформированная в 20
х годах ХХ века, считает, что у кочевников не
было никакой культуры, а уж тем более
цивилизации». Ребята, согласны ли вы с этим
утверждением?
Таким образом, кочевники, проживающие на
территории Казахстана, внесли большой вклад в
мировую цивилизацию и культуру.
Задание: «Ассоциация». Посмотрим, как вы
подберете прилагательные к слову «юрта».
О материальной культуре кочевников можно
говорить бесконечно. Мы же затронули
небольшой круг вопросов. Больше узнать вы
сможете из книг.
Лист самооценивания __________________
плюс
минус
критерии
Моя готовность к уроку
Я выполнил домашнее задание
Определял цели, задачи
Я хорошо выполнял свою работу на уроке
Я активно работал на уроке
Я понял новый материал
Я преодолел трудности, добивался
достижения результата
Я активно работал в группе
Осозновал ответственность за общее дело
Я анализировал, обобщал, делал выводы
Дом. Зад.
1 Прочитать параграф, устно ответить на
вопросы.
2 Составить рассказ «В гостях у казахской
юрты».
3 По желанию нарисовать рисунки предметов
прикладного искусства.
Дифференциация –
каким образом Вы
планируете оказать
Оценивание –
как Вы
планируете
Здоровье и соблюдение
техники безопасности Все задания соответствуют
возрастным особенностям
учащихся и Программе по
предмету «История Казахстана».
больше поддержки?
Какие задачи Вы
планируете поставить
перед более
способными
учащимися?
Дифференциация
прослеживается на
протяжении всего
урока, применена в
групповой работе в
соответствии с учетом
исторических
концептов.
проверить
уровень
усвоения
материала
учащимися?
Используется
формативное
оценивание с
использованием
фишек на
начальном
этапе урока;
взаимооцениван
иегрупп по
оценочному
листу;
индивидуальное
оценивание в
работе группы
по оценочному
листу.
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
План урока "Материальная культура древних кочевников" ( 5 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.