План урока на тему: "Диссоциация оснований, кислот и солей", 8 класс.
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
Предлагаемый материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе в ходе изучения свойств веществ - электролитов. В ходе урока формируется представление у учащихся о зависимости свойств растворов электролитов от свойств ионов, образуемых ими в растворах; продолжается совершенствование умения учащихся записывать уравнения диссоциации электролитов.
Диссоциация оснований, кислот, солей.docx
Тема урока: Диссоциация оснований, кислот, солей.
Задачи:
1. сформировать представление у учащихся о зависимости свойств растворов
электролитов от свойств ионов, образуемых ими в растворах;
2. продолжить совершенствование умения учащихся записывать уравнения
диссоциации электролитов;
3. развитие умений у учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
4. воспитывать коммуникативные способности учащихся.
Мотивация и целеполагание:
Начинаем урок с устного опроса и подводим учащихся к теме урока.
Чем электролиты отличаются от неэлектролитов?
Как отличить сильный электролит от слабого?
Что такое степень электролитической диссоциации?
Что такое ион?
Как определить заряд иона?
Какие ионы вы знаете?
Изучение нового материала:
При составлении уравнений электролитической диссоциации следует поступать
следующим образом: в левой части уравнения записать формулу электролита, затем
поставить знак равенства или обратимости в зависимости от силы электролита. В правой
части записать формулы образующихся положительно и отрицательно заряженных ионов,
указав значения и знаки их зарядов. Перед формулами ионов поставить коэффициенты,
затем проверить сумму положительных и отрицательных ионов, она должна быть равна
нулю.
водорода и анионы кислотного остатка.
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы
Сильные кислоты диссоциируют полностью по одной ступени:
При диссоциации сильных кислот ставится знак равенства, а при диссоциации
слабых кислот вместо знака равенства ставится знак обратимости.
Многоосновные слабые кислоты диссоциируют ступенчато. На каждой стадии
отщепляется ион водорода. Например, диссоциация фосфорной кислоты идет в 3 ступени:
HCl = H+ + Cl
HNO3 = H+ + NO3
H2SO4 = 2H+ + SO4
2
HNO2 ⇆ H+ + NO2
1) H3PO4 ⇆ H+ + H2PO4
⇆ H+ + HPO4
2) H2PO4
2 ⇆ H+ + PO4
3) HPO4
3
2
Следует учитывать, что диссоциация, в данном случае, по второй ступени протекает
намного слабее, чем по первой, а диссоциация по третьей ступени при обычных условиях
почти не происходит.
Как видно, все кислоты объединяет то, что при диссоциации они образуют катионы
водорода, поэтому они имеют кислый вкус и изменяют окраску индикаторов: лакмус и
метилоранж становятся красными. Основания – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы
металла и в качестве анионов гидроксидионы.
Сильные электролиты – щёлочи – диссоциируют полностью по первой ступени.
NaOH = Na+ + OH
Ca(OH)2 = Ca2+ + 2OH
Многоосновные слабые основания диссоциируют ступенчато и вместо знака
равенства ставится знак обратимости. Например, гидроксид меди (II) диссоциирует по
двум ступеням:
1) Cu(OH)2 ⇆ CuOH+ + OH
2) CuOH+ ⇆ Cu2+ + OH
Т.к. при диссоциации оснований образуются гидроксидионы, то они будут иметь
схожие свойства, такие как мыльность на ощупь, изменение окраски индикаторов: лакмус
становится синим, метилоранж – жёлтым, фенолфталеин – малиновым.
(или аммония) и анионы кислотного остатка.
Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов
Соли диссоциируют по одной ступени, в отличие от кислот и оснований.
NaCl = Na+ + Cl
NH4NO3 = NH4
+ + NO3
Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO4
2
Свойства солей определяются как катионами металла, так и анионами кислотного
остатка. Например, соли аммония имеют общие свойства, обусловленные наличием иона
аммония (NH4
+), так и различные, обусловленные анионами кислотного остатка. Общие
свойства сульфатов – солей серной кислоты – обусловлены наличием сульфатионов, а
специфические свойства обусловлены различными катионами.
Однако кислые соли, в отличие от средних, диссоциируют ступенчато: первая
ступень сопровождается диссоциацией катиона металла и аниона кислотного остатка,
содержащего ион водорода, вторая ступень – это отщепление иона водорода и кислотного
остатка.
NaHCO3 = Na+ + HCO3
2
⇆ H+ + CO3
HCO3
Обобщение и систематизация знаний:
Какие ионы присутствуют в растворе любой кислоты?
Чем определяются общие свойства растворов кислот?
Какие ионы присутствуют в растворе любой щёлочи?
Чем определяются общие свойства растворов щелочей?
Чем определяются различия в свойствах растворов кислот и оснований?
Чем определяются свойства растворов сильных электролитов? Слабых электролитов?
Закрепление и контроль знаний:
1. Пользуясь таблицей растворимости, допишите недостающие заряды ионов:
а) NaCl = Na. + Cl.;
б) HCl = H. + Cl.;
в) HBr = H. + Br.;
г) NaOH = Na. + OH.;
д) Ba(OH)2 = Ba. + 2OH.; е) Na2SO4 = 2Na. + SO4
..
2. Закончите схемы диссоциации предложенных веществ:
2;
а) AlCl3 = Al3+ + ?;
б) CuSO4 = ? + SO4
в) ? = K+ + OH;
г) ? = 2H+ + SO4
2;
д) Ba(OH)2 = ? + ?;
е) HNO3 = H+ + ?.
3. Запишите формулы не менее чем трёх веществ (для каждого иона), при растворении
которых в воде образуются следующие ионы: H+, OH, Na+, Cu2+.
4. «Лови ошибку»:
2;
а) H2SO4 = H+ + SO4
б) KOH = K + OH+;
в) Ba(OH)2 = Ba2+ + OH;
г) HNO3 = H+ + NO3
д) HBr = H + Br.
2;
5. Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: азотной кислоты, фосфата
натрия, гидроксида калия, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида лития, бромида
натрия, гидроксида бария. Укажите вещества, которые образуют одинаковые ионы при
диссоциации.
Ответ:
Ba
3
H + +
HNO3 =
NO3
Na3PO4 = 3Na
+ + PO4
+ + OH
+ + SO4
+ + Cl
+ + OH
+ + Br
OH
2+ + 2
KOH = K
H2SO4 = 2H
HCl = H
LiOH = Li
NaBr = Na
( OH
Ba
)2 =
2
6. Электронное строение атома некоторого элемента следующее: 2ē, 4ē… Определите: а)
кислотой или основанием является высший гидроксид этого элемента; б) к сильным или
слабым электролитам относится данный электролит. Запишите уравнение диссоциации
данного гидроксида и укажите ион, который характеризует гидроксид как кислоту или как
основание. Приведите пример экспериментального доказательства наличия данного иона в
растворе этого электролита.
Ответ: Это элемент углерод. Его гидроксид является кислотой – Н2СО3. Это слабый
электролит.
Н2СО3 ⇆ Н + + НСО3
⇆ Н + + СО3
НСО3
2
Для доказательства наличия иона водорода можно использовать индикаторы: лакмус или
метиловый оранжевый, они изменяют свою окраску в кислоте на красную. Рефлексия и подведение итогов:
Как вы оцениваете свой уровень знаний, полученный на уроке?
Домашнее задание:
I уровень: §37, упр. 4, 5, 6;
II уровень: тоже + доклад «Сванте Аррениус», «Пьер Теодор Клеве».
План урока на тему: "Диссоциация оснований, кислот и солей", 8 класс.
План урока на тему: "Диссоциация оснований, кислот и солей", 8 класс.
План урока на тему: "Диссоциация оснований, кислот и солей", 8 класс.
План урока на тему: "Диссоциация оснований, кислот и солей", 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.