Данный материал может быть использован в качестве опорного плана при изучении физических явлений на уроках химии в 8 классе в любом УМК. В ходе урока формируются представления о физических явлениях, отличии их от химических; продолжается развитие у учащихся представлений о способах разделения смесей как о физических явлениях; воспитывается бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Физические явления.docx
Тема урока: Физические явления.
Задачи:
1. сформировать представления о физических явлениях, отличии их от химических;
2. продолжить развитие у учащихся представлений о способах разделения смесей как
о физических явлениях;
3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Мотивация и целеполагание:
Вулкан Шевелуч (Камчатка) длиной около 3 м в 1964 г. 12 ноября начал
извержение, выбросив тучи пепла на высоту 15 км. Тепла было так много, что на каждом
метре квадратном его было 30 кг. Это извержение было около часа. После этого на месте
вершины образовался кратер глубиной 700 800 м и диаметром до 3 км. Как вы думаете,
какое это явление: физическое или химическое? Почему?
Изучение нового материала:
Из предыдущих уроков вы помните, что физические явления отличаются от
химических. При физических явлениях не происходит образование новых веществ, а
изменяется агрегатное состояние тел, их форма, размеры. Эти свойства широко используют
в различных областях промышленности: пластичность алюминия позволяет вытягивать его
в проволоку или выкатывать в фольгу; электропроводность и легкость алюминия
используется для изготовления линий электропередач; его сплавы используют в
самолетостроении, а неядовитость и пластичность используется при изготовлении посуды.
Многие способы разделения смесей относятся к физическим явлениям. Например,
такой способ, как дистилляция, основанный на различных температурах кипения веществ,
используется для получения дистиллированной воды, т.е. воды, не содержащей
растворенных в ней веществ. Такую очищенную воду используют для приготовления
лекарственных средств и в системе охлаждения автомобилей. Посмотрите, как происходит
этот процесс: нагреваясь, вода превращается в пар, который проходит через специальное
устройство – холодильник, где пары воды конденсируются и на выходе мы получаем
жидкость – очищенную воду (см. рис. 84).
Такой способ как перегонка, используется для разделения природной нефти на
отдельные компоненты. Промышленная установка для перегонки нефти состоит из
трубчатой печи для нагревания нефти и разделительной, или ректификационной, колонны,
где нефть разделяется на фракции (дистилляты). В этой трубчатой печи в виде змеевика
расположен длинный трубопровод, печь обогревается горящим мазутом или газом (см. рис.
85). По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до 320 – 350 0С и в виде
жидкости и паров поступает в ректификационную колонну. Колонна представляет собой
стальной цилиндрический аппарат высотой около 40 м, имеет внутри несколько десятков
горизонтальных перегородок с отверстиями, которые называют тарелками. В этой колонне
пары нефти проходят через отверстия в тарелках, постепенно охлаждаются при движении
вверх, сжижаются на определенных тарелках в зависимости от температуры кипения и
плотности. Углеводороды менее летучие, уже на первых тарелках сжижаются, образуя
газойлевую фракцию, более летучие собираются выше, образуя керасиновую фракцию,
которые собираются еще выше – лигроиновую фракцию, а наиболее летучие, выходят из
колонны в виде паров и образуют бензин. Внизу собирается густая черная жидкость –
мазут. Ее используют в качестве топлива и для получения смазочных масел. Для очистки солей используют такой метод, как кристаллизация. При этом
природную соль растворяют в воде, а затем фильтруют (см. рис. 86). На фильтре остаются
частички нерастворенных в воде примесей. Затем соль отделяют методом выпаривания,
когда в фарфоровую чашку наливают раствор соли, нагревают его, вода испаряется, а
кристаллы соли остаются в фарфоровой чашке (см. рис. 87).
Такой метод как фильтрование, основан на разной пропускной способности
фильтра. При очистке питьевой воды на станциях, фильтром служит слой песка, в
пылесосах используются бумажные или матерчатые фильтры, очищая воздух от пыли, в
медицине используют многослойные марлевые повязки.
Такой метод, как возгонка, или сублимация, используется для получения чистого
йода и серы, когда вещество при нагревании испаряется, а при охлаждении, минуя жидкую
фазу, конденсируется в кристаллы (см. рис. 88). Лед тоже способен к возгонке, потому как
мокрое белье на морозе высыхает. Метод возгонки используют для получения «сухого
льда», который необходим для хранения продуктов, в частности мороженого.
С помощью метода отстаивания возможно разделения смеси растительного масла и
воды, нефти и воды (см. рис. 89, 90). Эти расслаивающие жидкости отделяют с помощью
делительной воронки.
Методом центрифугирования тоже можно разделить смесь на компоненты. Для
этого в специальный прибор – центрифугу, помещают пробирки со смесью. После
включения прибор раскручивает пробирки и под действием центробежных сил частицы
получают различное ускорение и смесь, таким образом, разделяется (см. рис. 91).
К физическим явлениям относятся следующие процессы: таяние мороженого,
сплющивание металла от удара молота, дробление сахара, выплавка металлов и сплавов,
испарение воды, таяние льда.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. § 26, упр. 1 ,2.
3. Л.о. «Плавление парафина», «Возгонка йода», «Растворение перманганата калия»,
«Диффузия душистых веществ с горящей лампочки», «Сравнение скорости испарения
воды и спирта с фильтровальной бумаги».
Закрепление:
1. В каких из перечисленных ниже случаях речь идет о физических явлениях?
а) железо плавится при температуре 1539 0С;
б) железный гвоздь растворяется в кислоте;
в) железо подвергается ковке;
г) при горении железа образуется железная окалина.
Ответы: а, в.
2. В каких из приведенных ниже фраз говорится о физическом явлении:
а) воск при нагревании становится жидким;
б) медь при нагревании покрывается слоем черного порошка;
в) вода на морозе превращается в лед;
г) метан при горении превращается в воду и углекислый газ.
Ответы: а, в.
3. Графический диктант по вариантам. Предлагаем учащимся указать графически « » да,
«_» нет. Вариант 1 – фильтрование, вариант 2 – выпаривание, вариант 3 – отстаивание.
∩ 1) соль + песок + вода;
2) нефть + соль + вода;
3) песок + вода;
4) древесные опилки + вода;
5) вода + сахар;
6) бензин + вода;
7) вода + металлические опилки;
8) соль + песок + древесные опилки + вода;
9) бензин + вода + соль;
10) песок + древесные опилки + вода.
∩ ∩∩ ∩∩ ∩
Ответы: вариант 1 ( _
вариант 3 (
_
__
∩∩∩∩ ∩∩∩∩∩
).
_ ); вариант 2 (
∩∩ ∩ ∩∩
__ __
_);
Рефлексия и подведение итогов:
На уроке было: а) скучно; б) интересно; в) fiftyfifty.
Домашнее задание:
I уровень: § 26, упр. 4, 6;
II уровень: тоже + упр. 3, 5.
План урока на тему: "Физические явления"
План урока на тему: "Физические явления"
План урока на тему: "Физические явления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.