План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
Данный материал предназначен для проведения урока химии в 8 классе, может быть использован в любом УМК. В ходе урока формируются представления о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций; формулируется закон сохранения массы веществ; развивается умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий; воспитывать экологическую культуру.
Химические явления. Закон сохранения массы веществ.docx
Тема урока: Химические явления. Закон сохранения массы веществ.
Задачи:
1. сформировать представления о химических явлениях, признаках и условиях
протекания химических реакций;
2. сформулировать закон сохранения массы веществ;
3. развитие умений объяснять зависимость протекания химических реакций от
внешних условий;
4. воспитывать экологическую культуру.
Мотивация и целеполагание:
Жукбомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи
жидкости. Эта жидкость на воздухе образует газ, который взрывается, выделяя много
теплоты. – Как вы считаете, как это явление связано с темой урока?
Изучение нового материала:
Давайте проследим за протеканием химических реакций и установим признаки,
Химические явления, или химические реакции, отличаются от физических тем, что
в результате химических реакций происходит превращение одних веществ в другие.
Причем, образовавшиеся вещества отличаются от исходных по своим свойствам.
Например, железный гвоздь на воздухе ржавеет, ржавчина – это уже не железо, а совсем
другое вещество, отличающееся по свойствам от железа. С химическими явлениями мы
встречаемся и в повседневной жизни: скисание молока, гниение листьев, фотосинтез.
Запомните несколько признаков химических реакций: выпадение осадка, выделение
газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты, появление света, изменение
цвета.
которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств.
Например, при растворении никеля в соляной кислоте, образуется раствор соли
изумруднозеленого цвета. Образование новых веществ говорит о том, что прошла
химическая реакция, признак ее – изменение цвета. Добавив в раствор сульфида натрия
соляной кислоты, появляется запах тухлых яиц. Это запах сероводорода. Признак этой
реакции – появление запаха, а образование сероводорода говорит о том, что это
химическое явление.
свинца (II), то образуется две новые соли и выпадает осадок желтого цвета.
Химическое явление можно наблюдать, если кусочек мела бросить в раствор
соляной кислоты. При этом наблюдается бурное выделение углекислого газа. А железный
гвоздь, опущенный в раствор соляной кислоты, покрывается пузырьками, эти пузырьки –
водород.
Если мы к раствору медного купороса добавим щелочь, то у нас образуется осадок
голубого цвета. Прилив к этому осадку раствор кислоты, он раствориться. Эти признаки
свидетельствуют о том, что прошла химическая реакция.
Смешаем порошки серы и железа, но новые вещества не образуются, а просто будет
смесь веществ, которую можно разделить на компоненты с помощью магнита, или смешав с
водой. Под действием магнита, железные опилки притягиваются к нему, а сера нет. При
растворении в воде сера всплывает вверх, а железные опилки опустятся вниз. Но если
исходную смесь нагреть, то происходит между ними химическая реакция, которая
сопровождается выделением большого количества теплоты и образуется новое вещество –
Если к бесцветному раствору йодида калия добавить бесцветный раствор нитрата FeS – сульфид железа (II). Оно серого цвета, тонет в воде и не притягивается магнитом (см.
рис. 92). Поэтому это явление, горение железных опилок и серы, является химическим.
Если же в ложечке сжечь серу, но она загорится синим пламенем, при этом
выделяется теплота и свет, появляется запах жженой серы, эти признаки тоже
свидетельствуют о том, что процесс горения серы относится к химическим явлениям.
Реакция горения магния идет очень быстро, он горит ослепительным пламенем с
образованием нового вещества – оксида магния. Фосфор тоже сгорает в кислороде с
образованием оксида фосфора (V).
Реакции, которые протекают с выделение теплоты и света, называются реакциями
горения (см. рис. 93). Кроме того, реакции, протекающие с выделением теплоты,
называются экзотермическими (экзо – наружу), а реакции, протекающие с поглощением
теплоты, называются эндотермическими (эндо – внутрь) (см. рис. 95). К эндотермическим
реакциям относится реакция разложения оксида ртути (II). Оксид ртути (II) представляет
собой вещество красного цвета. При нагревании образуется кислород, который
улетучивается и ртуть – металл серебристобелого цвета (см. рис. 94).
Чтобы химическая реакция прошла, необходимы определенные условия:
1. Необходимо, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись, чем больше будет
площадь их соприкосновения, тем быстрее пойдет реакция, для этого твердые
вещества измельчают и перемешивают, а растворимые – растворяют и сливают
растворы;
2. Нагревание – второе условие, которое в основном необходимо для эндотермических
реакций, для экзотермических оно необходимо для начала реакции, а в некоторых
случаях и вовсе не нужно;
3. Некоторые реакции не протекают без света, электрического тока. Например, для
процесса фотосинтеза – свет – это необходимое условие.
В 1748 г. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, который гласит:
масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в
результате ее.
Как известно, носителями массы веществ являются атомы химических элементов, из
которых состоят как вещества, которые вступают в химическую реакцию (реагенты), так и
вещества, образовавшиеся в результате реакции (продукты реакции). При химических
реакциях атомы не разрушаются и не образуются, а происходит только их
перегруппировка.
Для подтверждения своего закона Ломоносов провел следующий опыт: в специальный
сосуд налил соляную кислоту и щелочь – гидроксид натрия. К раствору щелочи налил
несколько капель фенолфталеина и раствор щелочи окрасился в малиновый цвет. Закрыл
сосуд пробкой, взвесил, а затем слил растворы. При этом окраска малиновая исчезла, т.к.
прошла химическая реакция, а масса продуктов реакции оказалась такой же, как и
исходная.
Мы можем сами доказать справедливость этого закона. Уравновесим на весах колбу с
раствором хлорида железа (III), в которую опущена пробирка с гидроксидом натрия.
Взвесим колбу. Смешаем растворы, у нас появляется осадок бурого цвета – гидроксид
железа (III). Появление осадка говорит о том, что прошла химическая реакция. Взвесим
колбу снова и видим, что масса не изменилась (см. рис. 97).
Закон сохранения массы веществ является основным законом химии. На основании
этого закона составляют уравнения химических реакций и проводят расчеты по
уравнениям.
Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос.
2. Л.о. «Горение магния и фосфора», «Взаимодействие мела с соляной кислотой»,
«Получение осадка гидроксида меди (II)», «Растворение осадка в кислоте».
Закрепление и контроль знаний:
1. Графический диктант.
На основании перечисленных ниже признаков определите, к физическим или к
химическим явлениям относятся указанные ниже превращения.
а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серофиолетового
цвета колба заполняется газом фиолетового цвета;
б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета;
в) при горении дров образуется уголь;
г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа;
д) при опускании в стакан с водой голубых кристалликов медного купороса раствор
постепенно окрашивается в голубой цвет;
е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится
и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры.
Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х.
2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции.
Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа,
излучение света и теплоты.
3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях:
а) гниение листьев;
б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор;
в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе.
4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят:
а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает
сладкий вкус;
б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт;
в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание;
г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение
пузырьков газа. 5. Вопросы из черного ящика.
а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного
времени, а медная монета при нагревании – быстро?
б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется
глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс?
в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и
уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую
реакцию?
Рефлексия и подведение итогов:
Что нового вы узнали о химических явлениях? – Уходя, задумайтесь, все ли мы
теперь знаем об явлениях?
Домашнее задание:
I уровень: § 27, упр. 1 – 4;
II уровень: тоже + упр. 5, 6.
План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".
План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".
План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".
План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.