План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".
Оценка 5

План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
План урока на тему: "Химические явления.  Закон сохранения массы веществ".
Данный материал предназначен для проведения урока химии в 8 классе, может быть использован в любом УМК. В ходе урока формируются представления о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций; формулируется закон сохранения массы веществ; развивается умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий; воспитывать экологическую культуру.
Химические явления. Закон сохранения массы веществ.docx
Тема урока: Химические явления.  Закон сохранения массы веществ. Задачи: 1. сформировать   представления   о   химических   явлениях,   признаках   и   условиях протекания химических реакций; 2. сформулировать закон сохранения массы веществ; 3. развитие   умений   объяснять   зависимость   протекания   химических   реакций   от внешних условий;  4. воспитывать экологическую культуру. Мотивация и целеполагание:      Жук­бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости.   Эта   жидкость   на   воздухе   образует   газ,   который   взрывается,   выделяя   много теплоты. – Как вы считаете, как это явление связано с темой урока? Изучение нового материала: Давайте   проследим   за   протеканием   химических   реакций   и   установим   признаки,     Химические явления, или химические реакции, отличаются от физических тем, что в   результате   химических   реакций   происходит   превращение   одних   веществ   в   другие. Причем,   образовавшиеся   вещества   отличаются   от   исходных   по   своим   свойствам. Например, железный гвоздь на воздухе ржавеет, ржавчина – это уже не железо, а совсем другое вещество, отличающееся по свойствам от железа. С химическими явлениями мы встречаемся и в повседневной жизни: скисание молока, гниение листьев, фотосинтез.       Запомните несколько признаков химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты,   появление света, изменение цвета.      которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств.      Например,  при растворении никеля  в соляной  кислоте,  образуется раствор соли изумрудно­зеленого   цвета.   Образование   новых   веществ   говорит   о   том,   что   прошла химическая реакция, признак ее – изменение цвета. Добавив в раствор сульфида натрия соляной кислоты, появляется запах тухлых яиц. Это запах сероводорода. Признак этой реакции   –   появление   запаха,   а   образование   сероводорода   говорит   о   том,   что   это химическое явление.     свинца (II), то образуется две новые соли и выпадает осадок желтого цвета.        Химическое   явление   можно   наблюдать,   если   кусочек   мела   бросить   в   раствор соляной кислоты. При этом наблюдается бурное выделение углекислого газа. А железный гвоздь, опущенный в раствор соляной кислоты, покрывается пузырьками, эти пузырьки – водород.      Если мы к раствору медного купороса добавим щелочь, то у нас образуется осадок голубого цвета. Прилив к этому осадку раствор кислоты, он раствориться. Эти признаки свидетельствуют о том, что прошла химическая реакция.     Смешаем порошки серы и железа, но новые вещества не образуются, а просто будет смесь веществ, которую можно разделить на компоненты с помощью магнита, или смешав с водой. Под действием магнита, железные опилки притягиваются  к нему, а сера нет. При растворении в воде сера всплывает вверх, а железные опилки опустятся вниз. Но если исходную   смесь   нагреть,   то   происходит   между   ними   химическая   реакция,   которая сопровождается выделением большого количества теплоты и образуется новое вещество – Если к бесцветному раствору йодида калия добавить бесцветный раствор нитрата FeS – сульфид железа (II). Оно серого цвета, тонет в воде и не притягивается магнитом (см. рис. 92). Поэтому это явление, горение железных опилок и серы, является химическим.      Если   же   в   ложечке   сжечь   серу,   но   она   загорится   синим   пламенем,   при   этом выделяется   теплота   и   свет,   появляется   запах   жженой   серы,   эти   признаки   тоже свидетельствуют о том, что процесс горения серы относится к химическим явлениям.     Реакция горения магния идет очень быстро, он горит ослепительным пламенем с образованием   нового   вещества   –   оксида   магния.   Фосфор   тоже   сгорает   в   кислороде   с образованием оксида фосфора (V).      Реакции, которые протекают с выделение теплоты и света, называются реакциями горения   (см.   рис.   93).   Кроме   того,   реакции,   протекающие   с   выделением   теплоты, называются экзотермическими (экзо – наружу), а реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими (эндо – внутрь) (см. рис. 95). К эндотермическим реакциям относится реакция разложения оксида ртути (II). Оксид ртути (II) представляет собой   вещество   красного   цвета.   При   нагревании   образуется   кислород,   который улетучивается и ртуть – металл серебристо­белого цвета (см. рис. 94).    Чтобы химическая реакция прошла, необходимы определенные условия: 1. Необходимо,   чтобы   реагирующие   вещества   соприкоснулись,   чем   больше   будет площадь   их   соприкосновения,   тем   быстрее   пойдет   реакция,   для   этого   твердые вещества   измельчают   и   перемешивают,   а   растворимые   –   растворяют   и   сливают растворы; 2. Нагревание – второе условие, которое в основном необходимо для эндотермических реакций, для экзотермических оно необходимо для начала реакции, а в некоторых случаях и вовсе не нужно; 3. Некоторые реакции не протекают без света, электрического тока. Например, для процесса фотосинтеза – свет – это необходимое условие. В 1748 г.  М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, который гласит: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.  Как известно, носителями массы веществ являются атомы химических элементов, из которых состоят как вещества, которые вступают в химическую реакцию (реагенты), так и вещества,   образовавшиеся   в   результате   реакции   (продукты   реакции).   При   химических реакциях   атомы   не   разрушаются   и   не   образуются,   а   происходит   только   их перегруппировка. Для подтверждения своего закона Ломоносов провел следующий опыт: в специальный сосуд налил соляную кислоту и щелочь – гидроксид натрия. К раствору щелочи налил несколько капель фенолфталеина и раствор щелочи окрасился в малиновый цвет. Закрыл сосуд пробкой, взвесил, а затем слил растворы. При этом окраска малиновая исчезла, т.к. прошла   химическая   реакция,   а   масса   продуктов   реакции   оказалась   такой   же,   как   и исходная.  Мы можем сами доказать справедливость этого закона. Уравновесим на весах колбу с раствором   хлорида   железа   (III),   в   которую   опущена   пробирка   с   гидроксидом   натрия. Взвесим колбу. Смешаем растворы, у нас появляется осадок бурого цвета – гидроксид железа (III). Появление осадка говорит о том, что прошла химическая реакция. Взвесим колбу снова и видим, что масса не изменилась (см. рис. 97). Закон сохранения  массы  веществ  является  основным  законом  химии.  На основании этого   закона   составляют   уравнения   химических   реакций   и   проводят   расчеты   по уравнениям. Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос.    2. Л.о. «Горение магния и фосфора», «Взаимодействие мела с соляной кислотой», «Получение осадка гидроксида меди (II)», «Растворение осадка в кислоте». Закрепление и контроль знаний:    1. Графический диктант. На   основании   перечисленных   ниже   признаков   определите,   к   физическим   или   к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения. а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо­фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета; б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета; в) при горении дров образуется уголь; г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа; д)   при   опускании   в   стакан   с   водой   голубых   кристалликов   медного   купороса   раствор постепенно окрашивается в голубой цвет; е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры.     Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х.     2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции.    Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты.  3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях:    а) гниение листьев;    б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор;    в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе. 4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят:    а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус;    б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт;    в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание;      г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа. 5. Вопросы из черного ящика.    а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро?    б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс?      в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию? Рефлексия и подведение итогов:    ­ Что нового вы узнали о химических явлениях? – Уходя, задумайтесь, все ли мы теперь знаем об явлениях? Домашнее задание:    I уровень: § 27, упр. 1 – 4;    II уровень: тоже + упр. 5, 6.

План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления.  Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления.  Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления.  Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления. Закон сохранения массы веществ".

План урока на тему: "Химические явления.  Закон сохранения массы веществ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017