Предлагаемый план урока может быть использован при изучении темы "Ионная химическая связь" в 8 классе. План применим при изучении данной темы в любом УМК по химии. План может быть применим и молодыми специалистами при проведении уроков. При изучении темы формируются представления об ионах, ионной связи, формульной единице; рассматривается периодичность изменения свойств по периодам и группам, на основе закономерностей изменения радиуса атома.
Ионная связь.docx
Тема урока: Ионная химическая связь.
Задачи:
1. сформировать представления об ионах, ионной связи, формульной единице;
2. рассмотреть периодичность изменения свойств по периодам и группам, на основе
закономерностей изменения радиуса атома;
3. развитие умений размышлять, делать выводы;
4. воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Мы с вами побываем в одной удивительной стране, где вы сможете найти некоторые
подсказки этой темы.
Народ этой страны был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них
не было ни одной свободной монеты (а «валюта» в этой стране называлась электронами),
никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний
электрон, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными,
потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей
скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одолжали, и, наоборот, при
малейшей возможности стремились забрать еще.
Давайте теперь с вами разберемся, кто же такие были «простые жители», а кем бала
«знать».
Изучение нового материала:
Как вы уже могли догадаться, речь в нашей истории шла об элементах металлах и
неметаллах. Разберемся почему. У атомов металлов на внешнем уровне всегда мало
электронов (от одного до трех), естественно, что им легче отдать электроны для
завершения энергетического уровня, а для неметаллов, у которых более трех электронов,
легче присоединить электроны для завершения энергетического уровня.
Разберемся почему. Если мы вспомним предыдущие уроки, то мы убедимся в том,
что главной характеристикой атома является заряд его ядра, от которого зависит и радиус
атома. Напоминаю, чтобы определить число электронов на внешнем уровне достаточно
знать номер группы.
Теперь, составим логическую цепочку: радиус атома зависит от заряда ядра, числа
электронов на внешнем уровне, числа электронных слоев.
Посмотрим, как же изменяются металлические и неметаллические свойства по
периодам и группам периодической системы.
В периодах слева направо увеличивается заряд ядра, радиус атома постепенно
уменьшается, увеличивается число электронов на внешнем уровне, которые сильнее
притягиваются к положительно заряженному ядру
и атомам становится легче
присоединить электроны до завершения уровня, чем отдать их, поэтому металлические
свойства ослабевают, а увеличиваются неметаллические. Если мы посмотрим в
Периодическую таблицу, то убедимся в этом, каждый период начинается металлом IA
группы (это типичные металлы) и заканчивается неметаллом, в VIIA группе уже находятся
типичные неметаллы.
В пределах одной группы главной подгруппы, сверху вниз увеличивается заряд ядра
атома, увеличиваются радиусы атомов, число электронов на внешнем уровне остается
постоянным, но увеличивается число энергетических уровней, и электроны будут
удаляться от ядра, поэтому атомам их легче отдать, чем присоединить до завершения
внешнего уровня, следовательно, металлические свойства будут увеличиваться, а
неметаллические ослабевать. Поэтому атомы элементов, расположенные внизу в пределах одной группы будут проявлять более металлические свойства, нежели которые находятся
вверху.
А как же VIIIА группа? Вспомним, что элементы этой группы называют благородными или
инертными газами. Почему? У всех этих атомов завершен энергетический уровень, для
любого атома – это устойчивое состояние. Поэтому они не отдают и не присоединяют
электроны. Они практически не соединяются с другими атомами и друг с другом, т.е. они
инертны.
Представьте себе, встречается элемент IA группы, у которого 1 электрон, и элемент
VIIA группы, у которого 7 электронов. Пусть это будут Na и Cl. У натрия один
единственный электрон, а хлору как раз не хватает одного электрона для завершения
внешнего уровня. Если натрий отдаст свой электрон, то он приобретет положительный
заряд, а когда атом хлора заберет этот электрон, он превратится в отрицательно
заряженную частицу. Эти заряженные частицы, называются ионами. Что же будет дальше с
ними? Из курса физики вам известно, что разноименные заряды притягиваются, поэтому
ион натрия и хлора тоже соединиться и между ними возникнет химическая связь. Эта связь
и будет называться ионной. В результате этого взаимодействия образуется ионное
соединение. Для выражения этих ионных соединений пользуются формульными единицами,
т.е. говорят не молекула NaCl, а формульная единица NaCl. Запомните, что ионная связь
образуется между типичным металлом и типичным неметаллом.
Рассмотрим схему образования ионной связи между атомами кальция и хлора.
Кальций расположен во IIA группе, значит, на внешнем энергетическом уровне у него два
электрона, которые легче отдать, чем присоединить шесть до завершения энергетического
уровня. После чего он становится положительным ионом.
Атому хлора, у которого на внешнем уровне 7 электронов, легче присоединить 1
электрон до завершения уровня, чем отдать 7 электронов. После присоединения 1
электрона, атом хлора становится отрицательным ионом.
Са0 2ē
Са→ 2+
Cl0 + 1ē
→ Cl
Найдем наименьшее общее кратное между образовавшимися ионами. Оно равно
двум. Следовательно, нужно взять 1 атом кальция и 2 атома хлора. Это схематично можно
показать так:
Ca0 + 2Cl0
→ Ca2+Cl2
.
Цифра 2, стоящая перед атомом хлора, называется коэффициентом. Коэффициент
обычно показывает число атомов, молекул или формульных единиц, а цифра 2 после иона
хлора, называется индексом. Индекс показывает число атомов в молекуле или ионов в
формульной единице.
Возвращаясь к нашей истории, нетрудно догадаться теперь, почему «простыми»
жителями были металлы, а «знатью» неметаллы.
Обобщение и систематизация знаний:
1. В каком случае происходит образование ионной связи?
2. В чем сущность образования ионной связи?
3. Что такое ион?
4. Что такое формульная единица?
5. Что показывает коэффициент и индекс при образовании ионной связи?
Закрепление и первичный контроль:
1. Укажите лишнее в каждом нижеприведенном ряду:
а) NaCl, P4, NH3, CO2, Cl2, P2O5;
б) CaCl2, Na2O, NaBr, K2SO4, BaCl2. 2. С помощью электронных формул составьте схемы образования ионных соединений:
NaCl, LiBr, K2O, CaF2.
3. Укажите, какая из схем, приведенных ниже, соответствует иону Cl в NaCl.
а) 17Cl 2ē, 8ē, 8ē;
б) 17Cl 2ē, 8ē, 7ē;
в) 17Cl 2ē, 8ē, 6ē;
г) 17Cl 2ē, 8ē, 3ē.
Ответ: т.к. у атома хлора на внешнем уровне 7 электронов, а для того, чтобы стать ионом
Cl ему нужно присоединить 1 электрон, т.е. завершить уровень, то у него будет не 7
электронов, а 8, что соответствует ответу а).
4. Выберите электронные формулы соединений с ионным типом связи, если порядковые
номера: а) 19 и 35; б) 7 и 7; в) 11 и 9.
Ответ: с ионным типом связи будут элементы с порядковыми номерами 19 и 35, т.к. это
типичный металл – К и типичный неметалл Br.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Ваша самооценка усвоения нового материала?
2. Чему вы научились на уроке?
Домашнее задание:
I уровень: §10, упр. 1, 2;
II уровень: тоже + упр. 3, 4.
План урока на тему: "Ионная химическая связь"
План урока на тему: "Ионная химическая связь"
План урока на тему: "Ионная химическая связь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.