План урока на тему: "Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность".
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
08.05.2017
Предлагаемый материал представляет собой опорный план для проведения урока химии в 8 классе при изучении ковалентной полярной связи, а также понятия электроотрицательность. В ходе урока дается представление о ковалентной полярной связи, электроотрицательности; формируется умение составлять формулы простейших полярных молекул, описывать их свойства; отрабатывается понятие о валентности и умение определять валентность атомов элементов по формулам их соединений, составлять формулы по валентности атомов, входящих в соединения.
Тема урока: Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.
Задачи:
1. дать представление о ковалентной полярной связи, электроотрицательности;
2. сформировать умения составлять формулы простейших полярных молекул,
описывать их свойства;
3. сформировать понятие о валентности и на основе этого понятия научить определять
валентность атомов элементов по формулам их соединений, составлять формулы по
валентности атомов, входящих в соединения;
4. развитие умений анализировать и сравнивать;
5. воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Чем отличается полярная связь от неполярной? Для чего нужно знать
электроотрицательность и как ее определить? Вот ряд вопросов, на которые мы найдем
ответ, изучив с вами новую тему.
Изучение нового материала:
Основной особенностью этой химической связи является то, что она образуется
между атомами различных неметаллов. Как, например, в молекуле HCl. У атома водорода
в нашем случае один неспаренный электрон, ему до завершения внешнего энергетического
уровня не хватает одного электрона. У атома хлора семь электронов на внешнем уровне,
один из которых неспаренный, ему тоже не хватает одного электрона до завершения
уровня. Тогда атом водорода и атом хлора объединяют свои неспаренные электроны и
между ними образуется химическая связь. Эту связь тоже можно изобразить в виде
черточки.
Однако образовавшаяся общая электронная пара не в равной степени будет
принадлежать этим атомам. Для этой оценки используют понятие электроотрицательности.
Электроотрицательность (ЭО) – способность атомов химического элемента притягивать к
себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
Электроотрицательность
служит характеристикой металличности и
неметалличности химических элементов. Первое место по электроотрицательности
занимает фтор, он же самый неметаллический, второе место занимает кислород и третье –
азот.
Т.к. электроотрицательность – мера металличности, то она, как правило, по
периодам и группам изменяется в той же последовательности, т.е. в периодах слева
направо увеличивается, а в группах сверху вниз уменьшается.
Теперь, посмотрев на молекулу HCl, можно с уверенностью определить, что в
данной молекуле более электроотрицательный атом хлора, поэтому общая электронная
пара будет смещена больше к нему. В результате этого, на атомах появляются частичные
заряды. Смещение электронной плотности показывается стрелкой, а частичные заряды
буквой дельта. В молекуле появляется два полюса: положительный и отрицательный,
поэтому такую связь называют полярной.
Рассмотрим механизм образования связей в молекуле воды (Н2О).
Водород – элемент IA группы, значит, у него один электрон, который участвует в
образовании химической связи. У второго атома водорода тоже один электрон, который
участвует в образовании химической связи. Атом кислорода находится в VIA группе,
поэтому у него на внешнем уровне 6 электронов, а число неспаренных находим по формуле
8 – 6 = 2. Эти два электрона и будут участвовать в образовании химической связи.
Неспаренные электроны объединяются и образуется две общие электронные пары. Из этих атомов более электроотрицательный кислород, поэтому именно к нему будут смещены
общие пары электронов и молекула будет полярной, связь – ковалентной полярной.
Доказано, что молекула воды на самом деле имеет не линейное строение, а угловое.
В этой молекуле атом водорода связан только одной связью с кислородом, а кислород
двумя связями с атомами водорода. Это число ковалентных связей, которыми атом одного
химического элемента связан с атомами этого же или других элементов, называется
валентностью (см. рис. 40).
Условно, валентность обозначается черточкой, когда необходимо записать
структурные формулы. Например, в молекуле NH3, атом азота связан с тремя атомами
водорода. Поэтому говорят, азот трехвалентен. В молекуле СН4 четырехвалентный углерод
связан с одновалентными атомами водорода.
Следует различать элементы с постоянной и переменной валентностью. Элементами
с постоянной валентность являются: H, Cl, F – одновалентные, О – двухвалентный, B, Al –
трехвалентные. Элементы с переменной валентностью: S, N, C, P и др.
Для вывода формулы соединения азота с кислородом, где азот четырехвалентен,
нужно сделать так: записываем знаки NO. Над знаками элементов ставим валентности
римскими цифрами. У азота она дана по условию – четыре, у кислорода она постоянная и
равна двум. Найдем наименьшее общее кратное между валентностями. Наименьшее общее
кратное равно четырем. Разделим наименьшее общее кратное на валентности и получим
индексы. Четыре делим на четыре будет единица, помните, индекс единица не ставится,
затем четыре делим на два, будет два, следовательно, индекс у кислорода будет два.
Аналогично поступают, когда по формуле, необходимо найти валентности
элементов. Определим валентность фосфора в соединении Р2О3. У кислорода, как нам
известно, валентность постоянная и равна двум. Определим число валентностей всех
атомов кислорода, для этого 2 умножим на три, будет шесть. Разделим шесть на число
атомов фосфора, т.е. на два, в результате будет три, значит, валентность фосфора в нашем
случае равна трем.
Обобщение и систематизация знаний:
1. §12, упр. 1, 3.
2. Приведите пять примеров атомов химических элементов с валентностью
постоянной.
3. O, Zn, Ca, Ba, Mg. Валентность атомов химических элементов равна …
Закрепление и контроль знаний:
1. Распределить вещества по типам связи: P4, H2S, NH3, S, P2O5, N2, O2, H2O, HCl, H2.
Ответ: ковалентная неполярная: P4, S, N2, O2, H2; ковалентная полярная: H2S, NH3,
P2O5, H2O, HCl.
2. Составьте формулы следующих соединений:
а) калия с серой (II);
б) цинка с азотом (III);
в) марганца (IV) с кислородом;
г) бора с кислородом.
Ответы: а) K2S; б) Zn3N2; в) MnO2; г) B2O3.
1. Железо образует с кислородом соединение Fe2O3. Составьте формулу соединения
железа с хлором, в котором хлор проявляет валентность, равную единице, а железо
проявляет такое же значение валентности, как в указанном соединении с
кислородом. Ответ: в соединении с кислородом железо проявляет валентность III, значит, его
соединение с одновалентным хлором FeCl3.
2. Какой из элементов второго периода более и менее электроотрицательный?
Ответ: самый менее электроотрицательный Li, а более – F. Потому что в периодах слева
направо электроотрицательность возрастает.
3. Запишите схему образования молекул: HBr, CO2, NH3.
Рефлексия и подведение итогов:
Оцените свои знания, полученные на уроке по пятибалльной шкале.
Как вы думаете, научившись составлять химические формулы по валентности, вам
станет легче в дальнейшем изучать химию? Почему?
Домашнее задание:
I уровень: §12, упр. 2, 5;
II уровень: тоже + упр. 4, 6.
План урока на тему: "Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность".
План урока на тему: "Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность".
План урока на тему: "Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.