Предлагаемый материал представляет собой опорный план для проведения урока химии в 8 классе при изучении металлической химической связи. Материал может быть использован при изучении данной темы в любом УМК по химии. В ходе урока формируются представления о металлической связи, атом-ионах, механизме образования металлической связи; повторяются и закрепляются знания о ковалентной связи.
Тема урока: Металлическая химическая связь.
Задачи:
1. сформировать представления о металлической связи, атомионах, механизме
образования металлической связи;
2. повторить и закрепить знания о ковалентной связи;
3. продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа,
синтеза;
4. воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Сегодня мы с вами должны разобраться, как образуется металлическая связь, ведь
металлы не существуют в виде изолированных атомов, а мы их видим в виде слитка или
металлического изделия. Какие же силы связывают эти атомы в единое целое?
Изучение нового материала:
Атомы металлов имеют небольшое число электронов на внешнем уровне (от 1 до 3),
поэтому эти электроны могут легко отрываться. А нейтральные атомы при этом
становятся ионами. Электроны могут свободно перемещаться то к одному иону, то к
другому, связывая их в единое целое. Причем электроны, соединяясь с ионами,
превращают их в атомы, затем опять отрываются и атомы опять становятся ионами и так
постоянно. Их так и называют атомионами.
Me0 – nē
↔ Men+
Эти свободные электроны еще называют «электронным газом», они постоянно
перемещаются по всему объему металла. Поэтому металлическая связь основана на
обобществлении электронов и свободном перемещении их в поле ядер атомов.
Если рассмотрим строение фрагмента металла натрия, то увидим, что каждый атом
натрия окружен восьмью другими атомами (см. рис. 41). Оторвавшиеся электроны
двигаются то к одному, то к другому иону, удерживая при этом весь кристалл (см. рис.
42).
Однако металлическая связь имеет сходство и с ковалентной связью. Это сходство
основано на обобществлении электронов, но при образовании ковалентной связи
обобществляются внешние неспаренные электроны двух соседних атомов, а при
образовании металлической в обобществлении участвуют все атомы. Это отличие стало
причиной разных физических свойств: вещества с ковалентной связью хрупки, а с
металлической – пластичны.
Металлическая связь в металлах и сплавах определяет такие свойства этих
теплои
как металлический блеск,
ковкость и пластичность,
соединений,
электропроводность.
Например, золотая статуэтка оленя, которой уже более 3,5 тыс. лет не потеряла до
сих пор своего характерного блеска (см. рис. 43).
Металлическая связь характерная для металлов и сплавов,
находящихся в твердом и жидком агрегатном состоянии, а вот в парообразном, атомы
металлов связаны между собой ковалентной связью.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос по теме.2. §13, упр. 1, 2, 3.
Закрепление и контроль знаний:
1. Распределите вещества согласно известным вам видам связи:
F2, H2O, FeCl3, O2, Ca, NaCl, K2O, CO2, N2, Fe, NaOH.
Ответ: ковалентная неполярная: F2, O2, N2; ковалентная полярная: H2O, CO2; ионная: FeCl3,
NaCl, K2O, NaOH; металлическая: Ca, Fe.
2. Приведите три примера веществ с металлическим типом связи.
Ответ: все металлы и сплавы, например: Cu, Ag, Na, латунь, бронза и т.д.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Ваша самооценка усвоения нового материала?
2. Узнали ли вы чтото новое и чему научились на уроке?
Домашнее задание:
I уровень: §13, упр. 4;
II уровень: тоже + доклад «Типы химической связи».