План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"
Оценка 4.8

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"
В ходе представленного урока формулируются основные положения теории электролитической диссоциации; развиваются представления учащихся о веществе на основе сравнения и свойств атомов и образуемых ими ионов; развивается мировоззрение учащихся через привлечение их внимания к развитию и формированию научных взглядов в историческом плане.
Основные положения теории электролитической диссоциации.docx
Тема: Основные положения теории электролитической диссоциации. Задачи: 1. сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации; 2. развивать   представления   учащихся   о   веществе   на   основе   сравнения   и   свойств атомов и образуемых ими ионов; 3. развивать мировоззрение учащихся через привлечение их внимания к развитию и формированию научных взглядов в историческом плане; 4. воспитывать культуру общения у учащихся. «Дерзать! Ценой дерзаний достигается прогресс». Девиз урока: Мотивация и целеполагание:     Учащиеся   зачитывают   доклады,   которые   подготовили   дома,   посвященные   С. Аррениусу и П.Т. Клеве. Учитель акцентирует внимание на высказывании Клеве по поводу основного   вопроса,   освещаемого   в   диссертации   Аррениуса:   «Но   ведь   это   бессмыслица допустить, что в растворённом хлористом калии хлор и калий отделены друг от друга».     Учитель задаёт вопрос: «Так ли беспочвенно было возмущение учёного Клеве?»  На этот вопрос вы сможете ответить, изучив основные положения теории электролитической диссоциации. Изучение нового материала:     1. При растворении в воде или расплавлении электролиты диссоциируют на ионы: положительные и отрицательные. Ионы – это положительно и отрицательно заряженные частицы,   в   которые   превращаются   атомы   или   группы   атомов   в   результате   отдачи   или присоединения электронов. +, SO4 2­. 2. Причиной диссоциации электролита является его гидратация с молекулами воды В   растворах   ионы   беспорядочно   передвигаются.   В   переводе   с   греческого   «ион» означает  «странствующий». По составу ионы делятся на простые:  Na+,  Cl­, и сложные: NH4     Ионы заметно отличаются от атомов этого же элемента. Так атомы натрия (Na0) энергично реагируют с водой с образованием щёлочи и водорода, а ион натрия (Na+) таких продуктов не образует. Хлор (Cl2) имеет желто­зелёный цвет, резкий запах, ядовит, а ионы хлора (Cl­) не имеют цвета, неядовиты, лишены запаха.     и разрыв химической связи в нём. В результате взаимодействия воды с молекулами воды образуются гидратированные     ионы.   Поэтому,   по   наличию   водной   оболочки   ионы   делятся   на   гидратированные   (в растворах и кристаллогидратах) и негидратированные (в безводных солях).     3. Под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательно   заряженному   полюсу   источника   тока   –   к   катоду,   поэтому   их   называют катионами,   а   отрицательно   заряженные   ионы   движутся   к   положительно   заряженному полюсу источника тока – аноду, поэтому их называют анионами. В     растворах положительных   ионов отрицательно   эти   растворы потому       Процесс 4. процесс   для   слабых     Наряду с процессом диссоциации, т.е. распадом электролита на ионы, в растворах слабых электролитов протекает обратный процесс – ассоциация, т.е. соединение ионов. Поэтому при диссоциации слабых электролитов в уравнении ставят не знак равенства, а знак обратимости. сумма электролитов сумме (катионов)   заряженных   ионов   (анионов), электронейтральны.  диссоциации   –   обратимый электролитов.   равна     HNO2 ⇆ H+  + NO2 ­  5. Не все электролиты в равной степени диссоциируют на ионы.         Поэтому электролиты делят на сильные, которые полностью диссоциируют на ионы в растворах и расплавах, степень их диссоциации стремиться к единице, и слабые, которые не   полностью   диссоциируют,   степень   их   диссоциации   стремится   к   нулю.   Степень диссоциации зависит то природы электролита и его концентрации.     ионов, которые они образуют при диссоциации. По типу  ионов, образующихся при диссоциации, различают три типа электролитов:     кислоты, основания и соли. Кислоты при диссоциации образуют катионы водород и анионы кислотного остатка, основания – катионы металла и в качестве аниона – гидроксид­ионы, соли при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка. 6.   Химические   свойства   растворов   электролитов   определяются   свойствами   тех HCl = H+ + Cl­ NaOH = Na+ + OH­ NaCl = Na+ + Cl­ Обобщение и систематизация знаний: 1. Каковы особенности электронного строения атомов металлов и неметаллов? (На последнем энергетическом уровне у атомов металлов малое число электронов, а у атомов неметаллов – от четырёх до восьми). 2. Что происходит при взаимодействии атомов металлов с атомами неметаллов (с их электронными   оболочками)?   (Атомы   металлов   отдают   электроны   атомам неметаллов   и   превращаются   в   положительные   ионы,   а   атомы   неметаллов принимают электроны и превращаются в отрицательные ионы). 3. Почему образующиеся ионы теряют активность, присущую атомам? (В результате отдачи   или   присоединения   электронов   образующиеся   ионы   имеют   завершенную электронную оболочку, которая является устойчивой. 4. Превращаются ли ионы в исходное атомарное состояние в результате диссоциации электролита? (Нет. В раствор выходят из кристалла ионы, т.к. связь между ними разрывается под воздействием молекул воды). 5. В чём была ошибка Клеве? (Он считал, что в растворе находятся атомы, а не ионы). 6. Чем определяются свойства растворов сильных электролитов? (Они определяются свойствами ионов, которые они образуют при диссоциации). 7. Чем определяются свойства растворов слабых электролитов? (свойства растворов слабых   электролитов   определяются   как   свойствами   ионов,   так   и   свойствам гидратированных молекул, присутствующих в их растворах). 8. Какие ионы присутствуют в растворе любой кислоты? (Ионы водорода). 9. Какие ионы присутствуют в растворе любой щёлочи? (Гидроксид­ионы). 10. Почему   растворы   уксусной   кислоты   и   сероводорода   имеют   запах,   а   раствор хлороводорода не имеет? (Это свойство обусловлено ионами кислотного остатка). 11. Почему   воду   можно   считать   и   кислотой   и   основанием?   (Т.к.   при   диссоциации образуются и ионы водорода, и гидроксид­ионы). Закрепление и контроль знаний: 1. Исключите «лишнее»: а) Ca2+; б) Na+; в) S2­; г) Ca0.  Ответ: г, т.к. это атом, а остальные частицы – это ионы. 2. Даны растворы: перманганата калия, сульфата меди (II), сульфата калия, дихромата калия.   Каким   образом   можно   различить   эти   растворы,   не   прибегая   ни   к   каким другим реактивам?  Ответ:  все   эти   растворы   имею   окраску,   обусловленную   анионами   кислотного остатка.   Так,   перманганат   калия   имеет   малиновую   окраску,   сульфат   меди   (II) голубую, сульфат калия – бесцветную, а дихромат калия – оранжевую. 3. Атомам   каких   из   нижеперечисленных   элементов   могут   соответствовать   ионы   с зарядом 2­? Запишите электронные схемы атомов и ионов этих элементов. Na, Mg, Cl, O, Li, S. 4. Запишите формулы не менее чем трёх веществ (для каждого иона), при растворении которых в воде образуются следующие ионы: H+, OH­, Na+, Cu2+. 5. В чём отличие атомов и ионов лития?  6. Сгруппируйте предложенные вещества:  NaOH,  H2SO4,  CuCl2,  Ca(OH)2,  HNO3,  KBr по   общности   свойств,   проявляемых   их   растворами.   Запишите   уравнения диссоциации этих веществ и укажите причину общности свойств их растворов. Рефлексия и подведение итогов:    ­ Как вы считаете, как вы усвоили материал урока?     ­ В чём вы видите причину успеха или неуспеха в усвоении изученного?     ­ Смысл девиза данного урока и следующего высказывания Ф. Бекона: «Истина – дочь времени,   а   не   авторитета»:   а)   противоположен   по   смыслу;   б)   схож;   в)   ни   схож,   ни противоположен. Почему?     Объясните, как вы понимаете данные высказывания, приведите примеры. Домашнее задание:  §37, упр. 1, 2, 3.

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"

План урока на тему: "Основные положения теории электролитической диссоциации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017