План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".
Оценка 4.9

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
08.05.2017
План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".
Представленный материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе в ходе изучения неметаллов как простых веществ. Материал может использоваться в любом УМК по химии. В ходе урока изучается положение химических элементов-неметаллов в Периодической таблице; формируются представления о свойствах неметаллов, об аллотропии.
Простые вещества - неметаллы. Аллотропия.docx
Тема урока: Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. Задачи: 1. изучить положение химических элементов­неметаллов в Периодической таблице; 2. сформировать представления о свойствах неметаллов, об аллотропии; 3. совершенствовать умения выделять главное, находить закономерности; 4. воспитывать самоорганизованность. Мотивация и целеполагание:    ­ Чем же отличаются металлы от неметаллов? Почему?    ­ Хотите ли вы узнать больше об их отличии? Изучение нового материала: Давайте с вами вспомним, где в Периодической таблице располагаются неметаллы. Из 114 химических элементов 22 элемента являются неметаллами. Они располагаются в правом верхнем углу от линии от бора к астату. Неметаллы, в отличие от металлов, могут быть газами, жидкостями и твердыми веществами (см. рис. 46). Газами   являются   элементы  VIII  A  группы.   Если   вы   помните,   их   еще   называют благородными, или инертными газами. Их молекулы одноатомны. Благородные газы не вступают в реакции друг с другом и другими соединениями. Однако сейчас известно более 150 соединений с инертными газами. Благородные   газы   широко   используются   человеком:   гелий   используется   для заполнения аэростатов и дирижаблей, потому что он легкий и негорючий; неон используют для изготовления световой рекламы (см. рис. 47, 48). Газами еще являются такие вещества, как N2, O2, H2, N2, F2, Cl2. Единственная   жидкость   среди   неметаллов   –   это   бром   (Br2).   Это   тяжелая   бурая жидкость с неприятным запахом. В твердом состоянии находятся сера, углерод, йод, фосфор. Многие молекулы неметаллов состоят из двух атомов, поэтому в их химической формуле  пишется индекс два. К таким молекулам относятся: H2, N2, O2, F2, Cl2, Br2, I2. Их относительная молекулярная масса равна произведению относительной атомной массы на число атомов в молекуле. Например, для того, чтобы найти относительную молекулярную массу  брома, мы его относительную атомную массу умножаем на два и получаем результат – 160. Mr(Br2) = Ar(Br) ∙ 2 = 80 ∙ 2 = 160. Кроме   того,   кислород   существует   не   только   в   виде   молекулы   О2,   но   и   в   виде молекулы   О3.   Посмотрите,   атом   один   и   тот   же,   а   простые   веществ   различны.   Т.е. способность   атомов   данного   химического   соединения   образовывать   несколько   простых веществ называют аллотропией. А сами простые вещества – аллотропные видоизменения или модификации. Давайте сравним свойства кислорода и озона. Из таблицы видно, что у кислорода и озона   различные   относительные   молекулярные   массы,   т.к.   число   атомов   различно,   оба находятся в газообразном состоянии, однако кислород не имеет цвета, а озон имеет сине­ голубую окраску, кислород не имеет запаха, а озон имеет резкий запах. Из этого, можно сделать вывод, что аллотропные модификации отличаются по своим свойствам. Свойства Кислород (О2) Озон (О3) Относительная молекулярная масса, Mr Агрегатное состояние Цвет Запах 32 Газ Бесцветный Без запаха 48 Газ Сине­голубой Резкий запах Аллотропные   модификации   имеет   и   углерод.   Сравним   две   его   аллотропные модификации – это графит и алмаз. Различие в их свойствах связано с кристаллической решеткой этих соединений (см. рис. 50). Фосфор   тоже   имеет   аллотропные   модификации   –   красный   и   белый   фосфор.   В составе белого фосфора 4 атома, поэтому его молекулярную формулу можно записать, как Р4. Все неметаллы, за исключением йода и графита не имеют металлического блеска, однако деление элементов на металлы и неметаллы является относительным. Сравним, например, аллотропию олова (Sn). При комнатной температуре существует бета­олово ( ­β Sn).   Из   этого   белого   олова   –   металла   изготавливали   оловянных   солдатиков,   изнутри покрывали консервные банки, это олово входит в состав припоя и других сплавов (см. рис. ­α Sn).   Оно 51).   Но   при   температуре   ниже   +13,2  0С   более   устойчиво   альфа­олово   ( напоминает   неметалл,   т.к.   представляет   собой   серый   мелкокристаллический   порошок. Белое олово может превратиться в серое при температуре  – 33 0С, это явление получило название «оловянная чума».  Обобщение и систематизация знаний: 1. Лабораторный   опыт:   «Получение   озона»,   «Получение   белого   и   серого   олова», «Получение белого и красного фосфора». Закрепление и контроль знаний: 1. Укажите ряд неметаллов, находящихся при комнатной температуре в газообразном состоянии: а) Br2, O2, P4; б) F2, Cl2, S; в) N2, O2, H2; г) O3, Ar, C. Ответ: в. 2. Укажите группу химических элементов, атомы которых на внешнем слое содержат 4 электрона: а) N, P, As; б) F, Cl, Br; в) O, S, Si; г) C, Si, Ge. Ответ: г. 3. Электроотрицательность уменьшается в ряду: а) Se, S, O; б) S, P, Cl; в) H, C, N; г) F, O, N. Ответ: г. 4. Радиус атома увеличивается в ряду: а) C, N, O; б) Si, Cl, Br; в) I, Br, Cl; г) Cl, S, P. Ответ: г. 5. Угадай химический элемент или вещество. 1. Самый легкий газ (водород). 2. Благородный газ, применяемый при водолазных работах (гелий). 3. Он используется в спичечной промышленности (фосфор). 4. Без него немыслима жизнь ни на суше, ни в воде (кислород). 5. Тяжелая жидкость тёмно­бурого цвета с резким неприятным запахом (бром). 6. Его спиртовой раствор используют для обработки ран (йод). Рефлексия и подведение итогов:  ­ Какие вопросы темы вызвали  у вас затруднения? Почему? ­ Ответили мы на вопрос, поставленный вначале урока? Домашнее задание: I уровень: §15, упр. 3; II уровень: тоже + упр. 4, 5.

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".

План урока на тему: "Простые вещества - неметаллы. Аллотропия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017