Тема урока: Расчёты, связанные с понятием «доля».
Задачи:
1. закрепить изученный теоретический материал темы «массовая доля»;
2. совершенствовать умения учащихся решать задачи с использованием понятия «доля»;
3. продолжить развитие организационно-практических, исследовательских способностей учащихся;
4. воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Мотивация и целеполагание:
Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.
Д.И. Менделеев
Как вы считаете, в чём смысл данного высказывания? После рассуждений учащихся переходим к целеполаганию. Рассказываем о том, что они должны обобщить и закрепить знания по теме «Массовая доля».
Обобщение и систематизация знаний:
- Что такое массовая доля?
- Что такое раствор?
- Из чего состоит раствор? Смесь?
- Как определяется массовая доля примесей? Как находится масса примесей?
- Как определить объёмную долю газов?
- Чем объёмная доля отличается от массовой доли?
- Каков процентный состав воздуха?
Закрепление и контроль знаний:
Вызываем учеников к доске и решаем вместе с классом задачи.
Задача 1. В 200г воды растворили 50 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе.
Решение:
W(р.в.) = m(р.в.) / m (р-ра)
m (р-ра) NaCl = m (воды)+ m(р.в.)= 200г + 50г = 250г
W(р.в.) = 50 г (р.в.)/250 г (р-ра) х 100% = 20%
Ответ: массовую долю NaCl в полученном растворе равна 20%.
Задача 2. Сколько граммов хлорида меди (II) получится при взаимодействии 150 г 10%-ной соляной кислоты с оксидом меди (II)?
Ответ: m(HCl) = 150 · 0,1 = 15 г, n(HCl) = 15/36,5 = 0,41 моль, n(CuCl2) = 0,41/2 = 0,2 моль, m(CuCl2) = 135 · 0,2 = 27 г.
Задача 3. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии с цинком 20%-ного раствора серной кислоты массой 20 г.
Ответ: m(H2SO4) = 20·0,2 = 4 г, n(H2SO4) = n(H2) = 0,04 моль, V(H2) = 0,04 · 22,4 = 0,91 л.
Задача 4. Взаимодействуют оксид кальция и соляная кислота. Чему равна масса полученной соли (хлорид кальция), если был взят раствор соляной кислоты массой 100 г, а массовая доля растворенного вещества – 20 %?
Ответ: m(HCl) = 100 · 0,2 = 20 г, n(HCl) = 20/36,5 = 0,55 моль, n(CaCl2) = 0,55/2 = 0,27 моль, m(CaCl2) = 0,27 · 111 = 29,97 г.
Задача 5. В состав воздуха входит 21% кислорода и 78% азота по объему.
Рассчитайте массу кислорода, содержащегося в 120 л воздуха при н.у.
Ответ: V(O2) = 120 ·0,21 = 25,2 л, n(O2) = 25,2/22,4 = 1,125 моль, m(O2) = 1,125 · 32 = 36 г.
Задача 6. Какой объем водорода образуется при растворении в соляной кислоте 65 кг цинка, содержащего 20% примесей, если при этом образуется соль – хлорид цинка?
Ответ: m(Zn) = 65000 · 0,8 = 52000 г, n(Zn) = n(H2) = 52000/65 = 800 моль, V(H2) = 800 · 22,4 = 17920 л.
Задача 7. Сколько хлороводорода нужно растворить в 1 м3 воды, чтобы получить 20%-й раствор? Вычислите массу и объём (н. у.) хлороводорода.
Ответ: ω(HCl) = x/x + 1000, m(HCl) = x = 250 г, n(HCl) = 250/36,5 = 6,85 моль, V(HCl) = 6,85 · 22,4 = 153,4 л.
Задача 8. В воздухе содержится 21% кислорода и 78% азота по объёму. Рассчитайте объём кислорода и азота в 250 м3 воздуха. Определите для каждого газа количество вещества и массу.
Ответ: V(O2) = 250000 · 21/100 = 52500 л, V(N2) = 250000 · 78/100 = 195000 л, n(O2) = 52500/22,4 = 2343,75 моль, m(O2) = 2343,75 · 32 = 75000 г, n(N2) = 195000/22,4 = 8705,4 моль, m(N2) = 8705,4 · 28 = 243751 г.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Выставьте на рефлексивный листок вашу отметку.
2. Как вы считаете, достигли ли вы цели, поставленной вначале урока?
Домашнее задание: повт. §§ 18-25.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.