План урока на тему: "Реакции разложения", 8 класс.
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
Данный материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии 8 классе в ходе изучения типов химических реакций. В ходе урока формируются знания о способности некоторых веществ разлагаться при определенных условиях, на примерах раскрывается сущность реакций разложения; закрепить умения классифицировать различные объекты, умение составлять химические уравнения; воспитывается у учащихся умение самостоятельно работать.
Реакции разложения.docx
Тема урока: Реакции разложения.
Задачи:
1. сформировать знания о способности некоторых веществ разлагаться при
2.
определенных условиях, на примерах раскрыть сущность реакций разложения;
закрепить умения классифицировать различные объекты, умение составлять
химические уравнения;
3. воспитывать у учащихся умение самостоятельно работать.
Мотивация и целеполагание:
Еще в 1774 г. английский химик Дж. Пристли, используя стеклянную
двояковыпуклую линзу (большое увеличительное стекло), направил сконцентрированный
ею пучок солнечных лучей на оксид ртути (II) и получил кислород (см. рис. 100). Запишем
уравнение этой реакции: 2HgO
. Обратите внимание, что в реакцию
вступило одно вещество, а образовалось два вещества. Эта реакция требует нагревания,
поэтому температуру ставят в уравнении над знаком равенства. Стрелка, направленная
вверх у кислорода, показывает, что это газ. Поэтому сегодня, мы должны разобраться с
реакциями, в результате которых из одного вещества получается несколько.
Изучение нового материала:
¿ 2Hg + O2
↑
В настоящее время реакции разложения широко распространены. Например,
разложение воды происходят в специальном устройстве – электролизёре. При электролизе
воды получают чистый кислород (см. рис. 101).
эл.ток
2Н2О
→
2Н2
+ О↑
2↑
Однако, для получения кислорода в лаборатории, используют пероксид водорода
(Н2О2). Если подогреть небольшое количество пероксида водорода, не доводя его до
кипения, кислород выделяется очень медленно. Об этом можно судить, если поднести к
пробирке, где собирался кислород, тлеющую лучинку (см. рис. 102).
2Н2О2 = 2Н2О + О2
.↑
Для того чтобы она вспыхнула, кислорода в данном случае недостаточно, т.е.
реакция идет с небольшой скоростью. Но если, в пероксид водорода добавить порошка
оксида марганца (IV), то реакция пойдет очень быстро, кислород интенсивно выделяется в
виде газа, и если поднести тлеющую лучинку, то она вспыхнет изза большого количества
кислорода. В данном случае, можно говорить о большой скорости реакции. Т.е. скорость
реакции – это быстрота ее протекания или быстрота превращения одних веществ в другие.
Подумайте, почему вторая реакция пошла гораздо быстрее первой? В первом случае мы
нагревали пероксид водорода, а во втором – использовали вещество – оксид марганца (IV),
именно оно ускорило химическую реакцию. Его называют катализатором.
остается неизмененным.
В нашем случае доказать, что оксид марганца (IV) не расходуется в реакции очень
просто. В результате разложения пероксида водорода образуется вода, если к ней долить
еще некоторую порцию пероксида водорода, то реакция опять протекает так же бурно, т.е.
оксид марганца (IV) остался в результате реакции неизменным.
В жизни мы тоже используем перекись водорода, обрабатывая раны. При этом
происходит тоже бурное выделение кислорода. А сам процесс идет с помощью
биологического катализатора – фермента каталазы. Т.е. ферменты – биологические
Катализатор – это вещество, ускоряющее химическую реакцию, но само при этом катализаторы белковой природы. Большинство процессов в живых организмах протекает
благодаря ферментам. Ферменты используются в стиральных порошках для удаления
крови, белков, чая; с помощью ферментов варят пиво, изготавливают сыры, лекарственные
средства.
Рассмотрим еще несколько примеров реакций разложения. Если в пробирке на
пламени спиртовки подогреть студенистый осадок гидроксида меди (II), то он начинает
чернеть изза образовавшегося оксида меди (II).
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Это тоже реакция разложения: из одного сложного вещества – гидроксида меди (II)
образовалось два новых – оксид меди (II) и вода.
В промышленности для получения негашеной извести – СаО – и углекислого газа
используют реакцию разложения известняка, основу которого составляет карбонат
кальция.
СаСО3 = СаО + СО2↑
В лаборатории для получения кислорода используют реакцию разложения
перманганата калия – KMnO4 – «марганцовки» (см. рис. 103).
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Посмотрите, в данной реакции из одного сложного вещества образовалось два
сложных и одно простое. Из этого можно сделать вывод, что реакции разложения – это
реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых
веществ.
+
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. § 30, упр. 3, 4.
3. Л.о. «Разложение перманганата калия», «Разложение пероксида водорода»,
«Электролиз воды», «Получение углекислого газа реакцией карбоната натрия с соляной
кислотой».
Закрепление и контроль знаний:
1. Заполните пропуски:
В реакциях разложения _____ исходное вещество. В результате реакций разложения
образуется ____ и _____ простых или сложных веществ. При электролизе воды образуются
два простых вещества: ___ и ___.
Ответы: одно; два и более; кислород и водород.
2. Расставьте коэффициенты только в реакциях разложения.
Cr→ 2O3 + O2
CrO3
NO + O2
N2O
SO2 + O2
NO→
N→ 2 + O2
SO→ 3
2 →
MgO + CO
MgCO3
→
Cu(OH)2
CuO + H
→
BaO + SO2
BaSO
3
Na→ 2SO4
Na2SO3 + O2
2
2O
Ответы:
4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2
2N2O = 2N2 + O2
MgCO3 = MgO + CO2
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Рефлексия и подведение итогов:
1. Пополнилась ли сегодня ваша «копилка» знаний?
2. Если «да», то какие знания вы сегодня приобрели?
Домашнее задание:
I уровень: § 30, упр. 1, 6;
II уровень: тоже + упр. 2, 5.
План урока на тему: "Реакции разложения", 8 класс.
План урока на тему: "Реакции разложения", 8 класс.
План урока на тему: "Реакции разложения", 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.