В ходе урока формируется представление о способности некоторых веществ соединяться с образованием сложных веществ, школьники учатся на примерах реакций раскрыть сущность реакций соединения; дается понятие о каталитических и некаталитических реакциях, обратимых и необратимых реакций, ферментативных реакциях; совершенствуются умения сравнивать вещества по составу составлять уравнения химических реакций;
Тема урока: Реакции соединения.
Задачи:
1. сформировать представление о способности некоторых веществ соединяться с
образованием сложных веществ, на примерах реакций раскрыть сущность реакций
соединения;
2. дать понятие о каталитических и некаталитических реакциях, обратимых и
необратимых реакций, ферментативных реакциях;
3. совершенствовать умения сравнивать вещества по составу, умения составлять
уравнения химических реакций;
4. воспитывать бережное отношение к себе и друг другу.
Мотивация и целеполагание:
Как вы думаете, чем отличаются реакции разложения от реакций соединения? Сравните
схемы и объясните.
+
Изучение нового материала:
→ SO2
В реакциях соединения, в отличие от реакций разложения, происходит образование
одного сложного вещества из одного или нескольких исходных.
Рассмотрим эти реакции с помощью цепочек переходов. Запишем схему перехода:
→ H2SO3. Сера превращается в оксид серы (IV), который затем превращается в
S
сернистую кислоту. Число стрелок в цепочке превращений показывает число химических
реакций. Первый процесс – это превращение серы в оксид серы (IV). Для этого запишем
→ SO2. Если в ложечке сжечь серу, то она
реакцию соединения серы с кислородом: S + O2
горит синим пламенем с образованием сернистого газа, об этом можно судить по
появлению запаха жженой серы. Если в колбу с образовавшимся сернистым газом добавить
воды, то дым исчезает. К этому раствору можно добавить лакмуса и он окрасится в
красный цвет, что является доказательством образования сернистой кислоты: SO2 + H2O →
H2SO3.
Все рассмотренные реакции протекали без участия катализатора, поэтому их
называют некаталитическими. Кроме того, все эти реакции протекают в одном
направлении, т.е. они являются необратимыми.
В первой реакции из двух простых веществ образовалось одно сложное, во второй
реакции – из двух сложных веществ – одно сложное. Одно сложное вещество может
образоваться и при взаимодействии одного сложного и одного простого, как в реакции
2↔ SO3. Эта реакция является
образования оксида серы (VI) и оксида серы (IV): 2SO2 + O2
обратимой, т.е. протекает как в прямом направлении с образованием продукта реакции и в
обратном направлении, когда из конечного продукта образуются исходные вещества.
Условно обратимые реакции обозначают с помощью знака обратимости.В реакции образования оксида серы (VI) участвует катализатор V2O5, который
Поэтому реакции, протекающие одновременно в двух противоположных
направлениях, называют обратимыми.
указывают над знаком обратимости, поэтому эта реакция является каталитической.
Поэтому, если реакции протекают с участием катализатора, то они называются
каталитическими, если реакции протекают без участия катализатора, то такие реакции
называются некаталитическими, если реакции протекают с участием биологических
катализаторов – ферментов, то такие реакции называются ферментативными.
веществ, но и из трех, как в реакции получения азотной кислоты:
В реакциях соединения сложное вещество может образоваться не только из двух
4NO2 + O2 + 2H2O
4→ HNO3.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. §31, упр. 4, 6, 7, 8.
3. Лабораторный опыт «Прокаливание меди в пламени спиртовки».
Закрепление и контроль знаний:
1. Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам:
→
NaOH
→ H3PO4
→ Ba(OH)2
H→ 2CO3
→ P2O5
→ BaO
CO→ 2
Na→ 2O
а) P
б) Ba
в) C
г) Na
Ответы:
а) 4P + 5O2 = 2P2O5, P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
б) 2Ba + O2 = 2BaO, BaO + H2O = Ba(OH)2
в) C + O2 = CO2, CO2 + H2O = H2CO3
г) 4Na + O2 = 2Na2O, Na2O + H2O = 2NaOH
2. Расставьте коэффициенты в реакциях соединения:
2;
→ H3PO4;
→ KNO2 + O2;
→
MgO + CO
P→ 2S3;
N→ 2 + O2;
3;
NH→
Fe→ 3O4;
H→ 2 + Cl2.
а) PH3 + O2
б) KNO3
в) MgCO3
г) P4 + S
д) N2O
е) H2 + N2
ж) Fe + O2
з) HCl
Ответы:
а) PH3 + 2O2
г) P4 + 6S
е) 3H2 + N2
ж) 3Fe + 2O2
→ H3PO4;
2P→ 2S3;
2NH→
3;
→ Fe3O4;Рефлексия и подведение итогов:
Как вы оцениваете уровень своих знаний?
Если вы сегодня хорошо усвоили материал, то ответьте себе на вопрос: «Каковы
исходные вещества и каковы продукты реакции в реакциях соединения?»
Домашнее задание:
I уровень: §31, упр. 1, 2, 3;
II уровень: тоже + упр. 5.