Предлагаемый материал может быть использован у качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе при изучении солей. Материал может быть использован в любом УМК по химии. В ходе данного урока формируется понятие о солях, их номенклатуре, классификации, применении; учащиеся учится составлять формулы солей.
Соли.docx
Тема урока: Соли.
Задачи:
1. сформировать понятие о солях, их номенклатуре, классификации, применении;
2. научить составлять формулы солей;
3. развитие умений наблюдать, делать выводы;
4. воспитывать чувство ответственности.
Мотивация и целеполагание:
С солью люди знакомы еще из глубокой древности. Значение соли отражено во
многих пословицах и поговорках: «Хлеб да соль» — такое пожелания использовали люди
во время приема пищи, в этом выражении подчеркивалось значение соли наравне с хлебом.
Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской души. Говорят: «Чтобы
узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, двое людей за 2 года съедают
пуд соли (16 кг). Каждый человек в год потребляет 3 – 5,5 кг соли.
Илецк, Усолье, СолтЛейкСити, Солтвиль, Зальцбург и др.
Соли образуют мощные отложения в земной коре. В СольИлецке, толщина пласта
соли превышает 1,5 км. Огромное количество соли содержится в воде морей и океанов.
Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать сушу земного шара
слоем 130 м. Во многих странах Азии и Африки соль добывают из соляных озер, а в
европейских странах – из соляных шахт.
В названиях многих городов и поселков присутствует слово соль: Соликамск, Соль
Соли могут иметь различную окраску: голубую, синюю, фиолетовую розовую и т.д.
Некоторые озера имеют окраску изза присутствия в них окрашенных солей. Например:
Розовое, Красное, Малиновое.
Изучение нового материала:
Слово «соль» мы часто используем в повседневной жизни, а в химии соли – сложные
вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
Видите, по составу соли схожи с кислотами, но в кислотах атом водорода и
кислотный остаток, в солях – ион металла и кислотный остаток. Поэтому соли являются
продуктами замещения атомов водорода в кислоте на ионы металла. Например,
поваренная соль – NaCl – продукт замещения атома водорода в соляной кислоте – HCl – на
ион натрия. Заряд иона натрия 1+, хлора 1, т.к. соединение электронейтрально, то
формула поваренной соли – Na+Cl. Все соли делятся на средние соли и кислые. В состав
средней соли входят ионы металла и кислотного остатка, кислые соли состоят из ионов
металла и кислотного остатка, содержащего 1 или 2 иона водорода. Посмотрите, NaNO3,
K2CO3 – средние соли, а NaHSO4, KH2PO4 – кислые соли. Кислые соли образуют только
многоосновные кислоты (демонстрация образцов солей).
Если нужно вывести формулу хлорида кальция, то поступают следующим образом,
обозначают заряды ионов, из которых состоит соль – Ca2+, Cl1. Заряд иона кальция 2+, т.к.
это металл II A группы, у хлора заряд 1, т.к. в соляной кислоте заряд иона хлора 1.
Находим наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов кальция и хлора,
т.е. 2 и 1, оно равно 2. Находим индексы, разделив наименьшее общее кратное на величины
зарядов: 2 делим на 2 = 1. Индекс у кальция 1, он не пишется, 2 делим на 1 = 2, значит,
индекс у хлора 2. Записываем формулу: CaCl2.
Аналогично выводят формулы солей кислородсодержащих кислот. Выведем
формулу фосфата бария – бариевой соли фосфорной кислоты. Обозначаем заряды ионов, из которых состоит соль, т.е. у Ва будет 2+, т.к. это металл II A группы, у РО4 – кислотного
остатка фосфорной кислоты будет 3, т.к. в составе кислоты 3 атома водорода. Находим
наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов бария и фосфатиона.
Наименьшее общее кратное 6, 6 делим на 2 = 3, значит, индекс у бария 3, индекс у фосфат
иона будет 2, т.к. 6 делим на 3 = 2. Отсюда, формула будет иметь вид – Вa3(PO4)2.
Для того чтобы дать название солей, поступают следующим образом: сначала
называют ион кислотного остатка в именительном падеже, затем ион металла в
родительном падеже. Если металл имеет переменную степень окисления, то при названии
солей в скобках римскими цифрами указывают численное значение степени окисления.
Например, соль Al2(SO4)3 называется сульфат алюминия, т.к. кислотный остаток серной
кислоты – SO4
2 имеет название – сульфат. Назовем соль Fe(NO3)3. Название начинаем с
иона кислотного остатка – остаток азотной кислоты называется нитрат, добавляем
название иона металла. Получается нитрат железа, т.к. железо имеет переменную степень
окисления, то в скобках указываем численное значение степени окисления. В данном
случае, степень окисления железа +3, поэтому соль называется нитрат железа (III).
По растворимости в воде соли делят на: растворимые в воде, малорастворимые и
нерастворимые. Для того чтобы определить растворима или нерастворима соль в воде,
используют таблицы растворимости. Если на пересечении иона металла и кислотного
остатка стоит буква «Р», значит, соль растворима в воде, если на пересечении стоит буква
«М», значит, соль малорастворима, если буква «Н», то нерастворима. Из таблицы видно,
что соли азотной кислоты – нитраты, все растворимы, почти все соли соляной кислоты –
хлориды тоже растворимы, за исключением AgCl, PbCl2. Растворимы соли натрия и калия.
Растворимы все соли серной кислоты – сульфаты, кроме BaSO4, PbSO4, CaSO4, Ag2SO4.
Нерастворимы все фосфаты, силикаты, карбонаты, силикаты, сульфиды, кроме этих солей
для натрия и калия.
Рассмотрим несколько примеров солей.
Поваренная соль – NaCl – хлорид натрия, хорошо растворяется в воде, она очень
важна для человека, животных и растений: в крови создает условия для жизни красных
кровяных телец, в мышцах способствует возбудимости, в желудке образует соляную
кислоту. Хлорид натрия используют для получения натрия, хлора, соляной кислоты,
приготовления пищи, консервирования (см. рис. 66).
Карбонат кальция – СаСО3 нерастворимая в воде соль, из нее построены раковины
моллюсков, покровы раков, кораллы. Остатки коралловых полипов образуют атоллы и
коралловые рифы. Наиболее известен Большой Барьерный риф в Австралии. Их раковины
за много миллионов лет сформировали пласты соединений кальция – известняк (см. рис.
67, 68). Мрамор, используемый в строительстве, тоже имеет формулу СаСО3, как и мел,
который добывают из меловых гор или карьеров (см. рис. 69). Из известняка получают
негашеную и гашеную известь, которую используют в строительстве. Из карбоната кальция
строят свой скелет наземные животные. Мрамор идет на изготовление статуй, им отделаны
станции метро.
Фосфат кальция – Са3(РО4)2 нерастворим в воде. Это основная часть фосфоритов и
апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получить
высокие урожаи. Кроме того, фосфат кальция входит в состав костей животных.
Обобщение и систематизация знаний: 1. § 22, упр. 1.
2. Исключите лишнее:
CuSO4 K2CO3 BaCl2
NaCl Al(NO3)3 Al(NO3)3 K2SO4 KCl FeSO4
CaSO4 K3PO4 CaCO3
Al2(SO4)3 K2S Mg3(PO4)2
3. Составьте сходные пары: Fe(NO3)3, Na3PO4, H2CO3, H3PO4, K2CO3, HNO3.
Закрепление и контроль знаний:
1. Выпишите формулы солей и назовите их:
HNO3, CuCl2, CuO, Mg(NO3)2, KCl, K2O, CaCO3, HCl, Na2SO4, H2SO4, Na2O, H2CO3, MgO,
Ca3(PO4)2.
Ответ: CuCl2 – хлорид меди (II), Mg(NO3)2 – нитрат магния, KCl – хлорид калия, CaCO3
– карбонат кальция, Na2SO4 – сульфат натрия, Ca3(PO4)2 – фосфат кальция.
2. Назовите соли: Cu(NO3)2, ZnS, Al2(SO4)3, MgCO3, Na3PO4, Na2SO3, FeCl2, CaSO4, K3PO4,
Fe(NO3)3, MgS, BaSO4, MgSiO3, ZnSO3.
Ответ: Cu(NO3)2 – нитрат меди (II), ZnS – сульфид цинка, Al2(SO4)3 – сульфат алюминия,
MgCO3 – карбонат магния, Na3PO4 – фосфат натрия, Na2SO3 – сульфит натрия, FeCl2 –
хлорид железа (II), CaSO4 – сульфат кальция, K3PO4 – фосфат калия, Fe(NO3)3 – нитрат
железа (III), MgS – сульфид магния, BaSO4 – сульфат бария, MgSiO3 – силикат магния,
ZnSO3 – сульфит цинка.
3. Составьте формулы солей: нитрат алюминия, сульфид ртути (II), силикат натрия, хлорид
свинца (II), нитрат калия, сульфит меди (II), сульфат натрия, фосфат магния, карбонат
лития.
Ответ: Al(NO3)3, HgS, Na2SiO3, PbCl2, KNO3, CuSO3, Na2SO4, Mg3(PO4)2, Li2CO3.
4. Составьте формулы:
Mg.SO4, Mg.NO3., Mg.S., Mg.CO3, Mg.PO4.
Ответ: MgSO4, Mg(NO3)2, MgS, MgCO3, Mg3(PO4)2.
Рефлексия и подведение итогов урока:
Продолжи фразы. Очередные 45 минут: а) потеряны безвозвратно, т.к. ...; б) прошли с
пользой, т.к. …
Домашнее задание:
I уровень: § 22, упр. 2, 3;
II уровень: тоже + доклад на тему «Применение солей».
План урока на тему: "Соли". 8 класс.
План урока на тему: "Соли". 8 класс.
План урока на тему: "Соли". 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.