План урока на тему: "Соли". 8 класс.
Оценка 4.7

План урока на тему: "Соли". 8 класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
08.05.2017
План урока на тему: "Соли". 8 класс.
Предлагаемый материал может быть использован у качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе при изучении солей. Материал может быть использован в любом УМК по химии. В ходе данного урока формируется понятие о солях, их номенклатуре, классификации, применении; учащиеся учится составлять формулы солей.
Соли.docx
Тема урока: Соли. Задачи: 1. сформировать понятие о солях, их номенклатуре, классификации, применении; 2. научить составлять формулы солей; 3. развитие умений наблюдать, делать выводы; 4. воспитывать  чувство ответственности. Мотивация и целеполагание:     С солью люди  знакомы  еще  из  глубокой  древности.  Значение  соли  отражено  во многих пословицах и поговорках: «Хлеб да соль» — такое пожелания использовали люди во время приема пищи, в этом выражении подчеркивалось значение соли наравне с хлебом. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской души. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, двое людей за 2 года съедают пуд соли (16 кг). Каждый человек в год потребляет 3 – 5,5 кг соли.     Илецк, Усолье, Солт­Лейк­Сити, Солтвиль, Зальцбург и др.     Соли образуют мощные отложения в земной коре. В Соль­Илецке, толщина пласта соли превышает 1,5 км. Огромное количество соли содержится в воде морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать сушу земного шара слоем 130 м. Во многих странах Азии и Африки соль добывают из соляных озер, а в европейских странах – из соляных шахт. В названиях многих городов и поселков присутствует слово соль: Соликамск, Соль­ Соли могут иметь различную окраску: голубую, синюю, фиолетовую розовую и т.д. Некоторые озера имеют окраску из­за присутствия в них окрашенных солей. Например: Розовое, Красное, Малиновое. Изучение нового материала: Слово «соль» мы часто используем в повседневной жизни, а в химии соли – сложные        вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.         Видите,   по   составу   соли   схожи   с   кислотами,   но   в   кислотах   атом   водорода   и кислотный остаток, в солях – ион металла и кислотный остаток. Поэтому соли являются продуктами   замещения   атомов   водорода   в   кислоте   на   ионы   металла.       Например, поваренная соль – NaCl – продукт замещения атома водорода в соляной кислоте – HCl – на ион   натрия.   Заряд   иона   натрия   1+,   хлора   1­,   т.к.   соединение   электронейтрально,   то формула поваренной соли – Na+Cl­. Все соли делятся на средние соли и кислые. В состав средней соли входят ионы металла и кислотного остатка, кислые соли состоят из ионов металла и кислотного остатка, содержащего 1 или 2 иона водорода. Посмотрите, NaNO3, K2CO3  – средние соли, а  NaHSO4,  KH2PO4  – кислые соли. Кислые соли образуют только многоосновные кислоты (демонстрация образцов солей).     Если нужно вывести формулу хлорида кальция, то поступают следующим образом, обозначают заряды ионов, из которых состоит соль – Ca2+, Cl1­. Заряд иона кальция 2+, т.к. это металл  II  A  группы, у хлора заряд 1­, т.к. в соляной кислоте заряд иона хлора 1­. Находим наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов кальция и хлора, т.е. 2 и 1, оно равно 2. Находим индексы, разделив наименьшее общее кратное на величины зарядов: 2 делим на 2 = 1. Индекс у кальция 1, он не пишется, 2 делим на 1 = 2, значит, индекс у хлора 2. Записываем формулу: CaCl2.  Аналогично   выводят   формулы   солей   кислородсодержащих   кислот.   Выведем формулу фосфата бария – бариевой соли фосфорной кислоты. Обозначаем заряды ионов, из которых состоит соль, т.е. у Ва будет 2+, т.к. это металл II A группы, у РО4 – кислотного остатка фосфорной кислоты будет 3­, т.к. в составе кислоты 3 атома водорода. Находим наименьшее   общее   кратное   числовых   значений   зарядов   ионов   бария   и   фосфат­иона. Наименьшее общее кратное 6, 6 делим на 2 = 3, значит, индекс  у бария 3, индекс у фосфат­ иона будет 2, т.к. 6 делим на 3 = 2. Отсюда, формула будет иметь вид – Вa3(PO4)2.     Для   того   чтобы   дать   название   солей,   поступают   следующим   образом:   сначала называют   ион   кислотного   остатка   в   именительном   падеже,   затем   ион   металла   в родительном падеже. Если металл имеет переменную степень окисления, то при названии солей в скобках римскими цифрами указывают численное значение степени окисления. Например, соль  Al2(SO4)3  называется сульфат алюминия, т.к. кислотный остаток серной кислоты –  SO4 2­  имеет название – сульфат. Назовем соль  Fe(NO3)3. Название начинаем с иона   кислотного   остатка   –   остаток   азотной   кислоты   называется   нитрат,   добавляем название иона металла. Получается нитрат железа, т.к. железо имеет переменную степень окисления,   то   в   скобках   указываем   численное   значение   степени   окисления.   В   данном случае, степень окисления железа +3, поэтому соль называется нитрат железа (III).      По растворимости в воде соли делят на: растворимые в воде, малорастворимые и нерастворимые. Для того чтобы определить растворима или нерастворима соль в воде, используют   таблицы   растворимости.   Если   на   пересечении   иона   металла   и   кислотного остатка стоит буква «Р», значит, соль растворима в воде, если на пересечении стоит буква «М», значит, соль малорастворима, если буква «Н», то нерастворима. Из таблицы видно, что соли азотной кислоты – нитраты, все растворимы, почти все соли соляной кислоты – хлориды тоже растворимы, за исключением AgCl, PbCl2. Растворимы соли натрия и калия. Растворимы все соли серной кислоты – сульфаты, кроме  BaSO4,  PbSO4,  CaSO4,  Ag2SO4. Нерастворимы все фосфаты, силикаты, карбонаты, силикаты, сульфиды, кроме этих солей для натрия и калия.     Рассмотрим несколько примеров солей.        Поваренная соль –  NaCl  – хлорид натрия, хорошо растворяется в воде, она очень важна для человека, животных и растений: в крови создает условия для жизни красных кровяных   телец,   в   мышцах   способствует   возбудимости,   в   желудке   образует   соляную кислоту.   Хлорид   натрия   используют   для   получения   натрия,   хлора,   соляной   кислоты, приготовления пищи, консервирования (см. рис. 66).     Карбонат кальция – СаСО3 нерастворимая в воде соль, из нее построены раковины моллюсков,   покровы раков, кораллы. Остатки коралловых полипов образуют атоллы и коралловые рифы. Наиболее известен Большой Барьерный риф в Австралии. Их раковины за много миллионов лет сформировали пласты  соединений кальция – известняк (см. рис. 67, 68). Мрамор, используемый в строительстве, тоже имеет формулу СаСО3, как и мел, который добывают из меловых гор или карьеров (см. рис. 69). Из известняка получают негашеную и гашеную известь, которую используют в строительстве. Из карбоната кальция строят свой скелет наземные животные. Мрамор идет на изготовление статуй, им отделаны станции метро.     Фосфат кальция – Са3(РО4)2 нерастворим в воде. Это основная часть фосфоритов и апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получить высокие урожаи. Кроме того, фосфат кальция входит в состав костей животных. Обобщение и систематизация знаний: 1. § 22, упр. 1. 2. Исключите лишнее:  CuSO4                   K2CO3                 BaCl2 NaCl                     Al(NO3)3             Al(NO3)3 K2SO4                   KCl                      FeSO4 CaSO4                   K3PO4                  CaCO3 Al2(SO4)3               K2S                     Mg3(PO4)2          3. Составьте сходные пары: Fe(NO3)3, Na3PO4, H2CO3, H3PO4, K2CO3, HNO3. Закрепление и контроль знаний: 1. Выпишите формулы солей и назовите их:  HNO3, CuCl2, CuO, Mg(NO3)2, KCl, K2O, CaCO3, HCl, Na2SO4, H2SO4, Na2O, H2CO3, MgO, Ca3(PO4)2.    Ответ: CuCl2 – хлорид меди (II), Mg(NO3)2 – нитрат магния,  KCl – хлорид калия, CaCO3 – карбонат кальция, Na2SO4 – сульфат натрия,  Ca3(PO4)2 – фосфат кальция. 2. Назовите соли: Cu(NO3)2, ZnS, Al2(SO4)3, MgCO3, Na3PO4, Na2SO3, FeCl2, CaSO4, K3PO4, Fe(NO3)3, MgS, BaSO4, MgSiO3, ZnSO3.    Ответ: Cu(NO3)2 – нитрат меди (II), ZnS – сульфид цинка, Al2(SO4)3 – сульфат алюминия, MgCO3  –  карбонат  магния, Na3PO4  –  фосфат  натрия, Na2SO3  –  сульфит  натрия, FeCl2  – хлорид  железа  (II), CaSO4  –  сульфат  кальция, K3PO4  –  фосфат  калия, Fe(NO3)3  –  нитрат железа  (III), MgS –  сульфид  магния, BaSO4  –  сульфат  бария, MgSiO3  –  силикат  магния, ZnSO3 – сульфит цинка. 3. Составьте формулы солей: нитрат алюминия, сульфид ртути (II), силикат натрия, хлорид свинца (II), нитрат калия, сульфит меди (II), сульфат натрия, фосфат магния, карбонат лития.       Ответ: Al(NO3)3, HgS, Na2SiO3, PbCl2, KNO3, CuSO3, Na2SO4, Mg3(PO4)2, Li2CO3. 4. Составьте формулы:    Mg.SO4, Mg.NO3., Mg.S., Mg.CO3, Mg.PO4.    Ответ: MgSO4, Mg(NO3)2, MgS, MgCO3, Mg3(PO4)2. Рефлексия и подведение итогов урока:     Продолжи фразы.  Очередные 45 минут: а) потеряны безвозвратно, т.к. ...; б) прошли с пользой, т.к. … Домашнее задание:    I уровень: § 22, упр. 2, 3;    II уровень: тоже + доклад на тему «Применение солей».

План урока на тему: "Соли". 8 класс.

План урока на тему: "Соли". 8 класс.

План урока на тему: "Соли". 8 класс.

План урока на тему: "Соли". 8 класс.

План урока на тему: "Соли". 8 класс.

План урока на тему: "Соли". 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017