В ходе представленного урока химии для 8 класса обобщается и систематизируется известный учащимся материал об основаниях; формируются представления у учащихся о свойствах оснований в свете теории электролитической диссоциации, о разложении нерастворимых оснований при нагревании; развиваются практические умения работы с реактивами и лабораторным оборудованием, совершенствуется умение делать выводы и обобщать; воспитывается бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тема урока: Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи:
1. обобщить и систематизировать известный учащимся материал об основаниях;
2. сформировать представления у учащихся о свойствах оснований в свете теории
электролитической диссоциации, о разложении нерастворимых оснований при
нагревании;
3. развивать практические умения работы с реактивами и лабораторным
оборудованием, совершенствовать умения делать выводы и обобщать;
4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Мотивация и целеполагание:
Лакмус … в кислоте,
В щёлочи он …,
… в воде.
Вот какой красивый!
Фенолфталеин безразличен к воде,
Так же ведёт он себя в …
А если к щёлочи прилить?
Ему … тут быть.
Ах, метилоранж прекрасный,
В кислоте такой он …
Только щёлочи прильём,
Сразу станет … он.
Изучение нового материала:
Прежде, чем изучать свойства оснований, давайте с вами вспомним классификацию
оснований по нескольким признакам (см. табл. 11). По растворимости в воде основания
делятся на растворимые в воде, или щёлочи, к ним относятся гидроксиды металлов I A
группы главной подгруппы и гидроксиды металлов II A группы главной подгруппы, таких
как Ca, Sr, Ba. Все остальные основания являются нерастворимыми в воде. В зависимости
от степени электролитической диссоциации различают сильные основания, к ним относятся
щёлочи, степень диссоциации этих оснований стремиться к единице. К слабым основаниям
относятся основания, степень диссоциации которых стремиться к нулю, к таким
основаниям относятся нерастворимые в воде основания, водный раствор аммиака (NH3 ∙
H2O). По числу гидроксогрупп основания делятся на однокислотные, у которых одна
группа ОН, например, NaOH, KOH, LiOH. Двукислотные, у которых две группы ОН,
например, Ca(OH)2, Mg(OH)2, Cu(OH)2.
Все основания по агрегатному состоянию являются твёрдыми веществами,
имеющими различную окраску. Исключение составляет только раствор аммиака в воде,
представляющий собой всем известный нашатырный спирт. Это основание, в отличие от
других, содержит не катион металла, а катион аммония (NH4
+) и существует только в
растворе. Он легко разлагается на аммиак и воду.
NH3 ∙ H2O
голубую окраску, Ni(OH)2 – зелёную окраску, а Fe(OH)3 – краснобурую окраску.
Вспомните, основания – это электролиты, при диссоциации которых в качестве
катионов выступают катионы металла (или аммония), а в качестве анионов – гидроксид
Такое основание, как гидроксид кальция (Са(ОН)2) имеет белую окраску, Cu(OH)2 –
+ ↑ H2O
↔ NH3Наличие группы ОН обуславливает ряд общих свойств оснований: мыльность на
ионы. Число групп ОН равно степени окисления металла. Если степень окисления металла
+1, значит, в составе основания будет 1 группа ОН, например NaOH, 1 группа ОН, т.к.
степень окисления металла натрия +1, или Ba(OH)2, в составе данного основания 2 группы
ОН, т.к. у металла бария степень окисления +2.
ощупь, изменение окраски индикаторов и др.
Основания, в частности щёлочи, изменяют окраску индикаторов, т.к. при
диссоциации образуют гидроксидионы. В присутствии щелочей лакмус изменяет свою
окраску на синюю, метиловый оранжевый – на желтую, фенолфталеин – на малиновую.
NaOH = Na+ + OH
Основания вступают в реакцию с кислотами. Эти реакции относятся к реакциям
обмена. В результате чего образуется соль и вода. Вспомните, если мы в стакан с
гидроксидом натрия добавим несколько капель фенолфталеина, то раствор щёлочи
окрасится в малиновый цвет, а затем сюда же добавим раствор соляной кислоты, то
малиновая окраска исчезает. Окраска исчезает, т.к. в результате этой реакции образуется
соль и вода. Образование соли можно легко подтвердить: если мы на предметное стекло
капнем несколько капель раствора и выпарим, то на стекле появятся кристаллы соли.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
ОН + Н+ = Н2О
Аналогично, и нерастворимые основания реагируют с кислотами. Получим,
например, нерастворимое основание – гидроксид железа (III). Для этого, в раствор
сульфата железа (III) добавим несколько капель гидроксида калия, при этом образуется
осадок бурого цвета – это гидроксид железа (III). К этому нерастворимому основанию
добавим соляной кислоты, осадок растворяется, т.к. образуется соль и вода. Если мы этот
раствор соли поместим на предметное стекло и выпарим, то на стекле появятся кристаллы
жёлтого цвета – это кристаллы соли хлорида железа (III).
Fe2(SO4)3 + 6КOH = 2Fe(OH)3
Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
+ 3↓ К2SO4
Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
→ H2SO4), оксиду фосфора (V) – фосфорная кислота (P2O5
Щёлочи реагируют и с оксидами неметаллов. Каждому оксиду неметалла соответствует
→ HNO3), оксиду
своя кислота, так оксиду азота (V) соответствует азотная кислота (N2O5
→ H2SO3), оксиду серы (VI) соответствует серная
серы (IV) – сернистая кислота (SO2
→ H3PO4), оксиду
кислота (SO3
→ H2CO3) и т.д. Поэтому в реакциях щелочей с
углерода (IV) – угольная кислота (CO2
оксидами неметаллов образуются соли соответствующих кислот и вода (см. рис. 141).
Вспомните качественную реакцию на углекислый газ: известковая вода реагирует с
углекислым газом, в результате чего происходит помутнение известковой воды, вследствие
образования карбоната кальция.
2О
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3
+ Н↓
Са2+ + 2ОН + СО2 = СаСО3
Эта реакция относится к реакциям обмена.
Щёлочи вступают в реакцию обмена с солями, при этом образуется новая соль и
новое основание, но при этом, должны выполняться определённые условия, т.е. должен
образоваться осадок или слабый электролит (см. рис. 142). Проведём эксперимент, для
этого нальём в первую пробирку гидроксида натрия и хлорида аммония, во вторую –
гидроксида калия и сульфата железа (III), а в третью – гидроксида натрия и хлорида
бария. Содержимое первой пробирки нагреем. В результате появляется резкий запах
аммиака. Во второй пробирке образуется осадок бурого цвета, а в третьей пробирке
изменений не произошло. Т.о. в двух пробирках реакция прошла, т.к. выполнялись условия:
образуется осадок или слабый электролит.
+ Н↓
2О+ ↑ H2O
+ = NH3
+ ↑ H2O
NaOH + NH4Cl = NaCl + NH3
OH + NH4
6KOH + Fe2(SO4)3 = 3K2SO4 + 2Fe(OH)3↓
6OH + 2Fe3+ = 2Fe(OH)3↓
NaOH + BaCl2 ≠
Все нерастворимые основания при нагревании разлагаются на оксид металла и воду.
Щёлочи этой способностью не обладают (см. рис. 143). Например, гидроксид железа (II)
разлагается на оксид железа (II) и воду.
Fe(OH)2 = FeO + H2O
Для подтверждения этого свойства получим нерастворимое основание гидроксида
меди (II), а затем нагреем его. Для этого, в две пробирки нальём раствора сульфата меди
(II), затем сюда же добавим несколько капель гидроксида натрия. У нас образуется осадок
голубого цвета. Это гидроксид меди (II).
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2
2SO4
↓
+ Na
Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2↓
Если в одну из пробирок с осадком гидроксида меди (II) добавить раствора соляной
кислоты, то осадок растворяется. В результате образуется соль и вода. В этом можно
убедиться, если несколько капель раствора капнуть на предметное стекло и выпарить, то
на стекле появляются кристаллы соли.
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Нагреем пробирку с гидроксидом меди (II). В результате образуется вещество
черного цвета – это оксид меди (II). Образуется оксид меди (II), т.к. нерастворимые
основания при нагревании разлагаются на оксид металла и воду.
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
На какие группы делятся основания?
Что такое «щёлочь»?
Какими общими свойствами обладают все щёлочи?
Чем определяется общность их свойств?
Чем отличаются по свойствам растворимые основания от нерастворимых?
Почему реакцию нейтрализации между щёлочью и кислотой следует проводить в
присутствии индикатора?
Какими общими свойствами обладают все основания?
2. Лабораторный опыт.
3. §40, упр. 1, 2.
Закрепление и контроль знаний:
1. Закончите схемы возможных реакций, укажите их тип:
а) SO3 + NaOH
б) SO3 + Fe(OH)3
…;→
…;→в) HCl + KOH
г) HCl + Fe(OH)2
…;→
…;→
д) KOH
t
→ …;
е) Fe(OH)3
t
→ …;
ж) FeCl3 = NaOH
…→
Ответ:
а) SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O (реакция обмена)
б) 3SO3 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + 3H2O (реакция обмена)
в) HCl + KOH = KCl + H2O (реакция обмена, нейтрализации)
г) 2HCl + Fe(OH)2 = FeCl2 + 2H2O (реакция обмена)
д) KOH ≠
е) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O (реакция разложения)
ж) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3
+ 3↓ NaCl (реакция обмена).
2. Рассчитайте массу образующейся соли при реакции азотной кислоты массой 21,6 г с
гидроксидом цинка.
Дано:
m(Zn(OH)2) = 21,6 г
m(Zn(NO3)2) ?
Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O
1 моль
Решение:
1 моль
M(Zn(OH)2) = 65 + 32 + 2 = 99 г/моль
m
M ; n(Zn(OH)2) = 21,6/99 = 0,22 моль; n(Zn(OH)2) = n(Zn(NO3)2) = 0,22 моль;
n =
М((Zn(NO3)2) = 65 + 28 + 16 ∙ 6 = 189 г/моль; m = n ∙ M; m(Zn(NO3)2) = 0,22 ∙ 189 = 41,58 г.
Ответ: m(Zn(NO3)2) = 41,58 г.
Рефлексия и подведение итогов:
Что нового вы сегодня узнали об основаниях?
Какие практические умения вам понадобились на уроке?
Осуществите самооценку уровня усвоения учебного материала в баллах.
Домашнее задание:
I уровень: §40, упр. 3, 5, 6;
II уровень: тоже + упр. 4.