Предлагаемый материал представляет собой опорный план для проведения урока химии в 8 классе при изучении строения электронных оболочек атомов. Материал может быть использован при изучении темы в любом УМК по химии. В ходе урока даются основные представления об электроне, электронном строении атома; формируются представления об энергетическом уровне и электронном облаке.
Тема урока: Строение электронных оболочек атомов.
Задачи:
1. дать основные представления об электроне, электронном строении атома;
2. сформировать представление об энергетическом уровне и электронном облаке;
3. продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
4. воспитывать чувство взаимопомощи.
Мотивация и целеполагание:
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусство, знания, войны, троны
И память сорока веков.
Изучение нового материала:
Прежде, чем мы узнаем, что такое электронная оболочка атома, давайте вспомним,
из чего состоит атом. Помните планетарную модель строения атома, согласно которой, в
центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются
отрицательно заряженные электроны, подобно тому, как вращаются планеты вокруг
Солнца.
Электроны, двигаясь вокруг ядра, в совокупности образуют электронную оболочку
атома. Сколько электронов в атоме, столько их и образует электронную оболочку. Вы
помните, что число электронов в атоме равно числу протонов в ядре и соответствует
порядковому номеру элемента.
Запомните, что электроны двигаются в определенном порядке и различаются своей
энергией. Электроны с маленьким запасом энергии расположены ближе к ядру, они связаны
крепко с ядром и их тяжелее вырвать из электронной оболочки. А вот электроны с
большим запасом энергии, напротив, находятся дальше от ядра, слабо с ним связаны,
поэтому их легче оторвать (см. рис. 38).
Не смотря на это, в атоме находятся электроны, которые имеют близкие значения
энергии. Эти электроны образуют электронные слои или еще их называют энергетические
уровни.
Чтобы определить число энергетических уровней, достаточно знать номер периода,
в котором находится данный элемент. Например, у азота семь электронов в атоме, и два
энергетических уровня. Теперь распределим эти семь электронов по уровням. Получается
на первом их 2, а на втором – оставшиеся 5.
Максимальное число электронов на энергетическом уровне определяется по
формуле: 2n2, где n – номер периода. Если подставить значения первых трех периодов, то
у нас получится, что максимально на первом энергетическом уровне возможно только 2
электрона, на втором – 8, на третьем – 18.
Нужно запомнить, что число электронов на внешнем энергетическом уровне для
элементов главных подгрупп равно номеру группы.
Попробуем разобраться со всем этим на примере атома натрия. Ядро атома натрия
имеет заряд +11, т.е. и электронов в атоме тоже 11. Натрий находится в третьем периоде,
значит, у него три энергетических уровня, которые мы будем изображать в виде скобки ).
Это записывают с помощью электронной формулы следующим образом: 11Na 2ē, 8ē, 1ē. И
так, мы видим, на первом уровне 2 электрона (это максимально), на втором – 8 (больше
быть не может), а на третий остается один электрон. Вот этот электрон и будет электроном
внешнего энергетического уровня. Натрий – элемент главной подгруппы I группы, поэтому
число электронов на внешнем уровне равно номеру группы, т.е. единице.Двигаясь, электроны образуют своеобразный рисунок, так называемое электронное
облако, которое можно еще назвать орбиталью. Запомните, что электронное облако, или
орбиталь – пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение данного
электрона.
На всех энергетических уровнях есть sорбитали, они сферической формы и она
только одна, на втором уровне уже появляются pорбитали, которые имеют форму
гантели, их всего три. На каждой орбитали максимально может находится не более двух
электронов, следовательно на sорбитали – их два, на рорбитали – шесть (см. рис. 39).
Для того чтобы записать электронную формулу атома, для обозначения уровня
используют арабские цифры, орбитали соответственно буквами s и р, а число электронов
данной орбитали – арабской цифрой сверху справа над буквой орбитали. Например, азот
будет иметь электронную формулу 1s22s22p3.
Надо понимать, что если элементы имеют одинаковое число электронов на внешнем
уровне, значит, у них будут схожие свойства. Вспомните, благородные газы – инертны, не
вступают в химические реакции, ведь у них, кроме гелия, восемь электронов на внешнем
уровне, который считается завершенным. Вот почему они все инертны.
Обобщение и систематизация знаний:
1. §9, упр. 3, 5.
2. Как электроны движутся в атомах? Каков смысл понятия «электронное облако»?
3. В чем физический смысл номера периода?
4. Какое максимальное число электронов может находиться на внешнем электронном
слое атома
Закрепление и первичный контроль:
1. Укажите, какие элементы имеют следующее распределение электронов по
электронным слоям:
2ē, 3ē; 2ē, 6ē; 2ē, 8ē, 8ē.
2. Сколько электронов на внешнем слое атомов элементов, атомные номера которых 4,
15, 18? У кого из этих элементов электронный слой завершен?
3. Изобразите электронные схемы атомов: а) лития; б) натрия; в) алюминия; г)
кремния. В чем различие в строении атомов данных элементов?
4. Атом химического элемента имеет три электронных слоя и во внешнем слое пять
электронов. Какой это элемент? Изобразите распределение электронов по
электронным слоям у этого атома.
Ответ: т.к. у атома три электронных слоя, значит, он находится в третьем периоде, т.к.
пять электронов на внешнем уровне, значит, он находится в пятой группе. Находим его
по Периодической таблице – это фосфор (Р). Распределение электронов по слоям: 2ē,
8ē, 5ē.
5. Элемент №19 имеет следующее строение: заряд ядра ___; общее число электронов
___; число электронных слоев _____; электроны распределены по электронным
слоям так ____________________.
Ответы: +19; 19; 4; 2ē, 8ē, 8ē, 1ē.
Рефлексия и подведение итогов:
Какой ваш уровень знаний изученного?
а) высокий; б) средний; в) низкий. Почему?Домашнее задание:
I уровень: §9, упр. 1, 2, 4;
II уровень: тоже + упр. 7.