План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
Материал может быть использован пр проведении урока химии в 8 классе в качестве опорного плана по теме. Представленный план может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока повторяются основные типы реакций на примере химических свойств воды; продолжается развитие умений написания химических уравнений, определения типов реакций.
Типы химических реакций на примере свойств воды.docx
Тема урока: Типы химических реакций на примере свойств воды.
Задачи:
повторить основные типы реакций на примере химических свойств воды;
продолжить развитие умений написания химических уравнений, определения типов
реакций;
воспитывать у учащихся чувство адекватной самооценки.
Мотивация и целеполагание:
Вы знаете, что вода используется для тушения пожаров. Можно ли воспользоваться
водой для тушения пожара на складе, где хранится металл натрий?
Изучение нового материала:
Для воды характерна реакция разложения, ее еще называют электролизом воды. Она
протекает под действием электрического тока в специальном устройстве – электролизёре.
В результате образуется два газа – кислород и водород.
эл.ток
→
2Н2О
2Н2 + О↑ 2↑
Растения также разлагают воду в процессе фотосинтеза. Если веточку водного
растения элодеи поместить в специальный прибор и выставить на яркий свет, то уже через
10 15 мин начнет выделяться кислород, в результате разложения воды на свету, т.е.
происходит фотолиз воды (фотос – свет,
лизос – разложение) (см. рис. 112).
Образовавшийся водород вместе с углекислым газом в результате биохимических реакций
образует глюкозу. Совокупность всех этих реакций и называют процессом фотосинтеза. В
результате фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза и кислород.
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2↑
Для воды также характерны и реакции соединения. Если в фарфоровую чашечку
поместить несколько кусочков негашеной извести, а затем прилить к ним немного воды, то
когда вода впитается, над чашечкой появиться пар. Т.о. мы «погасили» негашеную известь
водой. В результате этой реакции образуется новое вещество – гашеная известь (см. рис.
113).
СаО + Н2О = Са(ОН)2
Все оксиды металлов I A группы главной подгруппы и металлы IIA группы: Ca, Ba,
Sr при взаимодействии с водой образуют щёлочи. Поэтому металлы I A группы главной
подгруппы называют щелочными металлами, а металлы II A группы, как Ba, Ca, Sr –
щелочноземельными.
При взаимодействии с водой оксидов неметаллов будут образовываться
соответствующие кислоты, где неметалл будет иметь туже степень окисления, как и в
оксиде. Например, в реакции оксида фосфора (V) образуется фосфорная кислота, в
которой степень окисления фосфора тоже +5.P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
Поэтому, основания и кислородсодержащие кислоты в химии называют
гидроксидами.
Запомните, вода реагирует с оксидами металлов и неметаллов только в том случае,
если образуется растворимый гидроксид. Например, с оксидом калия вода образует
растворимое основание – гидроксид калия, а вот с оксидом меди (II) вода не реагирует, т.к.
гидроксид меди (II) нерастворимое в воде основание. Аналогично и с оксидами
неметаллов: вода реагирует с оксидом серы (VI) с образованием серной кислоты, а с
оксидом кремния (IV) не реагирует, т.к. кремниевая кислота нерастворимая. K2O + H2O = 2KOH
CuO + H2O ≠
SO3 + H2O = H2SO4
SiO2 + H2O ≠
Реакции замещения идут тогда, когда с водой реагируют щелочные или щелочноземельные
металлы. При взаимодействии натрия с водой образуется щёлочь и водород (см. рис. 114).
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑
Эту реакцию можно наблюдать в следующем опыте: нальем в чашку Петри воды, добавим
туда несколько капель фенолфталеина. Затем поместим маленький кусочек натрия.
Кусочек натрия округляется, т.к. начинает плавиться изза образования большого
количества теплоты, «бегает» по поверхности воды, т.к. образующийся водород его
выталкивает, раствор при этом окрашивается в малиновый цвет, изза образования щёлочи.
Реакции обмена с участием воды – это реакции гидролиза. Если в таблице растворимости в
клетке стоит прочерк, т.е. вещество в таком случае в водной среде гидролизуется (гидро –
вода, лизос – разложение). Например, при гидролизе сульфида алюминия образуется
гидроксид алюминия – нерастворимое в воде основание и газ – сероводород.
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3
+ 3H↓
2S↑
При гидролизе карбида кальция образуется газ – ацетилен и щелочь – гидроксид кальция. В
этом легко убедиться, если воду добавить кусочек карбида кальция, то можно заметить
выделение газа ацетилена, если в образовавшийся раствор капнуть несколько капель
фенолфталеина, то он окрасится в малиновый цвет. Гидролиз протекает и в живых
организмах и составляет основу их жизнедеятельности, как гидролиз жиров и
белков.Поэтому вода не только самое важное вещество на планете, но и соединение,
обладающее разнообразными химическими свойствами.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
Какие вещества образуются при взаимодействии воды с оксидами неметаллов?
Какие металлы реагируют с водой?
Какие вещества образуется при взаимодействии металлов с водой?
Какие вещества образуются в реакциях воды с оксидами металлов?
С какими веществами реагирует вода?
Какие вещества при этом образуются?
К какому типу реакций относятся реакции взаимодействия воды с различными
веществами?
2. §34, упр. 1, 5.
Закрепление и контроль знаний:
1. Закончите уравнения химических реакций, укажите тип реакций. ;→
а) SO2 + H2O
;→
б) Ca + H2O
;→
в) H2O + P2O5
;→
г) Na + H2O
;→
д) BaO + H2O
;→
е) K2O + H2O
.→
ж) Al2S3 + H2O
Ответы:
а) SO2 + H2O = H2SO3; (реакция соединения)
б) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
в) 3H2O + P2O5 = 2H3PO4; (реакция соединения)
г) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
д) BaO + H2O = Ba(OH)2; (реакция соединения)
е) K2O + H2O = 2KOH; (реакция соединения)
ж) Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3
↑
↑
; (реакция замещения)
; (реакция замещения)
+ 3↓ H2S (реакция обмена)
↑
2. Запишите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
HCl
H→ 2
H→ 2O
→
NaOH
H2CO3
1. Ca + 2HCl = CaCl2 + H2↑
2. 2H2 + O2 = 2H2O
3. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑
4. H2O + CO2
↔ H2CO3
Рефлексия и подведение итогов:
1. Что нового о воде вы сегодня узнали?
2. Что на уроке вам понравилось (не понравилось) и почему?
Домашнее задание:
I уровень: §34, упр. 2, 3;
II уровень: тоже + упр. 4.
План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.