План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
обществознание
Взрослым
08.03.2018
Урок разработан по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма, умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории, гуманность, терпимость к другим нациями народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.
урок Этнические общности..docx
Тема занятия: Этнические общности.
Цели занятия:
Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность,
нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность
этноцентризма.
Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального
большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры.
Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории.
Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациями народностям,
интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей
Родине.
Тип занятия: изучение нового материала
Методы: элементы проблемного обучения, объяснение учителя, просмотр
презентаций, самостоятельная работа в рабочих листах, минидоклады
студентов.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа.
Связь с другими науками: история, право, география, история мировых
религий.
Ход занятия
1. Организация начала занятия
Проверка наличия студентов в группе и готовность их к занятию
Вступительное слово учителя
Легенда:
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к
мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой
черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза
его...
Затем мудрец обратился к чернокожему: А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как
сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его —
цвета солнца...
Черный и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина...
Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные,
желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки
музыки и песен чейто молодой голос:
Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(студенты высказывают предположения)
1.1. Сообщение темы и целей занятия
Тема нашего занятия: Этнические общности и межнациональные
конфликты (запишите тему занятия в рабочий лист урока)
Цель занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя,
народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность
этноцентризма.
Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального
большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры.
Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории.
Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациям, народностям, интерес
к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.
2. Мотивация студентов
Что такое «этнос»? (высказывания студентов)
Этнос исторически сложившаяся этническая общность — племя,
народность, нация (по словарю Ожегова)
общее название национальных образований: нации, народности и т.п.
Этнос
(по словарю Даля)
3. Изучение нового материала ( 25 минут)
Прочитайте в словаре понятие «этническая общность»
3.1 Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая
совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих
общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка,
психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также
осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от
других подобных образований.
3.2 Основные виды этнических общностей
Из этого понятия выделите основные составляющие этнической
общности?
Запишите их в рабочем листе под стрелками.
Задание: С помощью презентации, попробуем дать характеристику
этнических общностей (студенты записывают кратко в рабочих листах)
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии
(материнской или отцовской).
Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры,
осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных
представлений, обрядов.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей
территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми
экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес
кого самосознания.
Связь с историей
В VI VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию
Восточной Европы, заняли большую часть ВЕ равнины, на этой территории
проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне,
ильменские славяне, древляне…
Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает
значительное число родов и кланов В IX в.формируется государство у восточнославянских племен с центром в
г.Киеве – Киевская Русь.
В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.
Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё
ополчение для защиты государства. В военных походах воины были
объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из
рода русского» заявляли с гордостью
В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке,
возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди
престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя
единым целым.
Так постепенно складывалась древнерусская народность.
Народность складывается с появлением классов и государств. Данная
социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма.
Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло
государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более
тесную связь между людьми и этническими группами.
В результате моголотатарского нашествия в XIII в.древнерусская народность
была разобщена.
С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны
Киева на северовосток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в
зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую
культуру и язык .
Жители ЮгоЗападной и западной Руси оказались включены в состав
владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов
этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея
возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили
особенности местных диалектов, быта и культуры.
В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно
восстановила единство русских земель
Из некогда единой древнерусской народности формируется русская,
украинская . белорусская народности.
Позже с образование централизованного государства и развития
капиталистических отношение формируется нация русские. На базе
народностей формируется высший исторический тип этноса нации. 3.3 Межнациональные отношения в силу их многоаспектности
представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
отношения между разными национальностями внутри одного
государства;
отношения между разными нациямигосударствами.
Формы межнациональных отношений следующие: мирное сотрудничество и
этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкновение).
1. Мирное сотрудничество Разные этнические группы стихийно сме
шиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате
образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое
здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и
африканцеврабов.
2. Этническое поглощение Представляет собой почти полное растворение
одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны
мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример
мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например
Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики
растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них.
В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим исполь
зовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем,
закрывает книжные издательства и средства массовой информации.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание
многонационального государства, в котором соблюдаются права и
свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько
языков являются государственными, например, в Бельгии — французский,
датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский.
В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis —
множественный).
3.5 Межнациональные конфликты.
В современном мире практически не существует этнически однородных
государств.
Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится
сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не
всегда. Что такое межнациональный конфликт?
Запишите понятие в рабочем листе.
Межнациональный конфликт — это
одна из форм отношений между национальными общностями,
характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противо
стоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к
нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых
войн.
Основной причиной конфликтов, трений, различного рода
предубеждений между представителями разных национальностей
выступает этноцентризм.
3.6 Этноцентризм — совокупность неправильных представлений
(предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о
превосходстве первой.
Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность
либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные,
низкие, неэстетичные.
3.7 Типы межнациональных конфликтов. (минидоклады)
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) —это идеология и
политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических,
социальных, политических интересов, стремление к национальной
замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перераста
ющее в межнациональную вражду.
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена,
литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда»,
радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) —
политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва
ющая исключительность той или иной нации, противопоставление ее
интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей
неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает
вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
национальный экстремизм.
Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и
систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым,
национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание
жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое
уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой
войны.
4. Закрепление полученных знаний.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.