План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.8

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
обществознание
Взрослым
08.03.2018
План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
Урок разработан по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма, умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории, гуманность, терпимость к другим нациями народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.
урок Этнические общности..docx
Тема занятия: Этнические общности. Цели занятия:                                                                                                    Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность,  нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность  этноцентризма.                                                                                                           Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального  большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры.  Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории.  Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациями народностям,  интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей  Родине. Тип занятия: изучение нового материала Методы: элементы проблемного обучения, объяснение учителя, просмотр  презентаций, самостоятельная работа в рабочих листах, мини­доклады  студентов. Оборудование: ноутбук, мультимедиа. Связь с другими науками: история, право, география, история мировых  религий. Ход занятия 1. Организация начала занятия  Проверка наличия студентов в группе и готовность их  к занятию  Вступительное слово учителя   Легенда: Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: —  Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал: Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к  мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза  его... Затем мудрец обратился к чернокожему: А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как  сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его —  цвета солнца... Черный и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина...  Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные,  желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки  музыки и песен чей­то молодой голос: Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы  так скучно! Как  вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (студенты высказывают предположения) 1.1. Сообщение темы и целей занятия  Тема нашего занятия: Этнические общности и межнациональные  конфликты  (запишите тему занятия в рабочий лист урока) Цель занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя,  народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность  этноцентризма.                                                                                                           Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального  большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры.  Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории.  Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациям,  народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине. 2. Мотивация студентов  Что такое «этнос»? (высказывания студентов)  Этнос ­  исторически сложившаяся этническая общность — племя,  народность, нация (по словарю Ожегова)   ­ общее название национальных образований: нации, народности и т.п.  Этнос   (по словарю Даля) 3. Изучение нового материала ( 25 минут) Прочитайте в словаре  понятие «этническая общность»  3.1 Этническая общность — это  исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая  совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих  общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка,  психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также  осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от  других подобных образований.  3.2 Основные виды этнических общностей   Из этого понятия выделите основные составляющие этнической  общности? Запишите их  в рабочем листе под стрелками. Задание: С помощью презентации, попробуем дать характеристику  этнических общностей (студенты записывают кратко в рабочих листах)  Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии  (материнской или отцовской).  Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры,  осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных  представлений, обрядов.  Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей  территорией, языком, психическим складом, культурой.  Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми  экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес­ кого самосознания. Связь с историей В VI ­ VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию  Восточной Европы, заняли большую часть В­Е равнины, на этой территории  проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные  были поляне,  ильменские славяне, древляне… Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает  значительное число родов и кланов В IX  в.формируется государство у восточнославянских племен­ с центром в  г.Киеве – Киевская Русь. В конце X в. закончилось объединение  этих племен  в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя  каждое племя, отправляло своё  ополчение для защиты государства. В военных  походах воины были  объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из  рода русского» заявляли с гордостью В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке,  возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди  престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя  единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.                                 Народность складывается с появлением классов и государств. Данная  социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма.  Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло  государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более  тесную связь между людьми и этническими группами. В результате моголо­татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена. С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны  Киева на северо­восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в  зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую  культуру и язык . Жители Юго­Западной  и западной Руси оказались включены в состав  владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов  этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея  возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили  особенности местных диалектов, быта и культуры.  В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно  восстановила единство русских земель Из некогда единой древнерусской народности формируется русская,  украинская . белорусская народности.  Позже с образование централизованного государства и развития  капиталистических отношение формируется нация­ русские. На базе  народностей формируется высший исторический тип этноса ­ нации. 3.3 Межнациональные отношения в силу их многоаспектности  представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:   отношения между разными национальностями внутри одного  государства;   отношения между разными нациями­государствами.  Формы межнациональных отношений следующие: мирное сотрудничество и этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкновение).   1. Мирное сотрудничество ­ Разные этнические группы стихийно сме­ шиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате  образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.  Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое  здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и  африканцев­рабов. 2. Этническое поглощение ­ Представляет собой почти полное растворение  одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны  мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример  мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например  Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики  растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них.  В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим исполь­ зовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем,  закрывает книжные издательства и средства массовой информации. Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание  многонационального государства, в котором соблюдаются права и  свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько  языков являются государственными, например, в Бельгии — французский,  датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский.  В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis —  множественный).  3.5 Межнациональные конфликты.  В современном мире практически не существует этнически однородных  государств.  Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится  сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. Что такое межнациональный конфликт?   Запишите понятие в рабочем листе. Межнациональный конфликт — это  одна из форм отношений между национальными общностями,  характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противо­ стоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к  нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых  войн.  Основной причиной конфликтов, трений, различного рода  предубеждений между представителями разных национальностей  выступает этноцентризм.  3.6 Этноцентризм — совокупность неправильных представлений  (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о  превосходстве первой.  Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность  либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные,  низкие, неэстетичные.  3.7 Типы межнациональных конфликтов. (мини­доклады) Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) —это идеология и  политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических,  социальных, политических интересов, стремление к национальной  замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перераста­ ющее в межнациональную вражду.  Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда»,  радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) —  политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ ющая исключительность той или иной нации, противопоставление ее  интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей  неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает  вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий,  национальный экстремизм.  Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и  систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым,  национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание  жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое  уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой  войны.  4. Закрепление полученных знаний.  5. Рефлексия  6. Домашнее задание.  Приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018