Урок разработан по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: формирования умений осуществлять поиск, давать анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Тема урока: «Культура и цивилизация».
Цель урока:
создание условий для: формирования умений осуществлять поиск, давать анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития (ОК4), использовать информационно
коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК
5).
Обучающий компонент: определение основных понятий курса, поиск соотношений между
ними.
Развивающий компонент: совершенствование информационной, коммуникативной,
общекультурной компетентности студентов.
Воспитывающий компонент: освоение студентами компетенций личностного
самосовершенствования.
Тип урока:
по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся
теоретической базы и опыта;
по способу организации – лекция с элементами диалога.
Методы
по источнику передачи знаний (учебник А.Г. Важенин изд. Москва 2013.):
словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;
наглядные (демонстрация – мультимедийная презентация)
практические (заполнение сравнительной таблицы)
по характеру познавательной деятельности учащихся:
метод проблемного изложения, частичнопоисковый (эвристический), исследовательский.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: ноутбук.
Дидактические материалы: презентация Power Point.
Предполагаемый результат урока:
Студенты
получат общее представление о понятиях «культура» и «цивилизация»,
смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что такое
«культура», «цивилизация», соотношение этих понятий
сформируют общее представление о том, что значит «культурный», «цивилизованный».
овладеют основными умениями учебноисследовательской деятельности.Ход урока:
I. Вступительное слово
Содержание
Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня
мы с вами начинаем изучение одного из самых
интересных и насыщенных курсов – Мировая
Художественная Культура. У многих, я думаю, еще
в школе в расписании был этот предмет и вы знаете,
что входит в содержание этого предмета.
Конечно, многие из вас могут назвать великих
творцов – художников, архитекторов, музыкантов,
но достаточно ли тех знаний, что у вас есть? Можете
ли вы, например, назвать выдающихся художников
эпохи барокко? Определить,
кем созданы
представленные на первом слайде шедевры? Таким
образом, какова будет цель всего нашего курса?
Основная тема нашего вводного урока –
«Понятие о культуре» Как вы думаете, что мы
должны узнать на уроке?
Предмет, который мы будем изучать на уроках,
называется Мировая Художественная Культура. Как
вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках
изучения этого курса? Какие понятия, явления,
процессы изучать?
Какое понятие в нашем предмете является
ключевым? А что такое культура?
II. Целеполагание
Содержание
На этом уроке мы с вами должны освоить не
только понятие «культура», но и очень важное для
понимания основ понятие «цивилизация». Давайте
сформулируем задачи, которые должны реализовать
сегодня.
Для того, чтобы это сделать было проще, я
поместила несколько формулировок на слайд.
Давайте ознакомимся с ними и при необходимости
подкорректируем.
III. Лекция с элементами беседы.
Деятельность
учащихся
Сопровождение
Слайд 1
Ответы
Слайд 2
Обобщить
имеющиеся
знания,
обогатить свой
багаж знаний
Ответы
Деятельность
учащихся
Сопровождение
Слайды 34
Ответы
Работа с
материалами
слайда,
коррекция
информации.Деятельност
ь учащихся
Сопровождение
Слайд 5
Содержание
Определим, что такое культура.
В разные эпохи люди вкладывали в этот термин
разный смысл. Интерес к культуре, любовь к
искусству ни для кого не обязательны сегодня и
никогда не были обязательны в прошлом, но тем не
менее ни одно общество вне культуры существовать
не может. Даже если Вы представляете себе, что
культура – важное явление жизни, что она возникла
вместе с потребностью наших предков улучшить
свою жизнь, полезно все же уточнить это понятие.
Культура
– слово латинское (culture).
Первоначально означало возделывание земли. Но
уже в Древнем Риме появилось более ёмкое
толкование этого выражения – culture animi, в
переводе обработка, совершенствование души.
Позже слово культура начинает употребляться в
близких различных значениях:
воспитание,
образование, совершенствование, развитие.
В
современном
культура
употребляется с XVIII века.
значении
слово
В настоящее время существует более 350
определений культуры, претендующих на раскрытие
сущности данного понятия.
Прочитайте несколько определений, выберите
то, что наиболее полно, на ваш взгляд.
Культура
– совокупность достижений
общества в результате материального и
духовного развития человека.
Культура – это совокупность духовного опыта
человечества.
Культура – это созданная человеком часть
окружения.
Культура – это способ жизни, которому
следует общность или племя.
Культура – это общий и принятый способ
мышления.
Культура – это то, что отличает человека от
животного.
Культура
– это система символов,
разделяемых группой людей и передаваемых ею
следующим поколениям.
Во многих концепциях ХХ века культура
отождествлялась с цивилизацией. Это было вызвано
нежеланием разделять материальную и духовную
культуру, а точнее – выдвижением на первый план
материального начала при изучении культуры.
Принято рассматривать культуру в двух
Слайд 6
Ответы,
выбор в ходе
обсуждения
одного
понятия
(предположит
ельно 1), его
запись.основных формах – в материальной и духовной.
Материальная культура охватывает всю сферу
материальнопроизводственной
деятельности
человека и ее результат: орудия труда, жилище,
предметы быта, одежду, транспорт. Духовная
культура – сфера духовного производства и его
результаты: наука, нравственность, воспитание и
просвещение,
искусство,
фольклор, религия.
философия,
право,
Духовная культура – это прежде всего мир
науки и искусства. Это два лика человеческого
бытия. Возможно ли без них существование
человека?
Наука отражает мир в виде логических
Сегодня легко найти
понятий и законов.
доказательства научнотехнического прогресса.
А какова роль искусства в жизни человека?
Является ли оно инструментом познания мира?
Художник передает нам своё понимание мира,
своё отношение к нему.
Искусство – это опыт личной жизни,
рассказанный в образах и ощущениях.
Искусство создает свою модель мира через
художественный образ.
Искусство – средство
познания мира, но в отличие от науки – это
целостное, образное отражение мира.
Ученый обращается к разуму человека,
открытые им формулы бесстрастны. В них не
отразились сомнения, разочарования поиска и
радость открытия. Личность ученого не наложила на
них своей отпечатки.
Художник, творец искусства, обращается
сначала к сердцу человека. Произведения искусства
всегда несут в себе переживания творца, его взгляд
на мир, на свое место в нем. Поэтому так велика
сила воздействия искусства на людей: оно
пробуждает в человеке ответное чувство.
Вобрав в себя опыт духовной жизни многих
поколений, искусство помогает нам понять других
людей, самих себя, помогает создать свой идеал,
видеть и утверждать красоту.
Содержание
Культура и цивилизация
Как определение культуры не давало полной
картины того, что имелось в виду под стоящим за
ним понятием, так и определение цивилизации, хоть
и в меньшей степени, но требует существенных
Деятельност
ь учащихся
Сопровождение
Слайд 7уточнений. И хотя эти два понятия – культура и
цивилизация – достаточно жестко разграничены, но
ни в коей мере нельзя предполагать наличия четкой
границы между ними. Чем ближе они соприкасаются
и даже взаимопроникают друг в друга, тем с
большим основанием мы можем говорить о высоком
уровне как культуры, так и цивилизации.
Что такое «цивилизация»? Как вы
объясните это понятие?
Цивилизация как термин и как явление имеет
свою историю. Появились слово civis (гражданин) и
однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и
отличия городского жителя от сельского. Позже
среди слов этой группы появляются значения,
указывающие на принадлежность к городу.
Сравнивая это понятие с термином культура,
можно прийти к выводу, что это несколько
«жесткое» по содержанию явление, в существовании
которого более значительную роль играют внешние
факторы.
Мы попробуем в ходе лекции разобраться,
каковы основные отличия культуры от
цивилизации. Как бы вы заполнили эту таблицу на
данном этапе?
Что ж,
давайте проверим наши
предположения, порассуждаем.
В научный контекст слово цивилизация (как и
культура) приходит в XVIII веке и долгое время
употреблялось как тождественное.
Слово
цивилизация используется часто и для обозначения
определенной ступени общественного развития
(например, античная цивилизация). В марксистской
литературе под «цивилизацией» понималась просто
материальная культура.
Слайд 8
Существенно новое в интерпретацию термина
цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал
его как характеристику состояния общества,
которое достигло заключительной стадии развития и
утратило способность к дальнейшему саморазвитию.
Он определил цивилизацию как совокупность норм,
правил,
и
воспроизводимых в практической деятельности
человеком, важнейших элементов быта, технических
достижений, имеющих своей целью удовлетворение
(преимущественно
основных
материальных),
изменяющихся
потребностей людей.
постоянно
обществом
жизненных
выработанных
Цивилизация – это в определенном смысле
упадок, деградация культуры, которая выражается
не в физических, (материальных) разрушениях, а ввыхолащивании из нее духовного начала.
Итак,
цивилизация функциональна,
она
полезна,
в то время как культура в целом
бесполезна. Человек, как это ни печально, вполне
может обойтись без слушания гениальной музыки,
без чтения книг, но при этом он должен выполнять
хотя бы элементарные требования гигиены,
соблюдать, пусть минимум, правил общественного
поведения.
Следующая характеристика цивилизации – это
единство требований, предъявляемых ко всем
членам общества, – а это усреднение, унификация,
стандартизация. Чем в большей степени население
данной страны подчиняется существующим в ней
законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.
это уникальность и
неповторимость. Здесь не может быть ничего
одинакового, копирующего. Каждое явление
культуры неповторимо само по себе. Но плюс к
этому оно неповторимо и по тому, как оно
воспринимается, переживается, оценивается.
Культура
–
Что же возникло раньше – культура или
цивилизация?
Существует мнение, что человек начинает свою
жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры.
Первобытный человек – это творец, изобретатель.
Открытие огня,
какойнибудь
костяной иглы – это уже достижения культуры.
Однако когда огнем стали пользоваться все члены
племени, когда началось массовое производство
каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда,
условно говоря, и началась цивилизация.
бронзы,
даже
Культура – это творчество, открытие,
уникальность. Цивилизация
– повторение, усреднение.
Цивилизация как совокупность норм, правил и
требований навязывается человеку, он принужден
их выполнять, если он считает себя цивилизованным
человеком.
Культура – это всегда свобода выбора и
предпочтений.
Цивилизованный человек обязан
уметь читать, но не обязан любить чтение.
Культурный же человек любит читать не потому, что
обязан это делать, а потому, что получает от этого
занятия удовольствие,
испытывает в этом
потребность (не материальную, а духовную).
Итак, что же у нас получилось? Верны ли
были наши предположения?
Исходя из того, о чем мы с вами говорили,как бы вы определили – кто такой культурный
человек? А цивилизованный?
Человек, который живет в обществе, всегда
вынужден следовать цивилизованным нормам (если
его не устраивает полная изоляция от людей). То
есть приобщение к цивилизации происходит даже без
особого желания со стороны индивида,
в
определенной степени принудительно. Приобщение
же к культуре невозможно без личной
заинтересованности.
Культурный человек – это человек,
добровольно, сознательно выполняющий то, чего
можно было бы и не делать, но именно выполнение
этого приносит ему радость и удовлетворение,
духовное обогащение и осознание полноты бытия.
Для приобщения к культуре, как и для приобщения
к цивилизации, необходимо обучение чемуто,
овладение определенными приемами, способами
действия, рассуждения, восприятия. Но если знание
цивилизованных норм можно иногда «сбросить», то
в случае подлинного усвоения культуры человек
просто не способен вступить в противоречие с
усвоенными им принципами,
внутренними
убеждениями,
установками,
эстетическими ориентирами.
моральными
Для уточнения соотношения,
которое
и
существует между понятиями
цивилизация, следует ввести понятие духовность.
культура
Если понимать культуру как совокупность
духовного опыта человечества, то логично выглядит
заключение, что духовность является источником
культуры.
Таким образом, всё начинается с
духовности. Из неё и рождается культура, в свою
очередь превращаясь затем в цивилизацию.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Итог урока
Содержание
Деятельност
ь учащихся
Сопровождение
В завершение давайте подведем итог нашим
Слайд 12
рассуждениям, ответив на вопросы:
1. Что значит быть некультурным человеком?
2. Кто для Вас идеал культурного человека?
3. Какие виды искусства Вы знаете, как
оцениваете свои познания в них?
4. Отличается ли, на ваш взгляд, современное
содержание понятия культура? Каково место
культуры в жизни общества?Домашнее задание
Содержание
Написать небольшое сочинениерассуждение на
одну из тем: «Идеал современного культурного
человека»
Деятельность
учащихся
Сопровождение