План урока по обществознанию «Понятие о культуре» (проф.-техническое образование)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: 1.Разъяснить сущность понятия «культура». 2.Охарактеризовать основные качества культурного человека. 3.Раскрыть пути приобщения человека к культуре. 4.Развитие коммуникативных навыков в условиях работы в группах.
Иконка файла материала Культура..docx
Тема: Понятие о культуре. Цели и задачи культуры:  1.Разъяснить сущность понятия «культура».  2.Охарактеризовать основные качества культурного человека.  3.Раскрыть пути приобщения человека к культуре.  4.Развитие коммуникативных навыков в условиях работы в группах. Форма урока: урок усвоения нового материала. Оборудование: Учебник “Обществознание”, средства ТСО. Ход урока: I Оргмомент. Проверка готовности и присутствующих. II. Ознакомление с планом изучаемого материала, выделение ключевых слов,  формулировка темы.  План: 1 Понятие культура 2 Материальная и духовная культуры 3 Элементы духовной культуры III. Работа по теме урока:  1. Беседа, направленная на определение понятия "культура": 1) Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература,  мировая художественная культура) 2) Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает  возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание)  3) Что такое  "культура". Каждый предлагает, выписывает свое определение понятия  "культура" 4) Вывод: это понятие в обществознании очень многозначно. Записать обобщённое  определение понятия "культура" в виде кластера.  Культура   —       это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это  накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая  деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и  передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим. Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня,  воспитанию. Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих  деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека,  расширялось и само понятие “культура”. В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство  из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть  операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует пониманиекультуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и  основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с  формированием общества, совершенствуясь вместе с ним. В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под  культурой подразумевают:        совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;        способ организации общественных отношений, представленный в системе  официальных и неофициальных социальных институтов;        степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки,  искусства, права, морали и других областей духовности. Виды культур: материальная, духовная, народная, авторская, религиозная, светская,  массовая, субкультура, контркультура.  Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с  объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. —  объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. —  культура. Скрипка — музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари  — предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение — предмет  духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика — культура. Жизнедеятельность общества — многосферна (труд, политика, экономика, этика,  эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует  определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его  жизнедеятельности. Мы предлагаем градацию уровней достигнутой культуры: знания, умения, навыки, опыт,  мастерство, творчество, которые отражают степень развитости каждой из сфер жизни того  или иного субъекта общественной жизни: трудовой, политической, экономической и др. 2. Мини­дискуссия: "Если бы в экстренной ситуации можно было спасти не более трех  вещей, какие вещи взяли бы вы? Почему? Когда мы говорим о культуре социального субъекта, мы имеем в виду его потенциал  совокупный, сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре.  Знания,     сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и  символов, наделенных определенным значением. Язык     — инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь  знания выступают основанием убеждений — важного элемента культуры. Убеждение     — определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как  личностно значимого, достоверного. Убеждения — единство знаний, эмоций и воли,  выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения,  мотивов действий.  В основе их лежат ценности — свойство общественного предмета удовлетворять  определенным потребностям социального субъекта. В социологии ценности рассматривают  как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели —  факторах регуляции социальных взаимодействий.Ценности     — определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества,  человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности  ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия.  Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами  взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами  культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции,  обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др.  Какие из этих элементов присутствуют в вашей семье и как проявляются? IV. Рефлексия. Справедливо ли высказывание: "Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив её под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкой и  умеющих научить игре на ней и других"?  Что для себя я приобрел на этом уроке? Что я запомнил? Что мне понравилось? Что мне не понравилось? Какую оценку я себе ставлю за урок? Мои пожелания учителю и ученикам. (Свою рефлексию они оформляют на листочках, вырезанных из разноцветной бумаги,  которые соединяются и образуют "волшебный букет". V. Итоговое закрепление материала.   VI. Оценки и домашнее задание:  Материал учебника.