План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
обществознание
Взрослым
06.03.2018
Урок разработан по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни, умение взаимодействовать в группе.
урок Социальная стратификация..docx
Тема: «Социальная стратификация».
Цели урока:
Обучающие: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной
стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни;
Развивающие: развивать навыки работы с текстом, схемой, формировать умение
анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую
ситуацию;
Воспитательные: формировать у учащихся толерантность;
Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебник.
План урока:
1. Социальная стратификация и её слагаемые
2. Что такое классы?
3. Что влияет на образ жизни людей?
4. Исторические типы стратификации.
I. Повторение пройденного.
II. Изучение новой темы.
СТРАТА – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти,
образованию, престижу.
Термин « стратификация» пришел из геологии, где он означает расположение пластов
Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и
разместила социальные слои также по вертикали. Основанием служит ступенька доходов.
Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные слои – среднюю, а бедняки – низшую.
Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное
положение между средним и низшим классом.
Задание 1.
Сущность этих понятий учащиеся могут выяснить при выполнении заданий с
использованием учебника. Ребятам предлагается охарактеризовать по вышеуказанным
показателям:
банкиров;
врачей;
учителей;
автослесарей.
Задание 2.
III. В учебнике показано, что основу стратификации современного общества составляют
классы. Учителю следует объяснить понятие классов как больших социальных групп
людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определённое место в
системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом
получения дохода, или класса как любой социальной страты в современном обществе,
которая отличается доходом, образованием, властью, престижем.
IV. Студентам предлагается прочитать дополнительный текст «Влияние класса на жизнь
людей» и ответить на следующие вопросы: ∙
какие факторы классовой принадлежности людей оказывают влияние на их жизнь?
∙ Сопоставьте прочитанное с реальной жизнью, сравните людей, которые вам хорошо
знакомы, с позиции подобного влияния.
Беседу по данному вопросу можно закончить анализом фрагмента, включённого в
параграф: «За полчаса до начала работы». Студенты должны подумать:
∙ К какому классу можно отнести Барбару и Колин Уильямс?
∙ Как взаимосвязаны их классовое положение и доход? ∙ Поясните взаимосвязь классового положения и образа жизни героев.
∙ Почему отрывок называется «За полчаса до начала работы»?
V. Известно, что историческими типами стратификации являются: рабство, касты,
сословия и классы.
Студентов целесообразно разделить на 3 группы, предложив каждой выполнить задание:
1). Указать характерные черты данного типа стратификации
2). Возможны ли перемещения людей из одной группы в другую?
3). Проанализируйте предложенную для группы информацию и поясните:
* для группы 1: каков социальный статус раба в обществе, можно ли считать современное
российское общество по типу стратификации рабовладельческим? Почему? Ответ
поясните.
* для группы 2: что представляет собой кастовый слой Индии? Какое влияние на образ
жизни людей оказывает каста? Почему кастовый слой менее распространён, чем другие
типы стратификации?
* для группы 3: в чём проявляется характерная черта сословий? Как это отразилось на
образе жизни российского дворянства? В чем выражалось переплетение достигаемого и
приписываемого статусов в сословной иерархии России?
После выполнения заданий следует подвести некоторые итоги.
Группа 1. Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство
возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в
ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX
веке.
РАБСТВО – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,
граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Группа 2. Кастовый строй, как и рабство, характеризует закрытое общество и жёсткую
стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее
распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты
обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового
общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
КАСТОЙ называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан
исключительно своим рождением.
Группа 3.Сословия форма стратификации, предшествующая классам. В феодальных
обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV века, люди разделялись на
сословия.
СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или
юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров,
орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя
выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом общения.
А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному
сословию – дворянству. В чём конкретно это выражалось?
ТИТУЛЫ – установленные законом словесные обозначения служебного и сословно
родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф,
флигельадъютант, статссекретарь, превосходительство, светлость и т. д.
МУНДИРЫ – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально
выражавшая их.
VI. Закрепление пройденного материала.
План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.