План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.9

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
обществознание
Взрослым
06.03.2018
План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
Урок разработан по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни, умение взаимодействовать в группе.
урок Социальная стратификация..docx
Тема: «Социальная стратификация».                                                                                         Цели урока:                                                                                                                              Обучающие: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной  стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни;                                                Развивающие: развивать навыки работы с текстом, схемой, формировать умение  анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую  ситуацию;                                                                                                                Воспитательные: формировать у учащихся толерантность;                                           Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе.                  Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебник. План урока:                                                                                                                                      1.  Социальная стратификация и её слагаемые                                                                              2.  Что такое классы?                                                                                                                        3.  Что влияет на образ жизни людей?                                                                                             4.  Исторические типы стратификации.                                                                                          I. Повторение пройденного. II. Изучение новой темы. СТРАТА – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти,  образованию, престижу.                                                                                                                   Термин « стратификация» пришел из геологии, где он означает расположение пластов  Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и  разместила социальные слои также по вертикали. Основанием служит ступенька доходов.  Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные слои – среднюю, а бедняки – низшую.  Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное  положение между средним и низшим классом. Задание 1.                                                                                                                                       Сущность этих понятий учащиеся могут выяснить при выполнении заданий с  использованием учебника. Ребятам предлагается охарактеризовать по вышеуказанным  показателям:                                                                                                                                      ­ банкиров;                                                                                                                                         ­ врачей;                                                                                                                                              ­ учителей;                                                                                                                                          ­ автослесарей.                                                                                                                                   Задание 2. III. В учебнике показано, что основу стратификации современного общества составляют  классы. Учителю следует объяснить понятие классов как больших социальных групп  людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определённое место в  системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом  получения дохода, или класса как любой социальной страты в современном обществе,  которая отличается доходом, образованием, властью, престижем. IV. Студентам предлагается прочитать дополнительный текст «Влияние класса на жизнь  людей» и ответить на следующие вопросы:                                                                               ∙   какие факторы классовой принадлежности людей оказывают влияние на их жизнь?                ∙  Сопоставьте прочитанное с реальной жизнью, сравните людей, которые вам хорошо  знакомы, с позиции подобного влияния. Беседу по данному вопросу можно закончить анализом фрагмента, включённого в  параграф: «За полчаса до начала работы». Студенты должны подумать:                                   ∙  К какому классу можно отнести Барбару и Колин Уильямс?                                                   ∙  Как взаимосвязаны их классовое положение и доход? ∙  Поясните взаимосвязь классового положения и образа жизни героев.                                     ∙  Почему отрывок называется «За полчаса до начала работы»? V. Известно, что историческими типами стратификации являются: рабство, касты,  сословия и классы. Студентов целесообразно разделить на 3 группы, предложив каждой выполнить задание:      1). Указать характерные черты данного типа стратификации                                                      2). Возможны ли перемещения людей из одной группы в другую?                                               3). Проанализируйте предложенную для группы информацию и поясните: * для группы 1: каков социальный статус раба в обществе, можно ли считать современное  российское общество по типу стратификации рабовладельческим? Почему? Ответ  поясните. * для группы 2: что представляет собой кастовый слой Индии? Какое влияние на образ  жизни людей оказывает каста? Почему кастовый слой менее распространён, чем другие  типы стратификации? * для группы 3: в чём проявляется характерная черта сословий? Как это отразилось на  образе жизни российского дворянства? В чем выражалось переплетение достигаемого и  приписываемого статусов в сословной иерархии России? После выполнения заданий следует подвести некоторые итоги. Группа 1. Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство  возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в  ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX  веке. РАБСТВО – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,  граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Группа 2. Кастовый строй, как и рабство, характеризует закрытое общество и жёсткую  стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее  распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты  обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового  общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры. КАСТОЙ называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан  исключительно своим рождением. Группа 3.Сословия ­ форма стратификации, предшествующая классам. В феодальных  обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV века, люди разделялись на  сословия. СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или  юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров,  орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя  выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом общения.  А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному  сословию – дворянству. В чём конкретно это выражалось? ТИТУЛЫ – установленные законом словесные обозначения служебного и сословно­ родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф,  флигель­адъютант, статс­секретарь, превосходительство, светлость и т. д. МУНДИРЫ – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально  выражавшая их. VI. Закрепление пройденного материала.

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)

План урока по обществознанию «Социальная стратификация». (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018