План урока по русскому языку на тему "Односоставные предложения" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок по теме "Односоставные предложения" содержит задания, предусмотренные при вводе нового материала - первом знакомстве с понятиями "односоставное предложение" и "виды односоставных". Формы работы, используемые на уроке разные: индивидуальная, групповая, парная. Предпочтение отдается исследовательской беседе, выполнению творческих заданий, работе с таблицами.Разработка плана урока по теме "Односоставные предложения"
Иконка файла материала план урока русского языка по теме Односоставные предложения.docx
Тема: «Односоставные предложения. Виды односоставных» Предмет: русский язык Класс: 8 Учитель: Цой Л.Н. Предметный результат: знать: виды односоставных предложений; понимать: роль односоставных предложений в речи; уметь: отличать односоставные предложения от двусоставных; определять их вид;   обобщать   и   систематизировать   изученный   материал;   строить монологическое высказывание. Метапредметный результат: владение   всеми   видами   речевой   деятельности   (аудирование,   чтение   – адекватно   понимать   информацию   устного   и   письменного   сообщения; говорение и письмо ­ способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; владение   приемами   отбора   и   систематизации   материала   на   тему «Односоставные   предложения»;   умение   видеть   и   объяснять   изучаемое   в других   источниках   информации;   умение   ориентироваться   в   своей   системе знаний.  Задачи:  ­   образовательные:   формировать   умение   создавать   и   использовать классификационные   и   систематизирующие   схемы   и   таблицы   по   теме «Односоставные   предложения»;   обеспечить   формулирование   учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;  ­   развивающие:   развивать   аналитические   способности:   сравнивать, сопоставлять,   систематизировать,   делать   вывод;   развивать   способность учащихся   к   рефлексии   своей   деятельности,   поведения;   развивать коммуникативную культуру учащихся;  ­   воспитательные:   воспитывать   культуру   речевого   поведения;   воспитывать доброе   отношение   друг   к   другу;   воспитывать   потребность   правильно оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.Оборудование: таблица «ЗХУ», «Листы оценивания» на каждого учащегося; «Слепая   таблица»,   Перечень   заданий­предложений   по   количеству   групп; «Ромашка вопросов». Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Ход урока 1. Разминка   «Запрещенное   движение»  Ведущий   объясняет,   что   все участники   должны   повторить   движения,   которые   он   будет   им показывать, кроме одного – «запрещенного», например, обхвата руками головы.   Кто   его   повторит,   тот   считается   нарушившим   правила   и выбывает. Темп разминки ускоряется. 2. Работа с текстом стихотворения В. Солоухина «Слово о словах» Когда ты хочешь молвить слово,  Мой друг, подумай – не спеши.  Оно бывает то сурово,  То рождено теплом души.  Оно то жаворонком вьется,  То медью траурной поет.  Покуда слово сам не взвесишь,  Не выпускай его в полет.  Им можно радости прибавить.  И радость людям отравить.  Им можно лед зимой расплавить  И камень в крошку разломить.  Оно одарит иль ограбит,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слушает тебя.  О   чем   это   стихотворение?   Предложите   свой   вариант   названия   (учащиеся отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого стихотворения?  Задание для индивидуальной работы:  ­ сколько предложений в стихотворении? Пронумеруйте их по порядку. ­ найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить это предложение значком «V»; ­   в   таблице   «Знаю­Хочу   узнать­Узнал»   (ЗХУ)   заполните,   что   знаете   об односоставных предложениях;  ­ сформулируйте тему и цели учебного занятия; ­(учитель добавляет к целям, названным учащимися, «научиться распознавать виды односоставных предложений). 3. Исследовательская работа в парах с предложениями:Люблю слушать классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Цыплят по осени считают. Какая ночь! ­ Что представляет собой основа данных предложений? ­ Значит, какие они по наличию в них главных членов предложения? ­ На какие две группы, следовательно, их, односоставные, можно разделить? 4.Заполнение учащимися в группах граф со значком «V» «Слепой таблицы»: V V V                                                                                                         5.Работа учащихся в группах с учебником на стр.______ и заполнение  граф таблицы без значка «V» (заполняются названия видов  односоставных предложений). Учащиеся в «ЗХУ» заполняют «Хочу узнать». 6.Слушание учащихся­«актеров», выступающих в роли  односоставных  предложений. Остальные – должны догадаться, о каком виде идет речь  (поставить в «Слепой таблице» значок «+», объяснить вслух). Безличное предложение:Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова­состояния, и безличные глаголы,   и   даже   личные,   которые   ради   меня   принимают   значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет. Выбрав   значение,   долго   и   не   спеша,   перебираю   свои   сказуемые   и отыскиваю  самое подходящее. Захочется  мне по­настоящему  передать чьё­нибудь   состояние   –   пожалуйста,   у   меня   есть   сказуемые   –   слова состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого   вполне   приличный   инфинитив.   “Молчать!”–   говорю.   Или: “Не входить!”. А бывает, тоска найдёт, да и скажешь: “Э­эх, не найти мне счастья! ”. А отрицательное слово “нет” и поддакнет: “Нет в жизнисчастья, нет…” Тут я как крикну: “Хватит ныть! Нельзя портить всем настроение! ” Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовало, но не  получается. Действующее, активное лицо не могу назвать. Но я из этого  даже пользу не извлекло: не можешь вставить подлежащее – радуйся!  Значит перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь сами! Определённо­личное: Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении   лица   полная   определённость.   Никаких   загадок.   Это   либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто­то один из них. Я точно знаю, о ком говорю. Неопределённо­личное:   Не   уметь   сомневаться   –   это   ужасно!   Но   ещё ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но предпочитаю   лица   не  открывать.   Совсем   не  интересно,   когда   все   всё знают. Обобщенно­личное: Всё, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете  обобщать! Вот я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо  всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины.  Правда, из­за этого мне некогда заниматься собственной формой: я  слишком увлечено содержанием. Но вижу, вы понимаете мое значение,  если по очереди уступаете мне свою форму. Это доказательство нашей  дружбы! Назывные предложения: Краткость – сестра таланта! – это про нас!.Мы  не можем употребляться ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в  условном, ни в повелительном наклонении. Мы выражаем только  отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные. Главный член предложения у нас  только в именительном падеже! 7. Определите (в группах) вид односоставного предложения. Каждая  группа презентует по _______предложения.  1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин) 2. В небесах торжественно и чудно! (М. Лермонтов)3.Что же мне так больно и так трудно? (М. Лермонтов) 4.Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов) 5. Шёпот, робкое дыханье,  Трели соловья. Серебро и колыханье  Сонного ручья. (А. Фет) 6. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман. (М.  Лермонтов). 7. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.  Пушкин) 8. К кому­то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов) 9.Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые. (И.С.Тургенев) 10.Нехотя вспомнишь и время былое,  Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С.Тургенев) 11. Еду. Тихо. Слышны звоны  Под копытом на снегу,  Только серые вороны Расшумелись на лугу. (С. Есенин) 12. Брошу всё. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)13. Люблю грозу в начале мая. (Ф.И.Тютчев) ­Односоставные какого вида не встретились среди предложенных строк  известных русских авторов? (Обобщенно­личные!) 8. Найдите  в следующем перечне предложений обобщенно­личные  предложения. 1. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.  2. Тщетно звать врача к больным неисцельно.   3.Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без  него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.  Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван –  все болван. 4.Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек –  чудовище.  5. Умов много. И много разных. Умного человека легко извинить  можно. Честный человек должен быть совершенно честный  человек. 6.На чужой каравай рот не разевай.  7.На чужой стороне и сокола зовут вороной. 8. От добра добра не ищут. ­Из какого произведения русской литературы в том числе вы увидели  обобщенно­личные? (Д.Фонвизин, «Недоросль»). Какому герою  принадлежат эти слова? ­Почему эти предложения следует отнести к обобщенно­личным? 9. Обобщение знаний «Горячий стул» (или «Ромашка вопросов») : учащиеся задают вопросы по теме урока. Ответ учащегося, сидящего на «горячем стуле»(или  прочитавшего вопрос на лепестке ромашки), только слова «да» или  «нет»: 1­я группа. Определенно­личные предложения. Определенно­личное – двусоставное предложение? Главный член определенно­личного предложения в форме сказуемого 1  или 2­го лица? Люблю грозу в начале мая – определенно­личное предложение? 2­я группа. Неопределенно­личные предложения. Это односоставные предложения?В них можно восстановить подлежащее? Нужно ли? Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1­го, 2­го лица? 3­я группа. Обобщенно­личные предложения. Обобщенно­личное предложение указывает на то, что действие  производится любым лицом, всеми? Обобщенно­личные предложения чаще используются в устной речи в  виде пословиц? 4­я группа. Безличные предложения. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? 10. Подведение итогов урока. Комментирование оценок (учителем). Заполнение учащимися в «ЗХУ» «Узнал». Заполнение учащимися  «Листов оценивания».