Данный урок по теме "Односоставные предложения" содержит задания, предусмотренные при вводе нового материала - первом знакомстве с понятиями "односоставное предложение" и "виды односоставных". Формы работы, используемые на уроке разные: индивидуальная, групповая, парная. Предпочтение отдается исследовательской беседе, выполнению творческих заданий, работе с таблицами.Разработка плана урока по теме "Односоставные предложения"
Тема: «Односоставные предложения. Виды односоставных»
Предмет: русский язык
Класс: 8
Учитель: Цой Л.Н.
Предметный результат:
знать: виды односоставных предложений;
понимать: роль односоставных предложений в речи;
уметь: отличать односоставные предложения от двусоставных; определять их
вид; обобщать и систематизировать изученный материал; строить
монологическое высказывание.
Метапредметный результат:
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение –
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
говорение и письмо способность свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
владение приемами отбора и систематизации материала на тему
«Односоставные предложения»; умение видеть и объяснять изучаемое в
других источниках информации; умение ориентироваться в своей системе
знаний.
Задачи:
образовательные: формировать умение создавать и использовать
классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме
«Односоставные предложения»; обеспечить формулирование учащимися
выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид
односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия
с личностным опытом учащихся;
развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать,
сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность
учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать
коммуникативную культуру учащихся;
воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать
доброе отношение друг к другу; воспитывать потребность правильно
оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.Оборудование: таблица «ЗХУ», «Листы оценивания» на каждого учащегося;
«Слепая таблица», Перечень заданийпредложений по количеству групп;
«Ромашка вопросов».
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
1. Разминка «Запрещенное движение» Ведущий объясняет, что все
участники должны повторить движения, которые он будет им
показывать, кроме одного – «запрещенного», например, обхвата руками
головы. Кто его повторит, тот считается нарушившим правила и
выбывает. Темп разминки ускоряется.
2. Работа с текстом стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить.
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку разломить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
О чем это стихотворение? Предложите свой вариант названия (учащиеся
отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого стихотворения?
Задание для индивидуальной работы:
сколько предложений в стихотворении? Пронумеруйте их по порядку.
найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить это
предложение значком «V»;
в таблице «ЗнаюХочу узнатьУзнал» (ЗХУ) заполните, что знаете об
односоставных предложениях;
сформулируйте тему и цели учебного занятия;
(учитель добавляет к целям, названным учащимися, «научиться распознавать
виды односоставных предложений).
3. Исследовательская работа в парах с предложениями:Люблю слушать классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Цыплят по осени считают.
Какая ночь!
Что представляет собой основа данных предложений?
Значит, какие они по наличию в них главных членов предложения?
На какие две группы, следовательно, их, односоставные, можно разделить?
4.Заполнение учащимися в группах граф со значком «V» «Слепой таблицы»:
V
V
V
5.Работа учащихся в группах с учебником на стр.______ и заполнение
граф таблицы без значка «V» (заполняются названия видов
односоставных предложений).
Учащиеся в «ЗХУ» заполняют «Хочу узнать».
6.Слушание учащихся«актеров», выступающих в роли односоставных
предложений. Остальные – должны догадаться, о каком виде идет речь
(поставить в «Слепой таблице» значок «+», объяснить вслух).
Безличное предложение:Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип
предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой
могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и словасостояния, и безличные
глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение
безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.
Выбрав значение, долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и
отыскиваю самое подходящее. Захочется мне понастоящему передать
чьёнибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова
состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль
сказуемого вполне приличный инфинитив. “Молчать!”– говорю. Или:
“Не входить!”. А бывает, тоска найдёт, да и скажешь: “Ээх, не найти
мне счастья! ”. А отрицательное слово “нет” и поддакнет: “Нет в жизнисчастья, нет…” Тут я как крикну: “Хватит ныть! Нельзя портить всем
настроение! ”
Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовало, но не
получается. Действующее, активное лицо не могу назвать. Но я из этого
даже пользу не извлекло: не можешь вставить подлежащее – радуйся!
Значит перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь
сами!
Определённоличное: Какая наглость считать себя лучше других! Мы,
друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в
отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо
говорящий, либо собеседник, и всегда только ктото один из них. Я точно
знаю, о ком говорю.
Неопределённоличное: Не уметь сомневаться – это ужасно! Но ещё
ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком
говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но
предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё
знают.
Обобщенноличное: Всё, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете
обобщать! Вот я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо
всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины.
Правда, изза этого мне некогда заниматься собственной формой: я
слишком увлечено содержанием. Но вижу, вы понимаете мое значение,
если по очереди уступаете мне свою форму. Это доказательство нашей
дружбы!
Назывные предложения: Краткость – сестра таланта! – это про нас!.Мы
не можем употребляться ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в
условном, ни в повелительном наклонении. Мы выражаем только
отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные. Главный
член предложения у нас только в именительном падеже!
7. Определите (в группах) вид односоставного предложения. Каждая
группа презентует по _______предложения.
1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
2. В небесах торжественно и чудно! (М. Лермонтов)3.Что же мне так больно и так трудно? (М. Лермонтов)
4.Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
5. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. Фет)
6. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман. (М.
Лермонтов).
7. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.
Пушкин)
8. К комуто принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)
9.Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые. (И.С.Тургенев)
10.Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С.Тургенев)
11. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С. Есенин)
12. Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)13. Люблю грозу в начале мая. (Ф.И.Тютчев)
Односоставные какого вида не встретились среди предложенных строк
известных русских авторов? (Обобщенноличные!)
8. Найдите в следующем перечне предложений обобщенноличные
предложения.
1. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
2. Тщетно звать врача к больным неисцельно.
3.Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без
него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван –
все болван.
4.Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек –
чудовище.
5. Умов много. И много разных. Умного человека легко извинить
можно. Честный человек должен быть совершенно честный
человек.
6.На чужой каравай рот не разевай.
7.На чужой стороне и сокола зовут вороной.
8. От добра добра не ищут.
Из какого произведения русской литературы в том числе вы увидели
обобщенноличные? (Д.Фонвизин, «Недоросль»). Какому герою
принадлежат эти слова?
Почему эти предложения следует отнести к обобщенноличным?
9. Обобщение знаний
«Горячий стул» (или «Ромашка вопросов») : учащиеся задают вопросы по
теме урока. Ответ учащегося, сидящего на «горячем стуле»(или
прочитавшего вопрос на лепестке ромашки), только слова «да» или
«нет»:
1я группа. Определенноличные предложения.
Определенноличное – двусоставное предложение?
Главный член определенноличного предложения в форме сказуемого 1
или 2го лица?
Люблю грозу в начале мая – определенноличное предложение?
2я группа. Неопределенноличные предложения.
Это односоставные предложения?В них можно восстановить подлежащее? Нужно ли?
Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1го, 2го лица?
3я группа. Обобщенноличные предложения.
Обобщенноличное предложение указывает на то, что действие
производится любым лицом, всеми?
Обобщенноличные предложения чаще используются в устной речи в
виде пословиц?
4я группа. Безличные предложения.
Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
10. Подведение итогов урока. Комментирование оценок (учителем).
Заполнение учащимися в «ЗХУ» «Узнал». Заполнение учащимися
«Листов оценивания».