План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
27.03.2017
План- конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Учимся писать слова с двумя корнями".
Цель: создать условия для формирования умения составления и написания сложных слов
Задачи:
1. Повторить значимые части слова.
2. Ввести понятие “сложные слова”
3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах
План конспект проекта.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Кандры
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
ПЛАНКОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Учимся писать слова с двумя корнями»
Валеева Гульшат Фаниловна,
учитель начальных классов Кандры 2016
Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями»
Цель: создать условия для формирования умения составления и
написания сложных слов
Задачи:
1. Повторить значимые части слова.
2. Ввести понятие “сложные слова”
3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание,
память.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах
Форма проведения: урок открытия новых знаний через
исследовательскую деятельность.
Используемые методы, технологии: учебник «Русский язык» 3 кл.,1ч /
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко и др./ 2013 г, рабочая тетрадь
“Пишем грамотно”, опорная таблица, карточки с
заданиями, бланки
самооценки, презентация к уроку.
Ожидаемый результат:
Предметные: формировать умение правильно составлять сложные слова; умение
написания соединительных гласных в сложных словах;
Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации
возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при
работе в паре и группе; владение культурой учебной деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать
правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки; учитывать
степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность
его выполнения
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
II. Создание психологической комфортности на уроке
Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Всё – не твоё, всё пришло ниоткуда.
Всё, что отдал, – приобрёл многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.
– Ребята, а вам хочется делиться чемнибудь друг с другом в школе, на
занятиях? (Да.)?
– Что вы можете “отдать” другим? (Знания; жизненный опыт, хорошее
настроение, радость.)
Как здорово, что, отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много
раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна. Давайте возьмёмся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг
другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.
А сейчас откроем тетради и запишем число
Классная работа
Проведём минутку красивого письма:
Для чего мы проводим минутку чистописания?
Оо // Оо // (слайд 2)
Ее // Ее // (слайд 3)
Какие буквы закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (они
гласные, они могут быть в слове безударными).
Запишите в тетрадь близко к образцу.
III. Словарная работа: Слова, над которыми мы сегодня поработаем,
узнаем, если отгадаем загадки.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко) рисунок
Загадки про осину
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина) рисунок
Осина – это дерево, которое окутано множеством интересных историй и
старинных легенд. А всё изза того, что её листья все время таинственно дрожат.
Это свойство часто упоминается и в загадках об осине. Изза чего же дрожит
осина? Учёные объясняют этот факт так. Листья этого деревца крепятся к
веткам с помощью очень тонких черенков, которые легко изгибаются. А поэтому
даже при самом легком дыхании ветра листья начинают шевелится и тереться
друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево
дрожит.
я б л о к о , о с и н а . (на листочке)– Запишите слова, поставьте ударение.
Подберите родственные слова и отметьте части слова.
I п а р а – к слову осина,
II п а р а – к слову яблоко.
О с и н а , о с и н о в ы й , о с и н к и , п о д о с и н о в и к .
Яблоко, яблоня, яблочный
Правила работы в паре:
(В паре все равноправны, все работают активно)
IV. Актуализация опорных знаний
(На стенах развешаны таблички с буквами, буквосочетаниями.)
– Ребята, посмотрите, что это вокруг вас? На что похожи эти буквы и
буквосочетания? На доске схемы:
– Давайте приставки и суффиксы расставим по местам. (Дети цепочкой
выбегают к доске и классифицируют буквы и буквосочетания.)
Появляется запись:
– Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
(для образования новых слов)
– Образуем новые слова.
– Придумайте слова, используя корень лёт и приставки: пере, по, на, с,
при.
(Учащиеся с помощью опорных схем на доске составляют слова: перелёт, полёт,
налёт, слёт, прилёт.)
– Придумайте слова, используя корень стар и суффиксы: ик, ушк, ость,
еньк.
(Учащиеся аналогично составляют слова: старик, старушка, старость,
старенький.)
– Каким способом образовались новые слова?
На доске появляется табличка:
– Расскажите всё, что вы знаете о способах словообразования.
– Если слова образованы при помощи приставки, то способ
словообразования называется приставочным. Если слово образовано при помощи
суффикса, то способ словообразования называется суффиксальным.
А могут ли быть слова без приставки? без суффикса?
– Обратите внимание на запись (слайд)
загородный
подмосковный
беззаботный
– Можно ли сказать, что слова образованы только при помощи приставки?
– Каким способом образованы эти слова?
– Если слово образовано при помощи приставки и суффикса, то способ
словообразования называется приставочносуффиксальным.
На доске: (слайд)
– Значит, существует 3 способа словообразования? Вы в этом уверены?
Вы всё знаете о способах словообразования?
– Есть ещё способ – способ сложения двух корней.
– Вы всё знаете об этом способе?
На доске появляется табличка:
– Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся ставят учебную задачу на уроке.)
запишем в тетрадях тему урока («Сложные слова»)
V. “Открытие” нового знания
(Слайд)
Можно ли подобрать слово к этой модели? Приведите примеры. Н а к а р т о ч к е записаны слова:
П а р о х о д , с т а р о с т ь , с е р о в а т ы й , с а м о л е т , м ы ш е л о в к а , в е л и ч а й ш и й .
Назовите слова, в которых два корня.
1) Работа с учебником. Упр.1, с. 100.
– Выпишите слова, в которых два корня. Используйте знакомый приём
развёрнутого толкования слов, позволяющий проверить, образовано ли слово
сложением двух слов. Выделите в словах корни. Подчеркните букву, которая
соединяет корни. Вспомните, как она называется.
Работа в парах.
Проверка.
2) Физминутка. А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим
так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем –
вы топаете: Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад,
садовник, рукомойник, морской, мореход.
3) Прослушайте стихотворение, найдите сложные слова с соединительной
гласной. Выпишите их. (слайд )
название «мухомор» возникло изза массового использования мухомора
красного в бытовой санитарии, в качестве препарата для уничтожения мух.
Водопад — падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло.
Водопадом считают место, где вода падает с высоты более одного метра.
На слайде видим известный водопад Атыш. Он находится в Белорецком
районе Республики Башкортостан.
Проверка.
4) Рубрика “Давай подумаем”.
– Опираясь на примеры слов в упражнениях, попробуйте сформулировать
правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
Вывод: соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и –
е. (слайд)
Выполнение упражнения 2( страница 27) в рабочих тетрадях
(взаимопроверка ставим оценки товарищам)
5) На доске открывается запись: (слайд)
снегопад
ледокол
кинотеатр
снегоход
самосвал
– Выделите в словах корни, подчеркните соединительную гласную.
Проверка.
– В русском языке встречаются случаи, когда слово образовано способом
сложения, но без соединительной гласной (кинотеатр). 6) Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть, все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
и
д о р , к а р т
о
VI. Закрепление. Тренировочные упражнения
ф е л ь .
(слайд …)
1) Работа с учебником. Упр.3, с. 101
– Составьте сложные слова.
Проверка (слайд)
– У кого нет ни одной ошибки?
– Чему мы учились, выполняя эту работу?
Н а с л а й д е записаны слова: п о м
– Эти сложные слова составила ученица 3го класса. Права ли она? Предложите
свои примеры сложных слов.
Вам было задано на дом посмотреть в толковом словаре значение слов
(самосвал , ледокол, самокат, вертолёт)
выступления детей
3) Игра “ Верите ли вы”.
– Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку, если нет –
левую.
– Верите ли вы, что приставка служит для образования новых слов?
– Верите ли вы, что если слово образовано при помощи суффикса, то способ
образования его называется суффиксальным?
– Верите ли вы, что слово самосвал образовано способом сложения двух
корней?
– Верите ли вы, что слово ледокол образовано приставочносуффиксальным
способом?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются
буквами – а и – и?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются
буквами – о и – е?
4) На доске появляется табличка:
Что нового узнали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше всего?
– В каком виде работы испытывали трудности?
– Случайно ли по чистописанию были даны такие буквы о и е?
Н а с л а й д е слово: земл(..)трясение.(слайд …)
– Какую букву вы вставите в слово? Докажите.
5. Рефлексия. У. Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что
такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много
сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто
понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!
Присаживайтесь. А вот мы сейчас и проверим...
Возьмите листочки. Приступайте к заданиям.
Я благодарю вас за работу на уроке. Кстати, чем интересно слово «благодарю»?
(слайд) (дарю благо, дарю добро. Когда ты благодаришь человека, ты даришь
добро. Чаще дарите добро людям, благодарите их, и это добро к вам вернётся.
Урок окончен!
Чтение «Интересного материала из истории языка»
VI. Подведение итогов. Домашнее задание.
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.