Планета естественных наук ЕСТЕНА: открытия, исследования, проекты

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 02.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для обучающихся 5-6 классов создана и реализуется в МАОУ лицее № 64 г. Краснодара с 2013-2014 учебного года в рамках перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения. Программу характеризует развивающая, социально-образовательная и воспитательная направленность, основанные на интересах и потребности ребёнка в исследовании и преобразовании окружающего его мира и самого себя. Особенность программы - её метапредметность (физика-химия-экология), способствующая саморазвитию личности ребёнка через исследования различных природных процессов, создание фантастических проектов, изобретательство, коллективное творчество.В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности, представленной на рецензирование, изложены цель и задачи курса, основные принципы и подходы реализации программы, планируемые результаты её освоения. Представлено тематическое планирование курса и содержание программы. В качестве приложения автор представил некоторые результаты внеурочной деятельности обучающихся, реализованные в рамках освоения данного курса.
Иконка файла материала Спицына_программа.pdf

1. Пояснительная записка

                                                                                             1.1.      Введение

В условиях внедрения ФГОС реализуемая стратегия воспитания обучающихся предполагает достижение рубежных результатов развития  каждого ребёнка как личности не только во время учебных занятий, но и вне уроков. 

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 11-12 лет «Планета естественных наук ЕСТЕНА: открытия, исследования, проекты!» составлена, исходя из требований ФГОС об интеграции общего и дополнительного образования, как  дополнение к авторской образовательной программе курса «Физика. Химия. 5-6 классы».  Программу характеризует  развивающая,  социально - образовательная и воспитательная направленность, основанные на природной любознательности, интересах и потребности ребёнка в познании и преобразовании мира и совершествовании себя, как части этого мира.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 – 6 классов составлена на 68 часов (два учебных года, 1 час в неделю).

1.2. Нормативно-правовая база программы:

-                     Закон  «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012 г.,  доступ www.zakon.info.ru;

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.), доступ http://standart.edu.ru;  

-                     Письмо Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОСов общего образования» от 27.09.2012 № 47-14800/12-14

-                     Примерная авторская программа, созданная на основе ФГОС, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5—6 классы» (авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак, ООО «Дрофа», 2012). [1]

-                     учебный план и локальные акты МАОУ лицея № 64 г. Краснодара доступ: http://school64.centerstart.

 

1.3. Концепция программы

Содержание программы, обеспечивая преемственность начального и основного общего образования в лицее, позволяет комплексно объединить курсы физики, химии и биологии, сделать занятия интегрированными, приобретенные навыки – надпредметными. Наряду с деятельностью в сотрудничестве, интегративность программы стала важнейшим фактором, служащим достижению целей интеллектуально-личностного развития обучающихся. Актуальность представленной программы определяют: 

 деятельностный подход, позволяющий формировать компетентности школьника через освоение ребёнком  системы универсальных учебных действий, как результат его дополнительного естественнонаучного образования;

 технология саморазвития личности ребёнка как педагогическая основа программы, обеспечивающая раскрытие и оттачивание интеллектуальных и творческих граней социально адаптированной  личности.

Необходимость формирования базовой системы естественнонаучного образования, овладения обучающимися ключевыми компетенциями как инструментом для

самореализации в условиях  профильного образования в лицее, предъявляют к программе внеурочной деятельности  требование её интегративности, обеспечивающее формирование целостного видения окружающего ребёнка мира и целостное мироощущение. Поэтому новизна программы, в основе которой - принцип метапредметности, её направленность на формирование целостной естественнонаучной картины окружающего ребёнка материального мира. 

Предлагая собственное видение планеты ЕСТЕНА, её особенностей и возможных проблем, рисуя, проектируя, сравнивая или обобщая, презентуя результаты собственной внеурочной деятельности, каждый обучающийся в режиме освоения программы имеет возможность личностного развития, раскрытия креативных способностей в полной мере.

Требование  личностного  развития школьника ФГОС  ООО определяет метапредметность данного курса.  Ребёнок, опираясь не только на полученные в урочное время знания, но и на собственный опыт, понимая суть и особенности природных явлений, имеет возможность отстаивать собственную точку зрения в дискуссиях, сознательно принимать решение о методах исследования, предлагать  фантастические проекты, совершенствовать, изобретать – действовать, формируя ключевые компетентности личности.

Цель программы: формированием научного мировоззрения создать условия для саморазвития личности ребёнка, его самореализацию через внеклассную деятельность инновационных форм и методов, диалог и  сотрудничество в коллективе единомышленников. 

Задачи:

o        создать пространственно - временные условия, комфортные для личностного развития ребёнка;

o        формировать  понимание нравственного смысла учения через стремление к познанию;

o        развивать сознательное и творческое отношение к учебному труду; 

o        воспитывать в ребёнке свободную личность через деятельность, учитывающую его познавательные потребности и способности;

o        формировать компетенции детей: ценностно-смысловые,        общекультурные,

коммуникативные через деятельность, сотрудничество,  общение в коллективе; o развивать информационную грамотность, историко-технический кругозор детей  через сетевое взаимодействие с партнёрами; 

o        адаптировать объем и содержание учебных проектов, исследований к возрасту и способностям ребёнка, практиковать разработку мини-проектов;

o        укреплять позитивную самооценку ребёнка через максимальную результативность его образовательной деятельности.

1.4. Основные принципы и подходы реализации программы:

-         принцип научности, который определяет методы и способы исследования, систематизацию новых и полученных ранее знаний, при необходимости - их

корректировку, так как лежит в основе научного метода познания;

-         принцип  преемственности, который, опираясь на предыдущие личные достижения,  ориентирует учителя  на создание условий для  восхождения каждого ребёнка от начального к более высокому уровню познания; 

-         принцип результативности, который характеризует освоение новых умений, ценных не только для данного человека, но и для коллектива, через достижение  высоких результатов: образовательных, интеллектуальных,  творческих, креативных;

-         деятельностный подход, обеспечивающий достижение каждым ребёнком через внеурочную исследовательскую, проектную и другие виды деятельности, воспитательно - образовательных целей программы;

-         личностный подход, предполагающий  отношение учителя к личности ребёнка как главной ценности в образовательном процессе, создаёт условия для личностного роста каждого обучающегося.

Технология саморазвития личности ребёнка (ТСРЛ), являясь, по сути, продолжением базовых развивающих технологий начального образования, формирует  познавательные мотивы школьника среднего звена,  поэтому должна (по мнению автора  программы) стать основной в рамках реализации разработанного курса. Включив в себя все развивающие технологии по сути,  ТСРЛ в рамках курса получила принципиально новое качество: деятельность ребёнка,  удовлетворяющего познавательные потребности  личности, осуществляется  так, что обеспечивает реализацию  и таких потребностей личности, как самоактуализация, самовыражение, самоуважение и жизненный оптимизм.

 

1.5. Виды внеурочной деятельности

 в условиях реализации курса:

1.                  Познавательная   деятельность: в рамках образовательных мероприятий (диспут, дискуссия, ролевой диалог) с новой для детей информацией об истории и вкладе в науку ученых - наших современников и их предшественников, о проблемах  отечественной и мировой науки, создавать условия для  воспитания духовно – нравственных ценностей или навыков и умений социальной направленности: 

2.                  Игровая  деятельность - через систему дидактических заданий, элементы  развивающих, интеллектуальных игр в условиях реализации программы;

3.                  Трудовая (производственная) деятельность  как планируемый результат занятий по отработке специальных умений в моделировании, конструировании, техническом

творчестве;

4.                  Спортивно-оздоровительная деятельность – во время передачи информации различных видов (презентации, фильмы, дискуссия) о здоровом образе жизни, правильном питании детей, проведение физкультминутки и динамических пауз во время коллективной деятельности;

5.                  Туристско-краеведческая деятельность - экологические  экскурсии, элементы кружковых занятий по отработке туристических и природоохранных навыков и умений; 6. Социально-преобразовательная деятельность – как добровольное  инициативное участие ребенка в общественно-полезной деятельности на благо людей и общества;

7. Проблемно-ценностное общение  через дебаты, дискуссии с участием внешних экспертов, организуемые вне стен лицея;  индивидуальные или групповые беседы  о культуре поведения в общественных местах, нормах поведения, правовых и моральноэтических нормах.

2. Планируемые результаты освоения программы 

Реализация программы в рамках освоения базовых видов внеурочной деятельности, при тьюторском сопровождении учителя, позволит продолжить формирование ключевых компетентностей ребёнка, таких, как:

Ø    учебно-познавательные - через целеполагание, участие в организации  планирования исследования, выполнение опытов, умение анализировать полученные результаты, рефлексию и самооценку;

Ø    ценностно-смысловые – через развитие способности понимать окружающий мир, осознавая своё предназначение в нём; выбирать целевые установки для учебных действий и исследований, по их результатам - принимать решения;

Ø    общекультурные - через опыт освоения научной картины мира;


информационные - для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой

информации из различных источников, её преобразования, представления и хранения;

Ø    коммуникативные – через выстраивание и совершенствование способов  взаимодействия с окружающими и сетевыми партнёрами;

Ø    социально-трудовые – через приобретение практического опыта безопасного для жизни и здоровья, собственного и окружающих, использования учебного, лабораторного оборудования.

Образовательные компетентности, как «интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности (А. В. Хуторской)»,  формируются через деятельность ребёнка. 

Предполагается, что успешная реализация программы обеспечит личностные воспитательно – образовательные результаты:

Ø    овладение новыми способами деятельности, новыми научными, техническими знаниями;  

Ø    позитивное отношение к базовым научным, техническим, общественным ценностям; 

Ø    накопление опыта самостоятельного учебного и социального действия; Ø   развитие и самосовершенствование личности ребёнка.

Поэтому личностными достижениями освоения программы становятся:

Ø    устойчивая мотивация к внеурочной деятельности как показатель уровня развития личности; 

Ø    уровень сформированности познавательных интересов и потребностей как уровень саморазвития личности ребёнка; 

Ø    самоактуализация как потребность личности в присвоении новых знаний и практических умений; 

Ø    позитивное отношение к личностям - творцам науки, авторам открытий и изобретений, используемых человечеством; 

Ø    самоутверждение в соответствии с личностными потребностями;

Ø    владение умениями, обеспечивающими  самозащиту для сохранения здоровья и жизни;

Ø    позитивное эмоциональное отношение к окружающему миру.

Реализация программы внеурочной деятельности по развитию личности ребёнка через освоение им универсальных учебных действий обеспечит также  метапредметные результаты:  

овладение навыками организации самостоятельной учебной деятельности на

основе научного метода познания;

Ø    освоение терминов, понятий, формул как языка науки, умение использовать этот язык для описания процессов и явлений в природе;

Ø    владение        универсальными      способами      деятельности             при      решении исследовательских и проектных задач: видение проблемы, постановка цели, выдвижение гипотезы, планирование исследования, представление и оценка результатов;

Ø    наличие собственной системы поиска, отбора и представления необходимой информации в различных ее формах: текстовой, графической, знаково-символьной;

Ø    использование нестандартных методов решения  проектных, исследовательских, творческих задач;

Ø    сформированность умений работать в коллективе, отстаивать собственную и принимать точку зрения собеседника, участвовать в диалоге, дискуссии.

Общепредметные результаты:  

Ø    расширение первичных знаний о природе явлений,  физических и химических процессах  в окружающем мире через внеурочную деятельность; 

Ø    применение теоретических знаний для объяснения природных явлений; 

Ø    уровень владения основами экспериментального метода исследования в процессе самостоятельного изучения природного явления как результат самосовершествования личности; 

Ø    умение планировать собственную деятельность, выполнять измерения и обрабатывать результаты, представляя их словесно или  графически, как результаты самопознания; 

Ø    безопасное  использование измерительных приборов для проведения учебных опытов, анализ результатов измерений, выявление физических закономерностей процесса;  Ø самореализация через применение полученных знаний для решения практических или бытовых задач, обеспечивающих безопасность собственной жизни; 

Ø    сформированные коммуникативные умения: ведение учебного диалога, дискуссии,  доклад результатов опытов, исследования, отстаивание собственной позиции. 

Частнопредметные результаты:  

Ø    уметь распознавать природные явления, выделять их существенные признаки, описывать, используя  модели и законы физики; 

Ø    умение, применяя основные положения физических теорий, на качественном уровне в условиях учебного исследования или проекта, объяснять физические и химические явления, их особенности; 

совершенствование  измерительных и вычислительных навыков при обработке и

представлении результатов исследования; 

Ø    умение использовать знания, умения и навыки практически, в повседневной жизни.

3. Тематическое планирование курса*

* Названия материка, архипелага и океана предложены и обсуждались на

заседаниях кружка (2013-2014 учебный год)

Раздел, тема, модуль

5 класс 

 

6 класс 

всего часов

из них 

всего часов

из них 

практи-

ческих

внеауди-

торных

практи-

ческих

внеауди-

торных

1

Готовим юных исследователей.

11

2

2

 

 

 

2

Знакомство с материком Физландия  

8

 

2

 

 

 

3

Физландия: исследуем материк

 

 

 

18

4

 

4

Изучаем океан Химелио

7

2

 

 

 

 

5

Загадки океана Химелио

 

 

 

5

1

 

6

Исследуем архипелаг Экоазис

5

1

 

 

 

 

7

Экоазис и наши проекты

 

 

 

4

1

1

8

Природа и безопасность человека

 

 

 

4

1

1

9

Подводим итоги

3

 

 

3

 

 

10

Всего

34

5

4

34

7

2

 

4. Содержание программы 5 класс,  34 часа Готовим юных исследователей. (11 ч)

Круглый стол «Позвольте представиться!» Роль информации для исследователя. Источники информации, правила поиска, отбора, цитирования. Подача  терминов, научность языка проектной, исследовательской работы. Как оформить библиографический список к проекту.  

Экскурсия в городскую библиотеку, знакомство, работа с каталогами.

Знакомьтесь: моя любимая научная книга. Как работать с научно - познавательными энциклопедиями, справочниками, популярными журналами. 


Интернет как источник информации для юного исследователя. Образовательные сайты сети. 

Учебные исследования и учебные проекты. Виды, особенности, основные этапы выполнения, требования к оформлению. 

Учебные опыты и эксперименты. Алгоритм подготовки и проведения учебного эксперимента. Формы представления результатов эксперимента.

Правила отбора материала, оформления и представления визуально-графического сопровождения работы – презентации. Защита учебного проекта.  

Портфолио как технология сопровождения и оценки результатов личностного роста обучающихся. Правила формирования «портфеля достижений»

ЕСТЕНА – планета естественных наук лицеистов - исследователей.  Разнообразие природных явлений ЕСТЕНЫ, методы их изучения.  Рисуем, описываем материки и океаны новой планеты исследователей.  Проект «Гимн планете». Проекты под общим названием «ЕСТЕНА: моё видение планеты»

Знакомство с материком Физландия  (8 ч)

Как появился  материк Физландия. Страницы истории физики – науки древней и современной.

Как выбрать тему исследования. Разработка индивидуальных (групповых) маршрутов исследований, проектов, экспериментов.

Клуб почемучек. Как правильно задать вопрос. Алгоритм поиска ответа на научный вопрос.

Экскурсия в городской сад ЕСТЕНЫ: Учимся наблюдать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, классифицировать. Первые исследования, проекты, отчеты по экскурсии в сад ЕСТЕНЫ.

Время и его особенности как физической величины. Календарь и его

«изобретатели». Время во Вселенной. Приборы – помощники исследователей  ЕСТЕНЫ.

Измерительные приборы и лабораторное оборудование 

Изучаем океан Химелио (7 ч)

Химия – наука о веществах. Что хранят недра планеты. Понятие о химических реакциях. Типы химических реакций, их характерные особенности. Мировая коллекция химических элементов: открытия, исследование, применение. 

Природные и искусственные минералы, их свойства, значение для человека. Дары океана Химелио, их использование человеком. 

Публичная защита проектов, представление результатов исследований, выступление с сообщениями под общим названием «Исследуем вещества» 

 

Исследуем архипелаг Экоазис (5 ч)

Что изучает экология. Необходимость рационального использования природных ресурсов планеты. Сферы нашей планеты, их взаимосвязи.  Биосфера - единая  экосистема, населенная живыми организмами. 

Почему появилась Красная книга. Из Красной книги я узнал (а)…  Проект «Мой дом – экологический оазис». Проект «Энциклопедия растений планеты ЕСТЕНА» Подводим итоги (3 ч)

Публичная защита лучших учебных проектов.  Презентация отчетов по исследовательским работам. Круглый стол – заседание юных исследователей. Подведение итогов участия в олимпиадах, конкурсах естественнонаучного направления. 

6 класс (34 часа) Природа и безопасность человека. (4 ч)

Взаимодействие человека и природы. Природные явления, опасные для человека. Что такое погода, ее основные показатели. Правила безопасного поведения во время грозы, метели, урагана, гололёда. Как обеспечить безопасность человека на водоёмах.  Что следует знать о пожарах.   Электробытовые приборы как источники опасностей для человека. Техногенные  катастрофы, их причины и последствия.  

Активный отдых на природе.  Основы ориентирования на местности. Как определить стороны горизонта.

Физландия: исследуем материк (18 ч) Основные направления развития физики в 21 веке.

Они стояли у истоков естественных наук. Этюды о физиках – экспериментаторах и   ученых.  Зарисовки об известных конструкторах и инженерах. 

Открытие  в физике, которое я считаю главным!  «Золотые» изобретения физики.

Приборы – помощники исследователей  ЕСТЕНЫ: лупа, бинокль, микроскоп, телескоп и др.  Презентация авторских физических приборов и устройств. Практическая работа № 1 «Измеряем площади различных поверхностей и объемы  тел неправильной формы».

Движение тел на планете ЕСТЕНА. Виды, особенности, классификация. Практическая работа №2 «Графически представляем механическое движение тела».

Сила как мера взаимодействия тел. Виды сил в природе, их  равнодействующая. Решение качественных задач.

Физические методы поиска полезных ископаемых ЕСТЕНЫ: электромагнитный, лазерный, акустический.

  Энергетические ресурсы ЕСТЕНЫ. Защита проектов по применению различных видов энергии, в том числе альтернативной. 

Тепловые процессы, их природное многообразие. Праздник юных мыловаров. Электромагнитные явления в природе, их многообразие. Поле как форма существования материи. Природное электричество. 

Музыка – гармония звуков. Звуковой резонанс. Исследовательская  работа №3«Как звучат физические тела вокруг нас?» Как  слышат и «разговаривают» животные – исследование, проект.

Что такое электрический ток. Нагревания проводника при протекании электрического тока. Почему вещества проводят ток. Изоляторы.  Практическая работа № 4 «Конструируем (собираем) электрическую цепь. Измеряем силу тока и напряжение.»

Свет, его источники. Значение света для растений. Глаз человека – оптический прибор. Особенности световосприятия  животными.

Занимательная оптика:  оптические иллюзии. Демонстрация действия   оптических приборов, в том числе самодельных. 

Загадки океана Химелио (5 ч)

Ознакомление со способами химического исследования почвенного покрова и водной среды планеты. Вода – основное вещество океана Химелио. Уникальные свойства воды. Значение воды для человека. Практическая работа № 5 «Очистка воды различными способами» 

Учебные исследования, проекты под общим названием «Продукты питания».

Презентация, защита проектов. 

Нефть и нефтепродукты – основы энергетики ЕСТЕНЫ. Основные требования к качеству автомобильных бензинов. Учебные исследования под общим названием «Продукты нефтехимии». Презентация, защита проектов. 

Экоазис и наши проекты (4ч)

Что такое экологический мониторинг. Объект исследований – лицей. Учебный проект «Экология нашего лицея». Проект по озеленению пришкольной территории «Лицей - экологический оазис». Учебный проект «Мой любимый  домашний питомец».

Виртуальная  экскурсия по  заповедным и уникальным местам Краснодарского края. Подводим итоги (3ч)

Физики – лауреаты Нобелевской премии. Подведение итогов внеурочной деятельности: результаты участия в олимпиадах, конкурсах естественнонаучного направления. Оформление портфолио обучающихся. 

Публичная защита лучших проектных и исследовательских работ.  

5.                                                      Обеспечение внеурочной деятельности (методическое и  материальнотехническое)

Разностороннее развитие личности ребёнка возможно в том случае, если используемые в рамках внеурочной деятельности воспитательные технологии и методики работы создают условия для самореализации детей, организуют межличностные отношения в коллективе, способствуют их нравственному воспитанию.

В рамках реализации программы используются визуально-привлекательные формы подачи материала: символьные, графические, образные.  Фрагменты мультфильмов и мультимедиа-ролики, собственные сказки и загадки, ребусы и кроссворды, игровые элементы занятий как методологические  формы внеурочных мероприятий выбраны с учётом   возрастных особенностей обучающихся (дети 11-12 лет)

Основные формы проведения занятий - творческие, сценарно-игровые и практикоориентированные: практическая работа, эксперимент, экспресс-исследование, миниконференция. Коллективные, групповые и индивидуальные занятия содержат консультации учителя, самостоятельную работу детей, предзащиту проектов. 

Структурирование знаний обучающихся происходит  через освоение ими во внеурочной разноплановой деятельности надпредметных естественнонаучных  терминов и понятий, раскрывающих глобальный характер взаимоотношений человека и природы. В основе модели организации внеурочной деятельности – проектный  метод с элементами сетевого взаимодействия с социальными партнёрами. 

Педагогическую целесообразность такой модели организации внеурочной деятельности определяет возможность максимального раскрытия индивидуальных способностей ребёнка, развития личности через коллективную (групповую) игровую, творческую, исследовательскую, проектную деятельность, представление результатов интеллектуального творчества на различных уровнях: от муниципального до российского.

При этом содержание проектов обеспечивает реализацию таких направлений развития личности, как общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовнонравственное. Проектный  как основный  метод в рамках реализации программы, активизирует социальное и проблемно-ценностное общение в коллективе, познавательную, эколого-краеведческую, индивидуальную трудовую деятельность.  

 Общероссийская организация «Малая академия наук»  через  проекты программы  «Интеллект будущего»,  как и центр дополнительного образования детей «Малая академия» города Краснодара - основные партнёры сетевого взаимодействия. Исследовательские и проектные работы участников программы отбираются для представления в рамках Всероссийских образовательных проектов, конкурсов, краевой научно-практической конференции «Эврика, ЮНИОР».

Внеурочные занятия проводятся на базе кабинета физики, для демонстрации химических опытов используются необходимые приборы и реактивы из лаборатории кабинета химии. 

Материально-техническая база лицея, оснащение кабинетов физики и химии: мультимедийное, лабораторное оборудование, действующие модели механизмов, коллекции как реальные объекты неживой природы, стенды как наглядные пособия,  имеется в количестве,  достаточном для качественного проведения практических и исследовательских работ.

Основные формы оценки достижений: заслушиваются и обсуждаются сообщения, доклады,  творческие отчеты,  исследовательские работы, презентации; проводятся мини-конференции, научно-исследовательская конференция. Итоговая форма оценки достижений личности ребёнка – публичная защита  реферата, творческой, исследовательской или  проектной работы, выполненных индивидуально или в коллективе, в рамках открытого заседания, круглого стола, конференции.

Портфолио, как  реальный объект достижений личности,  формируется для каждого ребёнка – участника, осваивавшего программу внеурочной деятельности «Планета естественных наук ЕСТЕНА: открытия, исследования, проекты» на добровольной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

1.                  Дубровина И.В. Интересы как одно из условий развития способностей школьника, М., Академия, 1998,  528 с.

2.                  Ланина И.Я. 100 игр по физике М., Просвещение, 1995, с. 224

3.                  Лемени П. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ перевод с нем., М, ЭКСМО, 2011, 192 с. 

4.                  Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр, М., Философская книга (Серия «Образование и творчество»). 2014, 320 с.

5.                  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников,

Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», Самара,

2007,   с.

6.                  Селевко  Г.К., Закатова И.И. Теория и практика технологии саморазвития личности учащихся. Ярославль, 2002г.

7.                  Степанова Г. Н.  Физика с пятого класса. Пропедевтический курс. С-Пб., ООО «Валери СПД», 1999.

8.                  Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы,

Волгоград, Учитель, 2008,   с. 156

9.                  Яни А. Мей. Большая книга экспериментов для школьников// перевод Мотылёвой

Э. И., М, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2011,  264 с.

 

 

 

 

 

 

В качестве приложения к программе позвольте представить некоторые результаты  внеурочной деятельности обучающихся 5 – 6 классов: