планирование 3 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_0.docx

5. календарно-тематическое планирование

уро-

ка

Тема, тип урока

Основное содержание темы; термины и понятия

Кол-во часов

Виды контроля

Планируемые результаты обучения

Дата

Дом.задание

предметные умения

(освоение предметных знаний)

универсальные учебные действия

(умение учиться)

План

Факт

1

Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» (вводный)

Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа.

1

Фронтальный опрос

 

Познакомятся с признаками неживой и живой природы.

научатся различать объекты неживой и живой природы.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания;

Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

С.5-6

Изображение Земли на глобусе (3 часа)

2

Глобус – модель земного шара. (освоение нового материала)

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор.

1

Фронтальный опрос

 

Познакомятся с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор»; определением  «глобус – модель земного шара».

Научатся находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная  промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

 Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

7-11

Р.т.с.2

3

Материки и океаны на глобусе. (решение частных задач)

Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с терминами «материки», «океаны», «равнины», «горы» океанов; названиями шести материков;

Научатся находить на глобусе материки и океаны.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.12-14 Р.т.с.

3-4

4

Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе». (решение частных задач; обобщение и систематизация знаний)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская).

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с формами поверхности – равнинами и горами; терминами «холмистая равнина», «горная равнина».

Научатся различать равнины и горы на глобусе; показывать на физической карте России равнины и горы.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные: осуществлять сравнение и сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в обычном и привычном; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; соблюдать правила безопасного поведения в школе.

 

 

С.15-18

Р.т.с.

5

О чем рассказала карта ( 7 часов)

5

Географическая карта. (освоение нового материала)

Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты. Географическая карта полушарий. Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера.

1

Фронтальный опрос.

Получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Познакомятся с понятиями «географический объект», «северное», «южное», «западное», «восточное» полушария.

Научатся работать с физической картой России, полушарий; выполнять задание на контурной карте.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач; осознавать значение природы в своей жизни.

 

 

С.19-24 Р.т.с.

6-7

6

Учимся читать карту. (применение знаний на практике)

Элементарные приемы чтения карты. Географическая карта. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с картой полушарий, физической картой России, условными обозначениями на карте, со шкалой глубин и высот.

Научатся находить и показывать на карте физические объекты; сравнивать карту полушарий и глобус; определять высоту гор и глубину океанов пол карте полушарий.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: обсуждать роль карты в жизни людей.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить  окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном; проявлять интерес к путешествиям по карте.

 

 

С.25-27 Р.т.с.

8-9

7

План местности.

(решение частных задач)

Элементарные приемы чтения плана местности. Особенности поверхности родного края. Условные обозначения плана.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятием «план местности», «масштаб»; условными обозначениями на плане.

Получат представление о масштабе.

Научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку  и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана;

Познавательные: сравнивать рисунок и план местности, размечать наиболее распространенные виды планов;

Коммуникативные: обсуждать значение планов в нашей жизни.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, интерес к чтению планов и их практическому использованию, осознание значения планов в жизни человека.

 

 

С.28-30 Р.т.с.

10

8

Холмы и овраги.

(решение частных задач)

Формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «холмы», «овраги»; со способами изображения  земной поверхности.

Научатся называть части холма; определять виды склонов; называть части оврага; рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: осознавать необходимость бережного  отношения к своему городу, дому.

 

 

С.31-34 Р.т.с.

11-12

9

Стороны горизонта. (освоение нового материала)

Определение сторон горизонта.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «горизонт», «линия горизонта»; названиями основных и промежуточных сторон горизонта.

Научатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир.

 

 

С.35-37 Р.т.с.

13-15

10

Ориентирование на местности. Компас. (применение знаний на практике)

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта».

Научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта  с помощью компаса.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку  и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру.

 

 

С.

38-41 Р.т.с.

16-17

11

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде.

(обобщение и систематизация знаний)

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

1

Фронтальный опрос.

Получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении.

Научатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность соблюдать совместно установленные договоренности и правила.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

42

 

12

Тела, вещества, частицы.

(освоение нового материала)

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы».

Получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах – искусственных и природных; телах  живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах).

Научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что  еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

 

 

С.43-48 Р.т.с.

18-20

13

Твердые вещества, жидкости и газы.

(применение знаний на практике)

Отличие объектов неживой природы от изделий человека. Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «тела», «вещества», «частицы», «молекулы».

Получат представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

Научатся проводить опыты; различать тела, вещества, частицы.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.49-52 Р.т.с.

21

14

Вода – необыкновенное вещество.

(решение частных задач)

Вода – необыкновенное вещество. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со свойствами воды.

 Получат представление о том, что вода в природе находится в трех состояниях.

Научатся определять состояние воды, проводить опыты и наблюдения.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно  монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.53-55 Р.т.с.

22

15

Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде.

(решение частных задач)

Природные тела. Небесные или космические тела. Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы.

1

Фронтальный опрос.

Научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: осознавать значение знаний об окружающем мире, проявлять интерес к изучению предмета.

 

 

С.

56

Вода и ее свойства (5 часов)

16

Свойства воды в жидком состоянии.

(освоение нового материала)

Вещества, тела, частицы. Вещества – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со свойствами воды при нагревании и охлаждении.

Научатся проводить опыты; формулировать, фиксировать выводы в письменном виде.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: учитывать чужую точку зрения.

 

 

С.

57-62 Р.т.с.

23

17

Термометр и его устройство.

(применение знаний на практике)

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром.

Научатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую  работу; соблюдать правила безопасного пользования ртутным термометром.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

63-67 Р.т.с.

24-25

18

Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда).

(применение знаний на практике)

Вещества, тела, частицы. Вещества – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со свойствами льда, с понятием «гололед».

Научатся делать выводы о свойствах льда, практическом применении свойства воды.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его.

Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.

68-71 Р.т.с.

26

19

Свойства воды в газообразном состоянии.

(решение частных задач)

Вещества, тела, частицы. Вещества – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с тремя состояниями воды в природе, со свойствами водяного пара.

Научатся определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

72-74 Р.т.с.

27

20

Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде.

(обобщение и систематизация знаний)

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра.

1

Фронтальный опрос.

Научатся объяснять свойства воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты; формулировать выводы в письменном виде.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к водным ресурсам.

 

 

С.

75

Чудесные превращения воды в природе (6 часов)

21

Круговорот воды в природе.

(освоение нового материала)

Вода в природе. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Круговорот воды в природе.

1

Фронтальный опрос.

Получат представление о круговороте воды в природе.

Познакомятся с понятием «атмосфера».

Научатся объяснять  причины круговорота воды в природе.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

С.

76-80 Р.т.с.

28

22

Туман и облака. Осадки.

(решение частных задач)

Вода в природе. Три состояния  воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Форма облаков и их высота над поверхностью Земли.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с превращениями воды в туман, облака; разными видами облаков.

Получат представление об осадках, выпадающих из облаков; осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха.

Научатся проводить исследовательскую работу, определять виды облаков.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

81-84 Р.т.с.

29

23

Вода – растворитель.(применение знаний на практике)

Вода в природе. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.

1

Фронтальный опрос.

Получат представление о том, что вода – растворитель.

Научатся делать фильтр, простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.

85-87 Р.т.с.

30

24

Растворы в природе.

(решение частных задач)

Вода в природе. Разные состояния воды. Вода – растворитель. Растворы в природе.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с природными растворами и их значением.

Научатся проводить опыты, определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

88-90 Р.т.с.

31-33

25

Почему воду надо беречь?

(решение частных задач)

Водоемы, их использование человеком. Охрана воды. Почему воду надо беречь.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со значением воды в жизни человека, способами чистки воды от морской соли, понятием «пресная вода».

Научатся охранять водные богатства.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

91-94 Р.т.с.

34-35

26

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде.

(обобщение и систематизация знаний)

Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли.

Научатся проводить исследовательскую работу, охранять водные богатства.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

95

Воздух и его свойства (4 часа)

27

Океан, которого нет на карте и глобусе.

(освоение нового материала)

Твердые, жидкие, газообразные  вещества.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха.

Научатся проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

С.

96-99 Р.т.с.

36

28

Воздух – это смесь газов.

(решение частных задач)

Воздух – это смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со свойствами кислорода и углекислого газа.

Получат представление о том, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; при горении и при дыхании расходуется кислород.

Научатся определять свойства кислорода и углекислого газа.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

100-102 Р.т.с.

37-38

29

Свойства воздуха. (применение знаний на практике)

Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с практическим применением свойств воздуха.

Получат представление о том, что теплый воздух легче холодного.

Научатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается; теплый воздух легче холодного.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

103-108 Р.т.с.

39-40

30

Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде.

 (обобщение и систематизация знаний)

Воздух – это смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

 

Фронтальный опрос.

Научатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается; теплый воздух легче холодного.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

 

 

С.

109-110

Движение воздуха (4 часа)

31

Температура воздуха. (освоение нового материала)

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения дневника наблюдений за погодой.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с причинами неравномерного нагрева земной поверхности.

Получат представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху.

Научатся измерять температуру воздуха с помощью термометра.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения.

 

 

С.

111-114 Р.т.с.

41

32

Ветер.

(решение частных задач)

Приборы, определяющие направление и силу ветра. Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра. Наблюдения за погодой своего края. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли; созидательной и разрушительной работой ветра в природе и жизни человека; приборами «флюгер» и «анемометр»; понятиями «ураган», «шторм».

Научатся пользоваться флюгером и анемометром, сравнивать свойства наблюдаемых объектов.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно  монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

Коммуникативные: осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

115-119 Р.т.с.

42

33

Что такое погода?

(решение частных задач)

Погода и ее составляющие. Явления природы. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с определением «погода».

Получат представление о том, от чего зависит погода; почему погода непостоянна; как изучают погоду.

Научатся вести элементарные наблюдения, работая с дневником наблюдений за погодой.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

Личностные: видеть красоту природы и искусства; проявлять интерес к прогулкам с целью расширения знаний о природе.

 

 

С.

120-122 Р.т.с.

43

34

Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир».(обобщение и систематизация знаний)

Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра. Наблюдения за погодой своего края. Условные знаки для ведения дневника наблюдений за погодой.

1

Фронтальный опрос.

Научатся рассказывать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

 

 

С.

123124

Тайны недр Земли (7 часов)

35

Горные породы.

 (освоение нового материала)

Горные породы: магматические, осадочные. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «горные породы», «виды горных пород»; происхождением магматических и осадочных горных пород.

Получат представление о том, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.

5-8 Р.т.с.

2

36

Разрушение горных пород.

(решение частных задач)

Разрушение горных пород. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с образованием осадочных горных пород из вулканических при выветривании.

Научатся наблюдать при проведении учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

9-11 Р.т.с.

3

37

Что такое минералы?

(решение частных задач)

Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятием «минералы»; разнообразием минералов, их практическим использованием.

Получат представление о

Минералах как составных частях горных пород; о том, из каких минералов состоит гранит.

Научатся выполнять практическую работу.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

С.

12-15 Р.т.с.4

38

Полезные ископаемые.

(решение частных задач)

Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых. Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.

1

 

Познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека.

Научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: : понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно  монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

16-21 Р.т.с.5

39

Свойства полезных ископаемых.

(решение частных задач)

Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Неживая природа.

1

 

Познакомятся со свойствами полезных ископаемых.

Научатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный компонент, семья, общество).

 

 

С.

22-25 Р.т.с.

6-7

40

Почему надо беречь полезные ископаемые.

(решение частных задач)

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

1

 

Научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к полезным ископаемым.

 

 

С.

26-30 Р.т.с.

8-9

41

Обобщение по теме «Тайны недр Земли».

(обобщение и систематизация знаний)

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

1

 

Научатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.

5-30

Почва (5 часов)

42

Как образуется почва.

(освоение нового материала)

Почва. Образование почвы и ее состав. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с горными породами, процессом почвообразования, понятием «цепь питания».

Научатся работать с учебными текстами, характеризовать объекты неживой природы.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

31-34 Р.т.с.

10-11

43

Почва и ее состав.

(решение частных задач)

Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств.

1

Фронтальный опрос.

Получат представление о том, что почва – единство живой и неживой природы, цепи питания; о составе почвы (плодородие, минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина).

Научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к почве.

 

 

С.

35-38 Р.т.с.

12-14

44

Экскурсия «Почвы родного края».

(применение знаний на практике)

Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Правила поведения в природе.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с правилами поведения на экскурсии.

Научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

 

 

45

Зачем и как люди заботятся о почве. (решение частных задач)

Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся со значением почвы, с мероприятиями по охране почв в родном крае.

Научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обслуживать проблему.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

39-42 Р.т.с.

15

46

Обобщение по теме «Почва». (обобщение и систематизация знаний)

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

1

Фронтальный опрос.

Научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе, осознавать личную ответственность за свои поступки.

 

 

С.

31-42

Природные сообщества (7 часов)

47

Лес и его обитатели. (освоение нового материала)

Природные сообщества. Лес – единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Взаимосвязь растений и животных.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с многообразием растительного и животного мира леса и их взаимодействием; понятиями «тайга», «лишайники», «природное сообщество».

Получат представление о природном сообществе.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания в природном сообществе «Лес».

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

 

 

С.

43-49 Р.т.с.

16-17

48

Луг и его обитатели. (решение частных задач)

Природные сообщества. Луг – единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение лугов. Безопасное поведение на лугу. Взаимосвязь растений и животных.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с природным сообществом «Луг», многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе «Луг».

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок).

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

С.

50-54 Р.т.с.

18

49

Поле и его обитатели. (освоение нового материала)

Природные сообщества. Поле - единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Взаимосвязь растений и животных.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся  с природным сообществом «Поле»; многообразием растительного и животного мира поля и их взаимодействием.

Получат представление о том, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питания в природном сообществе «Поле».

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

 

 

С.

55-58 Р.т.с.

19

50

Пресный водоем и его обитатели. (освоение нового материала)

Природные сообщества. Водоем - единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение водоемов. Безопасное поведение на водоеме. Взаимосвязь растений и животных

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся  с природным сообществом «Водоем»; многообразием растительного и животного мира пресного водоема и их взаимодействием.

Получат представление об искусственных и естественных водоемах.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания в природном сообществе «Пресный водоем».

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.

59-64 Р.т.с.

20-22

51

Болото и его обитатели. (освоение нового материала)

Природные сообщества. Болото - единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение болот. Взаимосвязь растений и животных

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся  с природным сообществом «Болото»; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото».

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

65-68 Р.т.с.

23-24

52

Экскурсия «Природные сообщества родного края».

(применение знаний на практике)

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото. Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Правила поведения в природе.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с многообразием растительного и животного мира родного края и их взаимодействием.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: исследовать явления и объекты окружающего мира, выявлять характерные особенности.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

 

53

Обобщение по теме «Природные сообщества» (обобщение и систематизация знаний)

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото. Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Взаимосвязь растений и животных.

1

Фронтальный опрос.

Научатся объяснять понятие «природное сообщество», анализировать связи в каждом природном сообществе.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: выполнять постановку  вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

 

 

С.

43-68

Человек и природные сообщества (9 часов)

54

Значение лесов. (решение частных задач)

Значение лесов в природе и жизни человека. Природа как важнейшее условие жизни человека.

 

Фронтальный опрос.

Познакомятся со значением леса в природе и жизни человека.

Научатся заботиться о лесе.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: видеть красоту природы и искусства.

 

 

С.

69-73 Р.т.с.

25-26

55

Безопасное поведение в лесу. (решение частных задач)

Правила поведения в природе.

 

Фронтальный опрос.

Познакомятся с правилами безопасного поведения в лесу.

Научатся выполнять правила безопасного поведения в лесу.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

 

 

С.

74-78 Р.т.с.

27-28

56

Луг и человек. (решение частных задач)

Луг и человек. Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе.

 

Фронтальный опрос.

Познакомятся со значением луга в жизни человека, мероприятиями по охране лугов; многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе «Луг».

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

79-82 Р.т.с.

29-30

57

Надо ли охранять болота? (решение частных задач)

Надо ли охранять болота. Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы.

 

Фронтальный опрос.

Познакомятся с правилами безопасного поведения на болоте, со значением болот в природе и жизни человека.

Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото».

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

 

 

С.

83-85 Р.т.с.

31

58

Дары рек и озер.

(решение частных задач)

Дары рек  и озер. Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с реками и озерами России и родного края, понятием «гидроэлектростанция».

Научатся показывать на физической карте России реки и озера, выполнять правила поведения у водоемов.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

 

 

С.

86-89 Р.т.с.

32

59

Безопасное поведение у водоемов.

(решение частных задач)

Правила поведения в природе.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с безопасным поведением у водоемов в разное время года.

Научатся выполнять правила безопасного поведения у водоема.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

 

 

С.

90-93 Р.т.с.

33

60

Человек – защитник природы.

(решение частных задач)

Охрана природных богатств. Правила поведения в природе. Человек – защитник природы. Посильное участие в охране природы родного края.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края.

Научатся называть растения и животных из Красной книги родного края.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: выполнять постановку  вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

94-96 Р.т.с.

34

61

Природа будет жить! (решение частных задач)

Охрана природных богатств. Размножение животных. Взаимосвязь в природном сообществе. Природные сообщества родного края.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с развитием (размножением) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Научатся называть детенышей животных; делить животных на группы.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

 

 

С.

97-102 Р.т.с.

35-37

62

Обобщение по теме «Человек и природные сообщества».

(обобщение и систематизация знаний)

Права и обязанности человека по охране  природы и окружающей среды. Право человека на благоприятную среду. Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России

1

Фронтальный опрос.

Научатся рассказывать о значении леса, луга, болота, водоема в природе и жизни человека; беречь природу.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

 

 

С.

69-102

Путешествие в прошлое (6 часов)

63

Лента времени.

(освоение нового материала)

История Отечества. Последовательность смены времени года. Век. Лента времени истории строительства Московского Кремля. Имена великих князей.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «месяц», «год», «век»; основными событиями, связанными с изменением облика Московского Кремля с XII по   XVв.

Получат представление о ленте времени.

Научатся ориентироваться по ленте времени.

Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

 

 

С.

103-107 Р.т.с.

38

64

«Золотое кольцо» России. (освоение нового материала)

 

 

 

Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. Города «Золотого кольца» России. Имена великих князей – основателей городов. Основные достопримечательности городов «Золотого кольца»; в Сергиевом Посаде - XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме - XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире - XII в.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с древними городами России, историческим значением и основными  достопримечательностями городов «Золотого кольца» России.

Научатся называть города России их достопримечательности, показывать на карте города России.

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Личностные: воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих людей.

 

 

С.

108-115 Р.т.с.

39-40

65

«Золотое кольцо» России. (решение частных задач)

1

Фронтальный опрос.

Научатся показывать города «Золотого кольца» России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов.

Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

Познавательные: : понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно  монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка, УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

 

 

С.

115-123 Р.т.с.

40-41

66

Путешествие по Санкт-Петербургу.

(освоение нового материала)

 

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города. Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с историческим значением и основными достопримечательностями Санкт-Петербург,  Научатся показывать на карте Санкт-Петербург, рассказывать об основных достопримечательностях города.

 

Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

 

 

С.

124-126 Р.т.с.

42

67

Путешествие по Санкт-Петербургу.

(решение частных задач)

1

Фронтальный опрос.

Познакомятся с понятиями «Адмиралтейство», «Зимний дворец», «Эрмитаж».

Научатся рассказывать об основных достопримечательностях города.

Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих людей.

 

 

С.

127-136 Р.т.с.

43

68

Обобщение по теме  «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде.

(обобщение и систематизация знаний)

История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда; традиции людей в разные исторические периоды

1

Фронтальный опрос.

Научатся рассказывать об основных событиях, связанных с изменением облика Московского Кремля с XII по   XVв.; называть города России и их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени.

 

Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Личностные: осознавать ценность знаний и умений, приобретенных при изучении предмета «Окружающий мир».

 

 

С.

137140

 

Итоговая контрольная работа. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Тестовая работа