5. календарно-тематическое планирование
№ уро- ка |
Тема, тип урока |
Основное содержание темы; термины и понятия |
Кол-во часов |
Виды контроля |
Планируемые результаты обучения |
Дата |
Дом.задание |
||
предметные умения (освоение предметных знаний) |
универсальные учебные действия (умение учиться) |
План |
Факт |
||||||
1 |
Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» (вводный) |
Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа. |
1 |
Фронтальный опрос
|
Познакомятся с признаками неживой и живой природы. научатся различать объекты неживой и живой природы. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания; Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
С.5-6 |
Изображение Земли на глобусе (3 часа) |
|||||||||
2 |
Глобус – модель земного шара. (освоение нового материала) |
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. |
1 |
Фронтальный опрос
|
Познакомятся с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор»; определением «глобус – модель земного шара». Научатся находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 7-11 Р.т.с.2 |
3 |
Материки и океаны на глобусе. (решение частных задач) |
Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с терминами «материки», «океаны», «равнины», «горы» океанов; названиями шести материков; Научатся находить на глобусе материки и океаны. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С.12-14 Р.т.с. 3-4 |
4 |
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе». (решение частных задач; обобщение и систематизация знаний) |
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с формами поверхности – равнинами и горами; терминами «холмистая равнина», «горная равнина». Научатся различать равнины и горы на глобусе; показывать на физической карте России равнины и горы. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; Познавательные: осуществлять сравнение и сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в обычном и привычном; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; соблюдать правила безопасного поведения в школе. |
|
|
С.15-18 Р.т.с. 5 |
О чем рассказала карта ( 7 часов) |
|||||||||
5 |
Географическая карта. (освоение нового материала) |
Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты. Географическая карта полушарий. Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Познакомятся с понятиями «географический объект», «северное», «южное», «западное», «восточное» полушария. Научатся работать с физической картой России, полушарий; выполнять задание на контурной карте. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач; осознавать значение природы в своей жизни. |
|
|
С.19-24 Р.т.с. 6-7 |
6 |
Учимся читать карту. (применение знаний на практике) |
Элементарные приемы чтения карты. Географическая карта. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Реки и озера. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с картой полушарий, физической картой России, условными обозначениями на карте, со шкалой глубин и высот. Научатся находить и показывать на карте физические объекты; сравнивать карту полушарий и глобус; определять высоту гор и глубину океанов пол карте полушарий. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: обсуждать роль карты в жизни людей. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном; проявлять интерес к путешествиям по карте. |
|
|
С.25-27 Р.т.с. 8-9 |
7 |
План местности. (решение частных задач) |
Элементарные приемы чтения плана местности. Особенности поверхности родного края. Условные обозначения плана. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятием «план местности», «масштаб»; условными обозначениями на плане. Получат представление о масштабе. Научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана; Познавательные: сравнивать рисунок и план местности, размечать наиболее распространенные виды планов; Коммуникативные: обсуждать значение планов в нашей жизни. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, интерес к чтению планов и их практическому использованию, осознание значения планов в жизни человека. |
|
|
С.28-30 Р.т.с. 10 |
8 |
Холмы и овраги. (решение частных задач) |
Формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «холмы», «овраги»; со способами изображения земной поверхности. Научатся называть части холма; определять виды склонов; называть части оврага; рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к своему городу, дому. |
|
|
С.31-34 Р.т.с. 11-12 |
9 |
Стороны горизонта. (освоение нового материала) |
Определение сторон горизонта. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «горизонт», «линия горизонта»; названиями основных и промежуточных сторон горизонта. Научатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир. |
|
|
С.35-37 Р.т.с. 13-15 |
10 |
Ориентирование на местности. Компас. (применение знаний на практике) |
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта». Научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку своих успехов в овладении способами чтения плана; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам, оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру. |
|
|
С. 38-41 Р.т.с. 16-17 |
11 |
Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде. (обобщение и систематизация знаний) |
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Научатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: проявлять уважение и готовность соблюдать совместно установленные договоренности и правила. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 42
|
12 |
Тела, вещества, частицы. (освоение нового материала) |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы». Получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах – искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше. |
|
|
С.43-48 Р.т.с. 18-20 |
13 |
Твердые вещества, жидкости и газы. (применение знаний на практике) |
Отличие объектов неживой природы от изделий человека. Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «тела», «вещества», «частицы», «молекулы». Получат представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Научатся проводить опыты; различать тела, вещества, частицы. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С.49-52 Р.т.с. 21 |
14 |
Вода – необыкновенное вещество. (решение частных задач) |
Вода – необыкновенное вещество. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со свойствами воды. Получат представление о том, что вода в природе находится в трех состояниях. Научатся определять состояние воды, проводить опыты и наблюдения. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С.53-55 Р.т.с. 22 |
15 |
Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде. (решение частных задач) |
Природные тела. Небесные или космические тела. Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: осознавать значение знаний об окружающем мире, проявлять интерес к изучению предмета. |
|
|
С. 56 |
Вода и ее свойства (5 часов) |
|||||||||
16 |
Свойства воды в жидком состоянии. (освоение нового материала) |
Вещества, тела, частицы. Вещества – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со свойствами воды при нагревании и охлаждении. Научатся проводить опыты; формулировать, фиксировать выводы в письменном виде. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: учитывать чужую точку зрения. |
|
|
С. 57-62 Р.т.с. 23 |
17 |
Термометр и его устройство. (применение знаний на практике) |
Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром. Научатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу; соблюдать правила безопасного пользования ртутным термометром. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 63-67 Р.т.с. 24-25 |
18 |
Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). (применение знаний на практике) |
Вещества, тела, частицы. Вещества – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со свойствами льда, с понятием «гололед». Научатся делать выводы о свойствах льда, практическом применении свойства воды. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его. Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С. 68-71 Р.т.с. 26 |
19 |
Свойства воды в газообразном состоянии. (решение частных задач) |
Вещества, тела, частицы. Вещества – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с тремя состояниями воды в природе, со свойствами водяного пара. Научатся определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 72-74 Р.т.с. 27 |
20 |
Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде. (обобщение и систематизация знаний) |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся объяснять свойства воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты; формулировать выводы в письменном виде. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к водным ресурсам. |
|
|
С. 75 |
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) |
|||||||||
21 |
Круговорот воды в природе. (освоение нового материала) |
Вода в природе. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Круговорот воды в природе. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Получат представление о круговороте воды в природе. Познакомятся с понятием «атмосфера». Научатся объяснять причины круговорота воды в природе. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
С. 76-80 Р.т.с. 28 |
22 |
Туман и облака. Осадки. (решение частных задач) |
Вода в природе. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Форма облаков и их высота над поверхностью Земли. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с превращениями воды в туман, облака; разными видами облаков. Получат представление об осадках, выпадающих из облаков; осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха. Научатся проводить исследовательскую работу, определять виды облаков. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 81-84 Р.т.с. 29 |
23 |
Вода – растворитель.(применение знаний на практике) |
Вода в природе. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Получат представление о том, что вода – растворитель. Научатся делать фильтр, простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С. 85-87 Р.т.с. 30 |
24 |
Растворы в природе. (решение частных задач) |
Вода в природе. Разные состояния воды. Вода – растворитель. Растворы в природе. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с природными растворами и их значением. Научатся проводить опыты, определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 88-90 Р.т.с. 31-33 |
25 |
Почему воду надо беречь? (решение частных задач) |
Водоемы, их использование человеком. Охрана воды. Почему воду надо беречь. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со значением воды в жизни человека, способами чистки воды от морской соли, понятием «пресная вода». Научатся охранять водные богатства. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 91-94 Р.т.с. 34-35 |
26 |
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде. (обобщение и систематизация знаний) |
Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли. Научатся проводить исследовательскую работу, охранять водные богатства. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 95 |
Воздух и его свойства (4 часа) |
|||||||||
27 |
Океан, которого нет на карте и глобусе. (освоение нового материала) |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха. Научатся проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
С. 96-99 Р.т.с. 36 |
28 |
Воздух – это смесь газов. (решение частных задач) |
Воздух – это смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со свойствами кислорода и углекислого газа. Получат представление о том, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; при горении и при дыхании расходуется кислород. Научатся определять свойства кислорода и углекислого газа. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 100-102 Р.т.с. 37-38 |
29 |
Свойства воздуха. (применение знаний на практике) |
Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с практическим применением свойств воздуха. Получат представление о том, что теплый воздух легче холодного. Научатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается; теплый воздух легче холодного. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 103-108 Р.т.с. 39-40 |
30 |
Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде. (обобщение и систематизация знаний) |
Воздух – это смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. |
|
Фронтальный опрос. |
Научатся с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, взвесить; при нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается; теплый воздух легче холодного. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). |
|
|
С. 109-110 |
Движение воздуха (4 часа) |
|||||||||
31 |
Температура воздуха. (освоение нового материала) |
Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения дневника наблюдений за погодой. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с причинами неравномерного нагрева земной поверхности. Получат представление о том, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Научатся измерять температуру воздуха с помощью термометра. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил поведения. |
|
|
С. 111-114 Р.т.с. 41 |
32 |
Ветер. (решение частных задач) |
Приборы, определяющие направление и силу ветра. Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра. Наблюдения за погодой своего края. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли; созидательной и разрушительной работой ветра в природе и жизни человека; приборами «флюгер» и «анемометр»; понятиями «ураган», «шторм». Научатся пользоваться флюгером и анемометром, сравнивать свойства наблюдаемых объектов. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); Коммуникативные: осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 115-119 Р.т.с. 42 |
33 |
Что такое погода? (решение частных задач) |
Погода и ее составляющие. Явления природы. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с определением «погода». Получат представление о том, от чего зависит погода; почему погода непостоянна; как изучают погоду. Научатся вести элементарные наблюдения, работая с дневником наблюдений за погодой. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. Личностные: видеть красоту природы и искусства; проявлять интерес к прогулкам с целью расширения знаний о природе. |
|
|
С. 120-122 Р.т.с. 43 |
34 |
Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир».(обобщение и систематизация знаний) |
Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра. Наблюдения за погодой своего края. Условные знаки для ведения дневника наблюдений за погодой. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся рассказывать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). |
|
|
С. 123124 |
Тайны недр Земли (7 часов) |
|||||||||
35 |
Горные породы. (освоение нового материала) |
Горные породы: магматические, осадочные. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «горные породы», «виды горных пород»; происхождением магматических и осадочных горных пород. Получат представление о том, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С. 5-8 Р.т.с. 2 |
36 |
Разрушение горных пород. (решение частных задач) |
Разрушение горных пород. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с образованием осадочных горных пород из вулканических при выветривании. Научатся наблюдать при проведении учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 9-11 Р.т.с. 3 |
37 |
Что такое минералы? (решение частных задач) |
Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятием «минералы»; разнообразием минералов, их практическим использованием. Получат представление о Минералах как составных частях горных пород; о том, из каких минералов состоит гранит. Научатся выполнять практическую работу. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
С. 12-15 Р.т.с.4 |
38 |
Полезные ископаемые. (решение частных задач) |
Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых. Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. |
1 |
|
Познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека. Научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: : понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 16-21 Р.т.с.5 |
39 |
Свойства полезных ископаемых. (решение частных задач) |
Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Неживая природа. |
1 |
|
Познакомятся со свойствами полезных ископаемых. Научатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный компонент, семья, общество). |
|
|
С. 22-25 Р.т.с. 6-7 |
40 |
Почему надо беречь полезные ископаемые. (решение частных задач) |
Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. |
1 |
|
Научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к полезным ископаемым. |
|
|
С. 26-30 Р.т.с. 8-9 |
41 |
Обобщение по теме «Тайны недр Земли». (обобщение и систематизация знаний) |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. |
1 |
|
Научатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С. 5-30 |
Почва (5 часов) |
|||||||||
42 |
Как образуется почва. (освоение нового материала) |
Почва. Образование почвы и ее состав. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с горными породами, процессом почвообразования, понятием «цепь питания». Научатся работать с учебными текстами, характеризовать объекты неживой природы. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 31-34 Р.т.с. 10-11 |
43 |
Почва и ее состав. (решение частных задач) |
Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Получат представление о том, что почва – единство живой и неживой природы, цепи питания; о составе почвы (плодородие, минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина). Научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к почве. |
|
|
С. 35-38 Р.т.с. 12-14 |
44 |
Экскурсия «Почвы родного края». (применение знаний на практике) |
Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Правила поведения в природе. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с правилами поведения на экскурсии. Научатся анализировать состав почвы, проводить опыты и наблюдения, делать выводы. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
|
45 |
Зачем и как люди заботятся о почве. (решение частных задач) |
Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со значением почвы, с мероприятиями по охране почв в родном крае. Научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обслуживать проблему. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 39-42 Р.т.с. 15 |
46 |
Обобщение по теме «Почва». (обобщение и систематизация знаний) |
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе, осознавать личную ответственность за свои поступки. |
|
|
С. 31-42 |
Природные сообщества (7 часов) |
|||||||||
47 |
Лес и его обитатели. (освоение нового материала) |
Природные сообщества. Лес – единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Взаимосвязь растений и животных. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с многообразием растительного и животного мира леса и их взаимодействием; понятиями «тайга», «лишайники», «природное сообщество». Получат представление о природном сообществе. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания в природном сообществе «Лес». |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|
|
С. 43-49 Р.т.с. 16-17 |
48 |
Луг и его обитатели. (решение частных задач) |
Природные сообщества. Луг – единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение лугов. Безопасное поведение на лугу. Взаимосвязь растений и животных. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с природным сообществом «Луг», многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе «Луг». |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок). Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
С. 50-54 Р.т.с. 18 |
49 |
Поле и его обитатели. (освоение нового материала) |
Природные сообщества. Поле - единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Взаимосвязь растений и животных. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с природным сообществом «Поле»; многообразием растительного и животного мира поля и их взаимодействием. Получат представление о том, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питания в природном сообществе «Поле». |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). |
|
|
С. 55-58 Р.т.с. 19 |
50 |
Пресный водоем и его обитатели. (освоение нового материала) |
Природные сообщества. Водоем - единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение водоемов. Безопасное поведение на водоеме. Взаимосвязь растений и животных |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с природным сообществом «Водоем»; многообразием растительного и животного мира пресного водоема и их взаимодействием. Получат представление об искусственных и естественных водоемах. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания в природном сообществе «Пресный водоем». |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С. 59-64 Р.т.с. 20-22 |
51 |
Болото и его обитатели. (освоение нового материала) |
Природные сообщества. Болото - единство живой и неживой природы. Человек и природные сообщества. Значение болот. Взаимосвязь растений и животных |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с природным сообществом «Болото»; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото». |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 65-68 Р.т.с. 23-24 |
52 |
Экскурсия «Природные сообщества родного края». (применение знаний на практике) |
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото. Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Правила поведения в природе. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с многообразием растительного и животного мира родного края и их взаимодействием. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: исследовать явления и объекты окружающего мира, выявлять характерные особенности. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
|
53 |
Обобщение по теме «Природные сообщества» (обобщение и систематизация знаний) |
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото. Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Взаимосвязь растений и животных. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся объяснять понятие «природное сообщество», анализировать связи в каждом природном сообществе. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). |
|
|
С. 43-68 |
Человек и природные сообщества (9 часов) |
|||||||||
54 |
Значение лесов. (решение частных задач) |
Значение лесов в природе и жизни человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. |
|
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со значением леса в природе и жизни человека. Научатся заботиться о лесе. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: видеть красоту природы и искусства. |
|
|
С. 69-73 Р.т.с. 25-26 |
55 |
Безопасное поведение в лесу. (решение частных задач) |
Правила поведения в природе. |
|
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с правилами безопасного поведения в лесу. Научатся выполнять правила безопасного поведения в лесу. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. |
|
|
С. 74-78 Р.т.с. 27-28 |
56 |
Луг и человек. (решение частных задач) |
Луг и человек. Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе. |
|
Фронтальный опрос. |
Познакомятся со значением луга в жизни человека, мероприятиями по охране лугов; многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе «Луг». |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 79-82 Р.т.с. 29-30 |
57 |
Надо ли охранять болота? (решение частных задач) |
Надо ли охранять болота. Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы. |
|
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с правилами безопасного поведения на болоте, со значением болот в природе и жизни человека. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото». |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). |
|
|
С. 83-85 Р.т.с. 31 |
58 |
Дары рек и озер. (решение частных задач) |
Дары рек и озер. Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с реками и озерами России и родного края, понятием «гидроэлектростанция». Научатся показывать на физической карте России реки и озера, выполнять правила поведения у водоемов. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном. |
|
|
С. 86-89 Р.т.с. 32 |
59 |
Безопасное поведение у водоемов. (решение частных задач) |
Правила поведения в природе. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с безопасным поведением у водоемов в разное время года. Научатся выполнять правила безопасного поведения у водоема. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. |
|
|
С. 90-93 Р.т.с. 33 |
60 |
Человек – защитник природы. (решение частных задач) |
Охрана природных богатств. Правила поведения в природе. Человек – защитник природы. Посильное участие в охране природы родного края. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края. Научатся называть растения и животных из Красной книги родного края. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 94-96 Р.т.с. 34 |
61 |
Природа будет жить! (решение частных задач) |
Охрана природных богатств. Размножение животных. Взаимосвязь в природном сообществе. Природные сообщества родного края. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с развитием (размножением) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Научатся называть детенышей животных; делить животных на группы. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам. |
|
|
С. 97-102 Р.т.с. 35-37 |
62 |
Обобщение по теме «Человек и природные сообщества». (обобщение и систематизация знаний) |
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды. Право человека на благоприятную среду. Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся рассказывать о значении леса, луга, болота, водоема в природе и жизни человека; беречь природу. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). |
|
|
С. 69-102 |
Путешествие в прошлое (6 часов) |
|||||||||
63 |
Лента времени. (освоение нового материала) |
История Отечества. Последовательность смены времени года. Век. Лента времени истории строительства Московского Кремля. Имена великих князей. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «месяц», «год», «век»; основными событиями, связанными с изменением облика Московского Кремля с XII по XVв. Получат представление о ленте времени. Научатся ориентироваться по ленте времени. |
Метапредметные: Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач. |
|
|
С. 103-107 Р.т.с. 38 |
64 |
«Золотое кольцо» России. (освоение нового материала)
|
Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. Города «Золотого кольца» России. Имена великих князей – основателей городов. Основные достопримечательности городов «Золотого кольца»; в Сергиевом Посаде - XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме - XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире - XII в. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с древними городами России, историческим значением и основными достопримечательностями городов «Золотого кольца» России. Научатся называть города России их достопримечательности, показывать на карте города России. |
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Личностные: воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих людей. |
|
|
С. 108-115 Р.т.с. 39-40 |
65 |
«Золотое кольцо» России. (решение частных задач) |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся показывать города «Золотого кольца» России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов. |
Метапредметные: Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; Познавательные: : понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка, УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. |
|
|
С. 115-123 Р.т.с. 40-41 |
|
66 |
Путешествие по Санкт-Петербургу. (освоение нового материала)
|
Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города. Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с историческим значением и основными достопримечательностями Санкт-Петербург, Научатся показывать на карте Санкт-Петербург, рассказывать об основных достопримечательностях города.
|
Метапредметные: Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе; распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество) |
|
|
С. 124-126 Р.т.с. 42 |
67 |
Путешествие по Санкт-Петербургу. (решение частных задач) |
1 |
Фронтальный опрос. |
Познакомятся с понятиями «Адмиралтейство», «Зимний дворец», «Эрмитаж». Научатся рассказывать об основных достопримечательностях города. |
Метапредметные: Регулятивные: осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих людей. |
|
|
С. 127-136 Р.т.с. 43 |
|
68 |
Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде. (обобщение и систематизация знаний) |
История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда; традиции людей в разные исторические периоды |
1 |
Фронтальный опрос. |
Научатся рассказывать об основных событиях, связанных с изменением облика Московского Кремля с XII по XVв.; называть города России и их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени.
|
Метапредметные: Регулятивные: планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: осознавать ценность знаний и умений, приобретенных при изучении предмета «Окружающий мир». |
|
|
С. 137140 |
Итоговая контрольная работа. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Тестовая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.