Планирование специфических результатов, содержания и форм построения вокального обучения
Основными аспектами предметно-конструктивного планирования процесса вокального воспитания являются:
- планирование результирующих показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач);
- планирование материала занятий и параметров связанных с ними вокальных нагрузок;
- планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.
Каждый одаренный ребенок – это личность, к которой нужен особый подход. Совместная творческая и интеллектуальная деятельность учителя и одаренного ученика требует наличия у учителя дополнительных компетенций, приобретенных в результате самообразования и практической педагогической деятельности.
Педагогическая цель - формирование у школьников-вокалистов учебных, познавательных, практических, коммуникативных компетенций, необходимых для повседневной жизни и дальнейшего обучения. Воспитать гармонично развитую личность с нравственными принципами.
Одним из важных факторов, от которого зависит успешность пути к достижению поставленных целей, является осознание педагогом индивидуальности учащегося и создание условий для гармоничного развития каждого ребенка: определение перспективы развития ребенка, психологический комфорт в отношениях, определение возможностей развития ребенка, умение находить баланс между чувствами и разумом.
Педагогические задачи учителя сольного пения:
- формирование РЕБЕНКА – ТВОРЦА
Моделировать учебный процесс таким образом, чтобы она стала художественно-творческой и поддерживала не только развитие природных способностей, но и обеспечивала творческое и личностное развитие ребенка и формирование исполнительской культуры музыканта в процессе приобретения знаний, навыков и умений на занятиях вокалом.
Подбирать разнообразный репертуар.
При таком обучении ребенок чувствует себя не потребителем музыки, а скорее ее создателем.
- формирование РЕБЕНКА - МЫСЛИТЕЛЯ
Учить детей думать. И не только о музыке, а обо всем, что происходит вокруг них. Научиться создавать связь с окружающей действительностью, понимать людей, думать о своих отношениях с другими, отличать главное. Развивать логику мышления, творческий и познавательный потенциал у детей, используя богатейший методический и познавательный материал, прививать им навыки самовоспитания, что крайне важно в современных условиях. Развивать качества воли, внимания, концентрации, улучшать музыкальную память.
- формирование РЕБЕНКА – ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Познакомить детей с миром большого музыкального искусства, «приобщить» ребенка к музыке, научить его любить и слушать классическую музыку и не только в проявлениях различных форм и жанров, использовать свои знания и умения вне школы. Особое внимание уделять развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Совмещать свою профессиональную деятельность с интересами детей и их родителей, развивать у детей те навыки самодеятельности, которые находят практическое применение в жизни ребенка как в школьные годы, так и после окончания школы. Иными словами, воспитывать в них музыкальную культуру как важнейшую составляющую нравственной ценности личности.
- формирование РЕБЕНКА – БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
Оставаясь верным традициям классического музыкального образования, поставить перед собой задачу дать наиболее талантливым и перспективным в профессиональном плане детям образование, которое позволит им поступить в специальные учебные заведения.
В силу своей специфики основная работа на уроке сольного пения носит индивидуальный характер, что открывает неограниченные возможности для творческого самоопределения и развития ребенка. На занятиях гарантируется максимальный творческий контакт между учителем и учеником. Очевидно, что перед вокальной педагогикой в настоящее время стоит задача превратить «специальный урок» в урок музыки и творчества. Подчинить обучающую функцию учебной дисциплины духовно-нравственному принципу, ориентироваться на «индивидуальное вхождение» в систему знаний и умений с формой и содержанием обучения, используя личностно-ориентированное обучение.
- принятие ребенка как данности;
- оценка роста определенного человека;
- развитие творческих способностей ребенка через творчество педагога;
- оценка успехов ученика за успехи учителя;
Индивидуальное планирование определяет алгоритм развития ребенка. Игровая подготовка учебного материала не только удовлетворяет естественные психологические потребности детей, но и является настоящим стимулом детского творчества. Это основной принцип учебно-творческого процесса всестороннего воспитания ребенка на уроке сольного пения на начальном этапе обучения. Особенно это относится к начальной настройке речевого аппарата, когда стремление к исполнению музыкальных произведений намного опережает развитие исполнительских навыков. И здесь на помощь приходит игра, которая открывает кратчайший путь к эмоциональной разрядке ребенка через воображение, ассоциации, разгружает певческий аппарат. Как творческая деятельность, игра включает в себя ребенка в целом: его чувственное восприятие, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение.
Интенсификация учебного процесса означает, что чем больше учащийся выполняет учебно-познавательных действий на уроке, тем выше интенсивность обучения. Но темп работы ребенка на уроке и его выполнение по репертуарному плану возможно определить по-разному, учитывая умственное и физическое развитие, степень целеустремленности, работоспособности, одаренности, готовности к выполнению домашних заданий. Домашняя работа является естественным продолжением занятий и обычно дозируется. Использование развивающей технологии обучения, соответствующей индивидуальности ребенка, позволяет более четко раскрыть способности каждого ребенка. Педагогу следует поддерживать даже самые маленькие успехи учеников и приглашать родителей на свои уроки, показывая и объясняя основные цели и задачи урока. Поэтому сотрудничество педагогов, детей и родителей на начальном этапе обучения является важным фактором успешного развития юного певца. Это означает, что в процесс обучения активно включается вся семья, что повышает мотивацию к обучению и приобретает новых помощников. В классе сольного пения стало традицией проводить домашние концерты для первоклассников в конце первого учебного года. Концерт в кругу семьи – первое и очень волнительное событие для будущего певца. Это важный этап воспитания в предверии будущей концертной деятельности.
Учащиеся класса сольного пения – члены дружного творческого коллектива, активные участники всех школьных и городских мероприятий. Педагогу следует понимать, насколько важно правильно спланировать и организовать внеклассную работу. Для этого целесообразно поставить следующие воспитательные цели и задачи:
- Воспитание и развитие личностных качеств учащихся, способствующих уважению духовных ценностей разных народов.
- Развитие у учащихся эстетических взглядов, потребности в общении с духовными ценностями.
- Воспитание эстетического вкуса и творческой инициативы.
- Расширение музыкального кругозора учащихся.
- Создание творческой и дружеской атмосферы на уроке сольного пения.
- Сотрудничество и тесная связь с родителями учащихся для реализации воспитательных задач.
Следовательно, основными направлениями планирования и организации учебного процесса являются:
- хорошее, здоровое сочетание академических методик с инновационными технологиями;
- развитие творческого потенциала детей, воспитание творческой личности, прежде всего личным примером;
- расширение индивидуальной работы с одаренными детьми и создание условий для их участия в конкурсах, показах, творческих проектах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов, Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи [Текст] Е. И. Алмазов //В кн.: Развитие детского голоса / Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи / под ред. Шацкой В. Н. –:Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с
2. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.50 1
3. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 2004. 432 с.
4. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика. Ростов Н\Д. : Феникс, 2014. 189 с.22
5. Дискуссионный клуб: организация деятельности с перспективой достойного будущего: авторы-составители Н.А. Асташова, О.В. Малькина, И.Г. Якимович. Методическое пособие/ Под ред. Н.А. Асташовой. – Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. –96с.
6. Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
7. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, Наука, 1991, 165с.27
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж- СПб., Лань, 1997. 190 с.28
9. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности. М.:Таланты-XXI век, 2007. 578 с.
10. Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Изд-во «Диамант», 1992. 320 с.
11. Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. Л., 1986. 70 с.
12. Кравченко А.М. Секреты бельканто. – Симферополь, 1993. 160 с.
13. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-khudozhestvennogo-obrazovaniya
14. Локшин, Д. Л. О пении юношей в годы мутации. В кн.: Развитие детского голоса [Текст] Д. Л. Локшин // Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи /под ред. Шацкой В. Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.
15. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов – Издат. отдел Института психологии РАН, 2002.
16. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. [Текст]. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. 224 с.
17. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Педагогический поиск, 2007. – 176 с.
18. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
19. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова – М.: Прометей, 1992. 269 с.
20. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов – Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
21. Юланова, Д.М. Компьютерные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.М.Юланова // Научно-педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. - Н-Новгород: ВГИПУ, 2008. - С. 210-212.49
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.