Планирование к АОП по литературе (6 класс)
Оценка 4.8

Планирование к АОП по литературе (6 класс)

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
русская литература
6 кл
16.01.2019
Планирование к АОП по литературе (6 класс)
Данная разработка адресована учителям литературы, которые реализуют на практике адаптивные образовательные программы, к классах, которых есть дети с ОВЗ. Планирование уже реализовано на практике, данный подход предусматривает включение учеников в образовательный процесс с опорой на их сильные стороны личности, и знания полученные ранее.
планирование лит.docx

 

 

Планирование к адаптированной рабочей образовательной программе по литературе (6 класс)

 

Наименование предмета: Литература

Класс: 6

Общее количество часов по учебному плану: 102

Рабочий план преподавателя составлен на основе рабочей программы ФГОС

Авторы: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Учебник: Литература, 6 класс, Часть I и II, М., Просвещение, 2015 г.

Методическое пособие: Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении. У.В. Косарева, Н.И. Буковцева. Самара. Издательство СГПУ, 2007.

 

 

Составитель:   Коновалова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

№ зз.0п/п

Тема урока,

тип урока

Основные виды учебной деятельности (по разделу, теме)

Предметные результаты

(базовый уровень, повышенный уровень)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

 

 

Коррекционные задачи

1

Литература как художественное отражение жизни. Вводный урок

Беседа, работа с книгой, демонстрация презентации

Знать о роли книги в жизни человека, уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18П19

П20

П21

П22

П23 П24

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему курсу)

К2  К3 К6 К8 К9 К10 К 12 К13 К14

К15 К16 К18 К19 К20 К 21 (ко всему курсу)

Р1 Р2 Р3 Р4 (ко всему курсу)

Лк11 Лк22 Лк14 Лк23

Лц1 Лц2 Лэ2

Лэ3 Лд33Лд40  (ко всему курсу)

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

2

Происхождение литературы. Литература и другие виды искусства. Урок усвоения новых знаний

Знать, что  литература - особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18П19

П20

П21

П22

П23 П24

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

.

 

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

3

В дорогу зовущие или Литература открывает мир. Урок - путешествие

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период

Знать о роли книги в жизни человека; уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

.

 

Упражнения на развитие, концентрацию  внимания.

4

Обрядовый фольклор. Эстетическое значение обрядового фольклора. Малые жанры фольклора Объяснительно-иллюстративный

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства-фольклорной и литературной.

Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен.

Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях.

Составление плана письменного высказывания.

Устный монологический ответ по плану.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

Выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, устное словесное рисование

 Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Лк22 Лк14 Лк23

Лц1 Лц2 Лэ2

Лэ3 Лд35 Лд 36(ко всему разделу)

Смена деятельности на более легкую

5

Виды народных песен.  Их тематика. Объяснительно-иллюстративный

Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

 

Использование разнообразных видов занятий (игровых) применение красочного  наглядного материала

6

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Объяснительно-иллюстративный

Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «Пословица», «поговорка», их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности

 

Развитие наглядно-образного мышления

7

Отражение в пословицах народного опыта

Пословицы и поговорки Объяснительно-иллюстративный.

Знать понятие пословицы и поговорки

Вопрос 3 или 5(п.)

стр. 15

 

Формирование  словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)                                

8

Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Урок развития речи

Уметь:  отличать пословицу от поговорки, знать  их отличительные признаки

Вопрос 6(у.) стр.15

 

Развитие  мыслительных операций и способов действия на основе  многократного проговаривания

9

В чем красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник. Урок развития речи

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности  русской народной речи, передавать манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них

П 32/1, 2

 

Упражнение в многократном использовании новой лексики

 

10

Русская летопись.  «Повесть временных лет» - историческая  энциклопедия. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов Объяснительно-иллюстративный

Работа с текстом, комментированное чтение, беседа, устный комментарий к репродукциям  картин художников, изображающих Древнюю Русь. Характеристика героев древнерусской литературы.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат по заданной теме. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека

Знать  жанры древнерусской литературы; летопись.

Уметь  отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества, характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет».

Понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26

П 28/1-2,7

П34

П35

П37 П36

П38

П39

П40 П 32

(ко всему разделу)

Лц1 Лц2

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

 

11

Образно-стилистические особенности жанра летописи

Знать  сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о Белгородском киселе»

 

Использование  разнообразной наглядности, простых инструкций, таблиц, схем

12

Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Урок внеклассного чтения

Уметь  выполняь художественный пересказ текста, анализировать произведение с позиций жанра, особенности языка произведения.

 

 

Устанавливание  взаимосвязи между изученным и новым материалом.

 

13

Жанр басни. История развития русской басни. Урок

усвоения   и закрепле

ния

 новых

 знаний

 

Устный рассказ о баснописце.

Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительною чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика героев басни.

Формулирование вопросов к тексту.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов

Знать жанровые особенности басен, определения понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)

уметь объяснять отличие басни от сказки

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П*28/7

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Развитие мышления, самоконтроля, критичности.

14

И. И. Дмитриев.  Басня «Муха». Образы животных и их роль в басне. Мораль басен. Урок

усвоения      и закрепления

 новых

 знаний

Познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века

 

Развитие познавательного интереса, устойчивого внимания.

15

Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Объяснительно-иллюстративный

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение басен (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев басен.

Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

 Подбор цитат к иллюстрациям.

Выполнение игровых заданий.

Знать специфику жанра басни,

понимать аллегорию, уметь определять мораль  

Владеть навыком объяснения смысла морали

 

Развитие устной речи

16

Языковое своеобразие басен Крылова. Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Басни  « Листы и Корни», «Осел и Соловей», «Ларчик»: выражение народного духа и народной мудрости в баснях. Объяснительно-иллюстративный

Знать основные мотивы творчества Крылова (нравственно-социальная тема, патриотическая)

Понимать близость басни к устному народному творчеству, ее иносказательный и обобщенный смысл, уметь анализировать басни, оценивать отношение автора к героям

 

Развитие умения сравнивать и анализировать

17

Литературная игра «Басни дедушки Крылова». Урок внеклассного чтения

 Знать жанровые особенности басни, содержание изученных басен и сведений о жизни баснописца.

 

 

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

18

А. С. Пушкин.

Лицейские годы. Объяснительно-иллюстративные

Чтение стихотворений, беседа по вопросам, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей. Составление плана анализа стихотворения.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Выразительное чтение фрагментов прозы (в том числе по ролям). Прослушивание в исполнении актера А.Петренко первой главы романа, выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, событий, характера героев, беседа Поиск незнакомых слов и их объяснение с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений.

Выделение этапов развития сюжета.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление сравнительной характеристики героев.

Составление плана анализа эпизода.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Подбор цитат из текста повестей по заданной теме.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение киноверсий повестей. Письменные ответы на проблемные вопросы.

Выборочное чтение эпизодов романа, художественный пересказ эпизода. Ответы на вопросы

Выборочное чтение, осмысление сюжета, поведения героев, близкий к тексту пересказ, ответы на вопросы

Беседа по вопросам, обсуждение плана, воспроизведение событий по плану.

Подготовка к сочинению

Работа с тестами,

дискуссия по теме урока

Беседа по вопросам, составление плана.

Написание сочинения.  Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Знать факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет».

Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26П27*

П28/7 П31П32/2-4

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

19

 Лирический герой, его мысли, чувства, настроение в стихотворении «Узник». Объяснительно-иллюстративные

Знать факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения».

Понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения.

Уметь определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения

 

.

 

 

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

20

Тема дружбы в лирике поэта.

«И. И. Пущина». Жанр стихотворения-послания. Тема дружбы в лирике поэта Объяснительно-иллюстративный

Знать  жанр послания.

Уметь  выразительно читать стихотворения,  вступать в речевое общение

 

Развитие умения сравнивать и анализировать

21

Мир природы и его поэтического изображения в стихотворении «Зимнее утро». Пейзажная лирика А.С.Пушкина. Воплощение в стихотворениях  мысли о гармонии природы и человека. Звуковая инструментовка стихотворений Объяснительно-иллюстративный.

Знать, какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа, насколько связаны изображаемая действительность и внутренний мир человека. Уметь анализировать художественные средства, толковать их роль в  стихотворении

 

Упражнения на развитие, концентрацию  внимания.

22

Лирика как род литературы. Стихотворная речь. Двуслож

ные размеры  стиха. Урок развития речи

Знать  двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

Уметь  определять их самостоятельно, составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения

Смена деятельности на более легкую

23

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения .Объяснительно-иллюстративный.

Знать историю создания романа.

Уметь составлять план, сравнивать образы Троекурова и старшего Дубровского, указывая на сходства и различия их характеров, оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского поместного дворянства  20-х годов 19 века, изображенные в романе

П28/3-5

 

Использование разнообразных видов занятий (игровых) применение красочного  наглядного материала

24

Образ благородного «разбойника»  в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Объяснительно-иллюстративный

Знать содержание глав романа,

уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

25

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Воспитание и характер Маши Троекуровой, её взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения Дубровского и Марьи Гавриловны. Второе свидание маши Дубровского Объяснительно-иллюстративный

Знать содержание анализируемых глав романа;

понимать причины отказа Владимира от  мести Троекурову, отношение автора к своим героям;

уметь составлять устное описание портреты героя, включая в него цитаты из текста романа

 

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

26

Сюжет и композиция романа «Дубровский». Объяснительно-иллюстративный

Знать определение понятий «композиция», «сюжет», последовательность событий, изображенных в романе;

уметь составлять план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта, определять, в чем заключается особенность сюжета, выделять основные событийные линии

 

Развитие наглядно-образного мышления

27

Сочинение -сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»). Урок развития речи

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы;

уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения, делать выводы

П32/2-4П33//1-3

.

 

Формирование  словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)                                

28

Контрольная работа по роману А. С. Пушкина «Дубровский». Урок контроля и проверки знаний

Знать содержание романа

 

Развитие  мыслительных операций и способов действия на основе  многократного проговаривания

29

А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина»

Своеобразие главного героя  повести «Выстрел». Объяснительно-иллюстративный

Знать сюжет и героев повести Пушкина; уметь анализировать роль эпиграфа

Упражнение в многократном использовании новой лексики

30

Композиция и смысл названия повести «Выстрел». Объяснительно-иллюстративный

Знать  содержание текстов, историю создания.

Уметь  выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

 

Упражнение в многократном использовании новой лексики

31

Игра «Умники и умницы»

(по «Повестям Белкина»). Урок внеклассного чтения

Знать  содержание текстов повестей; Владеть монологической и диалогической речью. Приводить примеры,  аргументы, формулировать выводы.

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

32

Сочинение “О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений  А. С. Пушкина?” Урок развития речи

Знать  методику действий при написании творческой работы.

Уметь  составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

П33/1-3

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

33

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта –изгнанника. Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю.Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночество, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности  поэтической интонации стихотворения Объяснительно-иллюстративный

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Восприятие стихотворения, осмысление содержания, беседа по вопросам, выразительное чтение, словесное рисование. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Выявление художественно значимых изобразительно-­выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции. Определение видов рифм и способов рифмовки.

Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трёхсложные размеры стиха (на примере изучаемых стихотворений). Контрольная работа.

Знать факты из биографии автора, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»;уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Развитие умения сравнивать и анализировать

34

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема повержен

ной красоты. Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация Объяснительно-иллюстративный

 

                            

Знать определение понятий «лироэпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»;

понимать основную мысль стихотворения; уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к обытииям эпизода стихотворения

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

35

Мотивы одиночества в стихотворениях  М.Ю.Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» Объяснительно-иллюстративный.

Знать определение литературоведческих понятий (композиция, сюжет, поэтический образ, эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение); понимать настроение стихотворения; уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции произведения

 

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

36

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

 Рассказ «Бежин луг». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос Объяснительно-иллюстративный

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героя или групповой характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Обсуждение произведений Книжной графики и живописных полотен.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Выборочное чтение, художественный пересказ с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, беседа по вопросам

Выборочное чтение, составление словесного портрета

Самостоятельные работы с текстом. Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки охотника" и живописным полотнам русских художников)».

Выполнение проверочной работы

по тексту

Знать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

37

Тургенев – мастер пейзажа.

Картины природы. Изображение природы в рассказе: описание июльского дня, «торжественной и царственной безлунной» ночи, наступившего утра Комбинированный

Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»;

понимать, почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание;

уметь сопоставлять словесно художественное повествование с произведением живописи, анализировать

эпизоды текста

.

 

 

Развитие умения сравнивать и анализировать

38

Мастерство портретных характеристик. Портрет. Комбинированный

Понимать авторское отношение  к героям; уметь связно рассказывать о героях и их характерах, описывать их по иллюстрациям

 

Упражнения на развитие, концентрацию  внимания.

39

Духовный мир крестьянских детей. Рассказы мальчиков у костра. Былички. Комбинированный

Уметь вступать в речевое общение, анализировать тексты и устно высказываться

 

Смена деятельности на более легкую

40

Речевая характеристика литературных героев. Урок развития речи

Уметь характеризовать героев  литературного произведения, составлять план описания

 

Использование разнообразных видов занятий (игровых) применение красочного  наглядного материала

41

Сравнительная характеристика рассказчиков. Комбинированный

Уметь сравнивать описание героев рассказа, давать оценку их поступкам, высказывать свое мнение

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

42

 Проверочная работа по содержанию рассказа «Бежин луг». Урок контроля

Знать основные моменты биографии, творчество, литературоведческие термины

 

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

43

Ф.И.

Тютчев. Стихотворение «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». Объяснительно-иллюстративный

Прослушивание стихотворений, чтение наизусть,ответы на вопросы, сообщение о поэте, анализ текста. Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета».

Знать факты биографии автора, литературной деятельности, определения литературоведческих понятий;

понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека, смысл произведения;

уметь находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

.

Развитие наглядно-образного мышления

44

А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета Переплетение природы и любви. Объяснительно-иллюстративный.

Знать факты биографии и творчества автора, определения литературоведческих понятий;

понимать, какие чувства испытывает  лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

уметь объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

П32/1-4

.

Формирование  словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)                                

45

Н.А.Некра сов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой  народной работе» (К.И.

Чуковский). Н.А.

Некрасов – певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда  и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа  в созидании духовных и материальных ценностей.Объяснительно-иллюстративный

Чтение и восприятие художественного текста, беседа по вопросам, выразительное чтение, устное рисование, анализ текста. Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы).

Знать факты биографии и творческой деятельности автора» определение понятия «сюжет»;

понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;

уметь отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.

Развитие  мыслительных операций и способов действия на основе  многократного проговаривания

46

Своеобра

зие композиции и языка стихотворения Н.А.

Некрасова «Железная дорога». Объяснительно-иллюстративный

Выборочное чтение, беседа, устный рассказ на одну из тем (по выбору): «Все ли хорошо под сиянием луны?», «Правда о строительстве первой железной дороги», «Рассказ о братьях наших - мужиках». Анализ текста.

Знать определение литературоведческих понятий;

уметь определять средства художественной выразительности, роль эпиграфа в стихотворении.

 

Упражнение в многократном использовании новой лексики

47

Историческая поэма Н.А.

Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А.

Некрасова: изображе

ние декабриста, поэтизация христианской  жертвенности в исторической поэме Объяснительно-иллюстративный

Чтение статьи учебника, беседа по вопросам,  художественный рассказ об истории жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов поэмы

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип героя;

понимать отношение автора к описываемым событиям;

уметь выразительно читать

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

48

Трехслож

ные размеры стиха. Урок развития речи

Определение видов рифм й способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха (на примере изучаемых стихотворений).

Выявление художественно значимых изобразительно­выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», «звукопись», «строфа», «диалог».

Знать определения понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь составлять опорный конспект по статье учебника, определять размер стихотворения

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

49

 Викторина по произведениям  

Н.А. Некрасова. Урок-викторина

 

Участие в конкурсных заданиях по группам. Тест по стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Уметь  анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

 

 

Развитие умения сравнивать и анализировать

50

Н.С.

Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера. Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека. Объяснительно-иллюстративный

Чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ текста

Ответы на вопросы, выразительное чтение сцены «Левша во дворце», чтение по ролям.

Комментирование художественного произведения, анализ языка произведения

Развернутый письменный ответ на вопрос.

Выборочное чтение глав, ответы на вопросы, анализ текста

Знать факты биографии и литературной деятельности автора, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»;

уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя.

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

51

«…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н.С.

Лесков). Народ и власть в сказе. Объяснительно-иллюстративный

Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти;

уметь объяснять, каково отношение автора к героям, роль образа повествователя в сказе

П32/1-4П33/1-3

 

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

52

Особенности языка сказа Н.С.

Лескова «Левша». Сказ Лескова и фольклор. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении.  Поисковый.

Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы);

понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении

.

 

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

53

Контрольная итоговая работа по сказу Н.С.

Лескова. Урок контроля

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы;

обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении

 

Развитие умения сравнивать и анализировать

54

Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…». Урок внеклассного чтения

Знать историю создания  и содержание рассказа;

понимать идею рассказа, авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

55

А.П.

Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе Смешное и грустное в рассказе. Объяснительно-иллюстративный

Устный рассказ о писателе.

Восприятие текста рассказа и его выразительное чтение (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героев и их нравственная оценка.

Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказах.

Работа со словарями и справочной литературой. Обсуждение произведений книжной графики. Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах А. П. Чехова».

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор».

Конкурс на лучшее инсценирование рассказов.

Составление викторины на знание текста рассказов. Создание собственных иллюстраций к рассказам

Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа;

уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

56

А.П.

Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Юмор и сатира в рассказе А.П.

Чехова «Смерть чиновника». Рабская угодли

вость , чинопочитание, самоуничижение – уродливые явления человеческой жизни Урок внеклассного чтения

Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор» и «сатира»;

понимать, каково авторское отношение к чинопочитанию и угодливости;

уметь сопоставлять рассказы Чехова, выявлять в них общее

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

57

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.  (Творчество Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого и др. поэтов XIX в.). Урок-концерт

Выразительное чтение, оформление выставки книг, музыкальные фрагменты из «Времен года «П. И. Чайковского. Конкурсное выразительное чтение наизусть.

Знать  поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.

Уметь  анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

.

 

Развитие умения сравнивать и анализировать

58

Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века». Урок контроля знаний

Тестовые задания различного уровня сложности

Знать  содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь  выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа

 

Упражнения на развитие, концентрацию  внимания.

59

А. С. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен Эгль и Ассоль. Слово о писателе.

 Торжество мира

 романтической мечты в повести.

 Нравственный максимализм и душевная чистота ее

главных героев Объясните

льно-иллюстративный

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).

Пересказ эпизодов повести, словесное (устное) рисование, представление героя. Подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в повести.

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности, понятие «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе  яркие, необычные события, элементы фантастики, анализировать авторский стиль

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

 

Смена деятельности на более легкую

60

А. П. Платонов. Слово о писателе Сказка-быль «Неизвест

ный цветок»

Прекрасное вокруг нас. Объяснительно-иллюстративный

Художественный пересказ, ответы на вопросы, сообщение о писателе.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были;

понимать, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Погорельского, авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты в повествовании

Использование разнообразных видов занятий (игровых) применение красочного  наглядного материала

61

Поэзия

 природы в творчестве М. М. Пришвина. Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дудино на родину писателя. Смысл названия   «Кладовой солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы Объяснительно-иллюстративный

Рассказ о жизни и произведениях писателя, выборочный пересказ, ответы на вопросы.

 Знать содержание сказки; понимать смысл понятий «сказка-быль»;

уметь выделять сказочные и реальные моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

62

М. М.

Пришвин «Кладовая солнца» Образ Насти и Митраши. Объяснительно-иллюстративный

Беседа, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, анализ текста.

Понимать скрытый смысл прозвища Насти – «золотая курочка»,  смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к главным героям;

уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания

 

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

63

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. Что есть правда? Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как её найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика Объяснительно-иллюстративный

Анализ текста, комментирование художественного произведения.

Понимать отношение рассказчика к леснику Антипычу, смысл слов Антипыча

 

Развитие наглядно-образного мышления

64

Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши. Урок развития речи

Систематизация материала. Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения

Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;

уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения

П31 П32*/1-4

 

Формирование  словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)                                

65

Проверочная работа по сказке -  были «Кладовая солнца» Урок контроля

Проверочная работа по тексту

Знать содержание сказки; понимать смысл понятий «сказка-быль»

 

Развитие  мыслительных операций и способов действия на основе  многократного проговаривания

66

Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Урок внеклассного чтения

 Ответы на вопросы, сообщение о писателе, устное словесное рисование (портрет Павлика), самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, анализ текста

Знать факты биографии и творческой деятельности писателя, содержание рассказа,

 уметь составлять словесный портрет героя, анализировать характеры и поступки персонажей.

 

Упражнение в многократном использовании новой лексики

67

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

 Д.Самойлов. «Сороковые» Комбинированный

 

Устные рассказы о поэтах-фронтовиках.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Различение образов лирического героя и автора.

Выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Знать  факты биографии Симонова,  Самойлова;

уметь  выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

 

 

 

 

Лц1 Лц2Лд22(к теме)

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

68

Литературно-музыкальная композиция «Эхо войны». Отражение военной тематики в песнях, значение песен в жизни народа .

Урок-концерт

 

Уметь  выразительно читать стихотворные тексты;

осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений, последовательно излагать свои мысли

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

69

В.П.Астафьев. Слово о писателе.  Рассказ «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения. Объяснительно-иллюстративный

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Выделение этапов развития сюжета.

Характеристика героев рассказа и их нравственная оценка. Составление планов речевых характеристик героев. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиций. Пересказ эпизодов рассказа, рассказ об одном из героев, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник…»

Презентация словариков сибирских диалектов, языковой анализ текста.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия.

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

Развитие умения сравнивать и анализировать

70

Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». Урок развития речи

Уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа;

понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе.

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

71

В.Г. Распутин. Слово о писателе.  Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени. Объяснительно-иллюстративный

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выделение этапов развития сюжета.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Составление плана характеристики героев.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь».

Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе «Уроки французского».

Анализ эпизода «Игра в замеряшки». Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей».

Знать автора, содержание рассказа; понимать, в каких трудных  послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

.

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

72

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя. Душеная щедрость  учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Объяснительно-иллюстративный

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику.

 

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

73

Классное сочинение по произведениям В.П.

Астафьева и В. Г.

Распутина. Урок развития речи

Сочинение. Темы сочинений: «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, аданичение);

уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью.

 

Развитие письменной речи.

74

Литературная интеллектуальная игра по произведениям В.

Распутина, М. Пришвина и В.П.

Астафьева. Урок-игра

Участие в игровых конкурсных заданиях

Знать  содержание текстов; понятие нравственного выбора

 

Упражнения на развитие, концентрацию  внимания.

75

В М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинс

ких героев Слово о писателе. Страницы творчества. Нравственная проблематика произведений. Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа, проблемные задания. Ответы на вопросы, чтение по ролям эпизода составления письма, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать содержание рассказа

Смена деятельности на более легкую

76

Рассказ  В.М. Шукшина «Сельские жители». Урок внеклассного чтения

Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, формулировать собственное отношение к персонажам

 

Использование разнообразных видов занятий (игровых) применение красочного  наглядного материала

77

Фазиль Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия. Объяснительно-иллюстративный

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе.

Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа;

уметь выражать впечатление от прочитанного, анализировать эпизоды

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

78

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Утрата душевного покоя, тоска по гармонии. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Объяснительно-иллюстративный

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских писателей. Различение образов лирического героя и автора.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Составление плана и письменный сопоставительный анализ стихотворений. Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов в изучаемых стихотворениях.

Подбор цитат, характеризующих ритмико-метрические особенности стихотворений.

Выявление художественно значимых изобразительно­выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях.

 

 

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения, ответы на вопросы. Анализ стихотворений, самостоятельный поиск на проблемный вопрос

Знать автора; понимать, как лирика блока передает трагическое мироощущение  человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях художественные средства  языка, передавать  состояние души лирического героя, определять ключевые слова, выразительно читать стихотворения

.

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

79

С.А.

Есенин. Стихотворения .Слово о поэте и его творчестве. Пушкинские и лермонтовские  традиции  в стихотворениях С.А.

Есенина. Близость поэзии к устному народному творчеству. Искренняя любовь к природе. Чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром. «Мелколесье», «Степь да дали», «Пороша». Объяснительно-иллюстративный

Знать автора стихотворений; понимать и чувствовать незатейливость  изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость  стихотворений С. Есенина  к произведениям устного народного творчества; уметь находить средства художественной изобразительности, определять их роль, выразительно читать стихотворения, интонационно передавать мотив грусти

Развитие наглядно-образного мышления

80

А.А.

Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты. Объяснительно-иллюстративный

Понимать, как в одном развернутом сложном предложении А. Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир его образов, особенность лирики поэтессы – ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность;

уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя

П27/3-4

Формирование  словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)                                 

81

Н.М.

Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» Объяснительно-иллюстративный.

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; понимать, что тихо произнесенные, сокровенные выразительные чувства  поэта сильны искренней любовью к родине; уметь устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений, соотносить название стихотворения с его содержанием, определять особенности композиции

П27/3-4

 

Развитие  мыслительных операций и способов действия на основе  многократного проговаривания

82

«Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра). Урок развития речи

Систематизация материала. Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях.

Знать роль употребления в стихотворной речи средств изобразительности; уметь последовательно выражать свои мысли

 

Упражнение в многократном использовании новой лексики

83

Проверочная работа по теме: «Литерату

ра 20 века». Урок контроля

Выполнение работы

Знать содержание изученных произведений, факты биографии писателей  и поэтов ХХ века, литературоведческий материал, изученный в разделе

 

Упражнение в многократном использовании новой лексики

84

Габдулла Тукай. Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве Г.Тукая. Традиции, обычаи и культура татарского народа, надежда на его просвещенное, счастливое будущее. Великая роль книги в жизни человека Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Урок усвоения новых знаний

Подбор ключевых цитат к теме «Образ Родины в стихах Г. Тукая и К. Кулиева». Выразительное чтение. Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов.

Знать сведения о татарском поэте;

уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая интонацию и мелодию стиха, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

85

Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Тема малой родины, «родимого края». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Родина как источник сил для преодоления испытаний. Основные поэтические образы, символизирующие Родину. Тема бессмертия народа. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Урок усвоения новых знаний.

Знать сведения об авторе; понимать, почему поэт считает себя вечным должником своего народа; уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

86

Мифы Древней Греции. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке. Сочетание реальности и фантастики в легендах и мифах; троянский цикл

 Подвиги Геракла. Урок усвоения новых знаний.

Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение. Составление под руководством учителя электронных иллюстрированных альбомов «Мифы Древней Греции» («Подвиги Геракла»). Выразительное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Знать определение понятий «миф», «мифология», время появления мифов;

понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов, отличие мифа от сказки;

уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки

П1 П12 П13П14П15 П16П17

П18

П20

П21

П22

П23 П 25 П26 П27*

П34

П35

П37

П38

П39

П40

(ко всему разделу)

 

Развитие наглядно-образного мышления

87

Миф  «Скотный двор царя Авгия». Комбинированный

Понимать смысл мифов, образ идеального героя;

уметь давать характеристику героя, анализировать его поступки

 

Формирование  словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)                                

88

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.  «Легенда об Арионе». Комбинированный

Чтение легенды, ответы на вопросы, художественный рассказ, выразительное чтение. Сопоставление переводов произведений на русский язык. Составление историко-культурных комментариев. Сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А. С. Пушкина «Арион».

Знать определение понятия «легенда», «миф»;

понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности и черты мифа, составлять художественный рассказ о герое

 

Развитие  мыслительных операций и способов действия на основе  многократного проговаривания

89

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомеровский эпос. Комбинированный

 

Сообщения учащихся о Гомере, рассказ о главном герое, выразительное чтение фрагментов. Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

Поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей, использование знаний об основных характеристиках этих образов при анализе художественного произведения.

Знать понятие «героический эпос», признаки и отличительные особенности героического эпоса

Упражнение в многократном использовании новой лексики

 

90

«Илиада» Песнь 18:   «Изготовление оружия». «Одиссея». Одиссей на острове у циклопов. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека. Комбинированный

Понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им с юмором и смехом, комизмом, значение поэм Гомера. Уметь давать характеристику героям, анализировать их поступки, выразительно читать

 

Обучающая, организующая и стимулирующая помощь 

 

91

Викторина «Мифы  Древней Греции». Урок викторина

Участие в викторине, индивидуально-групповые работы.

Знать  содержание изученных мифов, понятие мифа;

основные образы древнегреческой и славянской мифологии; уметь  давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа

 

Использование  разнообразной наглядности, простых инструкций, таблиц, схем

92

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо  Пансы. Урок внеклассного чтения.

Ответы на вопросы, пересказ. Анализ пародийных образов и ситуаций в романе «Дон Кихот».

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «Рыцарский роман»;

уметь сравнивать героев; выражать авторское отношение к героям и свое собственное

 

Устанавливание  взаимосвязи между изученным и новым материалом.

 

93

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе. Объяснительно-иллюстративный

Сообщения учащихся о писателе. Ответы на вопросы, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Сопоставление русских переводов баллады Ф. Шиллера.

Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности, определение  понятия «баллада», ее отличия от былины и песни.;

понимать проблемы, поставленные автором в балладе, поступок героя;

уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

 

Развитие мышления, самоконтроля, критичности.

94

П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Слово о писателе.

Проспер Мериме – французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность  конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Своеобразие главного героя. Комбинированный

Сообщения учащихся о писателе. Анализ эпизода из новеллы.

Знать автора, сведения о его жизни, творческой деятельности, определение понятия «новелла»; понимать смысл названия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

 

Развитие познавательного интереса, устойчивого внимания.

95

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Стремление к независимости – отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы, чтение гл. 34,35, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, сравнительная характеристика героев романа

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, определение понятий «комическое», «юмористическое»;

уметь сравнивать поведение Тома и Гека

 

Развитие устной речи

96

А. де Сент–Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца. Мечта о естественных отношениях  между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче Нравственные проблемы произведения.

 Комбинированный

 

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Эвристическая беседа.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);

понимать философский смысл сказки; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

 

Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение  материала  небольшими порциями, с постепенным усложнением.

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.

97

Афористичность языка Экзюпери. Комбинированный

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Уметь анализировать текст

 

Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются),  наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.

 

98

Джек Лондон. «Любовь к жизни» Мир человека и природы. Урок внеклассного чтения.

Урок - игра

 

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Знать  содержание некоторых рассказов Д. Лондона, оптимистический характер его творчества;

уметь  владеть видами пересказа (сжатого, подробного и пр.).

 

Упражнения на развитие, концентрацию  внимания.

99

О. Генри и его рассказ «Вождь красноко

жих». Юмор в произведении. Урок внекласс

ного чтения

Сообще

ние о писателе. Пересказ от лица героев, чтение по ролям.

Знать факты жизни и творческого пути автора, содержание рассказа;

уметь видеть юмор в рассказе писателя.

 

Смена деятельности на более легкую

100

Литературная игра по произведениям зарубежных писателей. Урок – игра

Конкурс

ные дифференцированные задания

Знать содержание изученных произведений данного раздела

 

Использование игрового элемента

101

Литературная игра «Что? Где? Когда?» Урок-игра

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Знать  теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы

6 класса;

уметь пересказывать эпизоды произведений

 

Развитие умения сравнивать и анализировать.

102

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения. Заключительный урок

Выявление уровня литературного развития учащихся. Письменный ответ на вопрос: Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?

Знать содержание изученных произведений уметь строить устное и письменное монологичес

кое высказывание

 

Развитие устной речи, умения выражать свои мысли.

 


 

Планирование к адаптированной р а б о чей образовательной пр о гр а м м е по литературе (6 класс)

Планирование к адаптированной р а б о чей образовательной пр о гр а м м е по литературе (6 класс)

Тема урока, тип урока

Тема урока, тип урока

Происхождение литературы. Литература и другие виды искусства

Происхождение литературы. Литература и другие виды искусства

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период

Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях

Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно…

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно…

Объяснительно-иллюстративныйРабота с текстом, комментированное чтение, беседа , устный комментарий к репродукциям картин художников, изображающих

Объяснительно-иллюстративныйРабота с текстом, комментированное чтение, беседа , устный комментарий к репродукциям картин художников, изображающих

Знать жанры древнерусской литературы; летопись

Знать жанры древнерусской литературы; летопись

Характеристика героев басни.

Характеристика героев басни.

Знать жанровые особенности басен, определения понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) уметь объяснять отличие басни от…

Знать жанровые особенности басен, определения понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) уметь объяснять отличие басни от…

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Обсуждение произведений книжной графики

Обсуждение произведений книжной графики

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть)

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть)

Участие в коллективном диалоге

Участие в коллективном диалоге

Прослушивание в исполнении актера

Прослушивание в исполнении актера

Различные виды пересказов. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений

Различные виды пересказов. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений

Составление сравнительной характеристики героев

Составление сравнительной характеристики героев

Презентация и защита собственных иллюстраций

Презентация и защита собственных иллюстраций

Ответы на вопросы Выборочное чтение, осмысление сюжета, поведения героев, близкий к тексту пересказ, ответы на вопросы

Ответы на вопросы Выборочное чтение, осмысление сюжета, поведения героев, близкий к тексту пересказ, ответы на вопросы

Подготовка к сочинению Работа с тестами, дискуссия по теме урока

Подготовка к сочинению Работа с тестами, дискуссия по теме урока

А. С. Пушкина «Дубровский». Урок контроля и проверки знаний

А. С. Пушкина «Дубровский». Урок контроля и проверки знаний

Знать сюжет и героев повести Пушкина; уметь анализировать роль эпиграфа

Знать сюжет и героев повести Пушкина; уметь анализировать роль эпиграфа

А. С. Пушкина?” Урок развития речи

А. С. Пушкина?” Урок развития речи

Родине. Особенности поэтической интонации стихотворения

Родине. Особенности поэтической интонации стихотворения

Определение видов рифм и способов рифмовки

Определение видов рифм и способов рифмовки

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Поэтическая интонация Объяснительно-иллюстративный

Поэтическая интонация Объяснительно-иллюстративный

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка

Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка

Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Нравственная оценка героев.

Нравственная оценка героев.

Презентация и защита собственных иллюстраций

Презентация и защита собственных иллюстраций

Самостоятельные работы с текстом

Самостоятельные работы с текстом

Выполнение проверочной работы по текстуЗнать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»П1

Выполнение проверочной работы по текстуЗнать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»П1

Прослушивание стихотворений, чтение наизусть,ответы на вопросы, сообщение о поэте, анализ текста

Прослушивание стихотворений, чтение наизусть,ответы на вопросы, сообщение о поэте, анализ текста

А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Мелодичность, лиричность, напевность лирики

Мелодичность, лиричность, напевность лирики

Н.А. Некрасов – певец тяжелой доли русского народа

Н.А. Некрасов – певец тяжелой доли русского народа

Знать факты биографии и творческой деятельности автора» определение понятия «сюжет»; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь отбирать материал в…

Знать факты биографии и творческой деятельности автора» определение понятия «сюжет»; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь отбирать материал в…

Анализ текста. Знать определение литературоведческих понятий; уметь определять средства художественной выразительности, роль эпиграфа в стихотворении

Анализ текста. Знать определение литературоведческих понятий; уметь определять средства художественной выразительности, роль эпиграфа в стихотворении

Объяснительно-иллюстративныйЧтение статьи учебника, беседа по вопросам, художественный рассказ об истории жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов поэмы

Объяснительно-иллюстративныйЧтение статьи учебника, беседа по вопросам, художественный рассказ об истории жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов поэмы

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», «звукопись», «строфа», «диалог»

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», «звукопись», «строфа», «диалог»

Знать определения понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь составлять опорный конспект по статье учебника, определять размер стихотворения

Знать определения понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь составлять опорный конспект по статье учебника, определять размер стихотворения

Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека

Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека

Знать факты биографии и литературной деятельности автора, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

Знать факты биографии и литературной деятельности автора, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

Знать и понимать сходство и различия между сказом

Знать и понимать сходство и различия между сказом

Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»

Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»

Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе

Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2019