Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в виду, прежде всего, их ориентированность на подготовку и активное участие в общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, субботниках и т.п.).Материализация проектов руководства как учебно-познавательной, так и другими видами деятельности школьников во внеучеб-ное время требует также учета данных педагогической диагностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к коллективной творческой деятельности, уровня обученности и подготовленности к восприятию новой информации, общего развития и воспитанности учащихся. В планах должны найти свое отражение интересы и потребности учащихся и предусмотрена их соотнесенность с общественными интересами.материал
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является
материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, планаконспекта или
конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при
составлении планов организации учебнопознавательной деятельности школьников (уроков
и других форм организации учебного процесса) учитель имеет возможность обращаться к
имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее
специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные
педагоги, испытывают большие затруднения.
Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены
существенными отличиями преподавания и воспитательной работы как основных видов
педагогической деятельности. Вместе с тем в планировании учителяпредметника и
классного руководителя много общего. Прежде всего и в одном, и в другом случае оно
должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей
согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго
отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения
и воспитания основные исходные данные для составления конкретных планов
жизнедеятельности учебновоспитательного коллектива.
Материализация проектов руководства как учебнопознавательной, так и другими видами
деятельности школьников во внеучебное время требует также учета данных педагогической
диагностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к
коллективной творческой деятельности, уровня обученности и подготовленности к
восприятию новой информации, общего развития и воспитанности учащихся. В планах
должны найти свое отражение интересы и потребности учащихся и предусмотрена их
соотнесенность с общественными интересами. Должен быть предусмотрен тот факт, что
интересы и потребности в школьном возрасте являются предметом особого внимания
педагогов, поскольку идет активный процесс их формирования.
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов
отдельных учебновоспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в
виду, прежде всего, их ориентированность на подготовку и активное участие в
общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках,
субботниках и т.п.). В планах классных руководителей, кроме того, должны быть отражены и
те общественно полезные дела, которые организуются для параллельных или определенной
группы классов. В них обязательно должна предусматриваться связь с другими классными
коллективами, детскими общественными организациями и ближайшим школьным
окружением. Содержание планов учебновоспитательной работы, естественно, зависит от
состояния учебноматериальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими
образовательными,
спортивнооздоровительными
учреждениями.
культурнопросветительными,
К планам учебновоспитательной работы как документам, направляющим деятельность
педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы
(Н.И.Болдырев, Д.М.Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в
следующем виде:
• целенаправленность и конкретность образовательных задач;
• разумная детализированность и краткость плана, его компактность;• разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и
организации деятельности детей;
• преемственность, систематичность и последовательность;
• сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
• единство педагогического руководства и активности воспитанников;
• реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их
подготовленности и условий жизни;
• связь внутриклассной работы с работой вне школы;
• согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций;
гибкость и вариативность планирования.