Целью программы является : овладение учащимися знаниями о живой природе и присущих ей закономерностях, общими методами ее изучения, учебными умениями применения биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, направленных на сохранение окружающей природы и здоровья человека.
Задачи курса:
обучающие:
Способствовать: формированию на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
освоению знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
Развивающие:
Создавать мотивацию на : овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
• Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе ;
• убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
биология 10-11 класс Microsoft Word.doc
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
Согласована
на педагогическом совете,
протокол №11 от 29.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для 10и 11 классов среднего общего образования
на 20182019 учебный год
Бобровской Елены Васильевны
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей естественноматематического цикла
протокол №4
«27» августа 2018 г.
руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская
Принята
на заседании методического совета
протокол № 4
от «28» августа 2018 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2018 Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка.
по учебному предмету «Биология» 1011 классы
1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана
рабочая программа;
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано
преподавание предмета;
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
5. Поурочный календарно тематический план.
6.
Лист внесения изменений в Рабочую программу. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (с изменениями
1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая
программа
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.
и дополнениями);
2.
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования (с изменениями и дополнениями);
3.
4.
5.
6.
деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит";
7. Авторской программой под руководством Н.И. Сонинаконцентрический курс: «Биология»1011
Основной образовательной программа среднего общего образования лицея;
Учебного плана МБОУ "Лицей "Эрудит";
Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей "Эрудит";
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
класс
Программа для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова.Дрофа,
2010год
Программа ориентирована на УМК:
Состав УМК
Учебник, мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т.
Захарова Биология. Общая биология. 10–11 классы. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2012.
И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов: Базовый уровень. 1011 классы– М.: Дрофа, 2007
Козлова Т.А. Методическое пособие к учебнику « Общая биология» Т.А. Козлова,
Электронное приложение к учебнику
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание
предмета
Количество часов, отведённое на изучение биологии согласно учебному плану лицея 35 часов в год при
учебной нагрузке 1 час в неделю
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 1011 класса( базовый уровень) :
В результате изучения биологии 1011 класс на базовом уровне
ученик должен знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
хромосомную теорию наследственности, антропогенеза, учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность
законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости размножение,
оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: Особенности жизни как формы существования материи; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику: Фундаментальные понятия о биологических
системах;
отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Учащиеся должны уметь:
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде
объяснять: с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а
также различных групп растений , животных, в том числе и человека; роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной
картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на
организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические, генетические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); составлять родословные,
строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать
выводы на основе сравнения;
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
продуктами;
искусственное оплодотворение).
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
Использовать текст для работы с натуральными объектами
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 70 часов (62 часа + 8 часов резерв)
РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Т е м а 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной
естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
■ Демонстрация. Портреты ученых. Электронные схемы: «Связь биологии с
другими науками», «Система биологических наук ».
Основные понятия. Биология. Жизнь. Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой
природы (2 часа)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Биологические системы. Живая природа
как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во
времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.
■ Демонстрация. Электронные схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой
материи». Биологические системы. Методы познания живой природы
■ Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания
живой материи.
РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р.
Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной
клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира.
■ Демонстрация. Электронная схема «Многообразие клеток».
■ Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства
происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических
элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в
жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего
живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ
в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и
высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды,
полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
■ Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе»,
«Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица
элементов.
Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение
молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК
■ Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки,
нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
Т е м а 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая
сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и
органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток
.Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в
клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение
бактериальной клетки.
■
клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической
клетки». Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК
■ Лабораторные и практические работы
1)Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
2)Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.
3)Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
■ Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные
органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип.
Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.
Т е м а 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной Демонстрация. Электронная таблица «Генетический код», схема анимация «Биосинтез
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
■
белка».
■ Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.
Т е м а 2.5 Вирусы (1 час)
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и
жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика
СПИДа.
■ Демонстрация. Электронная схема «Строение вируса», электронная таблица «Профилактика
СПИДа».
■ Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
■
РАЗДЕЛ 3 Организм 18часов
Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных
организмов.
■ Демонстрация. Электронная схема , таблица «Многообразие организмов».
■ Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Т е м а 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ.
Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и
бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
• Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
• Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы,
гетеротрофы. Фотосинтез.
Т е м а 3.3 Размножение (4 часа)
Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и
бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений.
Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.
• Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения»,
«Строение яйцеклетки и сперматозоида». Оплодотворение у растений и животных
• Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого
размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и
гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение.
Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы
эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Периоды постэмбрионального развития.
• Демонстрация. Электронные таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие».
• Электронные таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие
последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
Лабораторная работа
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их
родства
• Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы
эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения,
алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.
Тема 3. 5. Наследственность и изменчивость 7часов Демонстрация. Электронные схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные
Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях
наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности
наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя —
закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом
наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная
изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные
факторы.
Значение генетики для медицины и селекции. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные
болезни человека, их причины и профилактика.
■
скрещивания; неполное доминирование, сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом;
наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма,
наркомании, курения на наследственность. Мутации. Примеры модификационной изменчивости.
Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
■ Лабораторные и практические работы
1)Составление простейших схем скрещивания*.
2)Решение элементарных генетических задач*.
3)Изучение изменчивости.
4) Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий
их влияния на организм
■
метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования
признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория
наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная
изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные
болезни. Медикогенетическое консультирование.
Т е м а 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция.
Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления
развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически
модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование человека).
■ Демонстрация. Картасхема «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних
животных», «Сорта культурных растений». Электронные схемы создания генетически
модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы ( фото, видео),
иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
■ Экскурсия
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная
станция, сельскохозяйственная выставка).
■ Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
■
Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.
Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология.
РАЗДЕЛ 4 Вид (19часов)
Т е м а 4.1 История эволюционных идей (4 часа) История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение
работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки
возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной
теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
■ Демонстрация. Картасхема маршрута путешествия Ч. Дарвина.
Электронные таблицы: Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений
у организмов.
Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы( фотовидео),
показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и
пород домашних животных.
■ Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и
индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный
отбор.
Т е м а 4.2 Современное эволюционное учение (8 часов)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс,
популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции.
Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям
обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат
эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные
направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический
регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
■ Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида.
Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство
начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Эволюция растительного мира.
Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и
животных
■ Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие
приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования.
■ Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы( фото, видео), демонстрирующие
гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и
атавизмы.
■ Лабораторные и практические работы
1)Описание особей вида по морфологическому критерию.
2)Выявление изменчивости у особей одного вида.
3)Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.
■ Экскурсия1
Многообразие видов (окрестности школы).
■ Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции:
мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и
стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 4. 3 Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Отличительные признаки живого. Опыты Ф.
Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых
организмов на Земле в процессе эволюции.
■ Демонстрация. Электронные схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических
организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира».
■ Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.
■ Коллекции: Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
■ Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
■ Экскурсия
История развития жизни на Земле (краеведческий музей). ■ Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция.
Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в
процессе эволюции.
Тема 4.4 Происхождение человека (4 часа)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс
Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека.
Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
■ Демонстрация . Электронная схема «Основные этапы эволюции человека». Движущие силы
антропогенеза. Происхождение человеческих рас. Происхождение человека
■ Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
1)Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство
их родства.
2) Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
■ Экскурсия
Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
■ Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы
антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (11 часов)
Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические,
биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния
экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые
отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы ( диаграммы, фото, видео, фолио), демонстрирующие
влияние экологических факторов на живые организмы. Электронная схема: Примеры симбиоза в
природе. Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые
отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
■ Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и
антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Т е м а 5. 2 Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.
Искусственные сообщества — агроценозы.
Демонстрация. Электронная схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность
растительного сообщества)». Экосистема. Агроэкосистема
Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот
веществ и энергии в экосистеме.
■ Лабораторные и практические работы
1)Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.
2)Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
3)Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
4)Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
5)Решение экологических задач.
■ Экскурсия
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
■ Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы,
редуценты. Пищевые цепи и сети.
Т е м а 5.3 Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот
веществ (на примере круговорота воды и углерода).
■
«Круговорот углерода в биосфере». Биоразнообразие
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», Наглядный материал( фотовидео), отражающий видовое разнообразие живых организмов
биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное
вещество. Биомасса Земли.
Тема 5. 4 Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия
деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России.
Наглядный материал( фотовидео), карты национальных парков, заповедников и заказников
России.
■ Лабораторные и практические работы
1)Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
2)Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
■ Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное
природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (/ час)Общебиологические закономерности живой природы
Примечание: Курсивом написан материал, рекомендованный к изучению по примерной программе и
стандарту
Резерв 8 часов
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ темы
Колво
часов по
программе
Раздел, название урока в поурочном планировании
10 класс
Раздел 1 .Биология как наука. Методы научного познания.3часа
Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания
живой природы.
Раздел 2.Клетка. 10 часов
Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория.
Тема 2.2. Химический состав клетки.
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток.
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке.
1
2
1
4
3
1 Тема 2.5.Вирусы.
Раздел 3.Организм18 часов
Тема 3.1.Организм единое целое. Многообразие живых организмов.
Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии.
Тема3.3.Размножение.
Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма.
Тема 3.5.Наследственность и изменчивость.
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.
Резервное время 4 часа
ИТОГО
11 класс
Раздел 4.Вид 19 часов
Тема 4.1.История эволюционных идей
Тема 4.2. Современное эволюционное учение.
Тема 4.3.Происхождение жизни на земле.
Тема 4.4. Происхождение человека.
Раздел 5.Экосистемы 11 часов
Тема 5.1.Экологические факторы.
Тема 5.2.Структура экосистем.
Тема 5.3.Биосфера – глобальная экосистема.
Тема 5.4.Биосфера и человек.
Заключение. Общебиологические закономерности живой природы
Резервное время 4 часа
ИТОГО
1
1
2
4
2
7
2
4 часа:
35
4
8
3
4
3
4
2
2
1
4
35 5.Лист внесения изменений в Рабочую программу
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
_________________Н.Т. Иванова
Приказ № ____ от __________
Лист корректировки рабочей программы
Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________
Название раздела,
темы по КТП
Кол
час
Дата
проведения по
плану
Дата
проведения по
факту
Кол
час
Причина
корректировки
Корректир
ующие
мероприят
ия
Учитель__________________( Ф.И.О. ) Руководитель МО__________________( Ф.И.О.)
Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.)
Поурочное календарно тематическое планирование
По учебному предмету «Общая биология» 1011 класс, базовый уровень,
Приложение № 1
РАЗДЕЛ/ТЕМА УРОКА
на 20182019 учебный год
№
УР
ОК
А
КОЛ
ИЧЕ
СТВО
ЧАС
ОВ
ДАТА
ПРОВЕ
ДЕНИЯ
УРОКА
ПО
ПЛАНУ
ДАТА
ПРОВЕ
ДЕНИЯ
УРОКА
ПО
ФАКТУ
10 класс РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного
познания (3 часа)
Т е м а 1.1 Краткая история развития биологии.
Система биологических наук (1 час)
1 Краткая история развития биологии.
Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни
организации и методы познания живой природы (2
часа)
2 Сущность и свойства живого.
3 Уровни организации и методы познания живой природы
РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория
(1 час)
4 История изучения клетки. Клеточная теория
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)
5 Химический состав живой природы. Неорганические
вещества клетки
6 Органические вещества. Общая характеристика
.Липиды.
7 Органические вещества Углеводы. Белки.
8 Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
Т е м а 2.3 Строение эукариотической и
прокариотической клеток (3 часа)
9 Эукариотическая клетка.Цитоплазма. Органоиды.
Лабораторная работа.№1Наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом на готовых препаратах()
10 Клеточное ядро.Хромосомы. Лабораторная работа.№2
Приготовление и описание микропрепаратов клеток
растений()
11 Прокариотическая клетка Практическая работа.
№1Сравнение строения клеток растений и животных (в форме
таблицы)(+)
Т е м а 2.4 Реализация наследственной информации в клетке
(1 час)
12 Реализация информации в клетке наследственной
Т е м а 2.5 Вирусы (1 час)
13 Неклеточные формы жизни: вирусы
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
03.09
08.09
10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
29.09
01.10
06.10
08.10
13.10
15.10
20.10
22.10
27.10
05.11
10.11
12.11
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12 РАЗДЕЛ 3 Организм 18часов
Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых
организмов (1 час)
14 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов
1ч
Т е м а 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
15 Энергетический обмен
16 Пластический обмен. Фотосинтез
Т е м а 3.3 Размножение (4 часа)
17 Деление клетки. Митоз
18 Размножение: бесполое и половое.
19 Образование половых клеток.Мейоз
20 Оплодотворение
Тема 3. 4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
(2 часа)
21 Индивидуальное развитие организмов
22 Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
Тема 3. Наследственность и изменчивость 7часов
23 Генетика — наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики.
24 Закономерности наследования Моногибридное скрещивание.
25 Закономерности наследования Дигибридное скрещивание.
26 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное
наследование признаков.
Лабораторная работа.№3 Составление простейших схем
скрещивания(+)
27 Современные представления о гене и геноме. Лабораторная
работа.№4 Решение элементарных генетических задач(+)
28 Генетика пола. Генетика и здоровье человека Практическая
работа.№2 Выявление источников мутагенов в окружающей
среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния
на организм
29 Изменчивость: наследственная и ненаследственная
Практическая работа.№3 Изучение изменчивости(+)
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
29.12
9.01
12.01
14.01
19.01
21.01
26.01
28.01
01.02
04.02
9.02
11.02
16.02
18.02
23.02
25.02
2.03
4.03
9.03
11.03
16.03
18.03
23.03
1.04
6.04
8.04
13.04 Т е м а 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)
30 Селекция: основные методы и достижения Экскурсия№1
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их
выведения
31 Биотехнология: достижения и перспективы развития.
Практическая работа.№4 Анализ и оценка этических аспектов
развития некоторых исследований в биотехнологии(+)
Резервное время 4 часа Повторение и обобщение
1ч
1ч
Повторение по теме : Строение эукариотической и
прокариотической клеток
Повторение по теме : Обмен веществ и превращение энергии 1ч
1ч
Повторение по теме : Наследственность и изменчивость
Повторение по теме : Наследственность и изменчивость
11 класс
РАЗДЕЛ 4 Вид (19часов)
Т е м а 4.1 История эволюционных идей (4 часа)
1 Развитие биологии в додарвиновский период. Работы
К.Линнея
2 Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
3 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
4 Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Т е м а 4.2 Современное эволюционное учение (8часов)
5 Вид: критерии и структура Лабораторная работа.№1
Описание особей вида по морфологическому критерию(+)
6 Популяция — структурная единица вида, Лабораторная
работа.№2.Выявление изменчивости у особей одного
вида(+).
7 Популяция как единица эволюции
8 Факторы эволюции
9 Естественный отборглавная движущая сила эволюции
Практическая работа №1.Выявление приспособлений
организмов к среде обитания.(+)
10 Адаптации организмов к условиям обитания как результат
действия естественного отбора.Экскурсия№1
Многообразие видов края.
32
р
33
р
34
р
35
р
15.04
20.04
22.04
27.04
29.04
4.05
6.05
11.05
13.05
18.05
20.05
25.05
03.09
08.09
10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
29.09
01.10
06.10
08.10
13.10
15.10
20.10
22.10
27.10
05.11
10.11
12.11
17.11
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч 11 Видообразование как результат эволюции..
12 Доказательства эволюции органического мира
Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (3 часа)
13 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле
Экскурсия №2. История развития жизни на Земле
14 Современные представления о возникновении жизни на
Земле Практическая работа №2 Анализ и оценка
различных гипотез происхождения жизни(+)
15 Развитие жизни на Земле
Тема 4. 4 Происхождение человека (4 часа)
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
16 Гипотезы происхождения человека. Практическая работа
1ч
№3Анализ и оценка различных гипотез происхождения
человека(+)
17 Положение человека в системе животного мира Лабораторная
работа.№3.Выявление признаков сходства зародышей
человека и других млекопитающих как доказательство их
родства()
18 Эволюция человека Экскурсия№3
Происхождение и эволюция человека
19 Человеческие расы
РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (11 часов)
Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа)
20 Организм и среда Экологические факторы
21 Абиотические факторы среды
22 Биотические факторы среды
Тема 5. 2 Структура экосистем (4 часа)
23 Структура экосистем Экскурсия№4 Естественные и
искусственные экосистемы
24 Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах
Практическая работа.№4 Составление схем передачи
вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме(+)
25 Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая
работа.№5 Решение экологических задач.(+)
Лабораторная работа.№4 Выявление антропогенных
изменений в экосистемах своей местности(+)
26 Влияние человека на экосистемы. Практическая работа.№6.
Сравнительная характеристика природных экосистем и
агроэкосистем своей местности.(+)
Лабораторная работа.№5 Исследование изменений в
экосистемах на биологических моделях (аквариум).()
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
29.12
9.01
12.01
14.01
19.01
21.01
26.01
28.01
01.02
04.02
9.02
11.02
16.02
18.02
23.02
25.02
2.03
4.03
9.03
11.03
16.03 Т е м а 5.3 Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)
27 Биосфера — глобальная экосистема.
28 Роль живых организмов в биосфере
Тема 5. 4 Биосфера и человек (2часа)
29 Биосфера и человек
Практическая работа.№7 Анализ и оценка последствий
собственной деятельности в окружающей среде.(+)
30 Основные экологические проблемы современности
Практическая работа.№8 Анализ и оценка глобальных
экологических проблем и путей их решения(+)
Заключение
31 Заключение. Общебиологические закономерности живой
природы
Резервное время 4 часа
Повторение по теме: Современное эволюционное учение
Повторение по теме: Происхождение жизни на земле
Повторение по теме: Происхождение человека.
Повторение по теме: Экологические факторы.
32
р
33
р
34
р
35
р
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1ч
1ч
1ч
18.03
23.03
1.04
6.04
8.04
13.04
15.04
20.04
22.04
27.04
29.04
4.05
6.05
11.05
13.05
18.05
20.05
25.05
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Планирование по биологии 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.