Планирование по биологии 10-11 класс
Оценка 4.7

Планирование по биологии 10-11 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
10 кл—11 кл
12.11.2018
Планирование по биологии 10-11 класс
Целью программы является : овладение учащимися знаниями о живой природе и присущих ей закономерностях, общими методами ее изучения, учебными умениями применения биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, направленных на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Задачи курса: обучающие: Способствовать: формированию на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры. освоению знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания. Развивающие: Создавать мотивацию на : овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; Воспитательные: • Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе ; • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; • • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
биология 10-11 класс Microsoft Word.doc
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей «Эрудит» Согласована на педагогическом совете, протокол №11 от 29.08.2018 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Лицей «Эрудит» ___________________Н.Т.Иванова Приказ №       от 30.08.2018 г. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для  10и 11  классов среднего общего образования на 2018­2019 учебный год Бобровской Елены Васильевны  учителя высшей квалификационной категории Рассмотрена  на заседании МО учителей естественно­математического цикла протокол №4  «27» августа 2018 г. руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская Принята на заседании методического совета протокол № 4 от «28» августа 2018 г. Председатель МС _______Т.В. Денисенко Рубцовск, 2018 Содержание рабочей программы 1. Пояснительная записка. по учебному предмету «Биология» 10­11 классы 1.1.  нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа; 1.2.   количество   учебных   часов   в   год,   неделю,   на   которое   рассчитано преподавание предмета; 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3. Содержание учебного предмета. 4. Тематическое   планирование  с   указанием   количества   часов,   отводимых   на освоение каждой темы.  5. Поурочный календарно­ тематический план. 6. Лист внесения изменений в Рабочую программу. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федерального компонента государственного образовательного стандарта  (с изменениями  1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая  программа Данная рабочая программа разработана на основе:  1. и дополнениями); 2.   Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к  использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  программы общего образования (с изменениями и дополнениями); 3.  4. 5.  6.  деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит"; 7. Авторской программой под руководством Н.И. Сонина­концентрический курс: «Биология»10­11 Основной образовательной программа среднего общего образования  лицея; Учебного плана МБОУ "Лицей "Эрудит"; Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей "Эрудит"; Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной  класс Программа  для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова.Дрофа,  2010год Программа ориентирована на УМК:  Состав УМК Учебник, мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т.   Захарова Биология. Общая биология. 10–11 классы. Базовый уровень.­ М.: Дрофа, 2012.  И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов: Базовый уровень. 10­11 классы– М.: Дрофа, 2007  Козлова Т.А. Методическое пособие к учебнику « Общая биология»  Т.А. Козлова,   Электронное приложение к учебнику  1.2.   количество   учебных   часов   в   год,   неделю,   на   которое   рассчитано   преподавание предмета Количество часов, отведённое на изучение биологии  согласно учебному плану лицея 35 часов в год при  учебной нагрузке 1 час в неделю 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основные  требования к уровню подготовки обучающихся 10­11 класса( базовый уровень) : В результате изучения биологии 10­11 класс на базовом уровне  ученик должен знать /понимать  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);   хромосомную теорию наследственности, антропогенеза, учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность  законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;   роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;  сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости размножение,  оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,  образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  сущность биологических процессов: Особенности жизни как формы существования материи; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;   биологическую   терминологию   и   символику:  Фундаментальные   понятия   о   биологических   системах;   отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;    Учащиеся должны уметь:   соотношение социального и биологического в эволюции человека; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде  объяснять: с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а   также различных групп растений , животных, в том числе и человека; роль биологии в формировании  научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной  картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние  алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на  организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей  среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных  заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;    решать  элементарные   биологические,  генетические  задачи;   составлять   элементарные   схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;   описывать особей видов по морфологическому критерию;   выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей  среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;  зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей  местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать  выводы на основе сравнения;  человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной  деятельности в окружающей среде;   справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и  критически ее оценивать  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,   анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и   сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,   для:  Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни     привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  продуктами;  искусственное оплодотворение).   Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,   Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми  Использовать текст для работы с натуральными объектами 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 70 часов (62 часа + 8 часов резерв) РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа) Т е м а  1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час) Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии.  Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной  естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. ■ Демонстрация. Портреты ученых. Электронные схемы: «Связь биологии с  другими науками», «Система биологических наук ». Основные понятия. Биология. Жизнь. Тема  1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой  природы (2 часа) Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Биологические системы. Живая природа  как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во  времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы. ■ Демонстрация. Электронные схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой  материи». Биологические системы. Методы познания живой природы ■ Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания  живой материи. РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов) Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час) Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р.  Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной  клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной  картины мира. ■ Демонстрация. Электронная схема «Многообразие клеток». ■ Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории. Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа) Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства  происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических  элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в  жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего  живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и  высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды,  полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.  Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. ■ Демонстрация.  Диаграммы:   «Распределение  химических элементов в неживой природе»,  «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица  элементов.  Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение  молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК ■ Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.  Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки,  нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК. Т е м а  2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа) Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая  сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и  органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток .Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в  клетках.  Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение  бактериальной клетки. ■ клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической  клетки». Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК ■ Лабораторные и практические работы 1)Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. 2)Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*. 3)Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. ■ Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные  органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип.  Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.  Прокариотическая клетка, бактерия. Т е м а  2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час) Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной Демонстрация. Электронная таблица «Генетический код», схема­ анимация «Биосинтез  ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. ■ белка». ■ Основные понятия.   Генетический   код,   триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез. Т е м а  2.5 Вирусы (1 час) Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и  жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика  СПИДа. ■ Демонстрация. Электронная схема «Строение вируса», электронная таблица «Профилактика  СПИДа». ■ Основные понятия. Вирус, бактериофаг. ■ РАЗДЕЛ 3 Организм 18часов Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час) Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных  организмов. ■ Демонстрация. Электронная схема , таблица «Многообразие организмов». ■ Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы. Т е м а  3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа) Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ.  Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и  бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. • Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке». • Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы,  гетеротрофы. Фотосинтез. Т е м а  3.3 Размножение (4 часа) Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и  бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений.  Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и  оплодотворение у животных. • Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения»,  «Строение яйцеклетки и сперматозоида». Оплодотворение у растений и животных • Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого  размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и  гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение.  Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений. Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа) Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы  эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.  Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.  Периоды постэмбрионального развития. • Демонстрация. Электронные таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». • Электронные таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие  последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма. Лабораторная работа  Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их  родства • Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы  эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения,  алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни. Тема  3. 5.   Наследственность и изменчивость 7часов Демонстрация. Электронные схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные  Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический  Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях  наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности  наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя —  закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет.  Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования.  Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом  наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная  изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины и селекции. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные  болезни человека, их причины и профилактика. ■ скрещивания; неполное доминирование, сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом;  наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма,  наркомании, курения на наследственность. Мутации. Примеры модификационной изменчивости.  Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека. ■ Лабораторные и практические работы 1)Составление простейших схем скрещивания*. 2)Решение элементарных генетических задач*. 3)Изучение изменчивости. 4) Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий  их влияния на организм ■ метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования  признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория  наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы.  Модификационная  изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные  болезни. Медико­генетическое консультирование. Т е м а  3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа) Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция.  Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления  развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в  биотехнологии (клонирование человека). ■ Демонстрация. Карта­схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений».  Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних  животных», «Сорта культурных растений». Электронные схемы создания генетически  модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы ( фото, видео),  иллюстрирующие достижения в области биотехнологии. ■ Экскурсия Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная  станция, сельскохозяйственная выставка). ■ Лабораторные и практические работы Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. ■ Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология.  РАЗДЕЛ 4 Вид (19часов) Т е м а  4.1 История эволюционных идей (4 часа) История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение  работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки  возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной  теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. ■ Демонстрация. Карта­схема маршрута путешествия Ч. Дарвина.  Электронные таблицы: Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений  у организмов. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы( фото­видео),  показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и  пород домашних животных. ■ Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и  индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный  отбор. Т е м а  4.2 Современное эволюционное учение (8 часов) Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.  Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс,  популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции.  Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям  обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат  эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные  направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический  регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира. ■ Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида.  Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство  начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Эволюция растительного мира.  Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и  животных ■  Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие  приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования.  ■ Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы( фото, видео), демонстрирующие  гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы. ■ Лабораторные и практические работы 1)Описание особей вида по морфологическому критерию. 2)Выявление изменчивости у особей одного вида. 3)Выявление приспособлений организмов к среде обитания*. ■ Экскурсия1 Многообразие видов (окрестности школы). ■ Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд.  Движущие силы эволюции:  мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и  стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования. Тема 4. 3 Происхождение жизни на Земле (3 часа) Развитие представлений о возникновении жизни. Отличительные признаки живого. Опыты Ф.  Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых  организмов на Земле в процессе эволюции. ■ Демонстрация. Электронные схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических  организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира».  ■ Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.  ■ Коллекции: Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. ■ Лабораторные и практические работы Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. ■ Экскурсия История развития жизни на Земле (краеведческий музей). ■ Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция.  Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в  процессе эволюции. Тема 4.4 Происхождение человека (4 часа) Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс  Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека.  Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. ■ Демонстрация . Электронная схема «Основные этапы эволюции человека». Движущие силы  антропогенеза. Происхождение человеческих рас. Происхождение человека ■ Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных. Лабораторные и практические работы 1)Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство  их родства. 2) Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. ■ Экскурсия Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей). ■ Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы  антропогенеза. Человеческие расы, их единство. РАЗДЕЛ 5   Экосистемы (11 часов) Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа) Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические,  биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния  экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые  отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Демонстрация. Наглядные материалы ( диаграммы, фото, видео, фолио), демонстрирующие  влияние экологических факторов на живые организмы. Электронная схема: Примеры симбиоза в  природе. Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые  отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз ■ Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша. Т е м а   5. 2   Структура экосистем (4 часа) Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.  Искусственные сообщества — агроценозы. Демонстрация. Электронная схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность  растительного сообщества)». Экосистема. Агроэкосистема Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот  веществ и энергии в экосистеме. ■ Лабораторные и практические работы 1)Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*. 2)Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. 3)Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. 4)Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). 5)Решение экологических задач. ■ Экскурсия Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы. ■ Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы,  редуценты. Пищевые цепи и сети. Т е м а  5.3 Биосфера — глобальная экосистема (2 часа) Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о  биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот  веществ (на примере круговорота воды и углерода). ■ «Круговорот углерода в биосфере». Биоразнообразие Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», Наглядный материал( фото­видео), отражающий видовое разнообразие живых организмов  биосферы. Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное  вещество. Биомасса Земли. Тема  5. 4 Биосфера и человек (2 часа) Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.  Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде.  Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Демонстрация.  Таблицы,  иллюстрирующие  глобальные экологические проблемы и последствия  деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России.  Наглядный материал( фото­видео), карты национальных парков, заповедников и заказников  России. ■ Лабораторные и практические работы 1)Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. 2)Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. ■ Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное  природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Заключение (/ час)Общебиологические закономерности живой природы Примечание: Курсивом написан материал, рекомендованный к изучению по примерной программе и стандарту Резерв 8 часов  4.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   С   УКАЗАНИЕМ   КОЛИЧЕСТВА   ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № темы Кол­во часов по программе Раздел, название урока в  поурочном планировании 10 класс Раздел 1 .Биология как наука. Методы научного познания.3часа Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. Раздел 2.Клетка.­ 10 часов Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория. Тема 2.2. Химический состав клетки. Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток. Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке. 1 2 1 4 3 1 Тема 2.5.Вирусы. Раздел 3.Организм­18 часов Тема 3.1.Организм ­единое целое. Многообразие живых организмов. Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии. Тема3.3.Размножение. Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма. Тема 3.5.Наследственность и изменчивость. Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология. Резервное время­ 4 часа ИТОГО 11 класс Раздел 4.Вид­ 19 часов  Тема 4.1.История эволюционных идей Тема 4.2. Современное эволюционное учение. Тема 4.3.Происхождение жизни на земле. Тема 4.4. Происхождение человека. Раздел 5.Экосистемы­ 11 часов Тема 5.1.Экологические факторы. Тема 5.2.Структура экосистем. Тема 5.3.Биосфера – глобальная экосистема.  Тема 5.4.Биосфера и человек. Заключение. Общебиологические закономерности живой природы Резервное время ­  4 часа  ИТОГО 1 1 2 4 2 7 2 4 часа: 35 4 8 3 4 3 4 2 2 1 4 35 5.Лист внесения изменений в Рабочую программу Директор МБОУ «Лицей «Эрудит» _________________Н.Т. Иванова Приказ № ____ от __________ Лист корректировки рабочей программы Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________ Название раздела,  темы по КТП Кол  час Дата  проведения по  плану  Дата   проведения по  факту Кол  час Причина  корректировки Корректир ующие  мероприят ия Учитель__________________( Ф.И.О. ) Руководитель МО__________________( Ф.И.О.)  Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.)  Поурочное календарно тематическое планирование  По учебному предмету «Общая биология» 10­11 класс, базовый уровень, Приложение № 1 РАЗДЕЛ/ТЕМА УРОКА на 2018­2019 учебный год №  УР ОК А КОЛ ИЧЕ СТВО ЧАС ОВ ДАТА  ПРОВЕ ДЕНИЯ УРОКА ПО  ПЛАНУ ДАТА  ПРОВЕ ДЕНИЯ УРОКА ПО  ФАКТУ 10 класс РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного  познания (3 часа) Т е м а  1.1 Краткая история развития биологии.  Система биологических наук (1 час) 1 Краткая история развития биологии.  Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни  организации и методы познания живой природы (2  часа) 2 Сущность и свойства живого.  3 Уровни организации и методы познания живой природы РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов) Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория  (1 час) 4 История изучения клетки. Клеточная теория Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа) 5 Химический состав живой природы. Неорганические  вещества клетки 6 Органические вещества. Общая характеристика  .Липиды.  7 Органические вещества Углеводы. Белки. 8 Органические вещества. Нуклеиновые кислоты Т е м а  2.3 Строение эукариотической и  прокариотической клеток (3 часа) 9 Эукариотическая клетка.Цитоплазма. Органоиды.  Лабораторная работа.№1Наблюдение клеток растений и  животных под микроскопом на готовых препаратах(­) 10 Клеточное ядро.Хромосомы. Лабораторная работа.№2  Приготовление и описание микропрепаратов клеток  растений(­) 11 Прокариотическая клетка Практическая работа. №1Сравнение строения клеток растений и животных (в форме  таблицы)(+) Т е м а  2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час) 12 Реализация информации в клетке наследственной  Т е м а  2.5 Вирусы (1 час) 13 Неклеточные формы жизни: вирусы 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 03.09­ 08.09 10.09 ­  15.09 17.09 ­  22.09 24.09­ 29.09 01.10­ 06.10 08.10 ­13.10 15.10 ­20.10 22.10 ­ 27.10 05.11 ­ 10.11 12.11­ 17.11 19.11 ­ 24.11 26.11 ­01.12 03.12­ 08.12 РАЗДЕЛ 3 Организм 18часов  Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых  организмов (1 час) 14 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов 1ч Т е м а  3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа) 15 Энергетический обмен 16 Пластический обмен. Фотосинтез Т е м а  3.3 Размножение (4 часа) 17 Деление клетки. Митоз 18 Размножение: бесполое и половое. 19 Образование половых клеток.Мейоз 20 Оплодотворение Тема 3. 4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  (2 часа) 21 Индивидуальное развитие организмов  22 Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье Тема  3.   Наследственность и изменчивость 7часов  23 Генетика — наука о закономерностях наследственности и  изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. 24 Закономерности наследования Моногибридное скрещивание. 25 Закономерности наследования Дигибридное скрещивание. 26 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное  наследование признаков. Лабораторная работа.№3 Составление простейших схем  скрещивания(+) 27 Современные представления о гене и геноме. Лабораторная  работа.№4 Решение элементарных генетических задач(+) 28 Генетика пола. Генетика и здоровье человека Практическая  работа.№2 Выявление источников мутагенов в окружающей  среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния  на организм   29 Изменчивость: наследственная и ненаследственная Практическая работа.№3 Изучение изменчивости(+) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1 10.12­ 15.12 17.12­ 22.12 24.12­ 29.12 9.01­ 12.01 14.01­ 19.01 21.01­ 26.01 28.01­ 01.02 04.02­ 9.02 11.02­ 16.02 18.02­ 23.02 25.02­ 2.03 4.03­ 9.03 11.03­ 16.03 18.03­ 23.03 1.04­ 6.04 8.04­ 13.04 Т е м а  3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа) 30 Селекция: основные методы и достижения Экскурсия№1  Многообразие сортов растений и пород животных, методы их  выведения 31 Биотехнология: достижения и перспективы развития.  Практическая работа.№4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии(+) Резервное время­ 4 часа­ Повторение и обобщение  1ч 1ч Повторение по теме : Строение эукариотической и  прокариотической клеток Повторение по теме : Обмен веществ и превращение энергии 1ч 1ч Повторение по теме : Наследственность и изменчивость  Повторение по теме : Наследственность и изменчивость  11 класс РАЗДЕЛ 4 Вид (19часов) Т е м а  4.1 История эволюционных идей (4 часа) 1 Развитие биологии в додарвиновский период. Работы  К.Линнея 2 Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка 3 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. 4 Эволюционная теория Ч. Дарвина. Т е м а  4.2 Современное эволюционное учение (8часов) 5 Вид: критерии и структура Лабораторная работа.№1  Описание особей вида по морфологическому критерию(+) 6 Популяция — структурная единица вида, Лабораторная  работа.№2.Выявление изменчивости у особей одного  вида(+). 7 Популяция как единица эволюции 8 Факторы эволюции 9 Естественный отбор­главная движущая сила эволюции  Практическая работа №1.Выявление приспособлений  организмов к среде обитания.(+) 10 Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.Экскурсия№1 Многообразие видов края. 32­ р 33­ р 34­ р 35­ р 15.04­ 20.04 22.04­ 27.04 29.04­ 4.05 6.05­ 11.05 13.05­ 18.05 20.05­ 25.05 03.09­ 08.09 10.09 ­  15.09 17.09 ­  22.09 24.09­ 29.09 01.10­ 06.10 08.10 ­13.10 15.10 ­20.10 22.10 ­ 27.10 05.11 ­  10.11 12.11­  17.11 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 11 Видообразование как результат эволюции.. 12 Доказательства эволюции органического мира Тема  4.3  Происхождение жизни на Земле (3 часа) 13 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Экскурсия №2. История развития жизни на Земле 14 Современные представления о возникновении жизни на  Земле Практическая работа №2 Анализ и оценка  различных гипотез происхождения жизни(+) 15 Развитие жизни на Земле Тема 4. 4 Происхождение человека (4 часа) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 16 Гипотезы происхождения человека. Практическая работа  1ч №3Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека(+) 17 Положение человека в системе животного мира Лабораторная  работа.№3.Выявление признаков сходства зародышей  человека и других млекопитающих как доказательство их  родства(­) 18 Эволюция человека Экскурсия№3 Происхождение и эволюция человека  19 Человеческие расы РАЗДЕЛ 5   Экосистемы (11 часов) Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа) 20 Организм и среда Экологические факторы 21 Абиотические факторы среды 22 Биотические факторы среды Тема  5. 2  Структура экосистем (4 часа) 23 Структура экосистем Экскурсия№4  Естественные и  искусственные  экосистемы 24 Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах  Практическая работа.№4 Составление схем передачи  вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме(+) 25 Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая  работа.№5 Решение экологических задач.(+) Лабораторная работа.№4 Выявление антропогенных  изменений в экосистемах своей местности(+) 26 Влияние человека на экосистемы. Практическая работа.№6.  Сравнительная характеристика природных экосистем и  агроэкосистем своей местности.(+) Лабораторная работа.№5 Исследование изменений в  экосистемах на биологических моделях (аквариум).(­) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 19.11 ­ 24.11 26.11 ­01.12 03.12­ 08.12 10.12­ 15.12 17.12­ 22.12 24.12­ 29.12 9.01­ 12.01 14.01­ 19.01 21.01­ 26.01 28.01­ 01.02 04.02­ 9.02 11.02­ 16.02 18.02­ 23.02 25.02­ 2.03 4.03­ 9.03 11.03­ 16.03 Т е м а  5.3 Биосфера — глобальная экосистема (2 часа) 27 Биосфера — глобальная экосистема. 28 Роль живых организмов в биосфере Тема  5. 4 Биосфера и человек (2часа)  29 Биосфера и человек Практическая работа.№7 Анализ и оценка последствий  собственной деятельности в окружающей среде.(+) 30 Основные экологические проблемы современности Практическая работа.№8 Анализ и оценка глобальных  экологических проблем и путей их решения(+) Заключение 31 Заключение. Общебиологические закономерности живой  природы Резервное время­ 4 часа­  Повторение по теме: Современное эволюционное учение Повторение по теме: Происхождение жизни на земле Повторение по теме: Происхождение человека. Повторение по теме: Экологические факторы. 32­ р 33­ р 34­ р 35­ р 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1 1ч 1ч 1ч 18.03­ 23.03 1.04­ 6.04 8.04­ 13.04 15.04­ 20.04 22.04­ 27.04 29.04­ 4.05 6.05­ 11.05 13.05­ 18.05 20.05­ 25.05

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс

Планирование по биологии 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.