В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
биология 5 клMicrosoft Word.doc
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
Согласована
на педагогическом совете,
протокол №11 от 29.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для 5а,б классов основного общего образования
на 20182019 учебный год
Бобровской Елены Васильевны
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей естественноматематического цикла
протокол № 4
«27» августа 2018 г.
руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская
Принята
на заседании методического совета
протокол № 4
от «28» августа 2018 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2018 Содержание рабочей программы
по учебному предмету «Биология» 5 класс
1. Пояснительная записка.
1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана
рабочая программа;
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано
преподавание предмета;
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
5. Поурочный календарно тематический план.
6. Лист внесения изменений в Рабочую программу. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с
1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая
программа
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.
изменениями и дополнениями);
2.
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования (с изменениями и дополнениями);
3.
4.
5.
6.
деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит"
Основной образовательной программа основного общего образования лицея;
Учебного плана МБОУ "Лицей "Эрудит";
Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей "Эрудит";
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
7. Авторской программой под руководством Н.И. Сонинаконцентрический курс: Биология.
Введение в биологию 5 класс. Рабочие программы «Биология» 59классы. сост Г.М. Пальдяева М.:
Дрофа,2016, 382с.
Программа ориентирована на УМК:
Состав УМК
Сонин Н. И., А.А Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа,
Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015
Кириленкова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс.
2014
Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013
Дрофа,2015
Дрофа,2015. 132с.
наблюдений. к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа,2015
Электронное приложение к учебнику
Сысолятина Н.Б., Жукова Н.В., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных и самостоятельных
Сонин Н.И. Тематические тесты к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.:
Сонин Н.И., Захаров В.Б. Методическое пособие к учебникам «Биология» 59классы. М.:
Кирилленкова В.Н.Биология: Введение в биологию.5 класс: тетрадь для оценки качества знаний
к учебнику Н.И.Сонина, А.А. Плешакова «Биология: Введение в биологию.5 класс». М.: Дрофа,
2014
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета
Количество часов, отведённое на изучение биологии согласно учебному плану лицея 35 часов в год при
учебной нагрузке 1 час в неделю
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
Учащиеся должны уметь:
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей царств живой природы.
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов, таких как:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
находить и использовать причинноследственные связи;
формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных
результатов, а именно: формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный
химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие,
раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие
биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы,
измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка —
элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и
её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в
жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их
роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения
природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних
пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация
организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные
признаки представителей основных царств,
особенности
жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)
Наземновоздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к
среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями
живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество
кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных
источников информации (фотографий, атласовопределителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
.
Раздел 4. Человек на Земле (5ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и
австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец,
кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое
разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с
опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,
борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье
человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их
профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях
природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
их характеристика,
строение, Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время — 2ч.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Раздел, название урока в поурочном
Колво часов по
№ темы
планировании
программе
1
2
3
4
5
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Раздел 4. Человек на Земле
Резервное время
ИТОГО
8
14
6
5
2
35ч
5.Лист внесения изменений в Рабочую программу
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
_________________Н.Т. Иванова
Приказ № ____ от __________
Лист корректировки рабочей программы
Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________
Название раздела,
темы по КТП
Кол
час
Дата
проведения по
плану
Дата
проведения по
факту
Кол
час
Причина
корректировки
Корректир
ующие
мероприят
ия
Учитель__________________( Ф.И.О. )
Руководитель МО__________________( Ф.И.О.)
Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.) Поурочное календарно тематическое планирование
По учебному предмету « Введение в биологию» , 5 класс
Приложение № 1
Раздел/Тема урока
на 20182019 учебный год
КЧ
№
урока
Дата
урока по
плану
Дата
урока по
факту
1
2
3
4
5
РАЗДЕЛ 1 Живой организм: строение и
изучение 8часов *.
Что такое живой организм
Наука о живой природе П.р.№1 Знакомство с
оборудованием для научных исследований()
Методы изучения природы П.р.№2
Проведение наблюдений, опытов и измерений
с целью конкретизации знаний о методах
изучения природы.()
Увеличительные приборы Л.р.№1 Устройство
ручной лупы, светового микроскопа(+)
Живые клетки Л.р.№2Строение клеток
живых организмов (на готовых
микропрепаратах). ()
Л.р.№3Строение клеток кожицы чешуи лука*.
(+)
8
1
1
1
1
1
03.09
08.09
10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
29.09
01.10
06.10 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Химический состав клетки Л.р.
№4Определение состава семян пшеницы. ()
Л.р.№5Определение физических свойств
белков, жиров, углеводов.()
Вещества и явления в окружающем мире
Великие естествоиспытатели
РАЗДЕЛ 2 Многообразие живых
организмов14часов
Как развивалась жизнь на Земле
Разнообразие живого
Бактерии
Грибы
Водоросли .Почувствуй себя альгологом
Зеленые листостебельные мхи
Папоротники
Голосеменные растения
Покрытосеменные (цветковые) растения
Значение растений в природе и жизни
человека
Животные. Простейшие
Беспозвоночные
Позвоночные
Значение животных в природе и жизни
человека
РАЗДЕЛ 3 Среда обитания живых
организмов6часов
Среды обитания животных. П.р.
№3Определение (узнавание) наиболее
распространённых растений и животных с
использованием различных источников
информации (фотографий, атласов
определителей, чучел, гербариев и др.).(+)
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
08.10
13.10
15.10
20.10
22.10
27.10
05.11
10.11
12.11
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
29.12
9.0112.01
14.01
19.01
21.01
26.01
28.01
01.02
04.029.02
11.02
16.02
18.02
23.02 24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Жизнь на разных материках П.р.№4
Исследование особенностей строения
растений и животных, связанных со средой
обитания.(+)
Природные зоны Земли.
Жизнь в морях и океанах.
П.р.№5 Знакомство с экологическими
проблемами местности и доступными путями
их решения.(+)
Что мы узнали о живой природе. Жизнь на
Земле
РАЗДЕЛ 4 Человек на Земле5часов
Как человек появился на Земле
Как человек изменил Землю
Жизнь под угрозой
Не станет ли Земля пустыней?
Здоровье человека и безопасность жизни П.Р.
№6Измерение своего роста и массы тела.()
П.Р.№7 Овладение простейшими способами
оказания первой доврачебной помощи(+)
34р Исследовательский проект «Есть ли
35
экологические проблемы в нашем крае?»
Исследовательский проект «Есть ли
экологические проблемы в нашем крае?»
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
25.022.03
4.039.03
11.03
16.03
18.03
23.03
1.046.04
8.0413.04
15.04
20.04
22.04
27.04
29.044.05
6.0511.05
13.05
18.05
20.05
25.05
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Планирование по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.